Плюсы и минусы новых поправок в НК
Поправки в первую часть Налогового кодекса в ближайшее время поступят на подпись к президенту. По словам президента ОПОРЫ РОССИИ Сергея Борисова, еще ни к одному вопросу бизнес-сообщество не подходило так серьезно, как к этому. Напомним, что этот законопроект регламентирует сроки и правила налоговых проверок. Теперь, когда внести изменения в текст законопроекта уже нельзя, предприниматели стараются понять, что принесет им вступление в силу этого документа.
К числу мер, которые могут нанести бизнесу ущерб, эксперты относят норму, дающую налоговикам право взыскивать убытки с банков, своевременно не приостановивших операции по счетам налогоплательщиков. В таких случаях отвечать за нарушения неплательщиков банкам придется из своего кармана.
Кредитные организации, получив соответствующее предписание из налоговой инспекции, обязаны приостановить все операции с его счетами. Ряд пунктов все-таки разрешает выдавать деньги на определенные нужды, такие как зарплата. Согласно другим нормам, банки могут оштрафовать за любые платежи с замороженного счета в размере 20% от суммы платежа плюс пени.
Поправки в первую часть Налогового кодекса дают налоговикам право взыскивать с кредитных организаций, которые вовремя не заморозили счета, потери в полном объеме. Налоговикам предоставляется возможность обратиться с иском о возмещении ущерба, причиненного бюджету действиями банка, выдавшего деньги налогоплательщику, несмотря на получения предписания о приостановке счета из налоговой. Сделать это можно при условии, что действия банка привели к невозможности взыскать с организации недоимку, штраф или пени.
По мнению экспертов, для кредитных организаций это может стать больным ударом. С банков начнут взыскивать средства, которые не смогли взыскать с неплательщиков. С кредитной организации получить средства проще, чем с организации-должника, которую зачастую сначала надо разыскать.
Зато перспектива замораживания счета для компаний-должников станет не так неизбежна. С 2007 года налоговики смогут приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, привлекаемых к ответственности за налоговые правонарушения по результатам камеральных и выездных проверок, только в том случае, если налогоплательщик не располагает имуществом, которое может покрыть налоговые претензии.
Сейчас налоговые органы, предъявляя претензии налогоплательщикам, могут сразу приостанавливать операции по их счетам, чтобы обеспечить взыскание необходимых сумм в бюджет.
Принятый закон предусматривает, что налоговые органы вправе принять обеспечительные меры только в том случае, если есть основания полагать, что непринятие этих мер затруднит взыскание средств с налогоплательщика. При этом в качестве первых по времени обеспечительных мер налоговые органы обязаны применить запрет на отчуждение имущества или запрет на передачу его в залог. Данное обременение применяется последовательно в отношении недвижимости, транспорта, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений и иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов, запрет на отчуждение которых задействуется в последнюю очередь.
Операции по счетам могут быть приостановлены только после того, как налоговый орган использовал меры обеспечения в отношении имущества, и только в том случае, если совокупная стоимость имущества налогоплательщика меньше суммы к взысканию.
В настоящее время налоговые органы могут приостановить операции по счетам налогоплательщика сразу после вынесения решения о доначислении недоимки, и это, безусловно, является для компаний одной из самых серьезных проблем при возникновении спора с налоговой инспекцией.
Да и вообще предприниматели пока находят в документе больше плюсов, чем минусов. На заседании круглого стола, организованного ОПОРОЙ, предприниматели говорили о том, что теперь самое главное, будет ли этот закон соблюдаться на практике.
В пятницу законопроект был одобрен Советом Федерации. Законодатели внесли правки в главу о налоговом контроле, который, по их мнению, теперь получает четкое определение и будет строго регламентирован. Закон сокращает и конкретизирует перечень документов, представляемых налогоплательщиком по требованию налогового органа в ходе камеральных проверок. Устанавливается предельное количество выездных налоговых проверок, которых в отношении одного налогоплательщика может быть не более двух в течение календарного года.
По материалам Российская Газета 12:56 18.07.2006 http://www.klerk.ru/news/?53775 18.07.06
|