На главную страницу
Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде

Новости РБК

Новости "Эха Москвы"

Новости AK&M

Новости Прайм-ТАСС

Новости РИА-Новости

Новости Regions.ru

02.02.12 В России появится уполномоченный по защите прав предпринимателей

22.12.11 Путин обещает запустить "инвестиционный мотор"

21.11.11 Медведев не видит смысла заставлять чиновников отчитываться о расходах

16.11.11 Жилье стоит дорого

10.11.11 Сбербанк даст на стартап

03.11.11 Всеразрушающая коррупция

03.11.11 Малому бизнесу будет легче участвовать в аукционах по лесным участкам

31.10.11 Арендаторы в Москве предпочитают выкуп

25.10.11 В Перми решили не торопиться со сносом киосков

22.10.11 В Общественнной палате обсудили коррупцию

19.10.11 СНГ и свободная торговля: что будет?

18.11.11 В Москве начали устанавливаться ларьки нового образца

11.10.11 Малым предприятиям трудно получить кредит

06.10.11 Запад размышляет о загадке российского бизнеса

30.11.09 Иностранным инвесторам больше всего мешают откаты


Другие новости

20.05.11 Госдума готова запретить брать работников напрокат

17.02.11 Ответственность за эконом. преступления: Президента поправили

15.07.10 Новые поправки по защите бизнеса очень важны

23.04.10 Бизнес уполномочен уведомить

09.04.10 Дума затруднила проверку бизнесменов контролирующими органами

24.12.09 Статью не пришьешь

09.12.09 Проверок станет больше

29.10.09 Депутаты Госдумы выступили за ограничение внеплановых проверок бизнеса

19.06.2008 Выкуп проще

17.06.2008 Патент для "малышей" поможет сократить налоговую отчетность


Другие новости

29.09.11 Страховые поборы

26.09.11 Хедхантеры осваивают Facebook и Twitter

23.06.11 Эксперты: Ущерб от киберпреступлений в России сопоставим с воровством при госзакупках

24.02.11 Босс прочел блог

09.02.11 Тариф "убыточный"

11.10.2010 Конец хакерской вольницы

02.06.10 "Яндекс" начинает поиск стартапов

12.04.10 Вредные привычки Рунета

05.04.10 Терминалы недоступны

24.03.10 Надоили $20 млн

01.03.10 Мина для сисадмина

09.12.09 Малый и средний бизнес смогут выкупать часть арендуемых помещений

07.12.09 Google идет на почту

30.10.09 Интернет переходит на ".рф"

02.07.09 На сайтам министерств и ведомств мало полезной информации

17.06.09 Операторы поощряют абонентов оплачивать услуги через Интернет

16.06.09 Microsoft хочет удвоиться в России

28.05.09 Россия не засиживается в интернете

09.04.09 Малому бизнесу предлагают аренду программного обеспечения

19.06.2008 Сотрудники увольняются из-за плохого компьютера


Другие новости


Выступление В.В. Путина на Форуме по малому и среднему предпринимательству

Премьер-министр России Владимир Путин 22 апреля 2009 г. выступил на Всероссийском форуме по малому и среднему предпринимательству. Он предложил ряд послаблений и льгот которые, по его мнению, должны облегчить работу предпринимателей. Публикуем стенограмму выступления премьера перед участниками форума.


Добрый день, уважаемые коллеги!

Прежде всего хотел бы поприветствовать столь представительное собрание. Уже сегодня малый и средний бизнес - это солидная часть российской экономики. Причем наиболее гибкая и мобильная его часть, способная быстро перестраиваться под запросы рынка. Наверняка, здесь уже много обо всем этом говорили.

В этой сфере работают энергичные, самостоятельные люди, многие из которых начинали своё дело буквально "с нуля". И не только добились личного успеха, но и создали миллионы новых рабочих мест. Тем самым вы на практике реализуете одну из важнейших социальных задач - формирование по-настоящему массового и устойчивого среднего класса.

Уверен, что в долгосрочной перспективе вклад малого и среднего бизнеса в развитие России, в диверсификацию и обновление ее экономики будет только увеличиваться. И он будет всё громче заявлять о себе не только в традиционных отраслях, но и в высокотехнологичных сферах - машиностроении, науке, телекоммуникациях.

Очевидно - чтобы сохранить и развить этот созидательный потенциал, нужно создать для предпринимательства максимально благоприятную и комфортную среду. Именно такой подход заложен и в антикризисном плане, и в долгосрочной стратегии работы Правительства до 2012 года.

Ряд мер уже реализован. Я хочу напомнить, что регионы получили право устанавливать пониженную ставку налога на малый бизнес. В 2009 году мы значительно увеличили объем финансовой помощи малому бизнесу. Кстати говоря, по поводу регионов - немногие, но уже более чем десять из них это право реализовали. По линии кредитной программы Банка развития на поддержку малого и среднего бизнеса направлено до 30 млрд рублей. За счет средств федерального бюджета - еще 10,5 млрд рублей.

Отменены явно избыточные полномочия органов внутренних дел по контролю за предпринимательской деятельностью. Был принят закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении госконтроля. Он вводит серьезные ограничения на разного рода проверки. Ранее планировалось, что закон начнет действовать с 1 июля этого года. Госдумой принято решение перенести этот срок на 1 мая. Это как раз тот случай, когда два месяца имеют значение. Я очень рассчитываю, что этот закон действительно заработает. Я знаю, что многие люди, работающие в этой сфере, ждут, как он будет применяться на практике. Будем стараться делать все для того, чтобы он был эффективным.

Кроме того, в антикризисном плане ставилась задача разработать дополнительные стимулы и меры поддержки для малого и среднего бизнеса. Такие предложения Правительством подготовлены, причем в прямом диалоге с бизнес-сообществом. Более того, многие из инициатив были выдвинуты именно вашими объединениями.

Теперь буду говорить о том, ради чего я, собственно говоря, пришел сегодня на ваше мероприятие. Начну с налогов.

Первое. Предлагается уменьшить базу для расчета налога на прибыль за счет исключения средств, предоставляемых предприятиям в рамках региональных и муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Что имеется в виду? Если вы, к примеру, получили грант в 300 тысяч, то он будет изначально изыматься из налогооблагаемой базы, - если речь, конечно, идет о поддержке из соответствующих бюджетов.

Сегодня переходить на упрощенную систему налогообложения могут предприятия, доходы которых не превышают 30 млн рублей в год. Неоднократно ставился вопрос о повышении этого порога. Однако есть и проблемы, и вы об этом хорошо знаете. Мы на встречах с руководителями ваших объединений многократно эту тему поднимали и обсуждали. Какие это проблемы? Это выпадающие доходы бюджета - они не маленькие. По подсчетам специалистов Минфина, это более 100 млрд рублей. Вторая проблема - угроза "дробления" бизнеса. И все же считаю, что мы должны пойти на этот шаг - дать возможность использовать режим "упрощенки" предприятиям с доходами до 60 млн рублей, - об этом, кстати, и "Единая Россия" говорила неоднократно, - но без последующей индексации, хочу предупредить вас об этом. Почему?

Мы рассматриваем этот шаг как антикризисную меру, которая позволит снизить налоговую нагрузку на значительную часть малого бизнеса. Сейчас у нас Пасха. Как говорят, дорого яичко к Христову дню. Поэтому сейчас, когда трудные времена, мы считаем, что можно пойти на этот шаг эффективной поддержки, как мы думаем и как считают представители ваших объединений. Да, если индексации не будет, постепенно этот шаг и эта мера будут терять свое значение. Но мы еще вернемся к этим проблемам в будущем.

Кроме того, эта мера, как нам кажется, послужит частичной компенсацией издержек бизнеса, связанных с переходом, начиная с 2011 года, от ЕСН к страховым принципам и увеличением ставки. Помимо этого напомню, что, как и было заявлено, по отдельным предприятиям малого бизнеса, в том числе действующим в реальном секторе экономики, мы предусмотрим льготный переходный период от ЕСН к страховым принципам.

Считаю необходимым через три года вернуться к вопросам налогообложения малого бизнеса.

Общая логика совершенствования системы налогообложения должна быть ориентирована на уход от разного рода непрозрачных схем, льгот, неразберихи, а именно это порождает коррупцию.

Далее. Предприниматели, уплачивающие налог на вмененный доход, должны быть освобождены от необходимости использования контрольно-кассовой техники.

Действительно - у нас бывает так, что кассовый аппарат стоит дороже, чем продаваемый товар. Плательщики этого вида налога используют около 2 млн контрольно-кассовых машин по средней цене кассовой машины в 15 тыс. рублей. Совокупный расход бизнеса - 30 млрд рублей плюс 10 млрд рублей ежегодных расходов, связанных с обслуживанием контрольно-кассовых машин.

Понятно, что при вмененном доходе величина налога не зависит от выручки, поэтому эта мера является абсолютно обоснованной. Вместе с тем хочу обратить ваше внимание на необходимость безусловного обеспечения интересов потребителей. Это означает, что можно использовать, нужно будет использовать и более простую технику или вообще выписывать чеки вручную, если этого требует покупатель. Но это нужно будет предусмотреть, и эту систему нужно будет разработать.

Законопроект по данному вопросу принят в первом чтении полтора года назад. Постараемся в контакте с Госдумой завершить работу над ним не позднее 1 июля текущего года.

Второй крупный блок - это доступ малого и среднего бизнеса к государственному и муниципальному заказу. В условиях кризиса, сокращения объемов кредитования этот вопрос приобретает особую актуальность.

Считаю, что необходимо ускорить введение процедуры размещения государственного заказа на электронных аукционах. Это позволит обеспечить максимально прозрачный и открытый доступ предпринимателей к торгам.

Могу сказать, что сейчас готовится запуск "пилотного" проекта по организации в мае 2009 года электронных аукционов на трёх электронных площадках. Они будут действовать - может быть, здесь уже говорили об этом - при правительстве Москвы, кабинете министров Республики Татарстан и Сбербанке Российской Федерации.

Следующий шаг - с 5 до 2 процентов будут снижены требования по обеспечению заявки на участие малых предприятий в конкурсах и аукционах. По оценкам экспертов, это позволит малому бизнесу сэкономить около 24 млрд рублей. Мы исходим из того, что "омертвлять" деньги в сегодняшних условиях, конечно, дело неразумное.

Будут существенно пересмотрены стандарты закупочной деятельности естественных монополий и госкорпораций, при этом преференции получат поставщики российских товаров. При проведении конкурсов и аукционов крупные компании также будут обязаны использовать прозрачные и понятные правила.

Третье - вопрос с помещениями и другим недвижимым имуществом для малого и среднего бизнеса. Серьезная статья расходов для предприятий. Мы прекрасно это понимаем. Мы проведем серьезную инвентаризацию помещений. Вчера мы допоздна обсуждали эту тему в связи с сегодняшним вашим мероприятием. Просто так дать прямые указания даже федеральным ГУПам, учреждениям - дело неблагодарное и, видимо, малоэффективное. Может быть даже обратный эффект - еще начнут выдавливать малый и средний бизнес, не желая выдавать преференции. Поэтому здесь, как в медицине, надо действовать осторожно, по принципу "не навреди".

Но тем не менее, как я уже сказал, проведем серьезную инвентаризацию помещений, которые недостаточно эффективно используются федеральными структурами и ГУПами, и по возможности предоставим их малым и средним предприятиям по доступным ставкам.

Вчера я также подписал постановление о совершенствовании порядка подключения к электросетям. Предусматривается установление упрощенной процедуры и льготных тарифов за присоединение. В том числе, при подключении мощности до 100 кВт можно будет внести только авансовый платеж в размере 5% от стоимости услуги с правом беспроцентной рассрочки до 3 лет. При этом полагаю, что срок подключения не должен превышать шести месяцев.

И наконец еще один принципиальный вопрос. Речь идет о доступности кредитных ресурсов для малого и среднего бизнеса. Конечно, - одна из самых важных проблем, да, собственно говоря, не только для малого и среднего бизнеса, а и вообще для экономики сегодня.

Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса во многом связаны сегодня с нехваткой залогового обеспечения. Чтобы решить эту проблему, намерены активнее развивать гарантийные фонды в регионах. В рамках федеральной программы поддержки предпринимательства мы уже выделили 3,5 млрд рублей на пополнение региональных гарантийных фондов. Могу проинформировать вас, что принято решение дополнительно направить на эти цели еще 15 млрд рублей. В конечном счете мы должны отстроить целостную систему финансовой поддержки предпринимателей - от грантов до банковского кредитования.

В этом году впервые началась реализация программы предоставления грантов начинающим предпринимателям. Это безвозмездные субсидии, которые любой желающий может получить на открытие своего дела. По предварительным расчетам, в 2009 году будет поддержано около 15 тысяч стартующих предпринимателей, которые получат гранты по 300 тыс. рублей каждый.

Логическое продолжение грантовой поддержки начинающих предпринимателей - это развитие микрофинансирования. Объемы таких займов - до 1 миллиона рублей. В 2009 году при поддержке федеральных и региональных властей должно быть выдано не менее 20 тыс. таких займов.

Одновременно мы ускорим работу по принятию законов о кредитной кооперации и микрофинансовых организациях.

Более 1,5 млрд рублей в этом году направлено на субсидирование процентных ставок по кредитам малых предприятий.

Как я уже сказал, будет реализована программа Внешэкономбанка в объеме 30 млрд рублей по кредитованию малого и среднего бизнеса.

Кроме того, программа ВЭБа предусматривает финансирование небанковской инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, включая кредитные кооперативы и микрофинансовые организации, а также лизинговые и факторинговые компании, работающие с малым бизнесом.

В целом мы будем жестко увязывать помощь банкам с их обязательствами по кредитованию экономики, в том числе малого и среднего бизнеса.

Мы прекрасно понимаем и в состоянии оценить ситуацию в банковской сфере. Мы знаем - там проблемы и с невозвратами, и нарастание других тенденций. Отслеживаем их и будем помогать. Но мы вынуждены будем более жестко увязывать получаемые банковскими структурами государственные ресурсы с их прямым участием в работе по кредитованию в реальном секторе экономики, включая малый бизнес. Вот буквально сегодня эти правила мы доработаем.

Естественно, мы рассчитываем, что все обозначенные меры поддержки получат развитие на региональном и местном уровнях, - понятно, с учетом реальных возможностей на местах. Но убежден, - в конечном счете выиграют те территории, те субъекты Российской Федерации, которые сегодня активно работают с малым и средним бизнесом, не придумывают административные барьеры или меры по закрытию рынков, а наоборот - создают для развития малого предпринимательства все необходимые условия.

Хочу поблагодарить вас за внимание и желаю вам успехов.

Вообще-то надо бы идти. Если есть какие-то пожелания или вопросы, можете задать.

* * *

И.И.Шувалов: Владимир Владимирович, если Вы поручите, я могу потом остаться и ответить на какие-то конкретные вопросы. Могу только Вас проинформировать, что в первой половине дня очень много вопросов ставилось по поводу тарифов на электрическую энергию, которые в настоящий момент платит среднее и малое предпринимательство. Я готов предоставить ту последнюю информацию, которая сейчас есть в Правительстве. У нас сейчас готовятся материалы для подписания.

Большая часть вопросов касалась того, что кредитные ресурсы для субъектов малого и среднего предпринимательства сегодня ограничены. Я знаю, что сегодня у Вас будет совещание, и будут приниматься определенные решения. Но это наиболее кричащая и важная проблема. Когда мы общались с коллегами, нас все время возвращали к тем решениям, которые осенью были Вами приняты, - о том, что банки, которые получают государственную поддержку, должны определить в своем кредитном портфеле определенные объемы для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Вчера Вам докладывал президент Сбербанка России. Мы также проводим работу с ВТБ24. Если посмотреть объем кредитного портфеля, то он действительно растет. Но та информация, что мы получаем с мест, от тех отделений, которые должны работать с малыми предпринимателями, неутешительна.

Мы даже проводили работу, которую назвали контрольной закупкой. Банки с государственным участием или другие, которые ранее вели программу по поддержке малого и среднего предпринимательства, с предпринимателями, которые обращались за поддержкой, не вели даже разговора. Их просто отправляли и говорили, что никакого свободного ресурса нет. Эту тему мы также будем обсуждать чуть позже, и, может быть, коллеги предложат какие-то конкретные меры, как нам эту работу стимулировать.

В.В.Путин: Что касается залогов, то я уже об этом говорил. Постараемся, насколько это возможно, заместить их гарантиями. Я сообщил вам, что принято решение об увеличении этих ресурсов по накачке гарантийных фондов субъектов Федерации.

Что касается банковской системы - тоже об этом сказал. Нужно здесь быть очень аккуратными. На сегодняшний день мы не видим таких проблем, которые мы не могли бы решить совместно с банковской системой, но нужно быть очень внимательными, потому что - и вы, наверняка, сами это хорошо знаете - объем невозвращенных кредитов возрастает. Правда, банковская система не должна себя вести таким образом, чтобы условия кредитования порождали эту проблему снова и снова. Если банки выдают кредиты под 25% и больше, исходя из того, что они все равно не получат их назад, то зачем их вообще давать.

Правда, здесь можно решать тоже разными способами. Можно - опять же с помощью субсидий, гарантий, субсидирования ставок. В области малого и среднего предпринимательства это сделать, конечно, сложнее, потому что субсидирование по кредитам - для так называемых стратегических предприятий. Если включен в этот список - это одно, но все малые предприятия в такие списки не поместишь.

Не буду сейчас забегать вперед. Мы, разумеется, будем при выдаче капитала второго уровня, при выдаче субординированных кредитов обращать внимание на то, как банки работают с реальным сектором, в том числе с малым бизнесом. И будем не просто обращать внимание, а сформулируем заранее условия предоставления этих кредитов.

Но мы с вами должны исходить из того, что все-таки субординированные кредиты - это средства, направляемые государством для поддержки банковского сектора. Нужно найти золотую середину, при которой и банковский сектор будет поддержан, и деньги дойдут до конечного потребителя. Будем такой вариант решения проблемы искать. Надеюсь, что он будет эффективным.

Спасибо вам большое. Успехов!

http://www.premier.gov.ru/events/2635.html 22.04.09

Консультации юристов Фонда:

01.06-31.08.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.04-31.05.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.03-31.03.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.02-28.02.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.01-31.01.05 Ответы на вопросы предпринимателей

Предыдущие консультации

05.03.12 Почему российские предприниматели уходят из бизнеса

19.01.11 В. Мау: Экономическая стратегия. Выбор новой модели

06.12.10 Петр Авен: Российская экономика все больше напоминает советскую

18.10.2010 Кредиты: Ни взять ни отдать

11.10.2010 Как стать предпринимателем. Лекция Михаила Фридмана

26.04.10 Михаил Задорнов: макроэкономическая ситуация в России вызывает очень большую тревогу

26.04.10 Бизнес и общество: Русский дисконт

14.04.10 К. Рогов: Свой путь: Модернизация и конкуренция

01.03.10 Удар по малому

23.09.09 Малый, средний и крупный бизнес: чья деятельность приносит пользу стране?

15.06.09 Значение и место субъектов малого и среднего бизнеса в трансформационных экономиках

22.12.08 Поддержка малого бизнеса должна стать приоритетом политики государства

27.10.08 Заявление Союза "Либеральная Хартия" о финансовом кризисе в России

17.10.08 Что делать в условиях кризиса? Советы аналитика

04.04.08 А. Архангельский: Великое в малом

20.03.08 Тяжелая история малого бизнеса

04.02.08 "ОПОРА РОССИИ" о новом законе о малом и среднем бизнесе

04.09.07 Закон о малом и среднем бизнесе: за и против

14.08.07 Г. Явлинский: Собственность: Экономика без права

18.07.06 Плюсы и минусы новых поправок в НК

29.05.06 ПБОЮЛ с трудовой ответственностью

11.05.06 В. Радаев: Легализация бизнеса: баланс принуждения и доверия

18.04.06 Какие умения и навыки будут нужны в 2020 г.

23.03.06 НДС: Легенды и мифы

14.02.06 ЕНВД не так прост, как кажется

17.01.2006 Неуплата пенсионных взносов - не повод для ответственности по ЕСН

07.12.05 НДС до востребования. Восстанавливать или не восстанавливать НДС?

22.11.05 Проблемы разрешения налоговых споров в России

11.11.05 С. Белановский: Предпринимательский класс в России

08.11.05 Эксперты о презумпции налоговой виновности. "С каждого по копеечке, а казне-то большой плюсик"

28.10.05 Воротила, делец… предприниматель

12.10.05 НДС и политика

26.09.05 Тенденции и перспективы развития малого бизнеса в России

15.06.05 Бизнес-активность работников правоохранительных органов в современной России

24.03.05 Государство и бизнес: Вспомнить о малом

18.03.05 Отношения власти и бизнеса не так плохи, как кажутся?

22.02.05 Советы консультанта: Грамотный бизнес-план

27.01.05 Какой НДС нам нужен?

11.01.05 Российская экономика - 2005: прогнозы и перспективы


Другие аналит. материалы

06.06.01 Как, по Вашему мнению, изменился деловой климат в стране?

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА