На главную страницу
Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде

Новости РБК

Новости "Эха Москвы"

Новости AK&M

Новости Прайм-ТАСС

Новости РИА-Новости

Новости Regions.ru

02.02.12 В России появится уполномоченный по защите прав предпринимателей

22.12.11 Путин обещает запустить "инвестиционный мотор"

21.11.11 Медведев не видит смысла заставлять чиновников отчитываться о расходах

16.11.11 Жилье стоит дорого

10.11.11 Сбербанк даст на стартап

03.11.11 Всеразрушающая коррупция

03.11.11 Малому бизнесу будет легче участвовать в аукционах по лесным участкам

31.10.11 Арендаторы в Москве предпочитают выкуп

25.10.11 В Перми решили не торопиться со сносом киосков

22.10.11 В Общественнной палате обсудили коррупцию

19.10.11 СНГ и свободная торговля: что будет?

18.11.11 В Москве начали устанавливаться ларьки нового образца

11.10.11 Малым предприятиям трудно получить кредит

06.10.11 Запад размышляет о загадке российского бизнеса

30.11.09 Иностранным инвесторам больше всего мешают откаты


Другие новости

20.05.11 Госдума готова запретить брать работников напрокат

17.02.11 Ответственность за эконом. преступления: Президента поправили

15.07.10 Новые поправки по защите бизнеса очень важны

23.04.10 Бизнес уполномочен уведомить

09.04.10 Дума затруднила проверку бизнесменов контролирующими органами

24.12.09 Статью не пришьешь

09.12.09 Проверок станет больше

29.10.09 Депутаты Госдумы выступили за ограничение внеплановых проверок бизнеса

19.06.2008 Выкуп проще

17.06.2008 Патент для "малышей" поможет сократить налоговую отчетность


Другие новости

29.09.11 Страховые поборы

26.09.11 Хедхантеры осваивают Facebook и Twitter

23.06.11 Эксперты: Ущерб от киберпреступлений в России сопоставим с воровством при госзакупках

24.02.11 Босс прочел блог

09.02.11 Тариф "убыточный"

11.10.2010 Конец хакерской вольницы

02.06.10 "Яндекс" начинает поиск стартапов

12.04.10 Вредные привычки Рунета

05.04.10 Терминалы недоступны

24.03.10 Надоили $20 млн

01.03.10 Мина для сисадмина

09.12.09 Малый и средний бизнес смогут выкупать часть арендуемых помещений

07.12.09 Google идет на почту

30.10.09 Интернет переходит на ".рф"

02.07.09 На сайтам министерств и ведомств мало полезной информации

17.06.09 Операторы поощряют абонентов оплачивать услуги через Интернет

16.06.09 Microsoft хочет удвоиться в России

28.05.09 Россия не засиживается в интернете

09.04.09 Малому бизнесу предлагают аренду программного обеспечения

19.06.2008 Сотрудники увольняются из-за плохого компьютера


Другие новости


Государственная регистрация прав на недвижимость

1. Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" №122-ФЗ

1.1. Закон о регистрации №122-ФЗ

Сделки с недвижимым имуществом составляют значительную часть хозяйственного оборота. Особый характер предмета таких сделок требует признания и подтверждения государством прав их участников. Являясь гарантией законности заключения сделок с недвижимым имуществом, эти меры позволяют сделать рынок недвижимости прозрачным и снизить возможности для мошенничества и преступлений. Поэтому законодательно было закреплена обязательная государственная регистрация сделок с недвижимостью, включающая проведение правовой экспертизы документов, необходимых для государственной регистрации и проверки законности сделки.

17 июня 1997 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Закон принимался сложно, долго. Работала согласительная комиссия. 21 июля 1997 г. его подписал Президент РФ и 30 июля 1997 г Федеральный закон №122-ФЗ был опубликован в "Российской газете". Закон предусматривает поэтапное вступление в силу. С 31 января 1998 г. вступили в силу нормы, регламентирующие процедуру осуществления регистрации и порядок ведения реестра. По ним предусматривается единая процедура регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним вне зависимости от вида недвижимости и субъекта Федерации, на территории которого эта недвижимость находится. С 1 января 2000 года (к этому сроку предусматривалось создание системы учреждений юстиции по регистрации прав) все нормы Закона вступают в силу. Исключение - положения по предоставлению информации о зарегистрированных правах. Ее получение на всей территории России независимо от места регистрации начнется только после создания единой информационной системы.

Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" №122-ФЗ определяет:
1. понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2. перечень прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственная регистрация которых обязательна;
3. круг участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав;
4. органы, осуществляющие государственную регистрацию прав (учреждения юстиции по регистрации прав, порядок создания которых и их размещение определяются субъектами РФ по согласованию с центром);
5. порядок государственной регистрации прав;
6. особенности регистрации отдельных видов прав на недвижимое имущество и сделок с ним, куда включены права на предприятие как имущественный комплекс; кондоминиумы; права общей собственности; сервитуты; ипотека; права на вновь создаваемый объект; аренда; права, установленные судебным решением; права, связанные с распоряжением имуществом на условиях доверительного управления или опеки.

Необходимо обратить внимание, что до 1 января 2000 года сделки с недвижимым имуществом подлежали нотариальному удостоверению и регистрации в обычном порядке. Однако с этого года утратили силу правила об обязательном нотариальном удостоверении сделок по договорам купли-продажи, мены, дарения недвижимости, а также купли-продажи предприятия, предусмотренные ст. 550, 560, 574 ГК. С начала текущего года этот тип сделок подлежит государственной регистрации. В нотариальном удостоверении нуждается только договор ренты (ст. 584 ГК РФ).

Вместе с тем, несоблюдение требований о государственной регистрации влечет недействительность (ничтожность) только договора об ипотеке (статьи 165 и 339 ГК РФ). Для других договоров, подлежащих государственной регистрации, такое последствие не предусмотрено. В ГК установлено, что, если одна из сторон уклоняется от государственной регистрации сделки, то суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки (ст. 165 ГК), а также принудить виновную сторону возместить стороне, чье право нарушено, убытки, вызванные задержкой в регистрации.

Очевидным преимуществом этих изменений является введение обязательной правовой экспертизы документов в сделках с недвижимостью. Ранее проверка законности полностью зависела от порядочности нотариуса, чью функцию теперь взяло на себя государство. С другой стороны полнота власти чиновника в решении таких вопросов создает дополнительные возможности для злоупотребления служебным положением.

Для граждан и юридических лиц теперь значительно уменьшилась сумма, которую раньше приходилось платить нотариусу за оформление сделок. Теперь шкала оплаты регистрации сделки привязана не к стоимости недвижимости, а к минимальной оплате труда: для физических лиц - до 3 минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц - до 50. При регистрации предприятий как имущественных комплексов - до 200. Если граждане или юридические лица нуждаются в дополнительной информации об объекте купли - продажи недвижимости, то они имеют право на получение интересующих их данных.

1.2. Процесс регистрации

Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа. Сроки проведения государственной регистрации ограничены одним месяцем с момента подачи заявления и необходимых документов. При возникновении у регистратора сомнений в наличии оснований для регистрации он может приостановить государственную регистрацию, но не боле чем на один месяц. Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации прав не допускается. По заявлению правообладателя государственная регистрация может быть приостановлена не более чем на три месяца. Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления №122-ФЗ в силу, т. е. до 30 января 1998 г. признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации. Она проводится по желанию их обладателей.

Закон устанавливает исчерпывающий перечень документов, являющихся основанием для государственной регистрации прав. Обязательным приложением к правоустанавливающим документам является план земельного участка, участка недр и план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера (или условного номера, если кадастровые работы на данный объект не завершены). План земельного участка должен быть удостоверен органом, ответственным за проведение кадастровых работ, а планы другого недвижимого имущества - соответствующим органом учета объектов недвижимого имущества. Предусматривается, что отсутствие или незаконченность работ по кадастровому учету земельного участка или наличие судебного спора о границах земельного участка не является основанием для отказа в государственной регистрации прав на него.

Процедура регистрация права на объект недвижимого имущества продолжается по закону не более 30 дней. По прошествию этого срока, заявитель, сдавший документы на регистрацию права, должен получить регистрацию, либо мотивированный отказ в ней. Допускается и более быстрая регистрация, так как закон устанавливает лишь максимальный срок.

Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суде, в том числе в арбитражном.

Установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

1.3. Проблемы, связанные с Федеральным законом

1. За рамками закона остались многие организационные вопросы, так как в нем проявились противоречия между федеральными ведомствами, связанными с недвижимостью, нотариатом (зарабатывающим на оформлении сделок) и учетной системой. Нет координации регистрации и инвентаризации. Есть мнение, что это одно из проявлений борьбы организаций за регистрационные сборы.
2. По закону, регистрацией прав должны заниматься специальные учреждения юстиции, которые субъекты РФ должны создать на своей территории. Однако Министерство Юстиции не обладает административной властью над этими учреждениями. В его компетенцию входит организация обучения регистраторов, методическое обеспечение и контрольные функции, так как региональной структуры у Минюста нет. В результате, создаваемой системе очень сложно быть единой. Данные о правах на недвижимость разобщены и ненадежны.
3. Основные принципы системы единой государственной регистрации - формирование единого объекта недвижимости (объединение строений и земли) и регистрация всех прав в одном учреждении - не выполняются. Существует сопротивление учетной системы, разделенной по объектам.
4. Учреждения регистрации должны быть приближены к объектам недвижимости. Необходимо, чтобы для регистрации не нужно было далеко ездить. Однако Министерство Юстиции фактически навязывает для каждого субъекта создание только одного учреждения с филиалами в районных центрах и крупных городах. Существует также некоторая неопределенность в формировании регистрационных округов, которые могут не совпадать с административно-территориальным делением.
5. Существует неопределенность в вопросе о признании ранее существовавших прав. Надо ли проводить регистрацию ранее возникшего права простым перенесением записи из существовавшей системы или при перенесении необходимо проведение правовой экспертизы.
6. Закон о регистрации не описывает детально доступ к информации реестра. Поэтому существует опасность, что доступ к данным реестра будет ограничиваться чиновниками.
7. Самым незащищенным участником рынка недвижимости сегодня является добросовестный предприниматель. В случае любых проблем, возникающих с объектом, он просто лишается и купленной недвижимости, и выплаченных денег. Ни закон, ни власть ничего ему не гарантируют. При обсуждении закона попытки упомянуть о гарантиях и гарантийных фондах, после длительных споров, были отвергнуты.
8. Существующий порядок обеспечивает предпринимателю общение с множеством чиновников, каждый из которых ничего не решает, но всегда может создать препятствия, запретив любые его действия. В результате, любое дело вязнет в согласованиях, хождениях по кабинетам, раздаче взяток и подарков.
9. Необходимо правовое зонирование территории, в рамках которого правила обращения с земельным участком заранее определены местным законодательным актом, а не сиюминутным решением очередного аппаратчика. Администрациям не нужно, чтобы правила владения земельными участками были известны заранее, они хотят иметь полный контроль над оборотом и использованием участков и менять правила этого контроля сколь угодно часто.

2. Планируемые поправки

В Государственной думе зарегистрированы следующие законопроекты c поправками в закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Это:
1. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", внесен депутатом Государственной Думы Мизулиной Е.Б. ;
2. О внесении дополнений в статьи 7 и 8 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", внесен депутатом Государственной Думы Медведевым Ю.Г.;
3. О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", внесен членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Губернатором Саратовской области Аяцковым Д.Ф. ;
4. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", внесен депутатами Государственной Думы Астраханкиной Т.А., Волчек Г.Б., Говорухиным С.С., Губенко Н.Н., Гудима Т.М., Зотиковым А.А., Кобзоном И.Д., Максимовым Е.В., Менем М.А., Тарасовым В.М., Чеховской Н.М. ;
5. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", внесен депутатом Государственной Думы Савельевым Н.Н.

Все они должны были быть рассмотрены в осеннюю сессию. Но рассматривался только законопроект, внесенный Советом Федерации, (Аяцковым Д.Ф,).

2.1. Законопроект Совета Федерации

Законопроект устанавливает, что в случае регистрации права на долю в общей собственности к заявлению должны прилагаться вместо согласий всех сособственников документы, подтверждающие извещение в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу или отказ участников долевой собственности от покупки доли. И изымаются нормы, по которым при отсутствии согласия всех сособственников регистрация приостанавливается на два месяца и не выразившим согласие направляются извещения. С тем, чтобы если в этот срок они не представят возражения, то регистрация будет проводиться без их согласия.

На данный момент, действительно, существует противоречие между статьей 24 ФЗ-122 и статьей 250 ГК РФ. По ГК условиями для продажи доли в общей долевой собственности на недвижимое имущество являются наличие отказа участников долевой собственности от покупки доли или извещение в письменной форме остальных участников о намерении продать свою долю постороннему лицу. По ГК также право продать долю в общей собственности на недвижимость, если сособственники не дали согласия приобрести его долю и не отказались от ее покупки, возникает по истечении одного месяца со дня их извещения о намерении продать долю. А в соответствии со ФЗ-122 регистрация приостанавливается на 2 месяца. Также, статья 250 Гражданского кодекса Российской Федерации не требует согласия сособственников продавца доли на ее отчуждение.

Это нужный и хороший законопроект. Неудивительно, что он был принят единогласно в первом чтении ("за" - 369, "против" - 0). Он был поддержан комитетом по законодательству и Правительством.

2.2. Законопроект о культурном наследии

Законопроект предлагает, во-первых, учитывать в Едином реестре недвижимости (по №122-ФЗ) для объектов недвижимости, включенных в Государственный Реестр объектов культурного наследия (который еще только предполагается ввести), описание их особенностей, не подлежащих изменению. Во-вторых, он устанавливает, что вместе с заявлением о регистрации и соответствующими документами предъявляются сведения об отнесении или неотнесении объекта недвижимого имущества к объектам культурного наследия.

Данный законопроект тесно связан с находящимся на рассмотрении в Думе законопроектом "Об объектах культурного наследия народов РФ", который и предполагает создание Реестра таких объектов. Он был внесен Говорухиным С.С. и другими известными депутатами, однако осенью 1999 г. при рассмотрении во втором чтении его вернули к процедуре первого чтения. Этот законопроект рассматривает объекты культурного наследия как особый вид недвижимого имущества, использование которого предусматривает определенные ограничения в использовании и требования по обеспечению сохранности памятника. Как пишут разработчики в пояснительной записке, необходимость изменений в №122-ФЗ объясняется тем, что "… органы охраны памятников истории и культуры не являются органами управления имуществом, чрезвычайно трудно контролировать соблюдение условий по сохранению памятника, ... при переходе памятника культуры от одного владельца к другому...". Цель - "...обеспечить выполнение условий по сохранению каждого конкретного объекта наследия независимо от того, в чьем владении, пользовании и распоряжении он находится".

Сразу возникает ряд вопросов. Во-первых, зачем дублирование информации в Реестре прав на недвижимое имущество и в Реестре объектов культурного наследия ? Во-вторых, не станет ли получение справок о неотнесении объекта к культурному наследию для представления при регистрации сделок с недвижимостью средством финансирования Реестра объектов культурного наследия ? В-третьих, как исключить волюнтаризм в отнесении недвижимости к культурному наследию ? Ведь по законопроекту оно происходит на основании решений органов государственной власти. И, хотя оно касается объектов, с момента создания которых или с момента событий, связанных с которыми, прошло не менее 40 лет., где гарантии, что завтра вы не придете на работу в памятник архитектуры 70-х годов ХХ века, и поэтому в нем нельзя сделать евроремонт ?

2.3. Законопроект Савельева

Законопроект устанавливает, что обязательная государственная регистрация прав на некапитальные (бревенчатые, сборно-щитовые и т.п.) индивидуальные жилые и дачные дома, приусадебные и дачные постройки не требуется. Учет прав собственности на такое недвижимое имущество ведут органы местного самоуправления по месту его расположения.

По сути законопроект перспективен, т.к. упрощает порядок регистрации некоторых видов недвижимости для физических лиц. Закон 122-ФЗ создал значительные трудности для граждан, оформляющих сделки с принадлежащим им жильем, расположенным в сельской местности. По существующему порядку владелец дома для совершения с ним сделки должен надолго оставить хозяйство, выехать в районный центр (для многих это финансовую и транспортную проблему), где будет ждать очереди в БТИ, собирать архивные документы по правам бывших владельцев дома, ждать несколько месяцев, пока документы не вернутся из фонда имущества соответствующего субъекта РФ.

В пояснительной записке разработчики особо указывают, что "особенно нетерпимая бюрократическая обстановка ... затронула тех граждан, которые приезжают из северных районов для того, чтобы купить дома в деревнях центральной зоны России". Они считают, что "упрощение порядка операций с некапитальными объектами недвижимости - деревянными жилыми и дачными домами позволит упростить процедуру приобретения свободного жилого фонда в сельской местности и предотвратить процесс вымирания российских деревень. Это позволит значительно разгрузить регистрационные органы на местах и сосредоточить их работу на наведении порядка с регистрацией прав собственности на производственные и иные капитальные объекты.

2.4. Законопроект Мизулиной

Законопроект предусматривает четыре поправки в ФЗ-122.
Во-первых, разрешить назначение на должность регистратора прав только лиц с высшим юридическим образованием (сейчас или имеющих опыт работы по регистрации прав не менее 2 лет).
Во-вторых, предлагается в случае общей собственности при отсутствии согласия всех сособственников при приостановлении регистрации на 2 месяца, предоставить им на изъявление возражения или согласия не эти 2 месяца, а срок указанный в ГК, то есть 1 месяц.
В-третьих, возложение на учреждение юстиции по регистрации прав ответственности за законность проведения регистрации, а также за полноту и подлинность выдаваемой информации о правах на недвижимость и сделок с ней.
В-четвертых, это то, что "впредь до создания системы учреждений юстиции по регистрации прав на территории Российской Федерации сохраняют силу правила об обязательном нотариальном удостоверении договоров, предусмотренных статьями 550, 560, 574 Гражданского Кодекса Российской Федерации".
В принципе, направления законопроекта хорошие и правильные. Недостатки в действующем законе, такие как: возможность назначения на должность регистратора лиц, не имеющих высшего юридического образования, при обязательности проведения правовой экспертизы представляемых для регистрации документов и проверки законности сделки; увеличение по сравнению с ГК срока для получения ответа от сособственника при продаже доли в общей собственности; отсутствие ответственности учреждений юстиции подрывают конституционный принцип охраны частной собственности и способствуют нарушениям прав граждан в сфере оборота недвижимости.
Однако непонятны критерии завершенности создания системы регистрации прав. Непонятно также как совместить подход Мизулиной и подход Аяцкова (законопроект которого уже прошел первое чтение) к разрешению противоречия между ГК и №122-ФЗ. Вызывает также вопросы, кто, за счет чего и как будет нести ответственность. Без этого ответственность является декларацией.


2.5. Законопроект Медведева

Законопроект разрешает предоставление сведений о содержании правоустанавливающих документов и информации о правах на недвижимое имущество федеральному антимонопольному органу и его территориальным органам в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Разработчики закона утверждают, что практика деятельности МАП России и его территориальных органов указывает на необходимость доступа антимонопольного органа к правоустанавливающим документам. Предполагается, что концентрация объектов недвижимости может привести к монополизации товарного рынка. По закону "О конкуренции" передача в пользование или в собственность основных производственных средств, превышающих 10 процентов балансовой стоимости, требует согласия антимонопольного органа. Однако на практике такие действия часто совершаются посредством передачи прав на недвижимость без уведомления МАПа.

Вряд ли законопроект будет иметь катастрофические последствия для предпринимателей, так как МАП в целом мало вмешивается в хозяйственную жизнь страны, а собственно на порядок регистрации такая норма не повлияет.

Дмитрий Алешин, эксперт Фонда
e-mail: dmitry.aleshin@ofdp.ru 14.11.00

Консультации юристов Фонда:

01.06-31.08.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.04-31.05.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.03-31.03.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.02-28.02.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.01-31.01.05 Ответы на вопросы предпринимателей

Предыдущие консультации

05.03.12 Почему российские предприниматели уходят из бизнеса

19.01.11 В. Мау: Экономическая стратегия. Выбор новой модели

06.12.10 Петр Авен: Российская экономика все больше напоминает советскую

18.10.2010 Кредиты: Ни взять ни отдать

11.10.2010 Как стать предпринимателем. Лекция Михаила Фридмана

26.04.10 Михаил Задорнов: макроэкономическая ситуация в России вызывает очень большую тревогу

26.04.10 Бизнес и общество: Русский дисконт

14.04.10 К. Рогов: Свой путь: Модернизация и конкуренция

01.03.10 Удар по малому

23.09.09 Малый, средний и крупный бизнес: чья деятельность приносит пользу стране?

15.06.09 Значение и место субъектов малого и среднего бизнеса в трансформационных экономиках

22.12.08 Поддержка малого бизнеса должна стать приоритетом политики государства

27.10.08 Заявление Союза "Либеральная Хартия" о финансовом кризисе в России

17.10.08 Что делать в условиях кризиса? Советы аналитика

04.04.08 А. Архангельский: Великое в малом

20.03.08 Тяжелая история малого бизнеса

04.02.08 "ОПОРА РОССИИ" о новом законе о малом и среднем бизнесе

04.09.07 Закон о малом и среднем бизнесе: за и против

14.08.07 Г. Явлинский: Собственность: Экономика без права

18.07.06 Плюсы и минусы новых поправок в НК

29.05.06 ПБОЮЛ с трудовой ответственностью

11.05.06 В. Радаев: Легализация бизнеса: баланс принуждения и доверия

18.04.06 Какие умения и навыки будут нужны в 2020 г.

23.03.06 НДС: Легенды и мифы

14.02.06 ЕНВД не так прост, как кажется

17.01.2006 Неуплата пенсионных взносов - не повод для ответственности по ЕСН

07.12.05 НДС до востребования. Восстанавливать или не восстанавливать НДС?

22.11.05 Проблемы разрешения налоговых споров в России

11.11.05 С. Белановский: Предпринимательский класс в России

08.11.05 Эксперты о презумпции налоговой виновности. "С каждого по копеечке, а казне-то большой плюсик"

28.10.05 Воротила, делец… предприниматель

12.10.05 НДС и политика

26.09.05 Тенденции и перспективы развития малого бизнеса в России

15.06.05 Бизнес-активность работников правоохранительных органов в современной России

24.03.05 Государство и бизнес: Вспомнить о малом

18.03.05 Отношения власти и бизнеса не так плохи, как кажутся?

22.02.05 Советы консультанта: Грамотный бизнес-план

27.01.05 Какой НДС нам нужен?

11.01.05 Российская экономика - 2005: прогнозы и перспективы


Другие аналит. материалы

Еще приколы... 

06.06.01 Как, по Вашему мнению, изменился деловой климат в стране?

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА