Н. Шленцов: Налог на прибыль
В конце 2002 года налогоплательщики получили "новогодний" подарок от Министерства по налогам и сборам - приказом от 20 декабря 2002 года были утверждены новые "Методические рекомендации по применению главы 25 "Налог на прибыль" НК РФ". Целью издания документа, по мнению МНС, является формирование "единообразного применения норм", которые содержатся в этой главе. Проще говоря, о том, как ее понимают сами налоговики.
Как показывает практика, налогоплательщики внимательно относятся к документам МНС такого уровня, не решаясь оспаривать их положения - даже в том случае, когда они содержат чрезмерные строгости и излишний бюрократизм.
Сотрудникам бухгалтерских и финансовых служб предстоит внимательное изучение положений "Методических рекомендаций", особенно в части изложения МНС новых требований к порядку налогообложения тех или иных операций. Подробный анализ наиболее значительных из них - впереди, однако уже сейчас, подводя итоги прошлого года и определяя налоговый режим производимых премиальных и иных итоговых выплат персоналу и руководству предприятий, налогоплательщикам следует обратить внимание на налоговый режим этих выплат согласно положениям новых "Методических рекомендаций".
Как отмечает МНС, подпунктом 21 статьи 270 "Расходы, не учитываемые в целях налогообложения" главы 25 "Налог на прибыль" предусмотрено, что не учитываются налогоплательщиком расходы на любые вознаграждения руководству или работникам, кроме выплачиваемых на основании трудовых договоров.
На основании этого МНС в "Методических рекомендациях" делает вывод о том, что расходы на оплату труда (в части выплаты премиальных и т.п.) должны учитываться в уменьшении налогооблагаемой прибыли только в том случае, если нормы коллективного договора, положений о премировании и (или) других локальных правовых актов предприятия "отражены в конкретном трудовом договоре, заключаемом между работодателем и работником".
Таким образом, позиция МНС по вопросу налогообложения расходов по выплате премий, надбавок и иных вознаграждений состоит в том, что для распространения положения коллективного договора, положения о премировании на конкретного работника данные локальные нормативные акты предприятия должны быть четко указаны в его трудовом договоре. Соответственно, если в трудовой договор работника или руководителя не включены те или иные начисления, предусмотренные в коллективном договоре или положении о премировании, либо на них нет ссылок, то все премиальные выплаты работникам или руководителям по результатам работы не могут уменьшать налоговые обязательства предприятия.
До момента принятия новых "Методических рекомендаций" налогоплательщики ориентировались на буквальное прочтение положений статьи 255 "Расходы на оплату труда", не увязывая право на уменьшение налога с наличием перекрестных ссылок между внутренними нормативными актами предприятия. Согласно статье 255 "Расходы на оплату труда" главы 25 "Налог на прибыль" в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.
Кроме того, согласно статье 43 "Действие коллективного договора" Трудового кодекса действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения. Таким образом, Трудовой кодекс определяет прямое применение положений коллективного договора в отношении каждого работника предприятия без соответствующих указаний в трудовом договоре сотрудника.
Тем не менее позиция налоговых органов изложена именно так. В связи с этим для многих предприятий встает необходимость внести в положения всех трудовых договоров сотрудников и руководителей положение о том, что им по итогам работы за год может быть выплачена премия и иные начисления стимулирующего характера, предусмотренные коллективным договором (положением о премировании). Теми предприятиями, кто принимал работников до февраля 2002 года без заключения трудовых договоров, соответствующие положения и ссылки должны быть включены в те документы (приказы о приеме на работу), на основании которых работники были приняты.
Для налогоплательщиков, формирующих налоговые обязательства на основании буквального прочтения законодательных актов, без оглядки на позицию министерства, можно рекомендовать аргументировать свою позицию ссылками на Трудовой и Налоговый кодексы.
На вопрос отвечал Николай Шленцов, руководитель департамента аудиторско-консалтинговой группы МКПЦН
18:59 20-01-2003, "Финансовые известия" http://www.finiz.ru/markets/article.7501 22.01.03
|