На главную страницу
Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде

Новости РБК

Новости "Эха Москвы"

Новости AK&M

Новости Прайм-ТАСС

Новости РИА-Новости

Новости Regions.ru

02.02.12 В России появится уполномоченный по защите прав предпринимателей

22.12.11 Путин обещает запустить "инвестиционный мотор"

21.11.11 Медведев не видит смысла заставлять чиновников отчитываться о расходах

16.11.11 Жилье стоит дорого

10.11.11 Сбербанк даст на стартап

03.11.11 Всеразрушающая коррупция

03.11.11 Малому бизнесу будет легче участвовать в аукционах по лесным участкам

31.10.11 Арендаторы в Москве предпочитают выкуп

25.10.11 В Перми решили не торопиться со сносом киосков

22.10.11 В Общественнной палате обсудили коррупцию

19.10.11 СНГ и свободная торговля: что будет?

18.11.11 В Москве начали устанавливаться ларьки нового образца

11.10.11 Малым предприятиям трудно получить кредит

06.10.11 Запад размышляет о загадке российского бизнеса

30.11.09 Иностранным инвесторам больше всего мешают откаты


Другие новости

20.05.11 Госдума готова запретить брать работников напрокат

17.02.11 Ответственность за эконом. преступления: Президента поправили

15.07.10 Новые поправки по защите бизнеса очень важны

23.04.10 Бизнес уполномочен уведомить

09.04.10 Дума затруднила проверку бизнесменов контролирующими органами

24.12.09 Статью не пришьешь

09.12.09 Проверок станет больше

29.10.09 Депутаты Госдумы выступили за ограничение внеплановых проверок бизнеса

19.06.2008 Выкуп проще

17.06.2008 Патент для "малышей" поможет сократить налоговую отчетность


Другие новости

29.09.11 Страховые поборы

26.09.11 Хедхантеры осваивают Facebook и Twitter

23.06.11 Эксперты: Ущерб от киберпреступлений в России сопоставим с воровством при госзакупках

24.02.11 Босс прочел блог

09.02.11 Тариф "убыточный"

11.10.2010 Конец хакерской вольницы

02.06.10 "Яндекс" начинает поиск стартапов

12.04.10 Вредные привычки Рунета

05.04.10 Терминалы недоступны

24.03.10 Надоили $20 млн

01.03.10 Мина для сисадмина

09.12.09 Малый и средний бизнес смогут выкупать часть арендуемых помещений

07.12.09 Google идет на почту

30.10.09 Интернет переходит на ".рф"

02.07.09 На сайтам министерств и ведомств мало полезной информации

17.06.09 Операторы поощряют абонентов оплачивать услуги через Интернет

16.06.09 Microsoft хочет удвоиться в России

28.05.09 Россия не засиживается в интернете

09.04.09 Малому бизнесу предлагают аренду программного обеспечения

19.06.2008 Сотрудники увольняются из-за плохого компьютера


Другие новости


В. Пансков: Мы так спешим, что топчемся на месте

Актуальное интервью

Аудитор Счетной палаты РФ, доктор экономических наук, профессор Владимир Пансков комментирует законодательные новации по налогообложению малого бизнеса.

- Владимир Георгиевич, как вы полагаете, почему правительство все-таки решилось поддержать малый бизнес после стольких лет простоя?

- Судя по законопроектам, с которыми я ознакомился, никаких революционных преобразований по сравнению с действующей системой налогообложения малого бизнеса в них нет. Единственные подвижки - для субъектов Федерации, переходящих на упрощенную систему налогообложения, увеличивается предельная численность работников с 15 до 20 человек. Да и разрешение на включение в вычет из доходов затрат на инвестиции. Остальные предложения - или косметический ремонт, или же исправление прежних ошибок. С 1 января 2002 года вступило в силу законодательное решение о том, что малые предприятия, в том числе и перешедшие на упрощенную систему налогообложения индивидуальные предприниматели, должны платить единый социальный налог. Теперь это решение отменяется. Во всем остальном никаких революционных новаций я не увидел.

Что, собственно, предлагается? Несколько сузить сферу применения единого налога на вмененный доход плюс те наиболее существенные новации, о которых я сказал. Однако сегодня упрощенная система налогообложения для малого бизнеса фактически не применяется. У нас в стране, по разным данным, работает 850-870 тысяч малых предприятий. На упрощенной системе налогообложения, которая введена еще в 1996 году, находится из них всего около 50 тыс. Предприниматели считают ее невыгодной.

Фактически в стране действует 3 системы налогообложения малых предприятий. Это упрощенная система для малого бизнеса, которая является добровольной формой перехода: когда идет замена наиболее трудных для исчисления и уплаты налогов каким-то одним. Вторая система - это единый налог на вмененный доход. При ее применении малые предприятия не спрашивают, хотят они переходить на эту систему или нет. Если они относятся к тем сферам деятельности, занимаясь которыми предприниматели должны платить налог на вмененный доход, то они его и платят - таков закон. И третья система - общая, по которой работает сегодня большинство российских малых предприятий. Сегодня, к сожалению, можно работать и в "тени". По разным экспертным оценкам, от 30 до 50% реально выработанной продукции, товаров и услуг создается малыми предприятиями в теневом бизнесе. А в сфере вмененного налога работает чуть более 130 тыс. малых предприятий.

Что предлагает правительство? Перевести на единый налог на вмененный доход предприятия, занятые в сфере бытового обслуживания, в розничной торговле, связанные с автосервисом или работающие в общепите. Все. Что касается упрощенной системы налогообложения, то здесь ограничений по сферам деятельности нет, зато есть ограничения по численности работников и по объему производимой продукции. А ведь наша задача - не только стимулировать сферу услуг, но сделать так, чтобы и материальное производство развивалось. У нас же малые предприятия, занятые в сфере материального производства, никакой налоговой поддержки со стороны государства не имеют.

Все наши начинания - или только черные, или только белые. Раньше мы стимулировали все малые предприятия численностью до 100 человек с помощью налога на прибыль. С 1 января 2002 года ликвидировали льготы на уплату этого налога. Логика была такая: льготы ни к чему не приводят. Да, действительно, в той форме, в какой они были предоставлены, так и было. Счетная палата проверила в 2000-2001 гг. 3,5 тыс. предприятий малого бизнеса. Мы убедились, что первые 2 года, когда предприятия были полностью освобождены от налогов, они заметно наращивали производство, потом, со снижением льготы на прибыль, рост замедлялся, на пятом году существования, когда надо уже платить все налоги, у малых предприятий резко падали объемы производства, взять с них в казну было нечего. Спустя 5 лет предприятие сохранялось, однако его фонды продавались по дешевке другому предприятию, туда переходил весь аппарат, и опять они получали льготы.

Льгота по налогу на прибыль давалась для развития малого предпринимательства, а на деле все превратилось в кормушку. Я все же думаю, что надо вернуть льготу по налогу на прибыль малым предприятиям, однако сделать ее целевой, с обязательным условием, что эти деньги предприниматели будут тратить на развитие своего бизнеса.

Можно стимулировать малое производство и по-другому. Мелким предпринимателям сложно вести учет налогов, для этого им нужно держать квалифицированного бухгалтера, вести обширную отчетность. Но надо ли их загонять в упрощенную систему налогообложения? В советское время были созданы централизованные бухгалтерии, которые по всем детсадам или школам конкретного района вели бухгалтерский учет. Почему бы сегодня государству не простимулировать подобную форму ведения бухгалтерского учета для малых предприятий? Чтобы создавались фирмы, которые вели бы бухгалтерский учет мелких предприятий, их арбитражные дела в сфере налогообложения, расчеты с налоговыми органами. Но чтобы они занимались только этим, государство должно освободить их услуги в данной сфере от уплаты НДС, может быть, установить пониженный налог на прибыль.

- Предприниматели считают, что установлена слишком низкая норма численности для предприятий, которые считаются малыми, - всего 20 человек. В законе же "О государственной поддержке малого предпринимательства" эта норма гораздо выше - от 50 до 100 работников.

- Да, вся промышленность из-за этого выпадает! Предприятие начнет развиваться, численность работников перевалит за двадцать человек, а что дальше? Ведь на Западе нигде нет такой ограничительной планки - до 20 работников. В отдельных странах - фирмы с 500 работниками тоже считаются малыми предприятиями. Мы тоже могли бы в промышленности довести норму численности работников, занятых на малом предприятии, до 150-200 человек. И стимулировать их не упрощенной системой. Хотите, нанимайте фирму, которая будет вести ваши налоговые дела, а хотите, получайте льготу по налогу на прибыль, но только направляйте эти средства на развитие производства.

- Может быть, лучше не менять действующую систему налогообложения, а просто снизить кабальные ставки единого налога на вмененный доход, которые установили многие регионы для малых предприятий?

- Вот с этим я никогда не соглашусь. Как и с тем, что предлагается сделать сейчас: устанавливать базовую доходность в федеральном центре. Никогда мы не учтем особенностей отдельных регионов. Приведу только один пример. Мы как-то сравнили базовую доходность на один топливно-раздаточный пистолет на бензозаправочных станциях в разных регионах. Так вот, в Псковской области она составляет 29 тыс. рублей, а в Краснодарском крае - 2 млн 250 тыс. Огромнейший разброс. А мы сегодня пытаемся все привести к единому показателю. Это неверно. Федеральный закон должен быть рамочным, определять только принципы, по которым устанавливается базовая доходность.

Что же касается единого налога на вмененный доход, то он направлен не столько на развитие малых предприятий, сколько на то, чтобы взять с них налоги, которые они должны заплатить. Ведь для чего вводили единый налог на вмененный доход? В сфере малого бизнеса все связано с наличными деньгами, там проходят большие неучтенные обороты, контроль налоговых органов невозможен за каждым, условно говоря, столиком в кафе. Налог введен как своего рода карательный, но карать он должен в пределах закона, нельзя устанавливать запредельную базовую доходность и такую ставку, чтобы она забирала все, что зарабатывает малый предприниматель. А стимулирование малых предприятий должно идти через дополнительные льготы.

- Тогда к чему такая спешка с принятием новых законопроектов?

- Мы все делаем очень поспешно. И от этой поспешности топчемся на месте. Вспомните, как принимали 1-ю часть Налогового кодекса. Казалось, если не примем ее до 1 июля 1999 года, то страна остановится, экономика развалится. Только приняли, еще она не вступила в действие, как уже в сентябре в Думе и правительстве стали рассматривать поправки к ней. Была масса поправок и, думаю, еще придется вернуться к этой части, хотя к настоящему времени она достаточно неплохо отработана. Мы ввели с 1 января 2002 года уплату единого социального налога малыми предприятиями, а сегодня новыми законами уже отменяем это. Не успев ввести, начинаем править. И все время спешим, спешим.

Мы разрабатываем наше налоговое законодательство, не зная, чего мы хотим. Цель провозгласили: принять Налоговый кодекс, но кодекс не самоцель. Он дает возможность усовершенствовать, унифицировать все законодательные и нормативные акты. Мы приняли правильное решение о том, чтобы все законы, которые войдут в кодекс, были законами прямого действия. Но как только мы перешли ко второй части - стали принимать законы по налогу на прибыль, НДС, то выяснилось, что мы не знаем, чего в конечном итоге хотим. Провозгласили снижение налогового бремени. А в чем это должно выражаться и для кого? Сегодня никто не может сказать, какое у нас налоговое бремя в стране. Налоговое бремя определяют как отношение суммы уплаченных налогов к валовому внутреннему продукту. Если сравнить по этому показателю нашу страну с другими странами - Бог ты мой, у нас чуть ли не самая низкая в мире налоговая нагрузка! Но ведь эти цифры от лукавого. Почему? Да потому что это средняя температура по больнице. Того, кто честно платит налоги, мы задавили ими, а тот, кто не платит, тоже попадает в ВВП, но в сумме финансовых налогов их нет. У нас около 50% налогоплательщиков сегодня налогов не платит. А их нагрузка ложится на остальных. Значит, надо выработать показатели налоговой нагрузки для конкретных видов деятельности. Мы не просчитываем, кто выигрывает от снижения налоговой нагрузки, но тем не менее снижаем ее. Хорошо, а дальше? Льготы мы отменили, а в отношении стимулирования ничего не сделали. И вот мы бросаемся из одной крайности в другую и все время торопимся.

Нам нужно спокойно осмыслить, чего же мы хотим. Мы говорим, что с 2004 года будет действовать новый Налоговый кодекс. Да не будет! Формально мы примем все главы Налогового кодекса, но потом будем еще 5-6 лет в него поправки вносить. Но какой это кодекс, если его постоянно исправляют? Правительство должно разработать и обсудить в Думе, Совете Федерации с привлечением ученых, предпринимателей концепцию налоговой реформы. Она должна стать если не законом, то документом, на который будет ориентироваться вся работа над Налоговым кодексом. Тогда мы перестанем шарахаться из стороны в сторону.

Екатерина ВЫХУХОЛЕВА,Борис УСТЮГОВ
http://www.izvestia.ru/economic/article17900 08.05.02

Консультации юристов Фонда:

01.06-31.08.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.04-31.05.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.03-31.03.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.02-28.02.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.01-31.01.05 Ответы на вопросы предпринимателей

Предыдущие консультации

05.03.12 Почему российские предприниматели уходят из бизнеса

19.01.11 В. Мау: Экономическая стратегия. Выбор новой модели

06.12.10 Петр Авен: Российская экономика все больше напоминает советскую

18.10.2010 Кредиты: Ни взять ни отдать

11.10.2010 Как стать предпринимателем. Лекция Михаила Фридмана

26.04.10 Михаил Задорнов: макроэкономическая ситуация в России вызывает очень большую тревогу

26.04.10 Бизнес и общество: Русский дисконт

14.04.10 К. Рогов: Свой путь: Модернизация и конкуренция

01.03.10 Удар по малому

23.09.09 Малый, средний и крупный бизнес: чья деятельность приносит пользу стране?

15.06.09 Значение и место субъектов малого и среднего бизнеса в трансформационных экономиках

22.12.08 Поддержка малого бизнеса должна стать приоритетом политики государства

27.10.08 Заявление Союза "Либеральная Хартия" о финансовом кризисе в России

17.10.08 Что делать в условиях кризиса? Советы аналитика

04.04.08 А. Архангельский: Великое в малом

20.03.08 Тяжелая история малого бизнеса

04.02.08 "ОПОРА РОССИИ" о новом законе о малом и среднем бизнесе

04.09.07 Закон о малом и среднем бизнесе: за и против

14.08.07 Г. Явлинский: Собственность: Экономика без права

18.07.06 Плюсы и минусы новых поправок в НК

29.05.06 ПБОЮЛ с трудовой ответственностью

11.05.06 В. Радаев: Легализация бизнеса: баланс принуждения и доверия

18.04.06 Какие умения и навыки будут нужны в 2020 г.

23.03.06 НДС: Легенды и мифы

14.02.06 ЕНВД не так прост, как кажется

17.01.2006 Неуплата пенсионных взносов - не повод для ответственности по ЕСН

07.12.05 НДС до востребования. Восстанавливать или не восстанавливать НДС?

22.11.05 Проблемы разрешения налоговых споров в России

11.11.05 С. Белановский: Предпринимательский класс в России

08.11.05 Эксперты о презумпции налоговой виновности. "С каждого по копеечке, а казне-то большой плюсик"

28.10.05 Воротила, делец… предприниматель

12.10.05 НДС и политика

26.09.05 Тенденции и перспективы развития малого бизнеса в России

15.06.05 Бизнес-активность работников правоохранительных органов в современной России

24.03.05 Государство и бизнес: Вспомнить о малом

18.03.05 Отношения власти и бизнеса не так плохи, как кажутся?

22.02.05 Советы консультанта: Грамотный бизнес-план

27.01.05 Какой НДС нам нужен?

11.01.05 Российская экономика - 2005: прогнозы и перспективы


Другие аналит. материалы

Еще приколы... 

06.06.01 Как, по Вашему мнению, изменился деловой климат в стране?

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА