На главную страницу
Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде

Новости РБК

Новости "Эха Москвы"

Новости AK&M

Новости Прайм-ТАСС

Новости РИА-Новости

Новости Regions.ru

02.02.12 В России появится уполномоченный по защите прав предпринимателей

22.12.11 Путин обещает запустить "инвестиционный мотор"

21.11.11 Медведев не видит смысла заставлять чиновников отчитываться о расходах

16.11.11 Жилье стоит дорого

10.11.11 Сбербанк даст на стартап

03.11.11 Всеразрушающая коррупция

03.11.11 Малому бизнесу будет легче участвовать в аукционах по лесным участкам

31.10.11 Арендаторы в Москве предпочитают выкуп

25.10.11 В Перми решили не торопиться со сносом киосков

22.10.11 В Общественнной палате обсудили коррупцию

19.10.11 СНГ и свободная торговля: что будет?

18.11.11 В Москве начали устанавливаться ларьки нового образца

11.10.11 Малым предприятиям трудно получить кредит

06.10.11 Запад размышляет о загадке российского бизнеса

30.11.09 Иностранным инвесторам больше всего мешают откаты


Другие новости

20.05.11 Госдума готова запретить брать работников напрокат

17.02.11 Ответственность за эконом. преступления: Президента поправили

15.07.10 Новые поправки по защите бизнеса очень важны

23.04.10 Бизнес уполномочен уведомить

09.04.10 Дума затруднила проверку бизнесменов контролирующими органами

24.12.09 Статью не пришьешь

09.12.09 Проверок станет больше

29.10.09 Депутаты Госдумы выступили за ограничение внеплановых проверок бизнеса

19.06.2008 Выкуп проще

17.06.2008 Патент для "малышей" поможет сократить налоговую отчетность


Другие новости

29.09.11 Страховые поборы

26.09.11 Хедхантеры осваивают Facebook и Twitter

23.06.11 Эксперты: Ущерб от киберпреступлений в России сопоставим с воровством при госзакупках

24.02.11 Босс прочел блог

09.02.11 Тариф "убыточный"

11.10.2010 Конец хакерской вольницы

02.06.10 "Яндекс" начинает поиск стартапов

12.04.10 Вредные привычки Рунета

05.04.10 Терминалы недоступны

24.03.10 Надоили $20 млн

01.03.10 Мина для сисадмина

09.12.09 Малый и средний бизнес смогут выкупать часть арендуемых помещений

07.12.09 Google идет на почту

30.10.09 Интернет переходит на ".рф"

02.07.09 На сайтам министерств и ведомств мало полезной информации

17.06.09 Операторы поощряют абонентов оплачивать услуги через Интернет

16.06.09 Microsoft хочет удвоиться в России

28.05.09 Россия не засиживается в интернете

09.04.09 Малому бизнесу предлагают аренду программного обеспечения

19.06.2008 Сотрудники увольняются из-за плохого компьютера


Другие новости


Бизнес и власть: Тьма средневековья

За последний год деловой климат в стране заметно ухудшился. И спор о взаимоотношениях власти и бизнеса стал уже не только экономическим, но и политическим. Деловой климат зависит от того, какие сигналы подают бизнесу власти - разрешающие или запрещающие предпринимательскую инициативу. По этим сигналам можно судить, намерена ли власть следовать либеральным курсом или она хочет превратить предпринимателей в мелких государственных служащих, в "податное сословие".

Права между бизнесом и государством сейчас распределены не оптимально, с ущербом для делового сообщества. Либеральная риторика отдельных представителей правительства сочетается с жестким администрированием, не совместимым со свободной экономикой. При этом государственное вмешательство носит не созидательный характер, как это бывает иногда в рыночных экономиках, а разрушительный. Государство не способствует развитию производства, а старается держать в страхе собственников того, что уже создано. Предприниматели в таких условиях стараются "не попадаться на глаза", что означает отказ от инвестирования.

Если либерализм ограничивается одной только риторикой, то следует забыть о борьбе с бедностью, о структурной перестройке экономики, о развитом фондовом рынке и удвоении ВВП. Следует забыть и всякие перспективы повышения жизненного уровня населения и расширения среднего класса.

Мир так устроен, что достойную жизнь большинству своего населения обеспечивают только страны с либеральными экономическими системами. При иных идеологических условиях население обычно с трудом сводит концы с концами. Говорят, хорошая жизнь не рождается из страха. Можно добавить, что хорошо живут там, где собственность защищена равным образом и от уголовников, и от чиновников.

У нас же наступают времена Московской Руси, когда любой боярин в купеческой лавке мог просто так взять все, что ему заблагорассудится. Вместе с лавкой. И если это даже только впечатление, негативный эффект от этого огромный - люди в это верят. Боярские привычки в России живучи. Власть деликатно относится к себе. А что касается граждан, то, будь они владельцами крупнейших компаний или мелкими предпринимателями, с ними, по мнению наших новейших бояр, считаться нечего.

Недавно власть попыталась ослабить ею же самой поднятую тревогу в бизнес-сообществе. Премьер повстречался с предпринимателями, призвал силовиков не создавать барьеров для развития бизнеса. Делаются намеки на возможный пересмотр налогового законодательства, на урезание полномочий налоговых органов при проверках.

Но сигналы устрашения меняют поведение бизнесменов немедленно. А вот сигналы успокоения к быстрым действиям не побуждают, потому что нет доверия к тем, кто сигналы эти посылает. После дефолта 1998 г. потребовалось несколько лет, чтобы доверие бизнеса к власти кое-как восстановилось. Теперь это доверие упало вновь. К примеру, рост инфляции некоторые эксперты объясняют увеличением непроизводительных расходов предпринимателей, которые боятся инвестировать. Вырос и вывоз частного капитала из страны.

Между тем у власти же появляются все новые идеи, ущемляющие деловую инициативу. Например, идея наделения ряда властных структур правом исполнять свои полномочия через административные процедуры, то есть без предварительного обращения в суд. Главное направление удара - взимание недоимок и налоговых санкций по обязательным платежам физических лиц, что пока без решения суда невозможно. Авторы инициативы ссылаются на перегруженность судов делами "на 10 рублей".

Разве нельзя решить эту проблему, не нарушая базового принципа презумпции невиновности? Предложенный механизм нарушает разумный баланс интересов власти и налогоплательщика. Авторы новаций пытаются лечить головную боль отсечением головы. Если идея превратится в закон, то деньги и имущество сначала без решения суда будут отбираться, а физические и юридические лица должны будут потом сами доказывать свою правоту в суде.

Но если так доверять административным процедурам, то суды нужно вообще ликвидировать как институт, а презумпцию невиновности заменить "административным чутьем". По этой логике силовые структуры в состоянии казнить и миловать граждан без судебной волокиты.
Есть еще идея вернуть в список дополнительных уголовных наказаний конфискацию имущества. Видимо, ради все того же устрашения предлагается фактически отменить банковскую тайну физических лиц. Условием доступа правоохранительных органов к банковской информации законодательство сейчас ставит возбуждение уголовного дела против вкладчика - физического лица. В проекте изменений закона "О банках и банковской деятельности" это условие снимается.

Если бы власть была последовательна, то следовало бы развить принцип, заложенный в новом Уголовно-процессуальном кодексе, и раскрывать информацию о счетах граждан не просто в рамках возбужденного уголовного дела или по решению суда, а обязательно соблюдая оба этих условия.

Есть и другие предложения по ужесточению контроля над финансовыми операциями. При том что банки уже обязаны предоставлять в уполномоченный орган информацию обо всех операциях, начиная с суммы в 600 000 руб., им предлагается блокировать операции по выдаче наличных денег свыше этой суммы. Полагаю, что заявленных целей борьбы с финансированием терроризма нельзя решить подобными мерами.

Почва для продвижения этих сковывающих деловую инициативу идей в жизнь активно разрыхляется. С властных вершин постоянно идут сигналы о пересмотре действующего порядка начисления налогов. Отсутствует мораторий на изменение этого порядка на значимый для экономики срок. И уж тем более никто не считает и не компенсирует убытки предпринимателей от непрекращающейся налоговой реформы. Нет ясности с вопросом начисления налогов за прошлые годы. Проведенные в свое время заключения аудиторских фирм превращаются в ничего не значащие бумажки. Использование налоговых режимов, предусмотренных Налоговым кодексом, внезапно оказывается преступным. Обещания не пересматривать итогов приватизации сменяются расследованиями Счетной палаты, многозначительными комментариями ответственных госслужащих.

Собственность оказывается незащищенной. Средний и мелкий бизнес, который действительно способен удвоить валовой продукт, опасается расширять свою деятельность. Административные штурмы отдельных крупных компаний нависают, как рок, над всем предпринимательским сообществом.

Если все это делается во имя "наведения порядка", то это наивно. Знающие люди говорят, что Госплану СССР и в тоталитарном государстве не удалось составить ни одной сбалансированной пятилетки. Криком избы не построишь. Все эти "административные процедуры" способны породить только анархию, так как место закона неизбежно займет произвол. И он порвет экономику и общество на части, как это случилось в 1980-х.

Закручивание гаек в экономике влияет на общественные настроения в целом. Все чаще раздаются призывы применять смертную казнь, заткнуть рот оппозиции, ввести цензуру, запретить в России деятельность еврейских религиозных и общественных организаций, не пускать в страну "плохих" иностранцев.

Все это происходит на фоне замедления темпов роста и сокращения капитализации экономики. Объясняется это раздвоением власти: в риторике она провозглашает экономическую либерализацию, а в действиях - огосударствление бизнеса. Но от огосударствления бизнеса один шаг до печально известной командной экономики.

Правительству надо упорядочить свои отношения с бизнесом, оценить свою деятельность по четким критериям. Эти критерии - рост капитализации экономики, числа участников фондового рынка, количества занятого населения, налоговых поступлений от малого и среднего бизнеса.

Действовать надо уже сегодня.

Еще не поздно.

Автор - член президиума генерального совета партии "Единая Россия", председатель комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы
Владислав Резник
"Ведомости", 02.02.2005, №17 (1299)
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2005/02/02/86404 02.02.05

Консультации юристов Фонда:

01.06-31.08.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.04-31.05.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.03-31.03.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.02-28.02.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.01-31.01.05 Ответы на вопросы предпринимателей

Предыдущие консультации

05.03.12 Почему российские предприниматели уходят из бизнеса

19.01.11 В. Мау: Экономическая стратегия. Выбор новой модели

06.12.10 Петр Авен: Российская экономика все больше напоминает советскую

18.10.2010 Кредиты: Ни взять ни отдать

11.10.2010 Как стать предпринимателем. Лекция Михаила Фридмана

26.04.10 Михаил Задорнов: макроэкономическая ситуация в России вызывает очень большую тревогу

26.04.10 Бизнес и общество: Русский дисконт

14.04.10 К. Рогов: Свой путь: Модернизация и конкуренция

01.03.10 Удар по малому

23.09.09 Малый, средний и крупный бизнес: чья деятельность приносит пользу стране?

15.06.09 Значение и место субъектов малого и среднего бизнеса в трансформационных экономиках

22.12.08 Поддержка малого бизнеса должна стать приоритетом политики государства

27.10.08 Заявление Союза "Либеральная Хартия" о финансовом кризисе в России

17.10.08 Что делать в условиях кризиса? Советы аналитика

04.04.08 А. Архангельский: Великое в малом

20.03.08 Тяжелая история малого бизнеса

04.02.08 "ОПОРА РОССИИ" о новом законе о малом и среднем бизнесе

04.09.07 Закон о малом и среднем бизнесе: за и против

14.08.07 Г. Явлинский: Собственность: Экономика без права

18.07.06 Плюсы и минусы новых поправок в НК

29.05.06 ПБОЮЛ с трудовой ответственностью

11.05.06 В. Радаев: Легализация бизнеса: баланс принуждения и доверия

18.04.06 Какие умения и навыки будут нужны в 2020 г.

23.03.06 НДС: Легенды и мифы

14.02.06 ЕНВД не так прост, как кажется

17.01.2006 Неуплата пенсионных взносов - не повод для ответственности по ЕСН

07.12.05 НДС до востребования. Восстанавливать или не восстанавливать НДС?

22.11.05 Проблемы разрешения налоговых споров в России

11.11.05 С. Белановский: Предпринимательский класс в России

08.11.05 Эксперты о презумпции налоговой виновности. "С каждого по копеечке, а казне-то большой плюсик"

28.10.05 Воротила, делец… предприниматель

12.10.05 НДС и политика

26.09.05 Тенденции и перспективы развития малого бизнеса в России

15.06.05 Бизнес-активность работников правоохранительных органов в современной России

24.03.05 Государство и бизнес: Вспомнить о малом

18.03.05 Отношения власти и бизнеса не так плохи, как кажутся?

22.02.05 Советы консультанта: Грамотный бизнес-план

27.01.05 Какой НДС нам нужен?

11.01.05 Российская экономика - 2005: прогнозы и перспективы


Другие аналит. материалы

06.06.01 Как, по Вашему мнению, изменился деловой климат в стране?

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА