На главную страницу
Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде

Новости РБК

Новости "Эха Москвы"

Новости AK&M

Новости Прайм-ТАСС

Новости РИА-Новости

Новости Regions.ru

02.02.12 В России появится уполномоченный по защите прав предпринимателей

22.12.11 Путин обещает запустить "инвестиционный мотор"

21.11.11 Медведев не видит смысла заставлять чиновников отчитываться о расходах

16.11.11 Жилье стоит дорого

10.11.11 Сбербанк даст на стартап

03.11.11 Всеразрушающая коррупция

03.11.11 Малому бизнесу будет легче участвовать в аукционах по лесным участкам

31.10.11 Арендаторы в Москве предпочитают выкуп

25.10.11 В Перми решили не торопиться со сносом киосков

22.10.11 В Общественнной палате обсудили коррупцию

19.10.11 СНГ и свободная торговля: что будет?

18.11.11 В Москве начали устанавливаться ларьки нового образца

11.10.11 Малым предприятиям трудно получить кредит

06.10.11 Запад размышляет о загадке российского бизнеса

30.11.09 Иностранным инвесторам больше всего мешают откаты


Другие новости

20.05.11 Госдума готова запретить брать работников напрокат

17.02.11 Ответственность за эконом. преступления: Президента поправили

15.07.10 Новые поправки по защите бизнеса очень важны

23.04.10 Бизнес уполномочен уведомить

09.04.10 Дума затруднила проверку бизнесменов контролирующими органами

24.12.09 Статью не пришьешь

09.12.09 Проверок станет больше

29.10.09 Депутаты Госдумы выступили за ограничение внеплановых проверок бизнеса

19.06.2008 Выкуп проще

17.06.2008 Патент для "малышей" поможет сократить налоговую отчетность


Другие новости

29.09.11 Страховые поборы

26.09.11 Хедхантеры осваивают Facebook и Twitter

23.06.11 Эксперты: Ущерб от киберпреступлений в России сопоставим с воровством при госзакупках

24.02.11 Босс прочел блог

09.02.11 Тариф "убыточный"

11.10.2010 Конец хакерской вольницы

02.06.10 "Яндекс" начинает поиск стартапов

12.04.10 Вредные привычки Рунета

05.04.10 Терминалы недоступны

24.03.10 Надоили $20 млн

01.03.10 Мина для сисадмина

09.12.09 Малый и средний бизнес смогут выкупать часть арендуемых помещений

07.12.09 Google идет на почту

30.10.09 Интернет переходит на ".рф"

02.07.09 На сайтам министерств и ведомств мало полезной информации

17.06.09 Операторы поощряют абонентов оплачивать услуги через Интернет

16.06.09 Microsoft хочет удвоиться в России

28.05.09 Россия не засиживается в интернете

09.04.09 Малому бизнесу предлагают аренду программного обеспечения

19.06.2008 Сотрудники увольняются из-за плохого компьютера


Другие новости


Чиновник не должен иметь свой бизнес - это решит многие проблемы

Интервью с Диной Крыловой и Александром Коганом

Добров Андрей, ведущий
Александр Коган, заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам

Чиновник не должен иметь свой бизнес - это решит многие проблемы

Андрей Добров: У нас Дина Владимировна Крылова, руководитель Центра экспертизы, проблем и предпринимательства "Опора", это объединение предпринимательских организаций России. Еще мы ожидаем Александра Борисовича Коган, заместитель председателя комитета по бюджету и налогам. Сегодня наша тема - условия инвестиционной комфортности для бизнеса в России. Сейчас в Москве открывается 1-й всероссийский смотр инвестиционных проектов. Вопрос - насколько сейчас в России комфортные условия для инвестиционной деятельности, опираясь на все последние заявления президента РФ - Д. Медведева.

Дина Крылова: У нас накопленный иностранный капитал по данным на начало июля 2007 года составлял 178, 5 млрд долларов. Это на 39, 5 % больше, чем в 2006 на ту же дату более 70 млрд это прирост за год. При этом наибольший удельный вес составляют кредиты - это 52, 8 %. Прямые инвестиции у нас упали. Сейчас они 45, 2 %, а в 2006 это было 48, 1%.

А.Д.: Инвестиции - это когда вкладывают в бизнес сюда, а кредиты чем отличаются?

Д.К.: Кредиты это когда люди занимают деньги в иностранных банках. И потом сами вкладывают их в бизнес. А иностранные прямые инвестиции - это когда иностранные компании вкладывают в конкретные бизнес - проекты в России.

А.Д.: Получают за это какой-то пакет акций?

Д.К.: Да, на каких-то условиях они являются собственниками. Иногда они сами управляют этим бизнесом, иногда это 100-процентный их бизнес. Что касается кредитов - это чисто финансовый инструмент, российские предприниматели, которые используют эти кредиты- платят по нему процент и постепенно расплачиваются, в соответствии с договором.

А.Д.: Насколько я знаю, внешний долг России, в основном, это не государственные долги, а долги компаний.

Д.К.: Да, и нельзя говорить, что это внешний долг России, это долг компаний. Компании брали без гарантии государства по возврату этих средств. Те, кто их кредитовал, сами несут риски, я не думаю, что эти риски выше, чем по другим кредитам, но инвестиции в российскую экономику по некоторым позициям являются достаточно рискованными, особенно, если это идет не по линии крупнейших транснациональных корпораций, а когда это вкладывают компании меньшего размера. Я уж не говорю про малый бизнес - тут они попадают в жесткие условия российской экономической действительности, когда во многом их риски повышаются из-за возможности произвола чиновников.

А.Д.: Малый бизнес сюда вкладывает что-то?

Д.К.: Всегда в любую страну вкладывают какие-то малые компании, находят для себя нишу и отследить количество этих компаний, удельный вес очень сложно, потому что это очень незначительные для экономики инвестиции. Но интерес к российскому рынку возрастает, поскольку во многом рынки отечественные для иностранных предпринимателей исчерпали свой ресурс, и они ищут новых путей расширения своего бизнеса. С одной стороны. есть вполне объективный фактор, по которому российская экономика является очень привлекательной. С другой стороны, есть очень серьезные преграды. Но они устранимы. Для этого просто нужна политическая воля, чтобы устранить их, о них все говорят, но, к сожалению, собраться с духом и заняться их устранением - этого пока не делают.

А.Д.: Это коррупция?

Д.К.: У нас почему-то коррупцию принято воспринимать как борьбу с взяточниками, а коррупция это другое. Во всем мире борьба с коррупцией носит характер жесткого контроля за чиновниками по недопущению использования ими властных полномочий для получения любых личных материальных выгод. Вся борьба с коррупцией, в основном, сводится к недопущению преступлений, потому что использование власти для личных материальных выгод считается там преступлением. Если в малых размерах - это правонарушение. Но все это наказуемо - и достаточно жестко. У нас, к сожалению, использование власти для получения материальных выгод преступлением прямо обозначенным в законодательстве не является, это скорее особенностью российской власти. У нас нет понятие конфликта интересов, например, в странах с высоко развитой экономикой и во многих странах с развивающейся экономикой, которые приняли вовремя необходимые меры - невозможна ситуация, когда чиновник регулирует определенную сферу экономики, и в этой сфере у него есть бизнес - интересы. Кто-то из его родственников ведет бизнес, или он является не прямо, но все знают, что этот бизнес - его. Там такая ситуация невозможна, потому что это является абсолютным запретом. Если это выясняется, то это что серьезно наказуемое правонарушение

А.Д.: Так у нас Зурабов никогда бы не стал министром здравоохранения.

Д.К.: У нас, к сожалению, это не запрещено законом. Поэтому тот уровень коррупции, который у нас есть, это еще цветочки, могло быть хуже. сводиться у нас борьба с коррупцией к борьбе с последствиями. В принципе, даже те страны, которые серьезные меры предпринимают, чтобы обеспечить постоянный контроль за чиновниками все равно не могут на 100 % справиться с коррупцией. Как в любой сфере, есть преступление, в том числе и коррупционное, где есть определенный процент убийств, воров, мошенников и есть определенный процент коррупционеров, которые, несмотря на строгие запреты, все равно совершают эти преступления. У нас эта профилактика в виде жесткого контроля над чиновниками, которая предусматривает ежегодную отчетность по доходам, расходам, по конфликту интересов, когда он должен все выложить - где у него могут быть интересы, где работают родственники и т.д. - у нас этого не происходит. Там есть специальные органы, которые следят за чиновниками, каждый год проводят с ними тренинги, они подписывают документы, придя на госслужбу. Им все время напоминают - нельзя использовать власть для получения личных материальных выгод. У нас этого нет, поэтому тот уровень коррупции, который у нас есть - ничего удивительного. Естественно, это сказывается на инвестиционном климате. Люди открывают бизнес, и тут появляются личные материальные интересы чиновника, когда он хочет заниматься чиновничьим рэкетом - создавать такие условия, когда часть инвестиций будет идти в его карман. Пока у нас не будет жестко установленных в законодательстве запретов и ответственности - самое главное это жесткая, прямая ответственность, никакого весьма благоприятного инвестиционного климата у нас не будет. Есть очень большие шансы, что в этом году эта проблема в основном будет решена. Поскольку Россия ратифицировала международные конвенции в области противодействия коррупции - это конвенция ООН по противодействию коррупции и конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

А.Д.: Пришел к нам Александр Борисович Коган, заместитель председателя комитета по бюджету и налогам, мы начали с инвестиционного климата. Но Дина Владимировна очень ярко говорила о большой проблеме - о наболевшем. Я прав?

Дина Крылова: Это очень серьезная проблема. Она больнее всего ударяет по малому бизнесу, поскольку в малом бизнесе инициативная коррупция, когда они сами используют коррупционные инструменты для продвижения своего бизнеса - она меньше развита, чем именно коррупция как навязывание коррупционных отношений. Как рэкет, от которого они никуда не могут деться.

А.Д.: Александр Борисович, Дина Владимировна говорит, что в этом году все как-то получше станет. На ваш взгляд, станет получше с присоединением к тем формам международным, к которым мы будем присоединяться? Изменится что-то в этой области?

А.К.: Уверен. С каждым годом становится лучше - инвестиционный климат РФ. Это свидетельствует, во-первых, привлечение средств- у нас положительная динамика сегодня привлеченных средств из-за границы, это буквально только последние 2 года наметилась такая положительная динамика. Тем более - 2007 год пока по поступлению средств в российскую экономику рекордный.

А.Д.: А разве не было уменьшения прямых инвестиций в этом году?

А.К.: Может, и было уменьшение прямых инвестиций в этом году, но сумма не настолько значительна. С учетом того, что мы сейчас приняли закон, который позволит стимулировать создание холдингов на территории РФ. Мы приняли "0" на дивиденды. По сути, мы создали условия - намного благоприятные, чем в оффшорных зонах, теперь не за чем по схемам выводить деньги за границу, потом их сюда возвращать в виде иностранных кредитов - там очень многие делали крупные компании, и средний бизнес часто. На сегодняшний день дивиденд "0" позволит развивать холдинги, развивать, инвестировать бизнес.

А.Д.: А эта система не используется и в более высоких проектах? У меня была информация - разговор с экспертами, и часто не для микрофона - поэтому я имен не называю, что стабилизационный фонд размещался в иностранных бумагах, а потом здесь появлялись кредиты на такую же сумму, в которых размещались средства стабфонда, но уже живыми деньгами...

А.К.: Про такие схемы я не знаю, и прокомментировать не могу, но вряд ли кто-то будет заниматься таким, это, по сути, очень серьезная коррупционная схема. Мы очень много говорили про коррупцию сегодня, часто российскому бизнесу иногда коррупция выгодна, потому что у нас нет определенных традиций проведения торгов, аукционов, тендеров, конкуренции за право получения заказа либо на выполнение услуги. Пример в строительстве - иногда, когда говоришь: ребята, сегодня есть аукционная система, используйте ее по максимуму. Вы заплатили разовую сумму, это единственный контакт, после чего вы, по сути, выходите на определенные объемы и начинаете строить. Неинтересно сегодня многим в бизнесе, потому что это непредсказуемость, непонятно, кто победит - получит этот заказ или нет. А когда ты выстраиваешь коррупционную схему с чиновником, ты уже знаешь, что ты этот заказ заберешь. Иногда даже инвестору, застройщику этот объем инвестиций в виде взятки не имеет значения - главное - получить объем строительства. Мне это не нравится, это не нравится многим. Но аукционная система, которая сегодня в РФ прописана четко в законах, она сегодня часто не используется, не заинтересованы в этом сами застройщики. Нам нужно учиться пользоваться этим механизмом. Это позволит нам избежать многих коррупционных схем. Нам необходимо будет совершенствовать законодательство, потому что есть пробелы, в том числе - когда объявляются торги, сами условия, когда выставляются торги, они иногда носят двоякий характер, в этом направлении мы будем работать. Но условия создаются. У нас сегодня в РФ одна из самых либеральных систем налогообложения, если брать в пример Европу. Мы снизили налогооблагаемую базу, снизили налоги за последние 5 лет с 70 % до 40. Дальше будет снижение, это было заявлено, в том числе и по НДС, очень серьезная нагрузка будет снята с инвесторов. Либо будет снижен НДС, либо вообще этот косвенный налог будет отменен, и будет введен прямой налог, но с производителя уйдет на продавца.

А.Д.: Дина Владимировна, вы еще хотели сказать по налогам.

Д.К.:: Александр Борисович говорил о тех проблемах, которые есть в сфере госзаказов. Во всем мире сфера госзаказов является наиболее коррупционной, даже те страны, которые успешно справляются с коррупцией в других областях, испытывают некоторые затруднения и постоянно натыкаются на злоупотребления в этой сфере. Александр Борисович говорит, что предприниматели заинтересованы в коррупции в этой сфере. Наша система госзаказов в течение многих лет была выстроена таким образом, что работала она только коррупционным образом. Естественно, в условиях отсутствия других механизмов, предприниматели научились пользоваться именно этим механизмом. Что касается нового закона - он постепенно переучивает наших предпринимателей. Думаю, что через некоторое время предприниматели поймут, что система торгов намного выгоднее и дает больше возможностей, чем коррупционная схема. И очень многие предприниматели сейчас настаивают на проведении честных торгов, потому что в отсутствие необходимости отката, получается, что им госзаказ стоит намного дешевле. Они не идут на контакты с госзаказчиком и просто выставляют более выгодные условия, и афилированная структура, потому что у них в цене заложен откат. Что касается налогов - у нас плоская шкала подоходного налога. Налог на прибыль, вроде, не самый большой. У нас самая большая проблема это налоговое администрирование, злоупотребление налоговых органов, желающих любой ценой увеличить поступления в бюджет - приводит к тому, что предприниматели могут потерпеть огромные убытки, когда незаконно блокируют им счета, когда у них требуют избыточные документы при налоговой проверке, нарушают сроки проверки. Т.е. создают такие коррупционные условия, когда для того, чтобы этот ужас прекратился, предприниматель просто должен откупиться.

А.Д.: Александр Борисович, я вижу по вашей мимике, что вы тоже хотите сказать.

А.К.: Никогда не бывает движения только в одну сторону, а если мы говорим, что с налоговым администрированием у нас есть проблемы и создана такая система, когда по сути можно предъявить предпринимателю любую претензию, заблокировать счета и все делать для того, чтобы предприниматель потом пошел договариваться с налоговыми органами. Не бывает проблема сама по себе. Значит, есть сегодня в РФ определенная культура уплаты налогов. Точнее - ее отсутствие. К сожалению, на сегодняшний день у нас проблема выплаты зарплат в конвертах. Второе очень важно, что не все налогоплательщики у нас добросовестные. И даже при одной из самых низких налогов в Европе и не только в Европе, если брать американский континент. Все равно уходят от налогов и придумывают схемы оптимизации, чтобы не платить налоги. К сожалению, на сегодняшний день у нас нет культуры уплаты налогов. Если любой предприниматель будет 100 % платить налогов, он смелее будет общаться с налоговым инспектором, больше будет ходить в суды, больше будет писать заявления о вымогательстве со стороны налоговых инспекторов. Сегодня, понимая за собой грешок, он всегда идет на договор. Мы понимаем, что на чаше весов мы говорим - предпринимательское и налоговое администрирование и уплата налогов. Мы говорим, что они друг друга, скорее всего, уравновешивают и этот узел надо разрубать. Надо работать с предпринимателем, чтобы он платил налоги и работать с налоговым администрированием, чтобы, по сути, налоговый инспектор не требовал больше того, что прописано в Налоговом кодексе.

А.Д.: Это проблема гаишника. Гаишник вас останавливая, может либо просто чтобы с вас деньги содрать любым способом. Либо предотвратить аварию. У нас, в основном, чтобы деньги сдирать.

Д.К.: Я согласна с Александром Борисовичем, что налоговая культура в стране у нас сложилась уродливая, и вряд ли это можно назвать культурой. Но дело в том, что мы не можем обеспечить прозрачность и честность на рынке оборота именно средств налогоплательщиков, когда такой высокий оборот коррупционных средств. Если налоговые органы, стремясь обеспечить полную уплату налогов, фактически способствуют коррупции, тогда нет необходимости эти налоги полностью уплачивать, если ты все равно злоупотребляющему налоговому инспектору должен давать деньги, чтобы от него откупиться- заодно можно и от налогов откупиться! Т.е. это не метод - создавать коррупционную схему, чтобы выдавливать из налогоплательщика честные налоги это не метод.

А.Д.: Как человек, не имеющий отношения к бизнесу, а таких большинство в России, я стою за то, чтобы все налоги до копейки платить.

Д.К.: Я тоже. Но если все налоги платить - взятки платить с каких денег?

А.К.: Тогда не будет их никто платить.

А.Д.: Зачем?

Д.К.: Потому что чиновники идут работать не чтобы получать зарплату госслужащего, а чтобы использовать свое место для быстрого обогащения.

А.Д.: Мы сейчас ушли на уровень бытовой.

Д.К.: К сожалению, эта проблема абсолютно тотальная.

А.Д.: Если не платить взятки гаишникам, а брать с них квитки, то тогда никто не пойдет в ГАИ. Это не решение проблемы!

Д.К.: Нужно комплексное решение, так, как с этим удалось справиться во всем мире - на Филиппинах, в Либерии - там, где традиции коррупционные очень сильны - на 40 % снизилась коррупция, когда были приняты те меры, которые нам предстоит принять в этом году.

А.Д.: Они будут обсуждаться, приниматься. Коррупция это тормоз в первую очередь для иностранных инвестиций, с этим понятно. Второй вопрос - есть ли в России области в экономики, промышленности, где государство не заинтересовано в иностранных инвестициях? В середине 90-х прошли аукционы по нефтянке. Тогда иностранные компании, которые были уже готовы войти на этот рынок и готовы были прибрать умирающую тогда нефтяную промышленность нашу к рукам, вдруг оказались за бортом. Их просто не пустили на аукцион! Поэтому нефтяная промышленность осталась в России. Есть ли сейчас такие же области в России, где государство говорит - спасибо, мы сами.

А.К.: Есть и вы сами уже определили - это нефтяная, газовая отрасль, металлургия - сырьевые отрасли, где у нас идет серьезная переработка, это богатство нашей страны. Мы сегодня понимаем, что на сегодняшний день государство заинтересовано такие крупные стратегические компании для РФ, вертикально интегрированные компании максимально влиять на все процессы, которые происходят внутри этих компаний. Мы видим, что все больше нефтяных, газовых компаний, которые были в РФ, постепенно переходят в руки государства. Многие говорят, что это деприватизация. Я считаю, что это нормальный процесс, потому что государство должно контролировать использование своих недр, если мы сегодня или 10 лет назад не понимали, как это будет выглядеть. То сегодня понятно ведется эта работа - проводятся аукционы. Сегодня принимаются законы, например, четыре года назад мы приняли закон, что государство обязано иметь в уставном капитале Газпром 50+1 акцию. Это законом сегодня определено. Государство защитило сегодня Газпром от того, что туда может прийти иностранный или российский инвестор и влиять на принятие решений внутри Газпрома. Есть такие отрасли, где мы заинтересованы, где мы серьезно отстали, надо ли говорить про автомобилестроение, про элементную базу, электронно-элементная база у нас всегда была слаба. Если мы вспомним советские времена, у нас были сильные ракетоносители, но со спутниками всегда были проблемы - с начинкой. Здесь мы заинтересованы в привлечении высокотехнологичных производств, чтобы приходил инвестор, чтобы на территории РФ были производства, позволяющие выпускать очень конкурентоспособную продукцию.

А.Д.: Мы этим не убьем некоторые наши отрасли?

А.К.: Нет.

А.Д.: Например, автомобилестроение. Мы уже открыли Тойоту, Форд.

Д.К.: Есть отрасли, в которых, к сожалению, мы отстали навсегда. Поэтому, зачем тратить огромные государственные ресурсы на то, чтобы безнадежную отрасль тащить за собой.

А.Д.: В свое время Китай в автомобилестроении отстал навсегда, потом вложился, и в Европе сейчас продают китайские машины.

Д.К.: Они все равно вложились!

А.К.: Китай сначала размещал производства на своей территории, потом дословно фотографировал все агрегаты и запчасти. По сути, перенес на собственные производства, тем самым не напрягаясь вообще.

Д.К.: Это не вполне законное использование чужой интеллектуальной собственности.

А.К.: Во-вторых, мы на сегодняшний день размещаем иностранные производства, у нас есть межправительственные соглашения. Автомобильную промышленность, которая сегодня очень активно иностранная приходит на территорию РФ - очень активно - здесь используются сегодня те технологии, которые за рубежом давно работают. Здесь важно, что российских специалистов не хватает. Они проходят переобучение в иностранных компаниях. Они создают НИИ совместно с иностранными специалистами. На сегодняшний день если мы через 3-5 лет вырастим собственного специалиста, который сможет сконструировать и построить автомобиль один из лучших в мире - это будет супер! Но нам нужно подтянуть сюда образование.

Д.К.: Надо, в том числе и наше образование модернизировать.

А.К.: Без кадров вряд ли мы сделаем мощнейший скачок.

А.Д.: А есть инвестиции западные в образовательные проекты?

А.К.: Конечно! У нас есть совместные университеты, Высшую школу экономики посмотрите. У нас много университетов, где на паритетных началах, где-то с участием иностранного капитала.

А.Д.: Зачем они инвестируют в образование?

Д.К.: А кто будет работать?

А.К.: Любой инвестор понимает - разместив производство, инвестировав российское экономику, он должен вернуть инвестиции, их окупить, чем быстрее, тем лучше и потом, чтобы это производство нормально работало дальше, принося прибыль инвестору и платы высокую зарплату рабочим. Для этого нужны специалисты.

А.Д.: Здесь прозвучал термин - реприватизация, касаемо сырьевых компаний. Но я знаю, в бизнес - среде есть опасения, что не ограничиться сырьевыми компаниями процесс реприватизации

Д.К.: Если относительно сырьевых компаний, может это все объясняться политическими, стратегическими интересами. А когда речь идет о частных компаниях, не имеющих отношения к стратегическим отраслям, к интересам государства, это очередное использование власти в личных целях. Это отъем бизнеса - это очень плохо влияет на инвестиционный климат.

А.Д.: Мы же не может создать чиновника, который будет заниматься вопросами экономики, но при этом не владеть никаким бизнесом? У нас губернатор Чукотки - Абрамович. Чукотка хорошо развивается - потому что Абрамович - топ-менеджер очень известный. Красноярский край - Хлопонин.

Д.К.: Абрамович не делает бизнес, эксплуатируя свои губернаторские полномочия на Чукотке. Там - наоборот! Он поддерживает Чукотку за счет своего бизнеса.

А.Д.: Да. Но у нас есть огромное количество более мелкого чиновничества, которое пришло из бизнеса, занимается бизнесом. Мы не можем пока создать чиновника, который не имел бы своих экономических интересов.

Д.К.: Значит у него интересы должны быть в одном месте, а свои полномочия он должен осуществлять в другом - вот в чем конфликт интересов.

А.К.: Ни в коем случае у чиновника не должен быть свой бизнес. Даже если некий чиновник приходит из бизнеса, он должен передать свои акции в управление и не участвовать в совете директоров, потому что этот шлейф собственных интересов будет прослеживаться всегда. Так устроен человек- это его дитя. Здесь четко надо разделить. В идеале - надо вырастить такого чиновника, который не будет заинтересован, у которого не будет собственного бизнеса, который будет полностью работать на государство, и все 24 часа в сутки отдавать служению государства. Я сказал - в идеале.

Д.К.: Очень многих чиновников, с которыми мы работаем, как общественная организация, которые работают не потому, что они хотят что-то поиметь на этой госслужбе, просто это очень интересно. Эти люди хотят прогресса. Это касается чиновников, которых мы встречаем в Минэконоразвития, в ФАС и других ведомствах, которые самоотверженно работают, получая не очень высокую зарплату. Я вижу - сколько они работают. Я, например, не пошла бы на их место, это очень тяжело.

А.Д.: Может, должна создаться система, при которой молодые чиновники, которые работают в государственных учреждениях - им же проще потом входить в бизнес. Как бывшие чекисты - им проще руководить охраной крупных предприятий.

Д.К.: Чиновникам, которые так работают, цены нет в бизнесе.

А.Д.: А насколько они потом востребованы в бизнесе?

А.К.: Здесь все зависит - насколько он практически применял свои знания. Теория, подготовка нормативной базы, практическое применение у нас в России это небо и земля.

Д.К.: Есть в бизнесе разные сектора - стратегические, практические.

А.К.: Эффективный чиновник никогда не терялся, если он уходил со своей работы. Чиновник. который брал взятки - вряд ли он будет полезен в бизнесе.

Д.К.: Он воровал на госслужбе. Будет воровать и в частной компании.

А.Д.: Человек, который долгое время выбивал из компаний налоги - хорошо будет смотреться в компании по уходу от налогов. Он же знает все лазейки!

А.К.: Мы договорились, что налоги нужно платить. Я считаю, что Госдума и депутаты всех уровней и СМИ должны об этом говорить чаще. Мы должны воспитывать культуру уплаты налогов, говорить, что, не уплатив налоги, ты становишься преступником. Предприниматель должен это понять и что, уплатив все налоги, мы не только создаем условия, чтобы сюда приходил инвестор, понимая, что все работают честно. Он еще создает для себя поле, где он честно может себя весит с любым чиновником, который у него вымогает. Он должен понимать, что на его сторону всегда легко встать, как адвокатам, так и госструктурам, которые контролируют работу этого чиновника.

А.Д.: Государство, как инвестор, насколько оно желаемо в бизнес?

Д.К.: Поскольку наша организация это организация малого и среднего предпринимательства, в этой сфере оно точно не желаемо. Чем больше будет компаний частных, небольших, тем стабильнее экономика. Что касается госзаказа, то в любом случае эти функции никуда не денутся. Намного эффективнее госзаказ размещать, чем, чтобы государство само его исполняло. Но самая главная роль государства это создание инфрастуктуры. Бизнесу не по силам вкладывать в само предприятие + еще делать то, что во всем мире делает государство. Это дороги, инженерно-технические сети и вопросы социальные, демографические. Потому что если строится предприятие и предполагается, что будет привлечено большое количество рабочей силы - они должны где-то жить, дети - ходить в садик.

А.К.: Там, где высокозатратное производство, там государство ждут с удовольствием. Это аварийный ветхий фонд муниципальный, это инфрастуктура, самолетостроение, судостроение. Без инфрастуктуры, без портов мы не сможем создать конкурентоспособную экономику в РФ. Что касается малого и среднего бизнеса, мы должны создавать условия и туда не вмешиваться - для эффективного развития малого и среднего бизнеса.

А.Д.: Спасибо большое.

Русская служба новостей, 4 марта 2008 г., 10:00-11:00
http://www.rusnovosti.ru/program_reports/73578/ 11.03.08

Консультации юристов Фонда:

01.06-31.08.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.04-31.05.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.03-31.03.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.02-28.02.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.01-31.01.05 Ответы на вопросы предпринимателей

Предыдущие консультации

05.03.12 Почему российские предприниматели уходят из бизнеса

19.01.11 В. Мау: Экономическая стратегия. Выбор новой модели

06.12.10 Петр Авен: Российская экономика все больше напоминает советскую

18.10.2010 Кредиты: Ни взять ни отдать

11.10.2010 Как стать предпринимателем. Лекция Михаила Фридмана

26.04.10 Михаил Задорнов: макроэкономическая ситуация в России вызывает очень большую тревогу

26.04.10 Бизнес и общество: Русский дисконт

14.04.10 К. Рогов: Свой путь: Модернизация и конкуренция

01.03.10 Удар по малому

23.09.09 Малый, средний и крупный бизнес: чья деятельность приносит пользу стране?

15.06.09 Значение и место субъектов малого и среднего бизнеса в трансформационных экономиках

22.12.08 Поддержка малого бизнеса должна стать приоритетом политики государства

27.10.08 Заявление Союза "Либеральная Хартия" о финансовом кризисе в России

17.10.08 Что делать в условиях кризиса? Советы аналитика

04.04.08 А. Архангельский: Великое в малом

20.03.08 Тяжелая история малого бизнеса

04.02.08 "ОПОРА РОССИИ" о новом законе о малом и среднем бизнесе

04.09.07 Закон о малом и среднем бизнесе: за и против

14.08.07 Г. Явлинский: Собственность: Экономика без права

18.07.06 Плюсы и минусы новых поправок в НК

29.05.06 ПБОЮЛ с трудовой ответственностью

11.05.06 В. Радаев: Легализация бизнеса: баланс принуждения и доверия

18.04.06 Какие умения и навыки будут нужны в 2020 г.

23.03.06 НДС: Легенды и мифы

14.02.06 ЕНВД не так прост, как кажется

17.01.2006 Неуплата пенсионных взносов - не повод для ответственности по ЕСН

07.12.05 НДС до востребования. Восстанавливать или не восстанавливать НДС?

22.11.05 Проблемы разрешения налоговых споров в России

11.11.05 С. Белановский: Предпринимательский класс в России

08.11.05 Эксперты о презумпции налоговой виновности. "С каждого по копеечке, а казне-то большой плюсик"

28.10.05 Воротила, делец… предприниматель

12.10.05 НДС и политика

26.09.05 Тенденции и перспективы развития малого бизнеса в России

15.06.05 Бизнес-активность работников правоохранительных органов в современной России

24.03.05 Государство и бизнес: Вспомнить о малом

18.03.05 Отношения власти и бизнеса не так плохи, как кажутся?

22.02.05 Советы консультанта: Грамотный бизнес-план

27.01.05 Какой НДС нам нужен?

11.01.05 Российская экономика - 2005: прогнозы и перспективы


Другие аналит. материалы

06.06.01 Как, по Вашему мнению, изменился деловой климат в стране?

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА