На главную страницу
Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде

Новости РБК

Новости "Эха Москвы"

Новости AK&M

Новости Прайм-ТАСС

Новости РИА-Новости

Новости Regions.ru

02.02.12 В России появится уполномоченный по защите прав предпринимателей

22.12.11 Путин обещает запустить "инвестиционный мотор"

21.11.11 Медведев не видит смысла заставлять чиновников отчитываться о расходах

16.11.11 Жилье стоит дорого

10.11.11 Сбербанк даст на стартап

03.11.11 Всеразрушающая коррупция

03.11.11 Малому бизнесу будет легче участвовать в аукционах по лесным участкам

31.10.11 Арендаторы в Москве предпочитают выкуп

25.10.11 В Перми решили не торопиться со сносом киосков

22.10.11 В Общественнной палате обсудили коррупцию

19.10.11 СНГ и свободная торговля: что будет?

18.11.11 В Москве начали устанавливаться ларьки нового образца

11.10.11 Малым предприятиям трудно получить кредит

06.10.11 Запад размышляет о загадке российского бизнеса

30.11.09 Иностранным инвесторам больше всего мешают откаты


Другие новости

20.05.11 Госдума готова запретить брать работников напрокат

17.02.11 Ответственность за эконом. преступления: Президента поправили

15.07.10 Новые поправки по защите бизнеса очень важны

23.04.10 Бизнес уполномочен уведомить

09.04.10 Дума затруднила проверку бизнесменов контролирующими органами

24.12.09 Статью не пришьешь

09.12.09 Проверок станет больше

29.10.09 Депутаты Госдумы выступили за ограничение внеплановых проверок бизнеса

19.06.2008 Выкуп проще

17.06.2008 Патент для "малышей" поможет сократить налоговую отчетность


Другие новости

29.09.11 Страховые поборы

26.09.11 Хедхантеры осваивают Facebook и Twitter

23.06.11 Эксперты: Ущерб от киберпреступлений в России сопоставим с воровством при госзакупках

24.02.11 Босс прочел блог

09.02.11 Тариф "убыточный"

11.10.2010 Конец хакерской вольницы

02.06.10 "Яндекс" начинает поиск стартапов

12.04.10 Вредные привычки Рунета

05.04.10 Терминалы недоступны

24.03.10 Надоили $20 млн

01.03.10 Мина для сисадмина

09.12.09 Малый и средний бизнес смогут выкупать часть арендуемых помещений

07.12.09 Google идет на почту

30.10.09 Интернет переходит на ".рф"

02.07.09 На сайтам министерств и ведомств мало полезной информации

17.06.09 Операторы поощряют абонентов оплачивать услуги через Интернет

16.06.09 Microsoft хочет удвоиться в России

28.05.09 Россия не засиживается в интернете

09.04.09 Малому бизнесу предлагают аренду программного обеспечения

19.06.2008 Сотрудники увольняются из-за плохого компьютера


Другие новости


Власть и бизнес не пришли к единой позиции по налоговой политике

15 мая 2007 г. в Госдуме прошло заседание Экспертного совета при комитете ГД ФС РФ по бюджету и налогам, на котором была рассмотрена налоговая политика страны в связи с переходом на трехлетнее бюджетное планирование.

Директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин подчеркнул, что вместе с трехлетним бюджетом правительству была представлена записка Минфина о принятых мерах по корректировке налоговых ставок. Количественное влияние этих мер сейчас, по его словам, оценить невозможно, потому что на трехлетний бюджет они никак не влияют.

Минфин предлагает регулировать трансфертные цены так, чтобы основные принципы регулирования были близки международным правилам в этой области, в частности, чтобы налогообложение малого бизнеса и процесс заключения сделок в особых экономических зонах не затрудняли работу как проверяющих органов, так и крупных корпораций.

В области налогообложения ВЭД намечается сотрудничество с зарубежными налоговыми органами, предоставляются некоторые преференции иностранным компаниям.

Требуется, считает И.Трунин, ввести институт консолидированной налоговой отчётности, то есть практику, когда группа компаний, действующая согласованно рассматривается как единый налогоплательщик.

Некоторые меры нужно предпринять и по совершенствованию взимания НДС. "Радикальных изменений здесь Минфин не предлагает, однако понимает настоятельную необходимость уменьшения количества документов при взимании НДС с экспортёров, особенно при нулевой ставке НДС, а также при вывозе товара из таможенной зоны, вероятен и ввод специальной регистрации для плательщиков НДС", - заявил И.Трунин.

Никаких особенных новаций не предлагает Минфин и по уплате ЕСН и НДФЛ, поскольку до введения института ОМС это довольно бессмысленно.

Намечено совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами. После создания кадастра недвижимости должен заработать налог на недвижимость. "Здесь также нельзя делать резких движений, повышать нагрузку для малообеспеченных категорий граждан", - пояснил И.Трунин.

Отдельно рассматриваются в записке налогообложение коммерческих организаций, учётная политика, проблематика игорного бизнеса.

Референт Экспертного управления президента Станислав Воскресенский напомнил, что принятие Налогового кодекса еще несколько лет назад стало прорывом для всей страны, но с тех пор многое изменилось, и задачи стали другими. Логика бюджетного послания в том, что следует развивать долгосрочные отрасли промышленности - авиацию, космос, энергетику, транспорт, судостроение, малый бизнес. Перед властью поставлена дилемма НДС - либо радикально снизить его, либо заменить налогом с продаж, и просчитываются сейчас оба варианта, отметил С.Воскресенский. Экспертное управление президента склоняется ко второму варианту, если учесть скорее печальный мировой опыт: никто в развитых странах не смог придумать эффективного и некоррупционного способа управления налогом на добавленную стоимость. Что касается налога на зарплаты, начавшаяся реформа пенсионного страхования диктует снизить ставку ЕСН, отменить регрессивную шкалу, однако имеются и другие варианты решения этой проблемы. Также, подчеркнул С.Воскресенский, в мире еще не найдено эффективного способа контроля за трансфертными ценами, многие страны на этом пути зашли в тупик, и в результате одними из самых высокооплачиваемых специалистов на Западе стали эксперты по трансфертным ценам. В 2007 году, считает С.Воскресенский, проблема трансфертных цен перед Россией еще не стоит так остро, чтобы ее нужно было решать немедленно, однако в ближайшие три года ее решать придется.

В отношении налогов с граждан, считает С.Воскресенский, следует исповедовать принцип налогообложения не доходов, а расходов. В результате платить больше налогов будет состоятельный гражданин, что соответствует принципу социальной справедливости. В зависимости от задач социальной политики (образовательной, например), возможно введение в налогообложение различных вычетов.

Заместитель председателя комитета РСПП по налоговой политике Сергей Бирюков высказался о записке Минфина критически. Он заявил, что этот документ не соответствует задачам, стоящим перед экономикой страны, в частности, ее диверсификации. Механизм контроля за трансфертными ценами, считает С.Бирюков, должен распространяться на внешнеторговые сделки, должна быть предусмотрена возможность предварительного соглашения по трансфертным ценам. РСПП, заявил С.Бирюков, выступает за "существенное реформирование НДС", радикальное снижение налога и унификацию ставки, призванную стимулировать перерабатывающие отрасли экономики, а вовсе не отмену его или, тем более, замену налогом с продаж. Так или иначе, прогнозные показатели по сбору НДС в трехлетнем бюджете явно завышены, и от этого будет страдать прежде всего бизнес.

"НДС требует просто качественного планирования", - считает С.Бирюков.

В отношении налога на прибыль РСПП придерживается мнения, что необходимо предоставление налоговых каникул тем организациям, которые зарекомендовали себя добросовестными налогоплательщиками. РСПП также выступает за гибкую и эффективную для всех отраслей производства амортизационную политику и инвестиционные льготы.

Вице-президент "ОПОРЫ РОССИИ" Александр Паперно выразил позицию малого и среднего бизнеса. Он заявил, что НДС всё же стоит отменить, поскольку "НДС фактически является налогом на зарплату. и при любой его ставке найдутся люди, которые захотят и смогут отнять его у государства, замена же его налогом с продаж неизбежно выкинет из цепочки массу людей, что значительно уменьшит сборы". Поэтому, считает А.Паперно, вместо НДС лучше ввести полуторапроцентный, например, "налог на работу в России".

Малый бизнес, по словам А.Паперно, заинтересован в спецрежимах уплаты налогов, а также в их дальнейшем развитии, "потому что другой альтернативы вывода предприятия из "тени" пока не существует". В стране, считает вице-президент ОПОРЫ, существует "глобальная" проблема с администрированием, поэтому следует предусмотреть в законодательстве ответственность чиновника за принимаемые им решения.

Заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров заметил, что в любом случае незыблемой должна остаться сороковая статья Налогового кодекса, в которой сказано, что "рыночная цена - это цена сделки, указанная сторонами сделки, если не доказано обратное". По словам А.Макарова, нельзя даже сравнивать НДС и налог с продаж, поскольку сбор НДС составляет 1,3 трлн рублей, а налога с продаж - 62 млрд рублей, и эти величины несопоставимы. В случае замены одного другим недобор гарантирован, и кроме того, база взимания до сих пор остается не определенной.

"Не надо дергать налоговую систему в разные стороны! Дайте время налогоплательщику подготовиться к уплате налога на недвижимость! Ведь до сих пор неизвестно, что именно будет облагать этот налог, кадастр недвижимости еще не составлен, и на нищие муниципалитеты возлагать такое ответственное дело не стоит. Налоговая реформа еще не начиналась, потому что это реформа прежде всего менталитета отношений государства и налогоплательщика. И она не пойдёт, пока между сторонами не установится доверительное отношение, на это уйдут десятилетия…" - считает А.Макаров.

По итогам заседания ни депутаты, ни эксперты не пришли к консолидированной позиции по вопросу совершенствования налогообложения, в связи с чем всем экспертам было предложено направить свои предложения в комитет для дальнейшего рассмотрения и представления депутатам.

ИА "Альянс Медиа" 16-05-2007 11:41:45
http://allmedia.ru/headlineitem.asp?id=364934



"Налоговый" переполох

Участники Экспертного совета при думском Комитете по бюджету и налогам в лице бизнесменов, депутатов, сенаторов и госвласти в очередной раз попытались выработать четкую, конструктивную, а главное, солидарную позицию по совершенствованию налоговой системы. Обсуждение выдалось, мягко говоря, "не форматное".


Минфин под соусом

Единство и единодушие присутствовало лишь в одном: "обсужденцы" увлеченно, если не сказать - вдохновенно - критиковали Минфин. В роли непосредственного "мальчика для битья" на сей раз выступал новый руководитель Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики финансового ведомства Илья Трунин, "отдувавшийся" за все министерство. Для начала он вкратце осветил ключевые моменты минфиновского доклада "Об основных направлениях налоговой политики на 2008 - 2010 гг.", не так давно одобренного правительством. При этом Трунин оговорился, что статус этого документа носит концептуальный, "векторный" характер, то есть предусматривает возможность корректировки.

Итак, по словам Трунина, в части совершенствования НДС радикальных изменений не предполагается, поскольку "основная проблема лежит в плоскости правоприменения". Однако в долгосрочной перспективе возможно сокращение перечня документов для подтверждения "нулевой" ставки при экспорте и серьезное упрощение данной процедуры, но только при условии "нормализации контроля за вывозом товаров". Что касается введения спецрегистрации для плательщиков этого налога, то, отметил докладчик, этот вопрос активно обсуждается, но к единому выводу о безусловной целесообразности такой меры в Минфине пока не пришли.

В отношении "зарплатных" НДФЛ и ЕСН также не предполагается ничего из ряда вон выходящего. "Проблема ЕСН должна решаться только в увязке с принятием серьезного решения о будущем системы социального страхования. Без этого снижение или повышение ставки попросту бессмысленно", - подчеркнул финансист.

Представитель Минфина отметил также, что к концу 2010 года предполагается окончательно сформировать "дизайн" налога на недвижимость и с 2011 года запустить его в оборот. При этом Трунин признался, что споры по этому вопросу ведутся нешуточные. Примечательно, что в ходе своего выступления докладчик неоднократно подчеркивал, что не то что законопроектов, но и единого мнения по многим вопросам, озвученным в минфиновском докладе, пока нет, а есть лишь идеи.

Впрочем, одна из этих идей проработана, по словам Трунина, достаточно глубоко. И заключается она в упорядочении регулирования трансфертного ценообразования в налоговых целях. Краеугольный камень концепции: само по себе отклонение цены сделки от некоего рыночного уровня нарушением не является. "Упор сделан исключительно на аффилированность и взаимосвязанность", - констатировал Трунин. Кроме того, на повестке дня стоит вопрос о введении "института консолидации налогоплательщиков", когда родственные компании уплачивают налог на прибыль по консолидированной отчетности. Такая мера, по замыслу разработчиков, позволит решить проблему трансфертного ценообразования внутри страны.

Непосредственно после этой тирады представителя финансового ведомства последовала язвительная реплика ведущего мероприятия - председателя Экспертного совета Михаила Орлова о том, что в развитых европейских странах, как ему известно, осуществляют контроль за трансфертным ценообразованием только применительно к внешнеторговым операциям. "И наш президент также недвусмысленно указал на недопустимость создания препятствий для деятельности наших компаний внутри страны", - подчеркнул Орлов. Минфин в лице г-на Трунина попытался оправдаться, впрочем, достаточно вяло: мол, в России так много различных налоговых режимов, в связи с чем трансфертное ценообразование успешно применяется компаниями для ухода от налогов. "Но ущемлять никто никого не собирается", - резюмировал Трунин.

Ведущий, однако, не унимался и поинтересовался у докладчика, не считает ли Минфин, что пора бы уже отменить НДС с авансов, на чем также настаивает президент: "Или вы считаете, что президент неправ?" Достаточно пространный ответ финансиста можно было бы вписать в следующую формулу: прав, но не пора.



Именем президента

Вообще, имя президента поминалось участниками обсуждения едва ли не ежеминутно, а само мероприятие постепенно перерастало в подобие конкурса веселых и находчивых: ораторы как бы состязались в остроумии, язвительности и нежелании услышать друг друга.

Впрочем, более-менее серьезным был референт Экспертного управления администрации Президента Станислав Воскресенский. Он в очередной раз поведал, что президентская администрация склоняется к тому, чтобы отказаться от НДС как такового, заменив его налогом с продаж. Хотя в качестве альтернативы прорабатывается и вариант резкого снижения ставки НДС. "Но мировой опыт показывает, что проблемы администрирования НДС существуют во всех странах, где есть этот налог, и ни одной из них пока не удалось их решить", - подчеркнул он. После такого вступления оратор также сделал ссылку на руководителя страны, указав, что нынешняя налоговая система не отвечает задачам, поставленными Владимиром Путиным в последнем послании Федеральному собранию. Не удержался докладчик и от колкости в адрес финансового ведомства: "В отличие от представителей Минфина я потратил несколько дней на изучение международного опыта, чтобы разобраться в предложенных методах контроля трансфертного ценообразования. Так вот, если трогать эту тему, то в сторону упрощения, а не усложнения, как у вас". При этом Воскресенский отметил, что, изучив минфиновский "трактат", увидел в нем не серьезный документ, а лишь переработанную версию законопроекта, отвергнутого президентом три года назад. "Думаю, что в этом году трансфертные цены на повестке не стоят", - заключил он.

"Я так понял, что как Минфин обладает полномочиями разъяснять налоговое законодательство, так теперь экспертное управление разъясняет послания президента", - не остался в долгу директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина. После этого он, опять-таки в очередной раз, озвучил позицию своего ведомства: замена НДС на налог с продаж нецелесообразна, поскольку преимущества последнего не очевидны. Что касается трансферта, то, согласился Трунин, действительно есть более важные задачи, подождем. После это представитель Минфина надолго замолчал (как бы ушел в себя). А затем и вовсе вышел за дверь. Тихо, по-английски…



"Мы, нижеподписавшиеся…"

Далее настал черед бизнесменов. Представитель "ОПОРЫ" Александр Паперно двумя руками поддержал идею о ликвидации НДС как самого коррупционного налога. Дескать, никакое снижение результата не даст: при любой ставке найдутся люди, желающие украсть у государства. Кроме того, он высказался за дальнейшее развитие налоговых спецрежимов (против чего выступает Минфин), поскольку "никакой другой альтернативы для вывода малых фирм из тени не существует".

Замруководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков также покритиковал проект Минфина как "не соответствующий задачам, озвученным в бюджетном послании", но, в отличие от представителей президентской администрации и "ОПОРЫ", высказал весьма настороженное отношение к отмене НДС. "Налог с продаж - не панацея, все присущие НДС проблемы перейдут в него. Наиболее достойный выход - радикальное снижение ставки плюс ее унификация", - считает он.



"Потомки нам не простят"

Выслушав все стороны, в дискуссию вступили парламентарии. "Гвоздем программы" стало выступление зампреда бюджетного комитета Андрея Макарова. "Я представляю людей, от которых последнее время вообще ничего не зависит, то есть депутатов. За что нам скажет проголосовать Минфин, администрация президента, за то и проголосуем. Наше мнение никого не интересует, но оно у нас есть. И если вы его выслушаете, ничего страшного не случится", - язвительно начал он. Что касается трансфертного ценообразования, то здесь, по мнению Макарова, Минфин вправе писать что угодно, "афиллировать всех вплоть до Адама и Евы", но одна позиция статьи 40 Налогового кодекса должна остаться незыблемой: ценой сделки является цена, указанная сторонами, пока не доказано обратное. Однако именно это положение в минфиновском проекте как раз и не прочитывается.

Депутат также высказался категорически против введения налога с продаж. "Поборники этого предложения до сих пор не разъяснили нам, что у нас базой-то будет… Что, просто тупо перенесем налог с продаж на базу НДС? - риторически вопрошал оратор. - Но вспомните: собираемость отмененного некогда НСП в самые "урожайные" составляла до 62 миллиардов рублей, тогда как НДС - 1,5 триллиона". При этом он высказал опасение, что в условиях, когда стороны обсуждения проблемы принципиально не хотят слышать друг друга, "в итоге мы получим и НДС, и налог с продаж, как в лучшие годы". Досталось от Макарова и бизнес-сообществу - за разобщенность и эгоизм: "Вы вот против прогрессивной ставки НДФЛ, а ТПП - "за", хотя обсуждали вы эту проблему сообща. Требуя унифицировать ставку НДС - готовите удар по социально незащищенным слоям населения, а соглашаясь на отказ от регрессии при ЕСН - не рубите, а медленно пилите сук, на котором сидите. Обещали представить свои критерии оценки работы налоговиков, и где они?" Ближе к концу выступления депутат рассказал собравшимся свой любимый анекдот про то, как "Моисей 40 лет водил свой народ по пустыне и привел в единственное в регионе место, где нет нефти" (дескать, вот куда мы заведем экономику подобными предложениями), высказал безапелляционное суждение, что налоговая реформа у нас "и не начиналась", а закончил аккордом, оптимистичным и трагичным одновременно. "Настоящая реформа - это трансформация менталитета, отношений бизнес - государство. И пока мы не закрепим реальную ответственность чиновников за неверные решения, ничего хорошего не случится. Однако заниматься этим, по всей видимости, будет уже другая дума. Сейчас - нереально", - как бы умывая руки заключил докладчик.



Вместо эпилога, или Продолжение следует

В качестве резюме к описанным событиям лучше всего подошло бы произведение известного российского баснописца о Лебеде, Раке и Щуке: "налоговый воз" остался на прежнем месте. "У меня создалось странное впечатление, что единую позицию мы сегодня не выработаем, или же сведем все к лозунгам", - грустно констатировал ведущий мероприятия Михаил Орлов, посоветовав всем участникам по отдельности изложить свое видение проблемы в письменном виде.

В. Хвориков, корреспондент "Федерального агентства финансовой информации", 18 Мая 2007 15:06
http://www.buhnews.ru/calculation/May07/1179495874.html

 16.05.07

Консультации юристов Фонда:

01.06-31.08.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.04-31.05.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.03-31.03.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.02-28.02.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.01-31.01.05 Ответы на вопросы предпринимателей

Предыдущие консультации

05.03.12 Почему российские предприниматели уходят из бизнеса

19.01.11 В. Мау: Экономическая стратегия. Выбор новой модели

06.12.10 Петр Авен: Российская экономика все больше напоминает советскую

18.10.2010 Кредиты: Ни взять ни отдать

11.10.2010 Как стать предпринимателем. Лекция Михаила Фридмана

26.04.10 Михаил Задорнов: макроэкономическая ситуация в России вызывает очень большую тревогу

26.04.10 Бизнес и общество: Русский дисконт

14.04.10 К. Рогов: Свой путь: Модернизация и конкуренция

01.03.10 Удар по малому

23.09.09 Малый, средний и крупный бизнес: чья деятельность приносит пользу стране?

15.06.09 Значение и место субъектов малого и среднего бизнеса в трансформационных экономиках

22.12.08 Поддержка малого бизнеса должна стать приоритетом политики государства

27.10.08 Заявление Союза "Либеральная Хартия" о финансовом кризисе в России

17.10.08 Что делать в условиях кризиса? Советы аналитика

04.04.08 А. Архангельский: Великое в малом

20.03.08 Тяжелая история малого бизнеса

04.02.08 "ОПОРА РОССИИ" о новом законе о малом и среднем бизнесе

04.09.07 Закон о малом и среднем бизнесе: за и против

14.08.07 Г. Явлинский: Собственность: Экономика без права

18.07.06 Плюсы и минусы новых поправок в НК

29.05.06 ПБОЮЛ с трудовой ответственностью

11.05.06 В. Радаев: Легализация бизнеса: баланс принуждения и доверия

18.04.06 Какие умения и навыки будут нужны в 2020 г.

23.03.06 НДС: Легенды и мифы

14.02.06 ЕНВД не так прост, как кажется

17.01.2006 Неуплата пенсионных взносов - не повод для ответственности по ЕСН

07.12.05 НДС до востребования. Восстанавливать или не восстанавливать НДС?

22.11.05 Проблемы разрешения налоговых споров в России

11.11.05 С. Белановский: Предпринимательский класс в России

08.11.05 Эксперты о презумпции налоговой виновности. "С каждого по копеечке, а казне-то большой плюсик"

28.10.05 Воротила, делец… предприниматель

12.10.05 НДС и политика

26.09.05 Тенденции и перспективы развития малого бизнеса в России

15.06.05 Бизнес-активность работников правоохранительных органов в современной России

24.03.05 Государство и бизнес: Вспомнить о малом

18.03.05 Отношения власти и бизнеса не так плохи, как кажутся?

22.02.05 Советы консультанта: Грамотный бизнес-план

27.01.05 Какой НДС нам нужен?

11.01.05 Российская экономика - 2005: прогнозы и перспективы


Другие аналит. материалы

06.06.01 Как, по Вашему мнению, изменился деловой климат в стране?

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА