Что делать в условиях кризиса? Советы аналитика
Из Живого журнала artemy-kazeka
Что я рекомендую делать своим клиентам на горизонте 3-6 месяцев:
1. Главная задача - снижение точки безубыточности бизнеса (того количества выпускаемой продукции, ниже которого бизнес терпит убытки). Общие направления - снижение затрат, повышение наценки, снижение кредитного плеча, вывод из контура управления непрофильных активов.
2. Проанализируйте клиентскую базу своего бизнеса в разрезе продуктовых направлений. Там, где клиенты наиболее лояльны, а доля рынка - наиболее заметна, объявите о повышении отпускных цен на 30% с начала 2009 года (позитивный побочный эффект - подстегивание покупательской активности в самые трудные ближайшие 2 месяца). Направления/продукты, по которым повышение цен невозможно, следует отнести к непрофильным активам, и поступать с ними в соответствии с п.4.
3. Произведите реорганизацию бизнеса. Сократите количество промежуточных уровней управления до минимума и увольте соответствующих менеджеров. Если есть менеджер среднего уровня, без которого "всё встанет", увольте его начальника и назначьте незаменимого на освободившееся место; если все ваши подчиненные до сих пор выглядят незаменимыми, увольте себя :). Увольте исполнителей пропорционально уволенным менеджерам в соотношении 1:3. Цель - постоянные расходы бизнеса должны сократиться на 30%.
4. Нет бизнеса в России, который по состоянию на 01.09.2008 не был бы перекредитован. Сократите ДО НУЛЯ акционерное потребление, все возникающие таким образом резервы должны направляться в погашение кредитов и займов. Пока объем реализации в натуральном измерителе не пойдет вверх, вы не имеете права влезать в новые кредиты, вы имеете право вернуть все до копейки кредитору. Непрофильные активы следует выделять на отдельные баланс, "вешать" на него часть кредитов/займов и выставлять на продажу за 100 рублей. Забудьте об "определении стоимости бизнеса методом дисконтированного свободного денежного потока": ваша задача сейчас - "слить" с баланса непрофиль, пристегнув к нему часть кредитного бремени.
5. Волевым усилием сократите взятки, отбои, откаты, комиссионные и прочие "пенсии" в 2 раза. Если все ваши "полезные люди" до сих пор выглядят незаменимыми, предложите им встать на Ваше место - они быстро заткнутся. И не бойтесь - сейчас они Вам ничего сделать не могут, будут только благодарны за то, что Вы продолжаете содержать их. Будьте жёстче - сейчас самое время говорить с позиции силы.
6. Особая тема - арендодатели. Перед исполнением п.2 зайдите к своем лендлорду и обсудите с ним следующую дилемму - либо он снижает ставку аренды на будущий год на 30%, либо Вы сокращаете занимаемые бизнесом площади на 30%. Не торопите его с ответом, дайте пару недель. Если откажется снижать цену - Вам придётся жёстче поступить со своими управленческими расходами. Штат офисных сотрудников должен быть сокращён в 2 раза.
7. Снизьте требования к качеству Ваших финансовых схем, упростите их. Увеличьте долю кэша в ваших расходах и доходах. Снявши голову - по волосам не плачут. Риск реального банкротства "прям щас" затмевает любые налоговые штрафы в будущем.
++ Если есть ещё какие-то специфические рекомендации или желание поспорить/опровергнуть - прошу в комменты, думаю, это поможет многим собраться с духом и решить свои вопросы. Бизнес полковников рухнет, ессно, но наш настоящий бизнес обязан выжить. We must do our best to survive.
http://artemy-kazeka.livejournal.com/222417.html 17.10.08
|