На главную страницу
Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде

Новости РБК

Новости "Эха Москвы"

Новости AK&M

Новости Прайм-ТАСС

Новости РИА-Новости

Новости Regions.ru

02.02.12 В России появится уполномоченный по защите прав предпринимателей

22.12.11 Путин обещает запустить "инвестиционный мотор"

21.11.11 Медведев не видит смысла заставлять чиновников отчитываться о расходах

16.11.11 Жилье стоит дорого

10.11.11 Сбербанк даст на стартап

03.11.11 Всеразрушающая коррупция

03.11.11 Малому бизнесу будет легче участвовать в аукционах по лесным участкам

31.10.11 Арендаторы в Москве предпочитают выкуп

25.10.11 В Перми решили не торопиться со сносом киосков

22.10.11 В Общественнной палате обсудили коррупцию

19.10.11 СНГ и свободная торговля: что будет?

18.11.11 В Москве начали устанавливаться ларьки нового образца

11.10.11 Малым предприятиям трудно получить кредит

06.10.11 Запад размышляет о загадке российского бизнеса

30.11.09 Иностранным инвесторам больше всего мешают откаты


Другие новости

20.05.11 Госдума готова запретить брать работников напрокат

17.02.11 Ответственность за эконом. преступления: Президента поправили

15.07.10 Новые поправки по защите бизнеса очень важны

23.04.10 Бизнес уполномочен уведомить

09.04.10 Дума затруднила проверку бизнесменов контролирующими органами

24.12.09 Статью не пришьешь

09.12.09 Проверок станет больше

29.10.09 Депутаты Госдумы выступили за ограничение внеплановых проверок бизнеса

19.06.2008 Выкуп проще

17.06.2008 Патент для "малышей" поможет сократить налоговую отчетность


Другие новости

29.09.11 Страховые поборы

26.09.11 Хедхантеры осваивают Facebook и Twitter

23.06.11 Эксперты: Ущерб от киберпреступлений в России сопоставим с воровством при госзакупках

24.02.11 Босс прочел блог

09.02.11 Тариф "убыточный"

11.10.2010 Конец хакерской вольницы

02.06.10 "Яндекс" начинает поиск стартапов

12.04.10 Вредные привычки Рунета

05.04.10 Терминалы недоступны

24.03.10 Надоили $20 млн

01.03.10 Мина для сисадмина

09.12.09 Малый и средний бизнес смогут выкупать часть арендуемых помещений

07.12.09 Google идет на почту

30.10.09 Интернет переходит на ".рф"

02.07.09 На сайтам министерств и ведомств мало полезной информации

17.06.09 Операторы поощряют абонентов оплачивать услуги через Интернет

16.06.09 Microsoft хочет удвоиться в России

28.05.09 Россия не засиживается в интернете

09.04.09 Малому бизнесу предлагают аренду программного обеспечения

19.06.2008 Сотрудники увольняются из-за плохого компьютера


Другие новости


Диалог власти и бизнеса: А. Шохин и В. Путин

29 марта 2006 г. прошла встреча президента России с представителями бизнеса. По итогам встречи можно сказать, что постепенно выстраивается новый формат отношений: бизнес получает возможность лоббировать свои интересы при условии поддержки государственно важных проектов. Одновременно встреча стала дебютом Александра Шохина, избранного не так давно главой РСПП.

Встречи президента с представителями бизнеса проводятся ежегодно. Нынешняя встреча стала третьей по счету в новом в формате: с участием представителей не только РСПП, но и "Деловой России", ОПОРЫ, Ассоциации российских банков, Ассоциации региональных банков и ТПП. Изменение формата произошло после начала "дела ЮКОСа": президент не хотел встречаться "с глазу на глаз" с крупным бизнесом, больше всего шокированного ситуацией вокруг нефтяной компании. Сейчас можно утверждать, что такой формат устоялся. Вообще за последние три года крупный бизнес все больше сдавал свои позиции в отношениях с властью.

Во-первых, это касается формата отношений. Число участников расширено, и крупный бизнес существенно "разбавлен" ассоциациями, созданными под патронажем Кремля и представляющими интересы среднего и малого бизнеса. Тем самым сделана попытка несколько деполитизировать формат диалога. Кроме того, общение минимизировано на кремлевском уровне, а "центр тяжести" диалога власти и бизнеса перенесен в правительство.

Главной площадкой, на которой бизнес может обсуждать свои проблемы, стал Совет по конкурентоспособности и предпринимательству. Он был создан весной 2004 года, после формирования правительства. Именно здесь рождаются самые жаркие и открытые споры, в частности, о налоговых реформах, проблемах налогового администрирования, иностранных инвестициях и т.д. Однако такая площадка носит ограниченный характер, так как в ее рамках невозможно реально оказывать влияние на принятие решений. Принятие решений происходит в Кремле, куда корпоративные организации бизнеса, выступающие в качестве лоббистов, не допускают. Их общение с президентом ограничивается "ритуальными" ежегодными встречами.

Тем не менее, возможность высказываться на заседаниях правительственного Совета является способом обозначения позиций бизнеса по тем или иным проблемам. Так, в прошлом году бизнес активно вступил в работу по подготовке законопроектов о налоговом администрировании. Эта тема была профильной и на встрече с президентом, а в ежегодное послание президента было включено требование прекратить "налоговый терроризм". Таким образом, бизнес имеет возможность высказываться, активно контактировать с правительством и быть услышанным. Однако реально отдачи от этого не так много, и вступить в диалог с Кремлем бизнесу пока не позволяют. Отсюда и последствия: правительство в итоге подготовило поправки в налоговое законодательство, вызвавшие резкое неприятие бизнеса. Их пришлось в дальнейшем смягчить, однако концептуально многие пожелания бизнеса учтены не были. Таким образом, главное в изменении формата отношений власти и бизнеса - это закрепление формы диалога на уровне правительства и формы "монолога" - на уровне Кремля.

Меняется формат обсуждения тех или иным проблем, которые волнуют бизнес. Тут важно выделить сферу "политического" в содержании такого диалога. "Политическое" в диалоге теперь четко разделяется на дозволенное и недозволенное. Грань между этими двумя сферами регулируется фактически лишь одним критерием - отношением к конкретным действиям власти. Иными словами, бизнесу позволено говорить о налоговом администрировании, но не позволено - об использовании налогового инструмента в политических целях в отношении конкретных компаний (например, ЮКОСа). Это означает, что бизнесу отказано в основных гарантиях, которые могли бы защитить его от политических действий власти. Это касается, в первую очередь, прав собственности, а также применения тех инструментов (прежде всего судебных и налоговых), которые могут эти права нарушить. Бизнесу разрешается говорить лишь об универсальных принципах, но в той мере, в какой эти принципы отношений власти и бизнеса не препятствуют политическим интересам Кремля.

Во-вторых, поменялось руководство РСПП. 27 и 28 сентября Бюро правления РСПП выбрало на пост председателя главу Координационного совета предпринимательских союзов России Александра Шохина, который сменил на этом посту Аркадия Вольского. Кандидатуру Шохина поддерживал Кремль и правительство РФ в лице вице-премьера Александра Жукова (в прошлом его коллеги по Думе). Избрание Шохина не было единогласным, и серьезную конкуренцию ему составил Игорь Юргенс. Фактически это был выбор пути, по которому должен развиваться РСПП. Александр Шохин устраивает и бизнес, и Кремль. Он - член партии "Единая Россия", а также Общественной палаты, прагматичен, имеет либеральную репутацию и авторитет в бизнес-среде. Кроме того, у него налажены отношения с правительственными структурами - когда-то он сам занимал пост вице-премьера и знает, как работает госаппарат. Предприниматели не будут ждать от него заступничества за Ходорковского или призывов прекратить отбирать частную собственность. Шохин как управленец фактически призван "законсервировать" РСПП, сохранив его потенциал с трансформацией в экспертную, лоббистскую организацию.

После прихода Шохина в руководство РСПП, крупный бизнес действительно стал отстаивать свои политически права более технологично, динамично, но при этом, не вторгаясь в политически чувствительные для Кремля темы. Фактически он получил статус привилегированного переговорщика. Показательно заявление Шохина о том, что Ходорковскому придется самому написать заявление о сложении с себя полномочий члена бюро РСПП. Шохин также сразу начал говорить о таких ясных для власти, но не совсем прозрачных для бизнеса понятиях, как социальная ответственность. "Здесь тоже предстоит найти оптимальные формы сочетания общественных функций РСПП и функций защиты интересов работодателей. Социальная ответственность бизнеса, о которой толкуется по-разному, должна тоже получить вполне понятные всем - и государству, и бизнесу - рамки", - заявил он.

Он также не исключил, что РСПП станет много внимания уделять защите интересов малого и среднего бизнеса. "Я думаю, что РСПП, новое качество этой организации будет выражаться в том, что действительно она станет защитником интересов и прав предпринимателей в целом. И самое главное, чтобы российский капитал, российский бизнес стал действительно национальным. И для этого, безусловно, нужно создавать хорошие условия для инвестиций в России, для этого нужно как можно энергичнее снижать административные барьеры для малых и средних предпринимателей. А крупные знают, как себя отстоять, свои интересы", - заявил Шохин.

Прагматичность и готовность защищать интересы бизнеса в рамках нового формата Шохин продемонстрировал и на встрече с президентом. Речь идет о том, чтобы отстаивать принципиальные для бизнеса позиции, касающиеся отношений с властью, но в рамках "дозволенного". На данной встрече таких тем было две: проблема выкупа земли под промышленными предприятиями и налоговое администрирование. На той площадке, которая отведена бизнесу, Шохин действует весьма напористо и жестко.

Шохин поблагодарил президента за помощь в разрешении проблемы выкупа земли под промышленными предприятиями. Напомним, что ранее, три года назад, президент пообещал бесплатно передать предприятиям землю (вскоре после ареста Михаила Ходорковского). Однако в дальнейшем это обещание так и не было выполнено, но бизнес сумел отстоять значительное снижение стоимости выкупаемых участков. Сейчас Шохин попросил президента дать "возможность рассрочки платежа хотя бы на два года, имея в виду, что вступление в права собственности будет доступно лишь тогда, когда предприятие полностью выполнит финансовые обязательства".

Что же касается налогового администрирования, то здесь стоит напомнить, что законопроект об упрощении налогового администрирования рассматривался в правительстве еще с начала прошлого года. Тогда дискуссия на эту темы даже нашли отражение в ежегодном послании президента РФ Федеральному Собранию: Владимир Путин заявил о необходимости бороться с "налоговым терроризмом". Однако в итоге в Госдуму поступил законопроект, который в ряде случаев даже усиливал полномочия налоговых органов, а по проблемным вопросам не вносил ясности.

Сейчас законопроект готовится ко второму чтению. Глава РСПП на встрече с Путиным обратил внимание на наличие больших неясностей и неопределенностей по концептуальным вопросам подготовки законопроекта. Шохин предложил ряд мер, которые, по мнению бизнеса, должны быть закреплены. Это утверждение принципа добросовестности налогоплательщика (в законопроекте есть право налоговых органов взыскать небольшие суммы задолженности без суда), четкая регламентация налоговых проверок (это одно из главных требований, так и не услышанных правительством). "Это касается и разграничения выездных и камеральных проверок. Это касается и перечня документов, которые обычно требуются в неограниченном варианте от налогоплательщиков. Это касается и пресекательного срока выездной проверки. Мы считаем, что здесь вполне достаточно года. Это касается и четкого прописывания последствий повторной проверки для налогоплательщика", - заявил Шохин. Наконец, он попросил установить процедуры обжалования налогоплательщиками действий и решений налоговых органов. Очевидно, что риторика Александра Шохина кардинально отличается от риторики Аркадия Вольского. Здесь главное - деидеологизированность (нет апелляции к либеральным ценностям), технологичность, конструктивность, то есть отсутствие завышенных требований и ожиданий. Фактически Шохин как понятная Кремлю фигура и как человек, способный сформулировать интересы бизнеса в соответствии с "духом времени", оказывается наиболее оптимальной и эффективной фигурой, не вызывающей раздражения у власти.

В-третьих, переформатирована повестка дня. Очевидно, что приоритеты бизнеса и власти расходятся. Бизнесу нужны гарантии для своей собственности, для осуществления деятельности, а также гарантии от "налогового терроризма". Власть не готова такие гарантии давать, но все же стремится услышать бизнес и локально идти на уступки по существенным, но не концептуальным вопросам. Роль Шохина здесь как раз и сводится к тому, что уступки достигали максимума.

Интерес власти состоит в привлечении ресурсов бизнеса для проектов государственного масштаба. Речь идет о финансировании политической деятельности, о поддержке партии власти (достаточно вспомнить призывы заместителя руководителя администрации президента Владислава Суркова к "Деловой России" активнее вступать в "Единую Россию" и поддерживать партию власти), о финансировании благотворительных и общественно значимых мероприятий (например, поддержка олимпийцев), а также о привлечении бизнеса к реализации национальных проектов.

Сегодня можно констатировать, что повестка дня в отношениях власти и бизнеса выстроена преимущественно в русле интересов Кремля. В первую очередь обсуждаются государственные проекты и интересы, а интересы бизнеса оказываются вторичны. На прошедшей встрече Кремль поставил на первое место национальный проект по образованию. Эта тема была задана изначально, бизнес готовил к этому свои предложения, и президент был готов активно обсуждать именно это. Показательно, например, что Владимир Путин на все просьбы Шохина по вопросу совершенствования налогового администрирования ограничился фразой: "Я со многим из того, что Вы здесь высказали, согласен и надеюсь, что закон будет принят, все заработает".

В образовании же список "пожеланий" для бизнеса был весьма широким. Президент попросил участвовать в разработке профессиональных стандартов в зависимости от потребностей рынка (речь идет, в том числе, и о трудоустройстве), в финансировании попечительских советов, в развитии кредитной системы для образования. Тема образования заняла около 90% выступления президента. Сергей Борисов в своем выступлении сосредоточился на реализации национальных проектов, лишь в самом конце затронув "больную" тему приватизации непрофильного муниципального имущества. О национальном проекте образования говорили и Борис Титов, и Рубен Варданян, и Анатолий Карачинский. Глава ОАО "Северсталь-групп" Алексей Мордашов посвятил свое выступление теме вхождения России в ВТО (тема также была инициирована Кремлем, а сам Мордашов является давним сторонником членства России в этой организации). По итогам встречи, например, Владимир Потанин заявил о готовности поддерживать ПТУ. На закрытой части встречи, как стало известно "Коммерсанту", бизнесу удалось добиться обещания частичной приватизации государственного высшего образования в России. Владимир Путин в целом одобрил идею создания так называемых "эндаумент"-фондов (от английского endowment - пожертвование) - целевых фондов, взносы в которые вычитаются из базы по налогу на прибыль и ориентированны на вложения в благотворительные и социальные проекты - например, университеты, госпитали, больницы и т.д. Ранее об этом говорил Шохин на заседании Госсовета, посвященном проблемам образования. Видимо, "приватизация" высшего образования будет происходить в юридической форме автономных некоммерческих организаций.

Новый формат отношений власти и бизнеса во многом создает иллюзию налаживания этих отношений. Главное здесь - неравноправный формат диалога и наличие табу на темы, которые в первую очередь волнуют бизнес. Кремль слушает бизнес и демонстрирует, что учитывает его мнение (хотя и не дает обязательств), но одновременно привлекает к государственным проектам. А бизнес не призывает обеспечить ему гарантии безопасного ведения бизнеса и гарантии собственности. Однако за такое "партнерство" обеим сторонам приходится "платить": Кремль готов идти фактически на частичную приватизацию образования, и, как следствие, сужать налогооблагаемую базу, вносить поправки в законодательство по налоговому администрированию, делать определенные жесты в сторону бизнеса. Бизнес, в свою очередь, готов финансировать и политические, и государственные проекты. Однако стоит отметить, что такой формат отношений власти и бизнеса остается крайне зависимым от политической конъюнктуры: пока власть крепка и пользуется широкой социальной поддержкой, у Кремля есть возможность развивать такой формат. Однако в случае социально-экономических потрясений, такой формат может быть пересмотрен уже по инициативе бизнеса.

Татьяна Становая - руководитель аналитического департамента Центра политических технологий
03.04.2006, Политком.ру,
http://www.politcom.ru/article.php?id=2478 05.04.06

Консультации юристов Фонда:

01.06-31.08.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.04-31.05.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.03-31.03.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.02-28.02.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.01-31.01.05 Ответы на вопросы предпринимателей

Предыдущие консультации

05.03.12 Почему российские предприниматели уходят из бизнеса

19.01.11 В. Мау: Экономическая стратегия. Выбор новой модели

06.12.10 Петр Авен: Российская экономика все больше напоминает советскую

18.10.2010 Кредиты: Ни взять ни отдать

11.10.2010 Как стать предпринимателем. Лекция Михаила Фридмана

26.04.10 Михаил Задорнов: макроэкономическая ситуация в России вызывает очень большую тревогу

26.04.10 Бизнес и общество: Русский дисконт

14.04.10 К. Рогов: Свой путь: Модернизация и конкуренция

01.03.10 Удар по малому

23.09.09 Малый, средний и крупный бизнес: чья деятельность приносит пользу стране?

15.06.09 Значение и место субъектов малого и среднего бизнеса в трансформационных экономиках

22.12.08 Поддержка малого бизнеса должна стать приоритетом политики государства

27.10.08 Заявление Союза "Либеральная Хартия" о финансовом кризисе в России

17.10.08 Что делать в условиях кризиса? Советы аналитика

04.04.08 А. Архангельский: Великое в малом

20.03.08 Тяжелая история малого бизнеса

04.02.08 "ОПОРА РОССИИ" о новом законе о малом и среднем бизнесе

04.09.07 Закон о малом и среднем бизнесе: за и против

14.08.07 Г. Явлинский: Собственность: Экономика без права

18.07.06 Плюсы и минусы новых поправок в НК

29.05.06 ПБОЮЛ с трудовой ответственностью

11.05.06 В. Радаев: Легализация бизнеса: баланс принуждения и доверия

18.04.06 Какие умения и навыки будут нужны в 2020 г.

23.03.06 НДС: Легенды и мифы

14.02.06 ЕНВД не так прост, как кажется

17.01.2006 Неуплата пенсионных взносов - не повод для ответственности по ЕСН

07.12.05 НДС до востребования. Восстанавливать или не восстанавливать НДС?

22.11.05 Проблемы разрешения налоговых споров в России

11.11.05 С. Белановский: Предпринимательский класс в России

08.11.05 Эксперты о презумпции налоговой виновности. "С каждого по копеечке, а казне-то большой плюсик"

28.10.05 Воротила, делец… предприниматель

12.10.05 НДС и политика

26.09.05 Тенденции и перспективы развития малого бизнеса в России

15.06.05 Бизнес-активность работников правоохранительных органов в современной России

24.03.05 Государство и бизнес: Вспомнить о малом

18.03.05 Отношения власти и бизнеса не так плохи, как кажутся?

22.02.05 Советы консультанта: Грамотный бизнес-план

27.01.05 Какой НДС нам нужен?

11.01.05 Российская экономика - 2005: прогнозы и перспективы


Другие аналит. материалы

06.06.01 Как, по Вашему мнению, изменился деловой климат в стране?

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА