На главную страницу
Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде

Новости РБК

Новости "Эха Москвы"

Новости AK&M

Новости Прайм-ТАСС

Новости РИА-Новости

Новости Regions.ru

02.02.12 В России появится уполномоченный по защите прав предпринимателей

22.12.11 Путин обещает запустить "инвестиционный мотор"

21.11.11 Медведев не видит смысла заставлять чиновников отчитываться о расходах

16.11.11 Жилье стоит дорого

10.11.11 Сбербанк даст на стартап

03.11.11 Всеразрушающая коррупция

03.11.11 Малому бизнесу будет легче участвовать в аукционах по лесным участкам

31.10.11 Арендаторы в Москве предпочитают выкуп

25.10.11 В Перми решили не торопиться со сносом киосков

22.10.11 В Общественнной палате обсудили коррупцию

19.10.11 СНГ и свободная торговля: что будет?

18.11.11 В Москве начали устанавливаться ларьки нового образца

11.10.11 Малым предприятиям трудно получить кредит

06.10.11 Запад размышляет о загадке российского бизнеса

30.11.09 Иностранным инвесторам больше всего мешают откаты


Другие новости

20.05.11 Госдума готова запретить брать работников напрокат

17.02.11 Ответственность за эконом. преступления: Президента поправили

15.07.10 Новые поправки по защите бизнеса очень важны

23.04.10 Бизнес уполномочен уведомить

09.04.10 Дума затруднила проверку бизнесменов контролирующими органами

24.12.09 Статью не пришьешь

09.12.09 Проверок станет больше

29.10.09 Депутаты Госдумы выступили за ограничение внеплановых проверок бизнеса

19.06.2008 Выкуп проще

17.06.2008 Патент для "малышей" поможет сократить налоговую отчетность


Другие новости

29.09.11 Страховые поборы

26.09.11 Хедхантеры осваивают Facebook и Twitter

23.06.11 Эксперты: Ущерб от киберпреступлений в России сопоставим с воровством при госзакупках

24.02.11 Босс прочел блог

09.02.11 Тариф "убыточный"

11.10.2010 Конец хакерской вольницы

02.06.10 "Яндекс" начинает поиск стартапов

12.04.10 Вредные привычки Рунета

05.04.10 Терминалы недоступны

24.03.10 Надоили $20 млн

01.03.10 Мина для сисадмина

09.12.09 Малый и средний бизнес смогут выкупать часть арендуемых помещений

07.12.09 Google идет на почту

30.10.09 Интернет переходит на ".рф"

02.07.09 На сайтам министерств и ведомств мало полезной информации

17.06.09 Операторы поощряют абонентов оплачивать услуги через Интернет

16.06.09 Microsoft хочет удвоиться в России

28.05.09 Россия не засиживается в интернете

09.04.09 Малому бизнесу предлагают аренду программного обеспечения

19.06.2008 Сотрудники увольняются из-за плохого компьютера


Другие новости


Малый и средний бизнес в стратегии-2020

Николай Гастелло: Добрый вечер! В студии Николай Гастелло. У меня в гостях исполнительный директор и член президиума, руководитель Центра экспертизы проблем предпринимательства, председатель комитета по административным барьерам и антикоррупционной деятельности объединения предпринимательских организаций России под названием "ОПОРА". Здравствуйте!

Дина Крылова: Здравствуйте.

Н.Г.: Дина Владимировна Крылова. Я прочел все Ваши регалии.

Д.К.: Ну, можно было ограничиться и первой строчкой.

Н.Г.: Дина Владимировна пришла к нам поговорить о проблемах малого и среднего бизнеса, это наша любимая тема у многих ведущих.

Д.К.: Она не только у вас любимая - она теперь любимая и в Правительстве, и у Президента тоже.

Н.Г.: Ну, правильно! Сколько можно нефтью торговать? Надо иногда поторговать чем-нибудь другим, хотя бы внутри страны. Насколько я понимаю, ситуация следующая: доля в бюджете налогов, поступающих от малого бизнеса, в Российской Федерации, по сравнению с развитыми странами, ничтожно мала. Вот я слышал, что в Америке чуть ли не 70% бюджета формируется за счет малого и среднего бизнеса - это на фоне гигантских корпораций, больше которых нет в мире!

Д.К.: Да, такая ситуация абсолютно во всех странах с развитой экономикой, только проценты колеблются. Но всегда это значительно выше 50%.

Н.Г.: В любом случае - далеко от наших 30%.

Д.К.: Да у нас и 30 нет…

Н.Г.: Нет, да? То есть это все разговоры?

Д.К.: Нет, 17%. Ну, может быть, если еще и средний считать - может быть, еще и 30%. Потому что мы считали до этого малый. Граница среднего определена - это до 250 человек работающих. И будут сейчас определены правительством максимальные обороты годовые, по которым компания будет отнесена к этому среднему бизнесу - потому что компания может быть по численности не большая, а обороты могут быть гигантские, тогда она, естественно, никакая не средняя. А малый бизнес - до ста человек, и обороты тоже будут определены, очень надеемся, что это будет близко к европейским. В Европе до 10 млн. евро - малый бизнес, до 40 млн. евро в год - средний.

Н.Г.: А зачем нам это надо?

Д.К.: Это для того, чтобы мы имели возможность сравнивать показатели с европейскими странами, поскольку многое нас в подходах роднит. Например, в США совершенно другая система определения малого бизнеса. Средний там вообще никак не определяют, а малый выделяют по отраслям. То есть компания, малая для данной отрасли, считается малым бизнесом. Потому что в нефтяной компании, или в строительной, это будет несколько сот человек, а в торговле - несколько десятков человек.

Н.Г.: Понятно. Ну, наверное, Америку нам вообще лучше не брать, потому что у них очень уж свою путь развития во всем, начиная от правовой системы…

Д.К.: Ну почему? Очень много как раз общего между нашими странами, потому что они обе очень большие, обе по федеративному признаку строятся…

Н.Г.: Масштаб нас роднит, однозначно - но, все-таки, система права, в которой развивается американская экономика, свою специфику вносит. Я сейчас не хочу оценивать, хорошо это, или плохо… Но, мы даже не понимаем, до какой степени те же малые и средние бизнесмены в Америке, я уверен, погрязли в разборках со своими клиентами и партнерами. Я думаю, это составляющая часть их деятельности. Я вообще иногда думаю, что в Соединенных Штатах это сутяжничество - это часть перераспределения доходов, таким образом, они выполняют бюджетные функции. Шучу, конечно.
Дина Владимировна, по цифрам мы услышали: значит, 17-18% малый бизнес…

Д.К.: Ну, вместе со средним - наверное, и 30%. Но все равно мало! Мы же рассчитываем на то, чтобы выйти на лидирующие позиции, мы хотим к ним приблизиться.

Н.Г.: Неприятно, что простому гражданину? Малый бизнес - это бизнес сервиса во многом, да?

Д.К.: Ну, в том числе, скажем так.

Н.Г.: В том числе. Да. Бывает сервис крупным бизнесом, но редко, чаще всего - это вот тот самый малый бизнес, благодаря которым люди идут по Парижу или Германии, благодаря которому они относят в прачечную одежду, и так далее, и так далее, и так далее.

Д.К.: На самом деле, у нас любой гражданин сталкивается с огромным количеством компаний, и он даже не фиксирует, что это все - компании малого и среднего бизнеса.

Н.Г.: Так я про это и говорю, что на малый бизнес, особенно в небольших городах, все-таки падает огромная доля сервиса. Поэтому каждый из нас должен понимать, что вот тот небольшой продовольственный магазин, который рядом с вами - это и есть тот самый малый бизнес. Это не очень далеко от вас, стоит этот магазинчик, и от того, как человек себя там будет чувствовать - от этого у вас лишний вид колбасы появится.

Д.К.: Да. Но это только часть вопроса. Дело в том, что во всем мире малый бизнес является как раз источником развития, потому что именно с малых компаний начинаются инновации, внедрение новой продукции. Очень сложно запустить какой-то продукт сразу на гигантском предприятии - вначале он всегда запускается какими-то небольшими партиями, кто-то это придумывает, кто-то это разрабатывает. Поэтому роль малого бизнеса в виду его гибкости, мобильности, очень велика. И именно там, где много компаний малого и среднего бизнеса, где истинно конкурентная среда - там обеспечивается высокое качество. И в основном все успешные экономики строятся на том, что крупные предприятия сосредотачиваются только на ключевых этапах производства, а всю "мелочь" отдают на аутсортинг. Но это мелочь у "Тойоты", например, состоит в том, что это много тысяч предприятий, которые снабжают запчастями.

Н.Г.: Почему, у нас тоже много на аутсортинг отдают на глазах у всех - руководители компаний своим женам и племянникам.

Д.К.: Там совсем другое! Поверьте, что здесь конкуренцией и не пахнет.

Н.Г.: Согласен. Мы этого аутсортинга видим очень много, но нам он не кажется таким полезным и важным, каким является во всем мире.

Д.К.: Ну, мы, все-таки, очень надеемся, в виду того, что у нас произошли очень эффективные назначения, - у нас совсем по другому пути пойдет сейчас развитие. Именно потому, что воодушевленно наше руководство тем, чтобы развивать малый и средний бизнес, и очень много на эту тему заявлений.

Н.Г.: А мы об этом сейчас поговорим. Мы сейчас попытаемся связаться по телефону с Сергеем Николаевичем Катыриным, это вице-президент Торгово-промышленной палаты в России. У них там сегодня произошло мероприятие…

Д.К.: У нас произошло мероприятие. Дело в том, что мы с Торгово-промышленной палатой являемся соорганизаторами форума в честь первого в истории России дня предпринимателя, который пройдет 26 мая. Так же соорганизатором является министерство экономического развития, и Совет Федерации.

Н.Г.: Так, хорошо. Сергей Николаевич, здравствуйте! Вот мы с Диной Владимировной Вас вспоминали, решили Вам позвонить. Сергей Николаевич, если можно, два слова по поводу сегодняшнего мероприятия и роли ТПП, потому что это все очень интересно, о перспективах, о том, что ТПП делает в этом направлении.
Особенно меня, конечно, порадовал день Предпринимателя, я не знал, что у нас такой теперь будет. А давайте отдельно - День малого предпринимателя, День среднего… Или нет! Утро - малые предприниматели, день - средние, вечер - крупные, и ночь олигархов у нас будет!
Ладно, Сергей Николаевич, два слова!

Сергей Катырин: Мы с "ОПОРОЙ" изначально стояли у истоков того, чтобы праздник появился. Многие об этом знают, мы были первыми, кто вносил предложение, чтобы этот праздник появился. Это не просто ведь очередной какой-то праздник - это дань тем, кто делает экономику, уже большую часть. Это люди бизнеса, не только малого, но и среднего, и крупного. И мы, ратуя за малый в душе, тем не менее, ходатайствовали за весь бизнес, и, слава Богу, что такой праздник состоялся. А дата его действительно связана в первую очередь с малым бизнесом, потому что 26 мая - это дата подписания закона о кооперативах, и с этого началось узаконенное существование малого бизнеса.
Я думаю, что это первое в истории мероприятие, в котором участвуют не только 4 ведущих бизнес-объединения (ТПП, РСПП, "ОПОРА", "Деловая Россия"), но и многие другие ассоциации, которые работают с малым бизнесом - и московская, и федерального уровня, и так далее. Такого мероприятия у нас никогда еще не было. Каждый проводил какое-то свое мероприятие, но так, чтобы мы все вместе собрались - такого еще никогда не было. Это показатель того, что сегодня бизнес стремиться к тому, чтобы объединить свои усилия в том, чтобы выстроить систему развития, в работе и с законодателями, и с правительством, и со всеми остальными.

Н.Г.: Понятно. Сергей Николаевич, прорыв-то будет? Ваши ожидания? Я имею в виду прорыв хотя бы в отношении к этому вопросу, какие-то радикальные изменения.

С.К.: Я полагаю, что прорыв уже состоялся. Состоялся, на мой взгляд, в главном - в понимании важности развития малого и среднего бизнеса. Я думаю, Вы согласитесь, что в этом году, особенно в последние месяцы, как никогда много внимания было уделено именно малому и среднему бизнесу. Встречи у премьера (я имею в виду Зубкова), когда говорили открыто о всех проблемах, и самых неприятных, и многое удивляло премьера, и искали пути решения… Потом - заседание Госсовета, на котором тоже искали пути решения. Решение о том, чтобы была создана комиссия по развитию малого и среднего бизнеса, которую возглавил Александр Дмитриевич Жуков. Это тот ряд шагов, которые последовали просто один за одним. И все эти обсуждения, что важно, приземлились в виде конкретной программы действий, которая на этой комиссии межведомственной, в которую приглашен и бизнес, была обсуждена и утверждена. Я полагаю, что есть все шансы для того, чтобы она была реализована. Вот это будет прорыв.

Н.Г.: Но прорыв - это нечто другое. Я объясню, что я имею в виду. Вот мы сидим с товарищем, чай пьем, и как раз об этом и говорим: мы - два выпускника профильных ВУЗов, но если нам придет в голову начать что-то делать, предпринимательская идея придет какая-то - мы не готовы!

Д.К.: К чему вы не готовы?

Н.Г.: Ко всему! Не готовы регистрировать компанию, видеть налоговую инспекцию… Мы не готовы, потому что мы не понимаем, что вообще с этим делать, не понимаем, как мы будем функционировать!

Д.К.: А если вам объяснят?

С.К.: Я полагаю, что в таких вопросах спрос рождает предложение. Значит, вы еще не созрели, и чтобы преодолевать препятствия в том числе. Мы не говорим, что бизнес будет такой широкой дорогой, что вышел - и все тебе посыпалось с небес. К какому-либо виду действий, деятельности, может быть, тоже нужно созреть! Это же не то, что тебя притащили на аркане - наверное, что-то должно быть внутри, что тебя подтолкнуло. Какая-то финансовая необходимость, желание что-то сделать, желание реализовать себя как человека, который может сделать что-то полезное… Если этого толчка не будет - маловероятно мне кажется, что кто-то из журналистов перейдет в бизнесмены, и так далее.

Д.К.: Я согласна с Сергеем Николаевичем: все бизнесмены - они немножечко одержимые. Если нет этой одержимости, то преодолеть препятствия, которые возникают на пути реализации бизнес-проекта, просто невозможно.

Н.Г.: А зачем нужны такие препятствия?

С.К.: Нет, препятствия не нужны, но человек в бизнесе - это человек, который, по сути, не отдыхает практически ни днем, ни ночью, все время голова болит о том, что и как сделать…

Н.Г.: Но мы сейчас говорим не о тех, кто не отдыхает днем и ночью - я знаю таких людей много в разных профессиях, это вы просто сейчас с активистами общаетесь - а я хочу, чтобы человек, которому пришла в голову идея, пошел спокойно, и спокойно начал работать.

Д.К.: Спокойно не получится, в бизнесе так не бывает. Потому что бизнес - это конкуренция.

Н.Г.: Да поймите, никто не боится конкуренции, потому что человек обычно рожден самоуверенным, ему кажется, что он лучше всех… А вот непонятных правил игры! И когда я говорил про профильные ВУЗы - я юрист, а он экономист, но мы не хотим с этим связываться! Мы готовы работать наемными работниками, лишь бы…

Д.К.: То есть вас пугает не конкуренция, а непонятные правила игры? Вы знаете, в этом отношении большой оптимизм внушает то, что свою инаугурационную речь Дмитрий Анатольевич фактически начал с того, что еще раз подчеркнул, что большое значение он придает фундаментальной роли права. И что зрелость и действенность правовой системы - это важнейшее условие развития экономики. И самое главное - чтобы право было необходимым не только для предпринимательской деятельности, но и для чиновничьей. А сейчас мы, к сожалению, сталкиваемся с тем, что баланс нарушен: для предпринимателей закон обязателен, а вот для многих чиновников, особенно на местах - нет.

Н.Г.: Но как только закон необязателен для чиновника - для предпринимателя он тоже становится не обязательным, потому что ему приходится решать вопрос с чиновником в не правовом режиме.

С.К.: Да, но у чиновника есть презумпция невиновности, а у предпринимателя - презумпция виновности почти всегда. Не без этого.

Н.Г.: О чем и речь. Вот был в Москве магазин "Богатырь", теперь он продается. Я захожу в последние дни работы, говорю: что это с вами? Вызвали, "построили", отобрали акции…

Д.К.: На самом деле, это, в принципе, нормально. Мы же не знаем причин, по которым та или иная компания уходит с рынка, и каждый раз обвинять в этом чиновников тоже не правильно. Но есть конкретные проблемы, о которых хотелось бы поговорить, и которые, мы очень надеемся, будут решены в ближайшее время.

Н.Г.: Понятно. Нам дозвонился сейчас Василий Алексеевич, директор фирмы, малый предприниматель - сам себя так назвал. Здравствуйте!

Радиослушатель: Да, здравствуйте. Вы, конечно, много говорите интересного - но это все заоблачные дали. Я бы хотел сказать и экспертам, и всем: я профессионал-строитель всю жизнь, 50 лет. И вот я из малого бизнеса стал развиваться в строительстве. Но когда начали развивать малый бизнес - кинулись все строить, кто не понимает, кинулись все торговать, кто никогда не торговал. В каждом бизнесе должен быть профессионал, тогда бизнес будет расти.

Н.Г.: Василий Алексеевич, это неоспоримые истины, но профессионалы должны откуда-то появляться. И иногда они появляются путем ошибок в том числе.

С.К.: Кстати, можно с Василием Алексеевичем согласиться в одной части - в том, что человек должен быть подготовлен к своей сфере деятельности. Это не значит, что он должен 10 институтов закончить - он может подготовиться и по ходу, начиная работу в этой сфере, ощущая необходимость новых знаний, и готовясь к этой работе.

Д.К.: И, фактически, он может нанять профессионалов - главное, чтобы у него была бизнес-идея, и умение привлечь финансовые ресурсы и правильно организовать процесс.

Н.Г.: Василий Алексеевич, а чем конкретно в строительстве Вы занимаетесь?

Р.: Строю дома, офисы в центре Москвы. Раньше были объемы большие, сейчас - меньше, потому что я 50 лет уже строитель, мне вот недавно исполнилось 70 лет, юбилей.

Н.Г.: Поздравляем! Василий Алексеевич, скажите, что надо реально сделать, чтобы решить проблемы в строительстве?

Р.: Самый факт в чем? Огромная бюрократия! Вот я раньше строил, дом 10 тысяч кв. метром - 10 месяцев делал проект и год строил. Сейчас строят - три года!

Д.К.: Скажите, пожалуйста, а из этих трех лет - сколько времени Вы занимаетесь оформлением исходно-разрешительной документации?

Р.: Сейчас - это страшно сказать - не менее двух лет. А раньше - 10 месяцев.

Д.К.: Вот об этом как раз и речь, что сейчас это одна из самых коррупционных сфер.

Н.Г.: Спасибо большое, Василий Алексеевич! И еще мы благодарим Катырина Сергея Николаевича, который был с нами в прямом эфире по телефону, а теперь мы остались с Диной Владимировной вдвоем.
Давайте поговорим теперь, Дина Владимировна, о каких-то стратегических вопросах, которые, конечно же, существуют. Вот первый вопрос, который сейчас все обсуждают - это появление в России нового правительства. Премьер-министр - человек не новый, да и, собственно, все, кого назначили. Люди не новые. И вот мне хотелось бы понять, с точки зрения вашей деятельности по представлению интересов малого и среднего бизнеса, какие позитивные изменения прошли, и прошли ли они, и есть ли там ваши союзники?

Д.К.: Что касается правительства, то самый главный наш союзник - это Министерство экономического развития. И мы, конечно, очень рады, что Эльвира Набиулина назначена вновь министром, потому что в нашей части министерство работает безупречно. Очень эффективно, очень оперативно, и все время с предложениями, идущими на опережение.
Второе назначение, которое мы очень ждем, и пока о нем ничего не знаем - это Федеральная антимонопольная служба. Ее глава, Игорь Артемьев - это очень эффективный на своем посту человек, и мы надеемся, что он все-таки будет назначен на эту должность. Дело в том, что он очень решительный, очень смелый человек, который очень хорошо понимает суть того, как решать эти очень сложные проблемы, связанные с антимонопольной политикой. И, конечно, для малого бизнеса - это ключевой аспект. Потому что именно антимонопольная политика обеспечивает возможность вообще существования и развития малого и среднего бизнеса.
Мы очень рады тому, что руководителем администрации президента стал Сергей Нарышкин, поскольку это человек, который необычайно эффективно себя зарекомендовал в качестве председателя правительственной комиссии по административной реформе. То есть это человек с огромной волей, и действительно готовый решительно проводить реформы. И он это не раз демонстрировал, когда сталкивался с сопротивлением тех ведомств, которые на административных барьерах очень неплохо жили. И мы очень надеемся, что эта линия на эффективное и динамичное проведение административной реформы будет продолжена и в администрации президента.
Конечно, очень большие надежды возлагаем на то, что Игорь Шувалов будет находить время заниматься проблемами малого бизнеса, поскольку, насколько нам известно, он будет возглавлять комиссию по развитию малого и среднего бизнеса.
Ну и, конечно, то, что торговлю передали министерству промышленности - с одной стороны, грустно, а с другой стороны - может быть, это позволит обеспечить интересы производителей, в частности в их конфликте с торговыми сетями. Мы очень рассчитываем на то, что, защищая интересы производителей, министерство промышленности будет, в том числе, эффективно регулировать и торговую деятельность, не давая возможности крупным розничным сетям навязывать свои условия производителям и поставщикам.

Н.Г.: Между прочим, в крупных сетях бюрократии бывает ничуть не меньше, и коррупционность бывает даже выше, чем у государства.

Д.К.: Это в основном связано с сегментом продовольствия - потому что, что касается других сетей, например тех, кто торгует бытовой техникой - там другая ситуация. Там им диктует им производитель, и они вынуждены иногда выполнять не всегда приемлемые для них условия, иначе они просто не смогут работать с этими поставщиками.
А что касается рынка продовольствия - то, конечно, там совершенно не нормальная ситуация. Мы с министерством экономического развития очень много и подробно обсуждали закон о торговле, кот сейчас готовится, и мы рассчитываем на то, что, все-таки, многие проблемы удастся снять.

Н.Г.: Кстати, у меня всегда возникал вопрос по поводу поведения наших антимонопольных служб в отношении торговых сетей продовольственных…

Д.К.: Дело в том, что нынешние нормы доминирования на рынке таковы, что в применении к сетям - даже крупные сети не достигают показателей по доминированию. В новом законе для торговых сетей предусматриваются свои нормы доминирования. Например, для продовольственно сектора, в границах рынка (а это муниципалитет) граница доминирования будет определяться в 15%. А для не продовольственных сетей - это будет 15%, но в границах региона. Это не означает, что если компания достигла этого уровня, она не будет развиваться дальше - но она будет уже развиваться под присмотром. А свыше 35% в границах рынка - уже будет ограничение дальнейшего развития.

Н.Г.: Если мы говорим о свободном рынке, то надо понимать, что это еще и имиджевая составляющая, то есть это целый комплекс моментов, которые потом положительно сказываются на товаре вообще. Поэтому, конечно, если какой-то тип товара без объяснения не пускают в торговую сеть вообще - то, конечно, чаще всего это нарушение конкурентных условий.

Д.К.: Понимаете, там существует большое количество платежей не торговых: плата за вход, за маркетинговые исследования, и так далее. И доходы от неторговых операций у торговых сетей огромные.

Н.Г.: Дина Владимировна, вот такой вопрос: у вас есть статистика о том, по каким секторам наш малый бизнес как распределен?

Д.К.: Конечно, есть. Около 80% в сфере торговли, 13% - строительство и промышленность, к сожалению, в инновационной сфере чуть больше 2%, ну и по остальным отраслям, честно сказать, никаких значительных цифр в голову не приходит.

Н.Г.: Вот теперь про коррупцию, возвращаясь. 80% в торговле - это важно, это, то, что мы говорили в начале, про службу сервиса, что это касается всех. Кстати, я думаю. Что в строительстве - там больше 13%, потому что там многое скрывается. Любая строительная бригада - это же, фактически, и есть малый бизнес.

Д.К.: По данным статистики мы же можем говорить только об официальных цифрах… Но дело не в том, где сколько процентов; дело в том, насколько свободен вход на рынок. Не имеется в виду - пойти и зарегистрировать фирму, эта проблема, слава Богу, у нас решена в бытность Владимира Путина президентом. Сейчас другие проблемы стоят: сделать фактическое начало предпринимательской деятельности настолько необременительным, чтобы предприниматель как можно быстрее вышел на безубыточность. И только таким образом мы можем обеспечить то, что все больше и больше малых предприятий будут выживать. Потому что, к сожалению, даже в развитых странах, где многие проблемы решены, 85% вновь зарождающихся малых предприятий разоряется.

Н.Г.: Дина Владимировна, пусть разоряется! Пусть и у нас разоряется 90%, но они будут разоряться из-за собственной лености, глупости, или из-за бодрости конкурентов. А не из-за того, что…

Д.К.: Их разорили чиновники.

Н.Г.: Конечно! Вот о чем речь.

Д.К.: Или конкуренты сделали так, что их разорили чиновники.

Н.Г.: Вот, конечно! Поэтому пусть разоряются, сколько угодно! Это как, я помню, разговаривали про дефолт в Америке, про то, что какие-то компании разорились из-за этого… Стоит американец, и говорит: "А в чем проблема-то? Здесь каждый день разоряется по 20-25 тысяч компаний!". Я говорю: "Нет, здесь разница как раз есть. Там они сами разоряются, а здесь их разорили".

Д.К.: Дело в том, что это как раз то, о чем говорил Дмитрий Анатольевич Медведев в своей инаугурационной речи. Что зрелость и действенность правовой системы - это важное условие развития экономики и социальной сферы, поддержки предпринимательства и борьбы с коррупцией. Вот мы очень рассчитываем на то, что будет обеспечена, прежде всего, действенность правовой системы. Это вопрос номер один.

Н.Г.:У нас звонок, Максим из Краснодара. Максим?

Радиослушатель: Как раз в продолжение слов вашей гостьи. Меня интересует, что возможно сделать, и будет ли делаться по поводу - у нас это называется "милиция общественной безопасности". То есть создана структура, любой сержант может войти ко мне в магазин или в офис, в любое время, потому что ему показалось, что я занимаюсь чем-то не правомерным - и без какой-либо санкции прокурора, суда, просто по их внутреннему распоряжению, он начинает проверять у меня компьютеры, кассовую дисциплину, может изъять документы. До тех пор, пока ты не дашь ему то, что он хочет - ну, вы сами понимаете, что я имею в виду.

Н.Г.: И много у вас в Краснодаре хотят? Мне просто интересно.

Д.К.: "ОПОРА России" знает, что "хотят", потому что периодически к нам поступали жалобы, и мы с помощью прокуратуры привлекали к ответственности чиновников, которые злоупотребляли.

Н.Г.: Максим, ну вот пришел к вам не сотрудник ОБЭП, профессиональный и грамотный, они хотят много, и могут взять вообще все, а пришел просто милиционер - сколько он хочет?

Р.: Ну, это же не просто так, знаете… Во-первых, лезут в компьютер сразу - и дело в том, что я же не могу его выгнать, даже если он просто зашел с улицы. Вот в чем проблема! Я не могу ему отказать. Естественно, он найдет у какого-то сотрудника нелицензионную игрушку, или еще что-то, и вот с этого начинается.

Н.Г.: То есть до такой степени прямо? Находит нелицензионную игрушку, и начинает?

Д.К.: Дело в том, что у нас принята 4 часть Гражданского кодекса, которая защищает права владельцев интеллектуальной собственности. И эти функции переданы милиции. А что касается того, что будет сделано для того, чтобы прекратить произвол милиции - я расскажу после рекламы.

Н.Г.: Максим, Вы еще с нами?

Р.: Я хотел бы сказать, что они тоже грамотные. Например, когда у нас изымались компьютеры - они не конфисковывались, они изымались на проверку. И после этого, естественно, с ним можно спорить, можно говорить, что он не прав - но когда офис полностью оставлен без компьютеров, без возможности работать бухгалтерам и менеджеров, то, сами понимаете, разговор уже принимает совсем другие формы.

Д.К.: Я очень рассчитываю на то, что будет реализован тот комплекс мер, который разработан Минэкономики после поручений Дмитрия Медведева, которые были даны на заседании президиума Госсовета в Тобольске, посвященном развитию малого бизнеса. В частности, одной из таких мер является сокращение полномочий органов внутренних дел по составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере контроля предпринимательской деятельности. То есть милиция должна уйти с потребительского рынка - вот о чем идет речь.
И вообще, сейчас готовятся революционные изменения в сфере контроля и надзора, когда, именно по инициативе Дмитрия Анатольевича Медведева, количество проверок будет сведено к самому-самому минимуму. То есть будет повышена ответственность предпринимателя за соответствие его деятельности тому минимуму требований, который обеспечивает безопасность, а проверяющие смогут приходить только тогда, когда что-то случиться, и будет на лицо факт, что предприниматель что-то нарушил. А права приходить и проверять, правильно ли он ведет свою деятельность, органы контроля и надзора будут лишены. Мы очень рассчитываем на то, что закон будет принят, и полномочия милиции будут всерьез сокращены - не говоря уже о том, те меры по удалению милиции с потребительского рынка, которые сейчас разработаны, широко обсуждались правительственной комиссией по административной реформе под руководством тогда еще Нарышкина. И мы очень надеемся, что эти решения будут реализованы в полной мере нынешним правительством.

Р.: То есть Вы думаете, что словами это, все-таки, не останется?

Д.К.: Теми мерами, которые сейчас подготовлены, можно решить большинство проблем. И тот темп, который сейчас взят, и та политическая воля, которую мы наблюдаем в сфере решения проблем малого и среднего бизнеса, позволяют всерьез надеяться на то, что проблемы, о которых многие годы говорили, наконец-то будут решены.

Р.: Будем надеяться. Спасибо за ответ.

Н.Г.: Ну вот, ушел, и не сказал, сколько же это стоило ему.

Д.К.: Вы знаете, это такие частности! Какая разница, сколько это стоило! Если это досаждает - значит, для него это ощутимо. Очень важно, чтобы были приняты действенные меры по реализации наших международных обязательств по противодействию коррупции. Мы ратифицировали конвенции международные, и мы должны свое законодательство привести в соответствие с этими нормами. Это предусматривает сосредоточение внимания не на субъектах рынка, а на контроле за чиновниками, которые наделены властными полномочиями. То есть привинтивные меры - как сделать так, чтобы чиновник не имел возможности торговать своим административным ресурсом.

Н.Г.: Я уже приводил как-то в эфире пример указа Петра Великого: "В связи с тем, что торговля металлами является делом воровским, то жалованье поставить маленькое, и одного раз в год вешать, чтобы другим не повадно было".

Д.К.: Мы сейчас живем в современном мире, и, слава Богу, есть уже богатый опыт стран, которые эффективно справились с этой проблемой. Южная Корея, Италия - сравнить, что было там в плане коррупции, и что есть сейчас! Те же самые Соединенные Штаты: вспомните мафиозное прошлое этой страны - а сейчас это одна из стран, на которые можно ориентироваться. Главное - политическая воля. И главное - не изобретать велосипед, а применять те рецепты, которые эффективно сработали в странах самых разных, даже на Филиппинах и в Либерии эти рецепты работают.

Н.Г.: Да ничего в Либерии не работает там, это они делают вид!

Д.К.: Вы знаете - все относительно. Может быть, уровня Норвегии и Финляндии они не достигли, но для себя - они достигли значительного прогресса.

Н.Г.: Ну да… Дело в том, что… По поводу Америки - это вообще нам не пример, там совершенно другое даже мышление психологическое. Нужно понимать, что мы сегодня породили целое поколение чиновников, которые ничего не хотят, кроме как брать взятки.

Д.К.: Это очень быстро лечится на самом деле.

Н.Г.: Это первое. Второе. Мы сами породили огромный объем молодежи - я лично с ними разговаривал, знаю, - то есть ко мне приходили молодые люди, зная, что я работал в правоохранительных органах, и спрашивали, как устроиться туда-то, туда-то…

Д.К.: Я поделюсь своим опытом. Дело в том, что я преподаю в Высшей школе экономики, и очень важный момент - это воспитание информирования. Студенты в начале курса на тему коррупции реагировали по-одному, а вот в конце курса они уже так хорошо разбирались в том, как должно быть в государстве устроено регулирование этой сферы, и ребята действительно расширили свое сознание, подготовили великолепные рефераты по международному опыту… То есть у них есть четкое представление, что коррупция - это плохо; а это студенты и с факультета права, и с факультета управления, и других. Понимаете, они уже войдут в сознательную трудовую жизнь с ощущением того, что это ненормально. Для этого людей надо образовывать, надо показывать положительные примеры!

Н.Г.: Они быстро увидят примеры не положительные, которые им понравятся, к сожалению.

Д.К.: Я думаю, что борьбе с коррупцией будет посвящено значительное внимание нового президента.

Н.Г.: Такая страна, как Россия - у нас путь один: ликвидировать предпосылки на корню. То есть ликвидировать вот эти разрешительные системы по мере возможности.

Д.К.: Безусловно! Это и есть часть этих рецептов. Но прозрачность доходов, расходов, участия в бизнесе - она должна быть обеспечена. Потому что ты не можешь регулировать предпринимательскую деятельность - и иметь свои интересы в этой сфере.

Н.Г.: Понятно. Я просто говорю то, что я думаю по этому поводу. Мы должны ликвидировать, должны объяснить людям, что если вы сегодня платите по той налоговой системе, которая по закону объявлена, какие-то льготы - то это значит, что к вам точно не придут, и не скажут, что вы нас не так поняли.

Д.К.: Дело в том, что сейчас коррупционные административные издержки - это фактически вторая фискальная система. Которая, в купе с налоговой системой, создает чрезмерное бремя для предпринимателей.

Н.Г.: Конечно.

Д.К.: Поэтому нам необходимо справиться с избыточными административными издержками, с коррупционными издержками, и тогда мы сможем обеспечить налоговые поступления в гораздо большем объеме.

Н.Г.: Да я бы не стал к налоговым поступлениям так привязываться! Потому что растет коррупция, растут денежные массы, и растут налоговые поступления - так тоже можно отчитываться очень долго.

Д.К.: Ну, немного не так все это выглядит. С коррупционных доходов не платят налоги.

Н.Г.: Нет, я сейчас про другое говорил - про сбор налогов. У нас звонок. Валерий, здравствуйте!

Радиослушатель: У меня следующий вопрос к вашей гостье. Я работаю в магазине, продажа хозтоваров. И часто происходит следующая ситуация: какой-нибудь недовольный покупатель начинает писать жалобы, причем - юридические грамотные жалобы, во все инстанции. К городской надзор, в управу, в префектуру, в пожарную инспекцию; и все это по нескольку раз, и все это очень грамотно, и друзей своих к этому подключает - короче, начинает нас "кошмарить". И мы с этим ничего сделать не можем. Приходит большое количество проверяющих, составляют официальные и неофициальные протоколы…

Д.К.: А как Вы думаете, цель какая вот таких жалоб на вас?

Р.: Ну, просто что-то не понравилось - вот как-то отомстить. Потому что они бывают и выдуманными, и как-то не поймешь, что… Вот вопрос к Вам: с этим возможно как-то бороться?

Д.К.: Дело в том, что изменения в законе о государственном контроле и надзоре будет предусматривать, в частности, повышение ответственности потребителей за необоснованность жалоб. То есть просто так жаловаться и привлекать проверяющие органы будет уже достаточно сложно. Жалобу можно будет составить только на то, что товар не безопасный. Если не качественный, не понравился - не бери! А если не безопасный - то придется доказывать то, что он оказался не безопасным. Потому что если пришли проверяющие органы, и выяснили, что ничего опасного в товаре нет - то будет отвечать тот, кто подал не правомерную жалобу. Это делается для того, чтобы прекратить вот этот контрольно-надзорный терроризм.

Р.: Но дело в том, что речь идет не о безопасности товара, а о том, что не так ответили, не предоставили информацию о безопасности товара…

Д.К.: Я думаю, что на эту тему уже невозможно будет привлекать проверяющие органы. Потому что, если не нравится этот магазин - пусть ходит в другой. Это конкуренция, если вы будете плохо обслуживать своих покупателей - они перестанут к вам ходить.

Р.: А какие предусмотрены санкции против вот таких жалобщиков.

Д.К.: Я говорю пока только о тех изменениях, которые будут готовиться. Они вступят в силу, наверное, с нового года, можете на это рассчитывать.

Н.Г.: Спасибо, спасибо! Дина Владимировна, у нас осталось пара минут - скажите два слова о том, где этот прорыв? Понятно, что 80% - торговля…

Д.К.: Вы знаете, 80% торговли - это, в основном, среди индивидуальных предпринимателей. 50% - это если учесть еще и компании. А что касается развития инноваций - то будут предусмотрены меры, которые помогут и выходить на международные рынки, и эффективно развивать инновационные проекты. Внутри страны появятся промышленные парки, технопарки - то есть те места, где все готово к тому, чтобы осуществлять предпринимательскую деятельность. Потому что самому создать вот такое прибежище для своего бизнеса, с учетом всех барьеров, ограничений и процедур - вообщем-то, сейчас достаточно проблематично. Во всем мире это делается путем создания мощнейшей инфраструктуры для развития бизнеса. Это те зоны, в которых этот бизнес находит свои производственные, офисные и прочие помещения. А так же целая система финансовой поддержки, интеллектуальной, сервисной, и так далее.

Н.Г.: Ну, то есть в гараже у нас кто-нибудь соберет компьютер, или ядерную бомбу - не для личного, а для общественного пользования?

Д.К.: Я думаю, что все будет собираться, и не бомба, и не в гараже, а все будет цивилизованно. Все у нас для этого делается.

"Русская служба новостей", 13 мая 2008 г.
http://www.rusnovosti.ru/program_reports/99000/
http://www.rusnovosti.ru/guests/56355/ 17.05.08

Консультации юристов Фонда:

01.06-31.08.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.04-31.05.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.03-31.03.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.02-28.02.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.01-31.01.05 Ответы на вопросы предпринимателей

Предыдущие консультации

05.03.12 Почему российские предприниматели уходят из бизнеса

19.01.11 В. Мау: Экономическая стратегия. Выбор новой модели

06.12.10 Петр Авен: Российская экономика все больше напоминает советскую

18.10.2010 Кредиты: Ни взять ни отдать

11.10.2010 Как стать предпринимателем. Лекция Михаила Фридмана

26.04.10 Михаил Задорнов: макроэкономическая ситуация в России вызывает очень большую тревогу

26.04.10 Бизнес и общество: Русский дисконт

14.04.10 К. Рогов: Свой путь: Модернизация и конкуренция

01.03.10 Удар по малому

23.09.09 Малый, средний и крупный бизнес: чья деятельность приносит пользу стране?

15.06.09 Значение и место субъектов малого и среднего бизнеса в трансформационных экономиках

22.12.08 Поддержка малого бизнеса должна стать приоритетом политики государства

27.10.08 Заявление Союза "Либеральная Хартия" о финансовом кризисе в России

17.10.08 Что делать в условиях кризиса? Советы аналитика

04.04.08 А. Архангельский: Великое в малом

20.03.08 Тяжелая история малого бизнеса

04.02.08 "ОПОРА РОССИИ" о новом законе о малом и среднем бизнесе

04.09.07 Закон о малом и среднем бизнесе: за и против

14.08.07 Г. Явлинский: Собственность: Экономика без права

18.07.06 Плюсы и минусы новых поправок в НК

29.05.06 ПБОЮЛ с трудовой ответственностью

11.05.06 В. Радаев: Легализация бизнеса: баланс принуждения и доверия

18.04.06 Какие умения и навыки будут нужны в 2020 г.

23.03.06 НДС: Легенды и мифы

14.02.06 ЕНВД не так прост, как кажется

17.01.2006 Неуплата пенсионных взносов - не повод для ответственности по ЕСН

07.12.05 НДС до востребования. Восстанавливать или не восстанавливать НДС?

22.11.05 Проблемы разрешения налоговых споров в России

11.11.05 С. Белановский: Предпринимательский класс в России

08.11.05 Эксперты о презумпции налоговой виновности. "С каждого по копеечке, а казне-то большой плюсик"

28.10.05 Воротила, делец… предприниматель

12.10.05 НДС и политика

26.09.05 Тенденции и перспективы развития малого бизнеса в России

15.06.05 Бизнес-активность работников правоохранительных органов в современной России

24.03.05 Государство и бизнес: Вспомнить о малом

18.03.05 Отношения власти и бизнеса не так плохи, как кажутся?

22.02.05 Советы консультанта: Грамотный бизнес-план

27.01.05 Какой НДС нам нужен?

11.01.05 Российская экономика - 2005: прогнозы и перспективы


Другие аналит. материалы

06.06.01 Как, по Вашему мнению, изменился деловой климат в стране?

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА