На главную страницу

Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде


Контактные телефоны и адрес Фонда

Форум

Написать письмо юристу Фонда



Налоговая реформа

Налог на прибыль

Единый налог на вмененный доход


Дерегулирование экономики

Маркирование и сертификация товаров и услуг

Защита прав потребителя


Малый и средний бизнес

Порядок возмещения экспортного НДС

Незаконные действия по отношению к предпринимателям

Соц. политика и предпринимательство


Деятельность Фонда

Программа Фонда





Позиция фонда: Единый налог на вмененный доход

Ударим грузовиком по мытарю!
Так малый бизнес Ярославской области отметил дни своей поддержки
Константин ДАНОВ
Ярославль - Москва
Фото Сергея ЗОНИЧЕВА


Минувшая пятница, 11.00. К этому часу площадь Труда в Ярославле заполонили большегрузные автомобили. Из кабин вылезли решительно настроенные люди. Кто-то установил трибуну, кто-то подключил микрофон, и митинг начался.

СВИРЕПСТВОВАЛИ сотрудники ГИБДД, собирающие дань за нарушения правил парковки, но на них никто не обращал внимания. Водителей и владельцев грузовиков занимал в этот момент куда более серьезный вопрос: быть или не быть? Рассказывает Сергей Гайдай, шофер и владелец двух "супермазов" и одного "Камаза": "На прошлой неделе я отправился в налоговую инспекцию - пришло время получать новый патент на оказание транспортных услуг. Мне говорят: больше патентов не будет, а будет единый налог на вмененный доход. Его надо платить авансом. Мы сели с инспектором за стол, посчитали и ужаснулись: налог резко превысил весь мой доход".

Фото Сергея ЗОНИЧЕВА

Сергей обзвонил коллег, они сбросились на юриста, и тот посоветовал им обратиться за поддержкой в областную Ассоциацию предпринимателей и налогоплательщиков. Там уже об этом знали: несколькими днями раньше к ним пришли рыбинские извозчики Андрей Петров и Олег Тропынин с уже готовым планом действий: отправить письмо губернатору области Анатолию Лисицыну, разослать копии в областную Думу, в прокуратуру, провести митинг протеста, привлечь внимание прессы...

Всего на митинг на площади Труда собралось около ста шоферов, владельцев грузовиков и их жен. Кто-то высказал пожелание "прокатить на колесе Валеру Торгова" - чиновника областной администрации, разработавшего законопроект о введении налога на "вмененку". Другой добавил: "И монтировочкой его, монтировочкой!" Стоявшие рядом невесело засмеялись. Еще один водитель предложил устроить марш колонной по городу плотно сомкнутыми рядами. Я представил себе колонну "супермазов", идущую по нешироким ярославским улицам со скоростью 20 километров в час, и мне стало неуютно.

Впрочем, это были разговоры, так сказать, в кулуарах. А с трибуны звучали призывы действовать в рамках правового поля, оставив резкие телодвижения на крайний случай. Согласились подождать до 26 декабря - дня последнего в этом году заседания областной Думы, на котором будут утверждаться областной бюджет-2001, новые законы и поправки к действующему законодательству. На том и порешили. Люди разошлись, грузовики разъехались, площадь опустела.

Инициативная группа переместилась в офис Ассоциации предпринимателей и налогоплательщиков. Председатель ассоциации Александр Майков договорился с кем-то из высоких чинов администрации о том, что бюджетная комиссия областной Думы выслушает и, возможно, примет во внимание предложения транспортников. Лучше, конечно, поздно, чем никогда. Но все-таки властям следовало бы с этого начать, а не этим закончить. Ярославский закон о едином налоге на вмененный доход, принятый областной Думой 28 ноября, противоречит российскому. Правительство РФ рекомендует считать базовой доходностью грузового автомобиля 6000 рублей за тонну в год. А ярославские законодатели насчитали 25 тысяч рублей за тонну! Сергей Гайдай, просидев ночь за компьютером, схватился за голову: его "супермазы" привозят ему ежегодно лишь по 28 тысяч чистой прибыли каждый, а "Камаз" - и того меньше.

Спросил Сергея, чем, по его мнению, руководствовались законодатели, устанавливая такие безумно высокие ставки. Во-первых, сказал Гайдай, очень хочется наполнить бюджет. А во-вторых, виновата лукавая отчетность, которую требует от него и его коллег налоговая инспекция: только сведения о доходе без учета затрат. Иначе говоря, сведения о годовом денежном обороте. Расходы же на содержание "супермаза" - бензин, резина, масло, запчасти, оплата труда водителей, парковки и т.п. - 230 тысяч рублей в год. Если приплюсовать сюда прибыль, получим 260 тысяч в обороте. Наверное, законодатели подумали: какие деньги, однако, загребает Сергей Гайдай, да еще небось столько же скрывает! И решили, что 20-тонный "супермаз" привозит ему не меньше 500 тысяч рублей ежегодно. А восьмитонный "Камаз" - 200 тысяч... Пикантная деталь: неподъемный налог на доходы, о которых Сергей Гайдай и его собратья по цеху и по несчастью даже и не мечтают, они должны платить авансом.

Что же дальше? Вариантов развития событий, как всегда, два: хороший и плохой. В первом случае законодатели примут во внимание мнение "дальнобойщиков" и отправят законопроект на доработку. Во втором - владельцы грузовиков перерегистрируют свой бизнес в одной из соседних областей, например, в Ивановской, где базовая ставка в три с половиной раза ниже, чем в Ярославской, или в Калининградской, где "вмененки" нет вовсе. "Международник" Олег Тропынин, гоняющий свои фуры в Европу, и вовсе может открыть свой юридический адрес где-нибудь в Андорре. Родине назло.

"Общая газета", № 51 от 21.12.00

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА