На главную страницу
Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде

Новости РБК

Новости "Эха Москвы"

Новости AK&M

Новости Прайм-ТАСС

Новости РИА-Новости

Новости Regions.ru

02.02.12 В России появится уполномоченный по защите прав предпринимателей

22.12.11 Путин обещает запустить "инвестиционный мотор"

21.11.11 Медведев не видит смысла заставлять чиновников отчитываться о расходах

16.11.11 Жилье стоит дорого

10.11.11 Сбербанк даст на стартап

03.11.11 Всеразрушающая коррупция

03.11.11 Малому бизнесу будет легче участвовать в аукционах по лесным участкам

31.10.11 Арендаторы в Москве предпочитают выкуп

25.10.11 В Перми решили не торопиться со сносом киосков

22.10.11 В Общественнной палате обсудили коррупцию

19.10.11 СНГ и свободная торговля: что будет?

18.11.11 В Москве начали устанавливаться ларьки нового образца

11.10.11 Малым предприятиям трудно получить кредит

06.10.11 Запад размышляет о загадке российского бизнеса

30.11.09 Иностранным инвесторам больше всего мешают откаты


Другие новости

20.05.11 Госдума готова запретить брать работников напрокат

17.02.11 Ответственность за эконом. преступления: Президента поправили

15.07.10 Новые поправки по защите бизнеса очень важны

23.04.10 Бизнес уполномочен уведомить

09.04.10 Дума затруднила проверку бизнесменов контролирующими органами

24.12.09 Статью не пришьешь

09.12.09 Проверок станет больше

29.10.09 Депутаты Госдумы выступили за ограничение внеплановых проверок бизнеса

19.06.2008 Выкуп проще

17.06.2008 Патент для "малышей" поможет сократить налоговую отчетность


Другие новости

29.09.11 Страховые поборы

26.09.11 Хедхантеры осваивают Facebook и Twitter

23.06.11 Эксперты: Ущерб от киберпреступлений в России сопоставим с воровством при госзакупках

24.02.11 Босс прочел блог

09.02.11 Тариф "убыточный"

11.10.2010 Конец хакерской вольницы

02.06.10 "Яндекс" начинает поиск стартапов

12.04.10 Вредные привычки Рунета

05.04.10 Терминалы недоступны

24.03.10 Надоили $20 млн

01.03.10 Мина для сисадмина

09.12.09 Малый и средний бизнес смогут выкупать часть арендуемых помещений

07.12.09 Google идет на почту

30.10.09 Интернет переходит на ".рф"

02.07.09 На сайтам министерств и ведомств мало полезной информации

17.06.09 Операторы поощряют абонентов оплачивать услуги через Интернет

16.06.09 Microsoft хочет удвоиться в России

28.05.09 Россия не засиживается в интернете

09.04.09 Малому бизнесу предлагают аренду программного обеспечения

19.06.2008 Сотрудники увольняются из-за плохого компьютера


Другие новости


Выступление В. Корочкина о проверках малого бизнеса

Выступление В. Корочкина 2 июля 2009 г.

«О вступлении в силу с 1 июля 2009 года статьи 8 ФЗ 294 – ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» по уведомительному порядку начала бизнеса

Уважаемые коллеги!

Как мы все знаем, Президентом России и Председателем Правительства в последний год очень много говорилось об «уведомительных процедурах» в бизнесе.

Прошлогодний Указ № 797 предписал Правительству предусмотреть в законопроекте «преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности, сокращение количества разрешительных документов, необходимых для ее осуществления».

И действительно, Федеральным законом 294-ФЗ (п. 1 ст. 3) одним из «принципов защиты прав» объявлен принцип «преимущественно уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности».

Теперь целый ряд предпринимателей могут начать приносить пользу обществу просто поставив в известность некий административный орган. Так, можно поступить если я хочу заняться гостиничным бинесом и обеспечением временного проживания. Оказанием бытовых услуг. Предоставлением услуг общественного питания. Розничной или оптовой торговлей. Перевозками пассажиров и грузов. Производством одежды. Издательской и полиграфической деятельностью и т.п.

Уведомление представляется после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактической деятельности.

Форма уведомления, порядок его представления, а также порядок их учета устанавливаются Правительством РФ.

Напомню, что в процессе работы над законом о МБ мы предлагали определенную «Кодификацию» принципов законодательного регулирования деятельности малых предприятий. И одним из них был «принцип упрощения», направленный на обеспечения реальных преференций для этого вида хозяйствующих субъектов…

Что же получается, если чиновники начнут читать закон буквально? Для «отдельных видов» - преимущественно уведомительный порядок. Следовательно, для всех прочих разрешительный? От руководителей контрольно-надзорных органов мы уже порой слышим что-то очень похожее.

Надеемся, что такое понимание категорически противоречит позиции Правительства, вносившего законопроект. Все присутствующие хорошо помнят – и Президентом, и Председателем Правительства все время говорилось не о «введении» уведомительных процедур, а о «замене» уведомительными процедурами процедур разрешительных.

К сожалению, действующие нормы (ст. 8) Федерального закона не вполне четко реализовали тезис, на котором последовательно настаивала ОПОРА РОССИИ: «специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности» – это лицензия. (именно такое определение дает ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ).

«Исходные» требования к лицу, имеющему намерение осуществлять определенный вид предпринимательской деятельности могут быть, по общему правилу, основаны только на законодательстве о лицензировании. (В том случае, если требуется получение разрешения, сопряженного с предварительной проверкой «физической» готовности предпринимателя выполнять требования законодательства).

В тринадцати особых случаях, прямо перечисленных в 294, которые я уже назвал, они могут быть основаны на законодательстве о государственном контроле (надзоре). (В том случае, если требуется уведомление о начале деятельности и уверенность в том, что предприниматель не будет учиться «на ходу», на собственных ошибках, что он достаточно хорошо представляет себе, какие именно обязательные требования он непременно должен будет выполнять с самого начала своей деятельности).

Таким образом, все возможные разрешительные процедуры должны быть предусмотрены только законодательством о лицензировании. Уведомительные – только законодательством о проверках. То есть Федеральным законом, который мы сегодня обсуждаем.

Все иные виды предпринимательской деятельности, не упомянутые ни в первом, ни во втором случае, – без каких бы то ни было исключений! – ни при каких условиях не требуют никаких предварительных разрешений и согласований на любых уровнях. Любые иные требования являются незаконными и не должны допускаться. Это важный пункт, который, я думаю, ОПОРА должна всегда помнить и последовательно отстаивать.

Надо также четко фиксировать еще и еще: что прием и учет уведомлений также не являются формой государственного контроля.

На этапе подготовки и принятия законопроекта кое-кем предлагалось, сделать «уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности» элементом такой конструкции как «предварительный контроль». Однако в итоге это было отвергнуто, уведомление перестало быть формой контроля.

Соответственно, ст. 8 находиться не в главе 2 - «Контроль», а в главе 1 - «Общие положения».

Таким образом, само наличие уведомительного порядка – коль скоро установившие его нормы отнесены Федеральным законом именно к общим положениям – должно стать существенным элементом обеспечения защиты прав предпринимателей!

Основная функция «уведомительного порядка» заключается в том, чтобы убедиться: предприниматель знает, какие именно обязательные требования он должен выполнять. Фактически это разновидность декларации о соответствии. Однако для этого те требования, о готовности соблюдать которые предприниматель приносит своеобразную «присягу», должны быть «заданы» ему подробно и исчерпывающим образом.

Кодексом об административных правонарушениях (п. 2 ст. 2.1) необходимым условием признания юридического лица виновным в совершении правонарушения признается наличие у него «возможности для соблюдения правил и норм». Направляя уведомление, предприниматель расписывается в том, что такая «возможность» у него заведомо имеется. Отсутствие указания на закрытый, исчерпывающий характер перечня обязательных требований, соблюдение которых должно декларироваться в уведомлении и гарантироваться предпринимателем, способно обессмыслить саму конструкцию предварительного уведомления, превращая его в совершенно беспредметное, абстрактное обещание «строго соблюдать» все на свете!

Это фактически способно полностью свести на нет сам принцип презумпции невиновности!

Именно поэтому предприниматели с надеждой ждут принятия Постановления Правительства, без которого уведомительный порядок на практике пока еще не введен, поскольку не может быть реализован. (По нашей информации проект Постановления должен быть в ближайшее время рассмотрен Президиумом Правительства и подписан Председателем Правительства).

И очень ждут последующих действий уполномоченных этим Постановлением федеральных органов исполнительной власти – а их по тринадцати видам деятельности будет никак не меньше шести-семи.

А от Министерства экономического развития – реальных мер, обеспечивающих и гарантирующих такие единообразие и предсказуемость.

О «действии других положений Закона».

Два главных положения Федерального закона, призванных именно «защищать» предпринимателей, особенно малых и средних – это ограничение количества проверок и «торможение» внеплановой контрольно-надзорной активности.

Действительно, Федеральным законом закреплен принцип «одна плановая проверка в три года» (п. 2 ст. 9).

Но при, почти 40 контролирующих органах (эту цифру позавчера привела Генпрокуратура) – теоретически возможны десять плановых проверок ежегодно. А «в сфере здравоохранения, образования, социальной сфере» (п. 9) – еще больше.

Действительно, нормальный срок проведения проверки – не более 20 рабочих дней (п. 2 ст. 13), а ее суммарная продолжительность для малого предприятия – 50 часов (п. 3).

Следовательно, Федеральный закон сегодня допускает, считает нормальным положение, когда малого предпринимателя можно «трясти» 200 дней в году, 500 рабочих часов. То есть проверяющие могут на совершенно законном основании мешать предприятию работать четыре дня в неделю в течение всего года, занимая при этом четверть рабочего времени.

Это только в плановом порядке – без учета того, что руководители контролирующих органов с удовольствием изыщут основания, чтобы объявить данный случай «исключительным» и продлить проверку. И на все это еще «наложатся» сверхплановые проверки. А также проверки, не подпадающие под действие ФЗ-294, в первую очередь, налоговые.

И нас еще спрашивают, от чего, собственно, нужно «защищать» предпринимателей «при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», как об этом говорит название закона…

Вот Федеральный закон и придумал механизм защиты, по крайней мере, для малого и среднего бизнеса – прокурорскую санкцию. И мы с вами можем гордиться тем, что на самом деле это придумали мы – еще в 2002 году, готовя предложения ОПОРЫ по выполнению решений первого заседания Государственного совета, посвященного малому предпринимательству. Нам говорили – «это фантастика», «такого никогда не будет», прошло целых семь лет. Но именно подобные вещи позволяют оставаться оптимистами…

Второй механизм защиты здесь – резкое ограничение оснований для назначения внеплановых проверок.

Плюс предельная «формализация» этих оснований, чтобы прокуратуре было много проще отказать, чем санкционировать. И большое спасибо Министерству экономического развития за приказ № 141, который последовательно и планомерно провел в жизнь именно этот комплекс принципов.

Контролирующие ведомства, естественно, не могли не начать поиск путей, по которым можно «на кривой козе» объехать ограничения, налагаемые Федеральным законом. Буквально позавчера мне на стол легло решение о проведении проверки, принятое уже в соответствии с новым Федеральным законом. В нем внеплановая проверка обоснована так: «недопущение возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью людей, растениям, окружающей среде…».

Вслушайтесь! Орган государственного контроля (надзора) официально признал факт отсутствия не только собственно вреда как такового, но и возникновения угрозы его причинения (коль скоро целью проверки было названо «недопущение» такого возникновения).

В соответствии с Федеральным законом (подп. 2 п. 2 ст. 10) целями проведения внеплановой проверки, связанными с проблематикой безопасности, могут выступать только расследование причин и обстоятельств причинения вреда либо недопущение такого причинения вреда (в случае возникновения реальной угрозы). В данном случае федеральный орган, что очень характерно для практики правоприменения, совершенно незаметно сделал «один лишний шаг», изобретя еще одно, «следующее» основание для внеплановой проверки, не предусмотренное законом: «недопущение» возникновения отсутствующей, еще не возникшей, «нереальной» угрозы кому или чему-либо.

А прокуратура Новосибирской области, точнее зам прокурора…… все это согласовала… Вот так и обессиливаются, обессмысливаются у нас Федеральные законы.

«Формализация» практики применения Федерального закона, по нашему мнению, вообще должна стать одной из основных целей ОПОРЫ РОССИИ, одним из основных направлений мониторинга положения дел в регионах. Разговорам о необходимости, целесообразности, защите граждан, спекуляциям на различных разновидностях «безопасности», которую якобы может обеспечить гражданам и обществу только безудержное усиление административного пресса, словом, всему репертуару традиционного обоснования контрольно-надзорного беспредела должен быть положен конец.

В заключении немного положительной статистики.

На сегодня органами прокуратуры в 31 субъекте РФ рассмотрено свыше 2,3 тысячи обращений контролирующих органов о согласовании проведения проверок.

При этом от 40 до 80% случаев прокурорами отказано в подобном согласовании.

В Москве отказано более чем в 60% случаев.

В Московской области из 291 заявки получили отказ 120. 41%.

В Краснодарском крае отказано в 117 запросах из 191. 61%

В Республике Карелия из 100 обращений слово "нет" прозвучало 58 раз.

В Кемеровской области из 34 поданных отказ получил 31 контролирующий орган. 91%. Если верить данным прокуратуры.

Во вторник, на заседании межведомственного совета по безопасности при Министре внутренних дел уровень отказов было предложено считать характеристикой степени коррумпированности контрольно-надзорных органов региона. В самом деле, если предприятия можно совершенно спокойно проверять на 80% меньше чем до мая, то что и зачем, собственно говоря, проверялось до этого?

Основные причины отказа:

- нарушение требований к оформлению распоряжения о проведении проверки;

- непредставление всех необходимых документов, сведений, послуживших основанием для проведения проверки;

- отсутствие сведений, подтверждающих отнесение проверяемого лица к субъектам малого и среднего предпринимательства;

- отсутствие предусмотренных законом оснований для проведения внеплановой выездной проверки.

Мы должны осуществлять постоянный мониторинг правоприменительной практики реализации 294-ФЗ.

К концу года можно будет сделать выводы об эффективности предусмотренных законом мер по защите прав предпринимателей.

http://www.opora.ru/press/tribune/2009/07/03/vystuplenie-v.-korochkina-na-sovmestnom-zasedanii-opory-rossi 22.07.09

Консультации юристов Фонда:

01.06-31.08.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.04-31.05.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.03-31.03.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.02-28.02.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.01-31.01.05 Ответы на вопросы предпринимателей

Предыдущие консультации

05.03.12 Почему российские предприниматели уходят из бизнеса

19.01.11 В. Мау: Экономическая стратегия. Выбор новой модели

06.12.10 Петр Авен: Российская экономика все больше напоминает советскую

18.10.2010 Кредиты: Ни взять ни отдать

11.10.2010 Как стать предпринимателем. Лекция Михаила Фридмана

26.04.10 Михаил Задорнов: макроэкономическая ситуация в России вызывает очень большую тревогу

26.04.10 Бизнес и общество: Русский дисконт

14.04.10 К. Рогов: Свой путь: Модернизация и конкуренция

01.03.10 Удар по малому

23.09.09 Малый, средний и крупный бизнес: чья деятельность приносит пользу стране?

15.06.09 Значение и место субъектов малого и среднего бизнеса в трансформационных экономиках

22.12.08 Поддержка малого бизнеса должна стать приоритетом политики государства

27.10.08 Заявление Союза "Либеральная Хартия" о финансовом кризисе в России

17.10.08 Что делать в условиях кризиса? Советы аналитика

04.04.08 А. Архангельский: Великое в малом

20.03.08 Тяжелая история малого бизнеса

04.02.08 "ОПОРА РОССИИ" о новом законе о малом и среднем бизнесе

04.09.07 Закон о малом и среднем бизнесе: за и против

14.08.07 Г. Явлинский: Собственность: Экономика без права

18.07.06 Плюсы и минусы новых поправок в НК

29.05.06 ПБОЮЛ с трудовой ответственностью

11.05.06 В. Радаев: Легализация бизнеса: баланс принуждения и доверия

18.04.06 Какие умения и навыки будут нужны в 2020 г.

23.03.06 НДС: Легенды и мифы

14.02.06 ЕНВД не так прост, как кажется

17.01.2006 Неуплата пенсионных взносов - не повод для ответственности по ЕСН

07.12.05 НДС до востребования. Восстанавливать или не восстанавливать НДС?

22.11.05 Проблемы разрешения налоговых споров в России

11.11.05 С. Белановский: Предпринимательский класс в России

08.11.05 Эксперты о презумпции налоговой виновности. "С каждого по копеечке, а казне-то большой плюсик"

28.10.05 Воротила, делец… предприниматель

12.10.05 НДС и политика

26.09.05 Тенденции и перспективы развития малого бизнеса в России

15.06.05 Бизнес-активность работников правоохранительных органов в современной России

24.03.05 Государство и бизнес: Вспомнить о малом

18.03.05 Отношения власти и бизнеса не так плохи, как кажутся?

22.02.05 Советы консультанта: Грамотный бизнес-план

27.01.05 Какой НДС нам нужен?

11.01.05 Российская экономика - 2005: прогнозы и перспективы


Другие аналит. материалы

06.06.01 Как, по Вашему мнению, изменился деловой климат в стране?

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА