На главную страницу
Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде

Новости РБК

Новости "Эха Москвы"

Новости AK&M

Новости Прайм-ТАСС

Новости РИА-Новости

Новости Regions.ru

02.02.12 В России появится уполномоченный по защите прав предпринимателей

22.12.11 Путин обещает запустить "инвестиционный мотор"

21.11.11 Медведев не видит смысла заставлять чиновников отчитываться о расходах

16.11.11 Жилье стоит дорого

10.11.11 Сбербанк даст на стартап

03.11.11 Всеразрушающая коррупция

03.11.11 Малому бизнесу будет легче участвовать в аукционах по лесным участкам

31.10.11 Арендаторы в Москве предпочитают выкуп

25.10.11 В Перми решили не торопиться со сносом киосков

22.10.11 В Общественнной палате обсудили коррупцию

19.10.11 СНГ и свободная торговля: что будет?

18.11.11 В Москве начали устанавливаться ларьки нового образца

11.10.11 Малым предприятиям трудно получить кредит

06.10.11 Запад размышляет о загадке российского бизнеса

30.11.09 Иностранным инвесторам больше всего мешают откаты


Другие новости

20.05.11 Госдума готова запретить брать работников напрокат

17.02.11 Ответственность за эконом. преступления: Президента поправили

15.07.10 Новые поправки по защите бизнеса очень важны

23.04.10 Бизнес уполномочен уведомить

09.04.10 Дума затруднила проверку бизнесменов контролирующими органами

24.12.09 Статью не пришьешь

09.12.09 Проверок станет больше

29.10.09 Депутаты Госдумы выступили за ограничение внеплановых проверок бизнеса

19.06.2008 Выкуп проще

17.06.2008 Патент для "малышей" поможет сократить налоговую отчетность


Другие новости

29.09.11 Страховые поборы

26.09.11 Хедхантеры осваивают Facebook и Twitter

23.06.11 Эксперты: Ущерб от киберпреступлений в России сопоставим с воровством при госзакупках

24.02.11 Босс прочел блог

09.02.11 Тариф "убыточный"

11.10.2010 Конец хакерской вольницы

02.06.10 "Яндекс" начинает поиск стартапов

12.04.10 Вредные привычки Рунета

05.04.10 Терминалы недоступны

24.03.10 Надоили $20 млн

01.03.10 Мина для сисадмина

09.12.09 Малый и средний бизнес смогут выкупать часть арендуемых помещений

07.12.09 Google идет на почту

30.10.09 Интернет переходит на ".рф"

02.07.09 На сайтам министерств и ведомств мало полезной информации

17.06.09 Операторы поощряют абонентов оплачивать услуги через Интернет

16.06.09 Microsoft хочет удвоиться в России

28.05.09 Россия не засиживается в интернете

09.04.09 Малому бизнесу предлагают аренду программного обеспечения

19.06.2008 Сотрудники увольняются из-за плохого компьютера


Другие новости


Пробки в московских автосалонах

Иномарки должны подорожать

В ближайшем будущем иномарка в России может стать не роскошью, а предметом вожделения. К началу августа, когда столичные улицы сезонно пестреют рекламой сейлов, в автосалонах творится примерно то же, что в "Детском мире" под Новый год. Причем большинство машин, произведенных в 2006 году, уже проданы. Люди приходят, чтобы встать в очередь. Хвоста ее не видно, и он растет.

Очередь - первый признак дефицита. А дефицит, как это известно из новейшей истории, лечится либерализацией (читай - бурным ростом) цен. Пока автодилеры об этом не говорят, однако сотрудники автосалонов на ушко шепчут знакомым, что готовятся переписывать ценники. Предсказать конкретные параметры взлета цен пока невозможно, однако то, что он будет, - факт.

Специалисты видят целый ряд причин того, что на языке экономистов называется дисбалансом спроса и предложения. Начнем со спроса. Во-первых, денег на руках у населения (точнее, той его части, которая в принципе способна покупать автомобили стоимостью от 10 тыс. долл.) становится все больше (даже Росстат рапортует о росте реальных доходов населения примерно на 10% за первое полугодие). Во-вторых, бум потребительского кредитования.

По словам Виталия СЕДНЕВА, ведущего аналитика АКК "Сальвадор Д.", "банки сегодня предлагают кредиты на приобретение иномарок на очень выгодных условиях, включающих в себя низкую процентную ставку и минимум проблем с оформлением. Кроме того, многие люди готовы вложить в авто и личные, незаемные средства. Дело в том, что в стране наблюдается кризис домашних сбережений. Хранить деньги в чулках стало абсолютно невыгодно из-за инфляции и колебаний валютных курсов, да и банковские депозиты не всегда гарантируют даже сохранность вложенных средств".

В общем, денежным изобилием сейчас никого не удивишь. Средний класс, как и экономика в целом, опосредованно завязан на нефть: чем богаче сырьевые экспортеры, тем богаче аффилированные с ними банки, страховые и строительные компании, юридические конторы, медиа и т.д. Вопрос в другом: почему люди спешат вложить деньги в машины, а не во что-то еще?

Раньше в списке дорогих приобретений на первом месте стояла квартира. Но начиная с этого года на столичном, и не только, рынке установились цены, которые смело можно назвать запретительными. То есть человек с зарплатой даже вдвое выше средней (не по России - по Москве) никогда не сможет купить квартиру, хоть всю жизнь откладывай. А взять ипотечный кредит по-прежнему непросто. Только первый взнос на самую дешевую "однушку" значительно превышает стоимость новенькой иномарки эконом-класса. Двухкомнатная же квартира на окраине по стоимости эквивалентна двум-трем представительским джипам такого уровня, который предполагает, что его владелец живет не в России, а на Рублевке. Словом, полный дисбаланс.

Раньше деньги, которые невозможно было потратить, вкладывались в собственное дело, чтобы заработать больше и купить то, чего так желает душа. Однако сейчас малый бизнес окончательно перешел в разряд сфер деятельности повышенного риска. Только за этот год законодательные изменения изрядно потрепали, если не под корень зачистили, два самых доходных сегмента: игровые автоматы и розничную торговлю алкоголем. Не будем сейчас говорить о том, хорошо это или плохо, просто факт. И это не говоря уже о вечных, но перманентно усугубляющихся проблемах с налоговиками, санэпидемстанцией и другими чиновниками. Можно сказать, что частный средний и мелкий бизнес стал убыточен и окончательно перестал быть частной собственностью в смысле имущественного права. Авто пока нет. Их и берут.

Причем едва ли с целью инвестирования. По оценкам специалистов, даже качественный иностранный автомобиль с каждым годом эксплуатации теряет 15-20% стоимости. Показатели в принципе сопоставимы с реальным уровнем инфляции. Главный плюс в том, что на автомобиле, в отличие от счета в банке или кэша, можно еще и ездить, демонстрируя всем, что у тебя с деньгами все в порядке. В этом случае некоторые финансовые потери хотя бы компенсируются бонусами морально-имиджевого порядка.

Но мы совсем забыли о предложении. Может, иномарки просто перестали поставляться в Россию? Например, в связи с какими-либо таможенными нововведениями? Потому и дефицит. К счастью, нет. По словам представителей крупного таможенного брокера, ажиотаж на рынке точно никак не связан "с динамикой таможенного законодательства".

Более реалистичная версия происходящего сложилась после беседы с топ-менеджером крупного автосалона, попросившего не называть его имени. Оказывается, в течение последних нескольких месяцев компании-производители провели своеобразную "чистку" в рядах своих дилеров, разорвав отношения со всеми, кто вызвал какие-либо нарекания. В итоге в Московском регионе закрылось большое число автосалонов, и потенциальные покупатели, естественно, плавно перетекли в оставшиеся, которые тут же расширили штат и подняли зарплаты. Все автомобили, которые привозят поставщики, уже куплены. Более того, расцвела такая сравнительно новая разновидность бизнеса, как торговля местом в очереди. Особо нетерпеливые покупатели, не желающие ждать по девять месяцев, готовы выложить за право сократить срок стояния в очереди до трех-четырех недель сумму, эквивалентную 10% стоимости авто. Стандартное же очередь-место стоит порядка полутора-двух тысяч у.е.

Понятно, что такое спонтанное уравнение спроса и предложения просуществует недолго. В ближайшей перспективе автосалоны поднимут цены, и очереди рассосутся сами собой. Иномарка снова станет роскошью.

В целом же можно сказать, что инвестиционные предпочтения российского населения в целом мало чем отличаются от повадок их сограждан из списка "Форбс". И те и другие вкладывают свободные средства в приобретение предметов роскоши, а не в развитие отечественной экономики. Что вовсе не свидетельствует о здоровье самой экономики.

Алексей ПОЛУХИН


Комментарии экспертов

Ирина ЗЕЛЕНКОВА, заместитель генерального директора ООО "ФинЭкспертиза":

- Фокус в том, что приобретение качественного европейского автомобиля с точки зрения психологических аспектов потребления представителей нашего юного пока (в смысле длительности существования) среднего класса совмещает в себе сразу несколько очевидных выгод.

Во-первых, подобный выбор вполне прагматичен в сугубо функциональном смысле: приобретается надежное, добротное "средство передвижения", которое может использоваться по своему прямому назначению в течение долгого времени, работая без сбоев и обеспечивая вполне себе достойный уровень комфорта.

Во-вторых, таким образом удостоверяется собственный социальный статус: солидный "немец" в гараже будет все же более убедительным свидетельством респектабельности его владельца, нежели новенький "японец". Что характерно, это уже не способ "покрасоваться", как было в совсем недалекое время, - это просто здравая, спокойная "инвестиция" в self-identity, все больше коррелирующее с известной фразой "скромное обаяние буржуазии".

Наконец, совсем прагматично: хороший европейский автомобиль, "отработав" верой и правдой эти две выгоды, вполне еще продаваем через несколько лет - во благо кошельку своего старого хозяина.


Дина КРЫЛОВА, руководитель Центра экспертизы проблем предпринимательства "ОПОРы России":

- Наверное, можно увидеть определенную логику в том, что люди вкладывают деньги не в малый бизнес, а, например, в иномарки. Риски в малом бизнесе сейчас очень высокие, конкуренция тоже. Административный и коррупционный пресс огромный, и шансов преуспеть не очень много.

В середине 90-х люди все-таки верили в то, что в нашей стране можно преуспеть, больше было желающих открыть свое дело. Сейчас, еще и потому, что предложение почти во всех сегментах превышает спрос, пробиться и преуспеть в малом бизнесе очень и очень сложно. Многие из тех, кто в свое время хотел бы заняться бизнесом, все-таки делают выбор в пользу работы по найму и не рискуют собственным капиталом, а накопления тратят на потребление.

Безусловно, наблюдается ухудшение условий работы малых предприятий. Это связано с большими поборами, которые взимаются под различными предлогами. Это как коррупционного характера поборы, так и оформленные вполне легально.

Казалось бы, налоги не повышаются, они даже уменьшаются за последние годы. Введена упрощенная система налогообложения, несколько снижен единый социальный налог, налог на прибыль снижен до 24% - только начинай бизнес. Но дело не в налогах. Большое количество изъятий и издержек связано с чрезмерным регулированием и с коррупцией. Это создает альтернативную систему обложения - только не налогами, а поборами. Есть налогообложение, а есть поборообложение. В сумме они дают очень безрадостную картину.

Записали Денис ДАВЫДОВ, Анна ОВЯН

"Новая газета", 24 июля 2006 г. № 55
http://2006.novayagazeta.ru/nomer/2006/55n/n55n-s13.shtml 25.07.06

Консультации юристов Фонда:

01.06-31.08.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.04-31.05.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.03-31.03.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.02-28.02.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.01-31.01.05 Ответы на вопросы предпринимателей

Предыдущие консультации

05.03.12 Почему российские предприниматели уходят из бизнеса

19.01.11 В. Мау: Экономическая стратегия. Выбор новой модели

06.12.10 Петр Авен: Российская экономика все больше напоминает советскую

18.10.2010 Кредиты: Ни взять ни отдать

11.10.2010 Как стать предпринимателем. Лекция Михаила Фридмана

26.04.10 Михаил Задорнов: макроэкономическая ситуация в России вызывает очень большую тревогу

26.04.10 Бизнес и общество: Русский дисконт

14.04.10 К. Рогов: Свой путь: Модернизация и конкуренция

01.03.10 Удар по малому

23.09.09 Малый, средний и крупный бизнес: чья деятельность приносит пользу стране?

15.06.09 Значение и место субъектов малого и среднего бизнеса в трансформационных экономиках

22.12.08 Поддержка малого бизнеса должна стать приоритетом политики государства

27.10.08 Заявление Союза "Либеральная Хартия" о финансовом кризисе в России

17.10.08 Что делать в условиях кризиса? Советы аналитика

04.04.08 А. Архангельский: Великое в малом

20.03.08 Тяжелая история малого бизнеса

04.02.08 "ОПОРА РОССИИ" о новом законе о малом и среднем бизнесе

04.09.07 Закон о малом и среднем бизнесе: за и против

14.08.07 Г. Явлинский: Собственность: Экономика без права

18.07.06 Плюсы и минусы новых поправок в НК

29.05.06 ПБОЮЛ с трудовой ответственностью

11.05.06 В. Радаев: Легализация бизнеса: баланс принуждения и доверия

18.04.06 Какие умения и навыки будут нужны в 2020 г.

23.03.06 НДС: Легенды и мифы

14.02.06 ЕНВД не так прост, как кажется

17.01.2006 Неуплата пенсионных взносов - не повод для ответственности по ЕСН

07.12.05 НДС до востребования. Восстанавливать или не восстанавливать НДС?

22.11.05 Проблемы разрешения налоговых споров в России

11.11.05 С. Белановский: Предпринимательский класс в России

08.11.05 Эксперты о презумпции налоговой виновности. "С каждого по копеечке, а казне-то большой плюсик"

28.10.05 Воротила, делец… предприниматель

12.10.05 НДС и политика

26.09.05 Тенденции и перспективы развития малого бизнеса в России

15.06.05 Бизнес-активность работников правоохранительных органов в современной России

24.03.05 Государство и бизнес: Вспомнить о малом

18.03.05 Отношения власти и бизнеса не так плохи, как кажутся?

22.02.05 Советы консультанта: Грамотный бизнес-план

27.01.05 Какой НДС нам нужен?

11.01.05 Российская экономика - 2005: прогнозы и перспективы


Другие аналит. материалы

06.06.01 Как, по Вашему мнению, изменился деловой климат в стране?

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА