На главную страницу
Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде

Новости РБК

Новости "Эха Москвы"

Новости AK&M

Новости Прайм-ТАСС

Новости РИА-Новости

Новости Regions.ru

02.02.12 В России появится уполномоченный по защите прав предпринимателей

22.12.11 Путин обещает запустить "инвестиционный мотор"

21.11.11 Медведев не видит смысла заставлять чиновников отчитываться о расходах

16.11.11 Жилье стоит дорого

10.11.11 Сбербанк даст на стартап

03.11.11 Всеразрушающая коррупция

03.11.11 Малому бизнесу будет легче участвовать в аукционах по лесным участкам

31.10.11 Арендаторы в Москве предпочитают выкуп

25.10.11 В Перми решили не торопиться со сносом киосков

22.10.11 В Общественнной палате обсудили коррупцию

19.10.11 СНГ и свободная торговля: что будет?

18.11.11 В Москве начали устанавливаться ларьки нового образца

11.10.11 Малым предприятиям трудно получить кредит

06.10.11 Запад размышляет о загадке российского бизнеса

30.11.09 Иностранным инвесторам больше всего мешают откаты


Другие новости

20.05.11 Госдума готова запретить брать работников напрокат

17.02.11 Ответственность за эконом. преступления: Президента поправили

15.07.10 Новые поправки по защите бизнеса очень важны

23.04.10 Бизнес уполномочен уведомить

09.04.10 Дума затруднила проверку бизнесменов контролирующими органами

24.12.09 Статью не пришьешь

09.12.09 Проверок станет больше

29.10.09 Депутаты Госдумы выступили за ограничение внеплановых проверок бизнеса

19.06.2008 Выкуп проще

17.06.2008 Патент для "малышей" поможет сократить налоговую отчетность


Другие новости

29.09.11 Страховые поборы

26.09.11 Хедхантеры осваивают Facebook и Twitter

23.06.11 Эксперты: Ущерб от киберпреступлений в России сопоставим с воровством при госзакупках

24.02.11 Босс прочел блог

09.02.11 Тариф "убыточный"

11.10.2010 Конец хакерской вольницы

02.06.10 "Яндекс" начинает поиск стартапов

12.04.10 Вредные привычки Рунета

05.04.10 Терминалы недоступны

24.03.10 Надоили $20 млн

01.03.10 Мина для сисадмина

09.12.09 Малый и средний бизнес смогут выкупать часть арендуемых помещений

07.12.09 Google идет на почту

30.10.09 Интернет переходит на ".рф"

02.07.09 На сайтам министерств и ведомств мало полезной информации

17.06.09 Операторы поощряют абонентов оплачивать услуги через Интернет

16.06.09 Microsoft хочет удвоиться в России

28.05.09 Россия не засиживается в интернете

09.04.09 Малому бизнесу предлагают аренду программного обеспечения

19.06.2008 Сотрудники увольняются из-за плохого компьютера


Другие новости


Предприниматели примерили на себя налоги. Не подошло...

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ПРИМЕРИЛИ НА СЕБЯ НАЛОГИ. НЕ ПОДОШЛО…

Секция "Проблемы налогообложения малого предпринимательства", как и было обещано, проводилась в более позднее время, чем остальные, чтобы в ней могли принять участие все желающие. В центре дискуссии, проходившей в ЦДП, оказались налоговые новации Минэкономразвития, которые представил руководитель департамента финансов Минэкономразвития РФ Михаил Орлов.

Ведущий секции - президент РАРМП Александр Иоффе предложил выработать единую позицию по поводу правительственных налоговых инициатив, которые кое-кто поторопился окрестить "налоговой революцией", определиться в том, как они повлияют на финансовую устойчивость, возможность развиваться малому и среднему бизнесу. Начав с анализа и разборки отдельных фрагментов и новаций, участники дискуссии очень скоро перешли к острой критике правительственных инициатив, а затем и к полному отрицанию правительственного законопроекта, предложив отозвать его из Госдумы, а взамен предложить депутатский проект, согласованный с предпринимательской общественностью. Распалившихся делегатов из регионов не остановили даже предостережения против нигилизма, с которыми на ноябрьской встрече прошлого года обращался к предпринимателям президент РФ Владимир Путин.

Поначалу ничто не предвещало такого оборота событий. М.Орлов пояснил: снижение ставки налога на физических лиц, введение регрессивной шкалы единого социального налога и ряд других мер, по мнению разработчиков, должны вывести из "тени" зарплату работников МП. Впрочем, признал М.Орлов, хорошая задумка воплощена была не лучшим образом. Например, усложнился учет, прибавилось работы бухгалтерам - их заставляют вести налоговый учет, хотя сами налоговики не разобрались в его хитросплетениях. И еще задело участников дискуссии то, что по заявленным критериям отнесения предприятия к МП под действие законопроекта подпадали только микропредприятия, которые глава МНС Геннадий Букеев образно назвал "торговцами семечками", присовокупив к ним торговцев пирожками и владельцев мелких сапожных мастерских. Посыпались критические стрелы в адрес правительственного законопроекта. М.Орлов, явно стремясь разрядить обстановку, заявил, что ограничение численности МП - в 20 человек - снято вообще и остался лишь один критерий - максимальный оборот в 10 млн рублей. Однако предприниматели не приняли половинчатой уступки, почувствовав тут уловку: ведь 10 млн рублей годового оборота - это все тот же мельчайший бизнес, в основном семейный. И все дальнейшие увещевания главы департамента финансов о послаблениях в выборе системы налогообложения на основе уведомительного принципа, поквартальная (вместо помесячной) уплата единого налога и прочие бюрократические прелести не произвели особого впечатления. Была даже подвергнута осмеянию позиция разработчиков законопроекта, передавших в ведение федеральной власти установление базовых коэффициентов вмененного налога с передачей в субъекты решение вопроса - вводить в принципе эту систему или нет.

Предприниматель, член президиума ОПОРы Александр Паперный, открывший дискуссию, отметил, что новый законопроект, действительно, рассчитан на тех, кто торгует семечками, а предлагаемыми критериями малый бизнес просто вырван из реальной жизни. Касаясь конкретики налоговых новаций, А.Паперный призвал установить закрытый перечень налогов, которые заменяются внесенными с тем, чтобы завтра не возникли еще какие-либо налоги в дополнение к уже имеющимся.

Подробней этой темы коснулся депутат Госдумы РФ, председатель партии "Развитие предпринимательства" Иван Грачев. Сегодня не время теоретических дискуссий, - заявил он, - надо определяться, какой вариант законопроекта - правительственный или депутатский - следует взять за основу и проводить через Госдуму. И главное - способствует законопроект развитию предпринимательства или тормозит его? Несколько попыток усовершенствовать налогообложение МП до сих пор каждый раз приводили к вредным последствиям: росло налоговое бремя (вместо его сокращения), усложнялся учет, возникали противоречия между законами. И.Грачев назвал 5 позиций, по которым депутатский законопроект предпочтительней правительственного. Во-первых, в нем содержится отмена единого социального налога, явно вредного для МП. Во-вторых, провозглашается добровольность введения того или иного способа налогообложения. В-третьих, обосновывается вредность предложенных правительством налоговых ставок, которые не делают налогообложение сбалансированным. В-четвертых, признается неприемлемой усложненная система учета и отчетности. В-пятых, предлагается простая система учета НДС (через введение наценки), что снимает сложности ведения бизнеса.

Комментарий И.Грачева дополнила депутат Госдумы РФ Оксана Дмитриева. По ее мнению, если законопроект не несет радикальных изменений в ситуацию, его и принимать не стоит. То, что предлагает правительство, в этом смысле остается топтанием на месте. В Петербурге, который представляет О.Дмитриева, упрощенная система активно внедряется прежде всего потому, что тут базовая ставка существенно ниже, чем принятая на федеральном уровне. Правительственный вариант законопроекта практически во всем ведет к увеличению ставок, и это, по мнению О.Дмитриевой, обрекает его на неудачу.

Эту проблему затронул эксперт комитета по налогам и бюджетной политики РСПП Геннадий Лебедев. Прежде всего, считает он, нужно обеспечить простоту системы, чтобы для ее введения не требовалось бы дополнительно бухгалтеров, юристов, консультантов. Законопроект должен стать более понятным, простым, "нетрактуемым" так и этак, чтобы для учета не требовалось знаний тонкостей бухгалтерии. Что касается всех форм учета, деклараций и пр., то они, полагает Г.Лебедев, должны быть обозначены в самом законе, чтобы избежать несоответствий при принятии разного рода нормативных актов. Г.Лебедев продемонстрировал подготовленный совместно с ОПОРой законопроект, которым предусмотрена книга учета доходов и расходов МП, декларация (на 2-х страничках) и 6 страниц самого законопроекта. Он предложил этот документ направить вместе с обращением к президенту РФ Владимиру Путину (в качестве приложения).

Ветеран кооперативного движения, председатель производственного кооператива "МИК" Сергей Прудовский призвал вернуться к истокам, когда была простой отчетность, а предприниматели больше занимались делом и меньше - писанием бумаг. Сегодня предприятие, имея численность 4-5 человек, должно содержать бухгалтера и кассира. Что касается налоговых ставок, которые навязывает правительственный вариант, то, по словам С.Прудовского, предприниматели будут платить ровно столько, сколько смогут. "Политика государства, - заявил он, - привела к тому, что нас заставляют работать не честно".

Министр правительства Москвы, руководитель департамента МП Евгений Егоров заявил, что ничего революционного правительственный законопроект не несет. Упрощенная система налогообложения как не работала, так и дальше работать не будет; вмененный налог где работает, а где нет. Предприниматели хотят выйти из "тени", но их научили скрывать доходы и не платить налоги. Такую же идеологию, полагает министр, несет правительственный законопроект: он разрешает малому предприятию иметь ЛЮБУЮ численность персонала, но ограничивает его деятельность оборотом в 10 млн рублей в год.

Сведя малый бизнес к "торговцам семечками", руководители ведомств экономического блока показали свою полную некомпетентность в вопросах развития малого и среднего бизнеса, - сказал далее Е.Егоров. - Либо они демонстрируют свое полное нежелание развивать малый бизнес. Вот с 1 июля с.г. вводится закон о регистрации. Но нет никакого документа, который бы расписывал, как намерено МНС РФ вести эту работу, которая ему передается. Или закон о лицензировании: теперь этим намерено заниматься Минэкономразвития, а это значит, у субъектов Федерации эту функцию отберут, а люди из далекой Чукотки за лицензиями принуждены будут ездить в Москву.

В заключение Е.Егоров выразил сожаление о том, что малый бизнес в стране по сути остается бесхозным. Занимаются этим сектором экономики многие, а толку чуть. Как говорится, "у семи нянек дитя без глазу". Министр призвал предпринимателей добиваться создания федерального министерства по малому бизнесу, что позволит на цивилизованном уровне решать его проблемы. Кстати, это предложение нашло горячую поддержку предпринимателей из различных регионов России.

Через призму взаимоотношений бизнеса и власти попыталась рассмотреть вариант налоговой политики управляющая фондом "Деловая перспектива", руководитель комиссии по законодательству и налогам ОПОРы Дина Крылова. Представители высшего руководства страны с экранов телевизоров наобещали предпринимателям и щадящий режим налогообложения, и возможность вычесть разного рода расходы (до 47 наименований) из налогооблагаемой базы, и многое другое. Теперь же власть теряет доверие предпринимателей, поскольку ситуация оказывается во многом прямо противоположной. Появилось даже понятие "минимального налога", который гарантирует государству, что оно в любом варианте "свое получит". Это тоже роняет авторитет власти. Далее, вместо того, чтобы стимулировать потребление, без чего трудно ждать роста производства, поощряется сокращение расходов, а значит, снижение деловой активности.

Предприниматель Павел Боташев из Республики Коми считает, что власть должна, наконец, определиться, чего она хочет от малого бизнеса. Если содрать побольше налогов - это один подход, если создать новые рабочие места - другой подход. Многие коллеги П.Боташева как работали, так и работают в палатках, занимаются теневым бизнесом - и счастливы. А он начал развивать свой бизнес - и теперь вынужден каждый год покупать новую ККМ, платить разные сборы, задабривать "крышу" и т.п. Сотни людей придумывают законы, заметил П.Боташев, - а тысячи думают, как их обойти. Разве нельзя тех и других взять в союзники? Тогда всем станет легче работать.

Далеко не по всем вопросам участники "круглого стола" проявили полное единодушие. К примеру, вызвал дискуссию вопрос, какой предпочтительней критерий отнесения к МП - выручка, численность или занимаемая площадь? Большинство предпочло все же численность в качестве критерия. А министр Е.Егоров предложил вообще пойти другим путем: отказаться от вмененного налога, зато дать возможность каждому МП приобрести патент.

Участники дискуссии отмечали, что в предложенном правительством законопроекте многие положения не имеют отношения к малому бизнесу. В этой связи А.Иоффе отметил, что речь должна идти о поддержке ЧАСТНОГО предпринимательства. Между тем, законопроект открывает возможность для получения льгот государственным унитарным предприятиям. Получая от государства оборотные средства, оборудование, используя упрощенную систему отчетности, т.е. получая определенные стартовые преимущества, ГУПы имеют возможность конкурировать с частными предприятиями явно не на равных условиях, что несправедливо по отношению к МП.

Предпринимательницу из Бийска Алтайского края Софию Сидикову тоже задело за живое сравнение предпринимателей с продавцами семечек. На ее фирме трудится 76 человек, годовой оборот - 25 млн рублей (тоже не вписывается в предложенные правительством критерии). "У меня такое впечатление, - заявила С.Сидикова, - что отечественный производитель государству просто не нужен, о нем никто не заботится". Ее твердое убеждение: нужно сохранить критерии, предусмотренные законом о господдержке МП. И поставить заслон попыткам то и дело принимать новые законы, которые еще больше ухудшают ситуацию. Ограничение же по объемам производства (в рублях) означает ничто иное, как побуждение прятать лишние объемы в теневом секторе экономики. С.Сидикова предложила потребовать от правительства восстановления ускоренной амортизации оборудования, введения для МП поквартальной (вместо помесячной) отчетности.

- Какие ограничения в бизнесе вам представляются адекватными? - спросил М.Орлов.

- Никаких ограничений на предпринимательскую деятельность быть не должно, - заявила С.Сидикова.

Президент ОПОРы Сергей Борисов выступил с более примирительных позиций. Он напомнил, что именно Минэкономразвития, Герман Греф впервые пошли на диалог бизнеса и власти - и при разработке законов по дебюрократизации экономики, и по преодолению административных барьеров. "В одночасье ничего не сделаешь, - заявил президент ОПОРы, - и голосом ничего не решить. Если верх берут эмоции - толку будет мало". ОПОРа создавалась, чтобы помочь предпринимателям сформировать консолидированную позицию. "Не в базаре, а в конструктивном споре рождается истина", - еще раз напомнил С.Борисов. Вместе с тем, он признал, что отношения предпринимателей и исполнительной власти вступают в полосу серьезного кризиса. И это входит в противоречие с позицией президента РФ. Предприниматели устали от теневой экономики и хотят нормально работать, но пока не получается.

Далее С.Борисов отметил, что правительство ставит перед малым бизнесом, как и перед всей экономикой, более чем скромные задачи. Если сегодня доля малого бизнеса в ВВП составляет 10%, то к 2005 году планируется получить 14-15%. А ведь президент РФ ставил задачу достижения европейского уровня - 50-60%. Правительство, - подчеркнул президент ОПОРы, - если оно хочет именоваться прогрессивным, должно смело идти на эксперименты, внедрять венчурное финансирование, рисковые проекты. Ну а если оно не примет предложений предпринимателей, то войдет в историю как бездействующее правительство. Ну а если начистоту, - заключил С.Борисов, - предприниматели сами должны идти во власть и принимать все необходимые законы - никто другой за нас этого не сделает.

Подводя итоги дискуссии, ведущий секции А.Иоффе признался, что у него сложилось удручающее впечатление от ситуации в налогообложении МП. А ведь совсем еще недавно президент РФ встретился с предпринимателями, Госсовет принял Концепцию господдержки малого бизнеса. Затем последовал новогодний "налоговый подарок". Теперь, отметил президент РАРМП, все признаются, что допущена серьезная ошибка, но никто не торопится ее исправить. Что касается налоговых т.н. революционных инициатив, то, по мнению А.Иоффе, никаких инициатив нету. "Мое личное мнение, - сказал он, - правительство в лице министерств экономического блока проводит саботаж решений президента РФ относительно поддержки и развития малого предпринимательства. Никаких других слов сказать тут нельзя".

К концу заседания страсти еще более раскалились. Д.Крылова с большим трудом смогла зачитать уже правленный текст резолюции. Большинство предпринимателей настроены были жестко: нечего тут обсуждать! И было-таки решено: правительственный законопроект отозвать из Думы, а внести свой, согласованный с предпринимательской общественностью. Начинать создавать для себя блок налоговых законов предприниматели решили немедленно, ни минуты не мешкая.


Валерий ЯКОВЛЕВ.
"Бизнес для всех", номер 8 (355) 22.04.2002
http://www.businesspress.ru/newspaper/article.asp?mId=3&aId=110087  21.05.02

Консультации юристов Фонда:

01.06-31.08.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.04-31.05.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.03-31.03.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.02-28.02.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.01-31.01.05 Ответы на вопросы предпринимателей

Предыдущие консультации

05.03.12 Почему российские предприниматели уходят из бизнеса

19.01.11 В. Мау: Экономическая стратегия. Выбор новой модели

06.12.10 Петр Авен: Российская экономика все больше напоминает советскую

18.10.2010 Кредиты: Ни взять ни отдать

11.10.2010 Как стать предпринимателем. Лекция Михаила Фридмана

26.04.10 Михаил Задорнов: макроэкономическая ситуация в России вызывает очень большую тревогу

26.04.10 Бизнес и общество: Русский дисконт

14.04.10 К. Рогов: Свой путь: Модернизация и конкуренция

01.03.10 Удар по малому

23.09.09 Малый, средний и крупный бизнес: чья деятельность приносит пользу стране?

15.06.09 Значение и место субъектов малого и среднего бизнеса в трансформационных экономиках

22.12.08 Поддержка малого бизнеса должна стать приоритетом политики государства

27.10.08 Заявление Союза "Либеральная Хартия" о финансовом кризисе в России

17.10.08 Что делать в условиях кризиса? Советы аналитика

04.04.08 А. Архангельский: Великое в малом

20.03.08 Тяжелая история малого бизнеса

04.02.08 "ОПОРА РОССИИ" о новом законе о малом и среднем бизнесе

04.09.07 Закон о малом и среднем бизнесе: за и против

14.08.07 Г. Явлинский: Собственность: Экономика без права

18.07.06 Плюсы и минусы новых поправок в НК

29.05.06 ПБОЮЛ с трудовой ответственностью

11.05.06 В. Радаев: Легализация бизнеса: баланс принуждения и доверия

18.04.06 Какие умения и навыки будут нужны в 2020 г.

23.03.06 НДС: Легенды и мифы

14.02.06 ЕНВД не так прост, как кажется

17.01.2006 Неуплата пенсионных взносов - не повод для ответственности по ЕСН

07.12.05 НДС до востребования. Восстанавливать или не восстанавливать НДС?

22.11.05 Проблемы разрешения налоговых споров в России

11.11.05 С. Белановский: Предпринимательский класс в России

08.11.05 Эксперты о презумпции налоговой виновности. "С каждого по копеечке, а казне-то большой плюсик"

28.10.05 Воротила, делец… предприниматель

12.10.05 НДС и политика

26.09.05 Тенденции и перспективы развития малого бизнеса в России

15.06.05 Бизнес-активность работников правоохранительных органов в современной России

24.03.05 Государство и бизнес: Вспомнить о малом

18.03.05 Отношения власти и бизнеса не так плохи, как кажутся?

22.02.05 Советы консультанта: Грамотный бизнес-план

27.01.05 Какой НДС нам нужен?

11.01.05 Российская экономика - 2005: прогнозы и перспективы


Другие аналит. материалы

Еще приколы... 

06.06.01 Как, по Вашему мнению, изменился деловой климат в стране?

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА