На главную страницу
Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде

Новости РБК

Новости "Эха Москвы"

Новости AK&M

Новости Прайм-ТАСС

Новости РИА-Новости

Новости Regions.ru

02.02.12 В России появится уполномоченный по защите прав предпринимателей

22.12.11 Путин обещает запустить "инвестиционный мотор"

21.11.11 Медведев не видит смысла заставлять чиновников отчитываться о расходах

16.11.11 Жилье стоит дорого

10.11.11 Сбербанк даст на стартап

03.11.11 Всеразрушающая коррупция

03.11.11 Малому бизнесу будет легче участвовать в аукционах по лесным участкам

31.10.11 Арендаторы в Москве предпочитают выкуп

25.10.11 В Перми решили не торопиться со сносом киосков

22.10.11 В Общественнной палате обсудили коррупцию

19.10.11 СНГ и свободная торговля: что будет?

18.11.11 В Москве начали устанавливаться ларьки нового образца

11.10.11 Малым предприятиям трудно получить кредит

06.10.11 Запад размышляет о загадке российского бизнеса

30.11.09 Иностранным инвесторам больше всего мешают откаты


Другие новости

20.05.11 Госдума готова запретить брать работников напрокат

17.02.11 Ответственность за эконом. преступления: Президента поправили

15.07.10 Новые поправки по защите бизнеса очень важны

23.04.10 Бизнес уполномочен уведомить

09.04.10 Дума затруднила проверку бизнесменов контролирующими органами

24.12.09 Статью не пришьешь

09.12.09 Проверок станет больше

29.10.09 Депутаты Госдумы выступили за ограничение внеплановых проверок бизнеса

19.06.2008 Выкуп проще

17.06.2008 Патент для "малышей" поможет сократить налоговую отчетность


Другие новости

29.09.11 Страховые поборы

26.09.11 Хедхантеры осваивают Facebook и Twitter

23.06.11 Эксперты: Ущерб от киберпреступлений в России сопоставим с воровством при госзакупках

24.02.11 Босс прочел блог

09.02.11 Тариф "убыточный"

11.10.2010 Конец хакерской вольницы

02.06.10 "Яндекс" начинает поиск стартапов

12.04.10 Вредные привычки Рунета

05.04.10 Терминалы недоступны

24.03.10 Надоили $20 млн

01.03.10 Мина для сисадмина

09.12.09 Малый и средний бизнес смогут выкупать часть арендуемых помещений

07.12.09 Google идет на почту

30.10.09 Интернет переходит на ".рф"

02.07.09 На сайтам министерств и ведомств мало полезной информации

17.06.09 Операторы поощряют абонентов оплачивать услуги через Интернет

16.06.09 Microsoft хочет удвоиться в России

28.05.09 Россия не засиживается в интернете

09.04.09 Малому бизнесу предлагают аренду программного обеспечения

19.06.2008 Сотрудники увольняются из-за плохого компьютера


Другие новости


РЭО: Дальнейшие перспективы налоговых реформ в РФ

5 июня бюджетный комитет Госдумы поддержал правительственный вариант законопроекта о снижении с 1 января 2004 г. базовой ставки НДС с 20% до 18% при одновременной отмене 5%-ного налога с продаж, сообщает "Интерфакс-АФИ".

На заседании комитета обсуждались два альтернативных законопроекта: правительственный, предусматривающий снижение ставки НДС с 20% до 18%, и депутатский - предполагающий снижение ставки НДС до 16%, однако сохраняющий при этом налог с продаж. Правительственный вариант набрал большинство голосов при голосовании на комитете.

Как заявил при обсуждении глава бюджетного комитета Госдумы А.Жуков, депутатов больше всего волнует компенсация регионам выпадающих доходов от отмены налога с продаж. По его мнению, предложенные правительством меры не компенсируют в полной мере потери субъектов РФ.

Напомним, что правительство выступает против сохранения налога с продаж, но готово обсуждать различные варианты компенсаций выпадающих доходов субъектов РФ, в том числе и варианты, которые не предлагались правительством. В частности, как отметил 5-го же июня министр финансов РФ А.Кудрин, правительство готово рассматривать варианты компенсаций субъектам РФ за счет увеличения отчислений акцизов на алкоголь и налога на прибыль субъектам РФ, а также частично за счет субвенций и трансфертов. А 4-го июня, на заседании трехсторонней комиссии по рассмотрению проекта федерального бюджета на 2004 год, А.Кудрин сказал, что в настоящее время в правительстве обсуждается вопрос о создании специального фонда объемом 10-15 млрд. руб., из которого в следующем году будут выделяться субсидии регионам, теряющим доходы от отмены налога с продаж, сообщает "ПРАЙМ-ТАСС".

На этом же заседании 4-го июня первый замминистра финансов С.Шаталов пояснил, что около 30 российских регионов могут столкнуться с существенным сокращением своих доходов от отмены налога с продаж даже в случае компенсации их потерь изменением налога на имущество организаций и передачей регионам налогов, взимаемых с малого бизнеса.

В 2004 г. потери регионов от отмены налога с продаж оцениваются в 60 млрд. руб. По словам С.Шаталова, в связи с изменениями налогооблагаемой базы налога на имущество организаций и увеличением предельной ставки этого налога с 2004 г. с 2 до 2,6%, регионы смогут получить дополнительно 18,3 млрд. руб. Доходы, взимаемые с малого бизнеса, распоряжение которыми предлагается передать на региональный уровень, в 2004 г. составят 16,5 млрд. руб. Кроме того, дополнительные доходы регионы могут получить от передачи им еще 25% акцизов на нефтепродукты. Сейчас 40% поступлений от акцизов на нефтепродукты поступает в федеральный и 60% - в региональный бюджеты. В бюджете-2004 предлагается изменить это распределение и оставить в регионах 85% этого акциза.

Однако С.Шаталов также заявил, что в правительстве рассматривается вариант централизации 90% доходов от взимания акцизов на нефтепродукты в федеральном бюджете, оставляя в распоряжении территорий лишь 10% доходов от взимания этого налога. Все собранные в бюджет доходы будут концентрироваться и распределяться затем между регионами по справедливому принципу, так как в настоящее время этот акциз собирается очень неравномерно по регионам.

Планируется, что первое чтение законопроектов на пленарном заседании Госдумы состоится 11 июня. При этом для рассмотрения в первом чтении будут вынесены как правительственный, так и альтернативный депутатский варианты. К этому сроку Минфин также должен просчитать возможность изменения перераспределения между федеральными и региональными бюджетами доходов от налога на прибыль, акцизов на ликеро-водочные изделия, а также акцизов на нефтепродукты.

Кроме того, 6 июня Госдума одобрила в первом чтении изменения в статью 241 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которыми с 1 января 2005 г. ставка ЕСН снизится с 35,6% до 30%.

Вывод: Анализируя деятельность правительства в области налогового реформирования, видно, что в настоящий момент ориентация сделана в сторону снижения НДС с 20% до 18% и отмены налога с продаж с 1 января 2004 г. Снижение же ЕСН планируется лишь в 2005 г.

Данную проблему можно рассмотреть с трех точек зрения:

1. С точки зрения приоритетов в налоговом реформировании, на наш взгляд, правильней было бы снижать ЕСН (до 20-25% в перспективе, на первом же этапе - до 30%, что и было принято в первом чтении) и налог на прибыль (до 15% с последующей отменой ввиду неэффективности), а НДС не трогать на уровне 20%, улучшая его администрирование. Акцент на снижении ЕСН позволил бы увеличить сборы не только самого ЕСН, но и подоходного налога в результате большей легализации зарплаты. Очевидно, что нынешний уровень ЕСН сегодня (35,6%) слишком высок. Отсюда, пол-экономики в нашей стране просто не видно. Несмотря на то, что средняя зарплата по стране составляет примерно $160, это не означает, что денег у населения нет. Доходы есть, и экономика есть, просто часть ее в тени. Вспомним, когда снизилась ставка подоходного налога до 13%, сборы резко увеличились. Это является доказательством того, что экономика начала немного выходить из тени. Таким образом, если бы правительство в первую очередь снизило социальные налоги до уровня, когда невыгодно скрывать зарплату, в Москве, например, зарплата выросла бы в 3-4 раза. Поэтому налоги снижать можно и нужно, и это даст больший доход за счет расширения налогооблагаемой базы.

2. С другой стороны, в условиях, когда правительство не стремится проводить политику существенной налоговой либерализации, хоть какое-то снижение, с экономической точки зрения, позитивно (по принципу: лучше какое-то снижение, чем никакого).

3. Необходимо серьезным образом улучшать налоговое администрирование, повышать налоговую собираемость. По нашему убеждению, можно собрать два бюджета при более низких налоговых ставках. Эффективность МНС в этом направлении сомнительна.

Говоря об отмене налога с продаж, с одной стороны, само по себе существование налога с продаж не должно пугать. Если этот налог полностью находится в ведении субъектов Федерации, то его введение - внутреннее дело региональных властей.

С другой стороны, совершенно очевидно, что налоговая децентрализация должна идти не в пользу региональных властей, а в пользу муниципалитетов. Финансовые средства должны концентрироваться на уровне местного самоуправления, чтобы иметь возможность использования непосредственно на местах. Сегодня же до местного самоуправления доходит лишь небольшая часть средств (в настоящее время разделение всей суммы собранных налогов между федеральным, региональными и местными бюджетами примерно следующее: 55% - центр, 40% - регионы, 5% - муниципалитеты), а само оно фактически не сформировано с точки зрения независимости в формировании и проведении налоговой и бюджетной политики. Все эти противоречия должны быть устранены в рамках реформы межбюджетных отношений, однако остаются сомнения в том, удастся ли в наших условиях правительству реализовать один из основных принципов реформы: 1 налог - 1 бюджет. Следует также иметь в виду, что Россия традиционно государство с высокой степенью централизации в целом по отраслям народного хозяйства. В этих условиях, на наш взгляд, эффективным разделением собранных налогов между уровнями бюджетной системы является следующее: 60% - центр, 10% - регионы, 30% - местные органы.

Таким образом, в условиях несформированности местного самоуправления в области самостоятельного проведения политики развития своих территорий, эффективней предоставить распоряжение средствами федеральному центру, а не региональным властям. В этом смысле отмена налога с продаж с последующей компенсацией выпадающих доходов из федерального бюджета оправдана.


http://www.ress.ru/published/taxreform16.htm
Выпуск №88, 07.06.03г.
Русское экономическое общество 11.06.03

Консультации юристов Фонда:

01.06-31.08.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.04-31.05.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.03-31.03.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.02-28.02.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.01-31.01.05 Ответы на вопросы предпринимателей

Предыдущие консультации

05.03.12 Почему российские предприниматели уходят из бизнеса

19.01.11 В. Мау: Экономическая стратегия. Выбор новой модели

06.12.10 Петр Авен: Российская экономика все больше напоминает советскую

18.10.2010 Кредиты: Ни взять ни отдать

11.10.2010 Как стать предпринимателем. Лекция Михаила Фридмана

26.04.10 Михаил Задорнов: макроэкономическая ситуация в России вызывает очень большую тревогу

26.04.10 Бизнес и общество: Русский дисконт

14.04.10 К. Рогов: Свой путь: Модернизация и конкуренция

01.03.10 Удар по малому

23.09.09 Малый, средний и крупный бизнес: чья деятельность приносит пользу стране?

15.06.09 Значение и место субъектов малого и среднего бизнеса в трансформационных экономиках

22.12.08 Поддержка малого бизнеса должна стать приоритетом политики государства

27.10.08 Заявление Союза "Либеральная Хартия" о финансовом кризисе в России

17.10.08 Что делать в условиях кризиса? Советы аналитика

04.04.08 А. Архангельский: Великое в малом

20.03.08 Тяжелая история малого бизнеса

04.02.08 "ОПОРА РОССИИ" о новом законе о малом и среднем бизнесе

04.09.07 Закон о малом и среднем бизнесе: за и против

14.08.07 Г. Явлинский: Собственность: Экономика без права

18.07.06 Плюсы и минусы новых поправок в НК

29.05.06 ПБОЮЛ с трудовой ответственностью

11.05.06 В. Радаев: Легализация бизнеса: баланс принуждения и доверия

18.04.06 Какие умения и навыки будут нужны в 2020 г.

23.03.06 НДС: Легенды и мифы

14.02.06 ЕНВД не так прост, как кажется

17.01.2006 Неуплата пенсионных взносов - не повод для ответственности по ЕСН

07.12.05 НДС до востребования. Восстанавливать или не восстанавливать НДС?

22.11.05 Проблемы разрешения налоговых споров в России

11.11.05 С. Белановский: Предпринимательский класс в России

08.11.05 Эксперты о презумпции налоговой виновности. "С каждого по копеечке, а казне-то большой плюсик"

28.10.05 Воротила, делец… предприниматель

12.10.05 НДС и политика

26.09.05 Тенденции и перспективы развития малого бизнеса в России

15.06.05 Бизнес-активность работников правоохранительных органов в современной России

24.03.05 Государство и бизнес: Вспомнить о малом

18.03.05 Отношения власти и бизнеса не так плохи, как кажутся?

22.02.05 Советы консультанта: Грамотный бизнес-план

27.01.05 Какой НДС нам нужен?

11.01.05 Российская экономика - 2005: прогнозы и перспективы


Другие аналит. материалы

06.06.01 Как, по Вашему мнению, изменился деловой климат в стране?

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА