На главную страницу

Технологии Документы Консультации Журнал Форум О Фонде


Бизнес и общество

Бизнес и налоги

Бизнес и Интернет

Делайте вывод!

VIP-персоны







Бизнес и власть чиновника

Насонов Андрей, Член Координационного Совета Профсоюза предпринимателей "Лига свободы", предприниматель


- С ящиками стояли у метро?

- Стоял и было стыдно. Многие поймут, как это после белой рубашечки с галстучком, после того, как с гордо поднятой головой расхаживал по министерству, женскими лифчиками торговать на ящиках у метро.

Сейчас у него несколько торговых секций в торговых домах, на рынках, несколько продавцов, которым он дает работу с высокой оплатой, заключая с ними договор письменно или устно. Устно? Ведь договор - это средство юридической защиты интересов обеих сторон! При устной договоренности продавцам трудно обосновать свои претензии, защитить себя в судебных инстанциях.


- Ему не придется защищаться от меня. Как я могу обидеть работника, создающего мою прибыль? Вот чиновники могут обидеть и делают это постоянно. Они начинают все свои поползновения с преамбулы "с целью защиты потребителей...", а заканчивают "дайте денег". Вот Постановление правительства Москвы № 292 начинается со "с целью обеспечения...", а сводится к введению карточки продавца, за которую он должен заплатить, что в сущности есть незаконный побор.

И здесь мы заметим, что предприниматель Насонов еще и зампред Общественного движения рыночной торговли и малого предпринимательства Московского региона, которое создано для того, чтобы защищать интересы работников рынка. В этом году организация провела ряд акций с обращением к властным структурам, с действиями которых она не согласна и считает, что они наносят ущерб малому торговому бизнесу.


- Постановление № 292 Правительства Москвы, - продолжает А.Насонов, - превращает столицу в зону неблагоприятную для частнопредпринимательской деятельности. Почему? Хотя бы потому, что оно вводит карточки продавца. Что бы чиновники ни говорили об их высшей пользе, - это дополнительный побор. Для того, чтобы получить карточку, нужно предъявить документы, которые всегда при продавце, и заплатить деньги. А нужна карточка для удобства проверки прав продавца работать за прилавком. На ней есть штрих-код и потому проверяющий сможет ходить по рядам и считывать его с карточки на груди продавца. В итоге он убедится, что этот человек заплатил деньги за ее получение. Эта карточка для того, чтобы знать, что продавец заплатил за то, что он продавец. И никакого улучшения обслуживания от этого не происходит. Но появляется еще чиновник, который ходит со считывающим устройством, и раскручивается бурная деятельность чиновников, выпускающих карточки и получающих за эту работу деньги. Так обеспечивается самоокупаемость нового отряда чиновников, обеспечивающих себя и работой, и зарплатой. Если вынуть этот блок деятельности и ее участников, то рынок ничего не почувствует, кроме облегчения. Можно ли поверить, что те, кто запустил этот чиновничий механизм, не понимают этого? Очевидно же, что это осознанное раздувание чиновничьего аппарата, может быть, под какого-то большого чиновника, который возглавляет соответствующее ведомство и таким образом, имитируя деятельность, получает кабинет, стол и зарплату. У нас есть юридический анализ этой меры с карточкой продавца, который показывает ее незаконность. Любой отбор денег можно рассматривать лишь как налог или предоставление услуги. Услуги нет - значит, это новый налог, а в Налоговом кодексе нет о нем ни слова. Заметим, что этот местный налог идет не в бюджет, а на счета специального государственного унитарного предприятия "Мосрегионторг", который выпускает и выдает карточки. А куда эти "бабки" уйдут - не знает никто. Как выразился наш юрист-консультант, здесь есть признаки скрытого хищения.

- Несколько слов о расширении использования кассовых машин на открытых пищевых рынках…

- Свои идеи наши чиновники вынашивают в поездках за границу, где ходят по магазинам и видят кассовые аппараты, а поскольку сами никогда не торговали, то и не знают, для чего они нужны. Надо, мол, наводить порядок. Как его навести? Под сотню законов для сбора налогов ввели, а налоги не собираются. Ну, давайте попробуем с помощью кассового аппарата. И вот они стоят, щелкают, фискальная память что-то запоминает. Дальнейшего механизма контроля за предпринимателем больше не существует. Система отчета не предусматривает учета того, что набил кассовый аппарат. Вот я давно работаю с кассовым аппаратом, но налоговую службу не интересует его содержимое. Да и какая численность налоговых инспекций должна быть, чтобы это анализировать. Заметим, что заглянуть в фискальную память аппарата может только человек, который повесил на него код. Это - конкретный инспектор конкретной инспекции. Так ведь предприниматель регистрируется по месту жительства, а работает в другом конце Москвы. Не поедет же налоговый инспектор проверять. И ему в инструкции эти функции не записаны. Так что дальше за этим ККМ - тишина. Но зато огромная армия бездельников с удостоверениями поползла по рынкам Москвы следить, чтобы аппарат стоял, чтобы чеки пробивали. Штрафуют даже за то, что время забыли перевести: летнее-зимнее.

- Кстати, вы не задумывались, с чем связано требование выставлять ценники на рынках? Я же пришла торговаться. Человек с юга продает помидоры в начале дня по 15 рублей, а я пришла к концу и уговорила продать за 5 руб. Что же, он нарушил правила торговли рынка?

- Да, есть и такое странное требование в Постановлении № 292, за невыполнение которого могут, наверное, оштрафовать. С одной стороны, записано, что рынок - это место торговли, где образование цены осуществляется путем договора между покупателем и продавцом, а, с другой, - там же имеется пункт об обязательном применении ценников. Чтобы опять "бабки" с предпринимателей снимать: бланками торговать для ценников и ходить по рядам проверять. Госторгинспекция требует, чтоб, как в недавнюю старину, были проштампованные журналы жалоб и замечаний.

- Книги жалоб?

- Да, она ими торгует по 100 рублей книжка. Самое смешное, что бланки не напечатали новые, а пустили старые, советские, еще оставшиеся от Минторга СССР. Это все попытки вернуться к управлению экономикой старыми методами, что так же противоестественно, как управлять восходом солнца. Если до сих пор существует "грязный" рынок, значит, экономическая ситуация такова, что на него есть спрос. Есть еще нищая часть населения, которая предпочтет именно "грязный" рынок. Это беда наша. И строительство дворцов-супермаркетов - это попытка насильно загнать нашу действительность в "чистое светлое будущее". Рынок должен придти к новому состоянию эволюционным путем. Возьмем Черкизовский рынок: он самостоятельно перестроился, силами управляющей компании. Так же и рынки в Химках, Петровско-Разумовском. А в том же постановлении обозначен перечень насильственно закрываемых почти 40 рынков Москвы: на Нижегородской Юго-Восточного округа, ТЦ в Лефортово, рынок запчастей в Марьино… Это же очевидно, что решаются конъюнктурные вопросы. Рынок - дело добровольное. Несправедливо указывать покупателю, что ему надо не на рынок идти, а в дорогой супермаркет. Мы против насильственных действий с экономикой: в этом веке уже нахлебались. А закрытие рынка - это насильственное действие с субъектом экономики. Как только начинают ею управлять, она приходит к краху. А задача в том, чтобы создавать условия для эволюционной трансформации и рынков, и экономики в целом.

Беседу вела Валентина САЛЬНИКОВА.

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА