На главную страницу

Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде


Контактные телефоны и адрес Фонда

Форум

Написать письмо юристу Фонда



Налоговая реформа

Налог на прибыль

Единый налог на вмененный доход


Дерегулирование экономики

Маркирование и сертификация товаров и услуг

Защита прав потребителя


Малый и средний бизнес

Порядок возмещения экспортного НДС

Незаконные действия по отношению к предпринимателям

Соц. политика и предпринимательство


Деятельность Фонда

Программа Фонда





Позиция фонда: Единый налог на вмененный доход



В Московскую городскую Думу



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
о соответствии проекта закона "О едином налоге на вмененный доход для предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой на рынках через стационарные и нестационарные торговые места" и процедуры его принятия в первом чтении требованиям федерального законодательства



14 ноября 2000 года в Московскую городскую Думу Мэром г. Москвы Ю.М.Лужковым был внесен проект закона города Москвы "О едином налоге на вмененный доход для предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой на рынках через стационарные и нестационарные торговые места". 30 ноября он был принят в первом чтении и в течение 2-х недель в него необходимо внести поправки. Однако, по мнению экспертов нашего Фонда, данный проект закона имеет ряд существенных недостатков.

Во-первых, согласно статьи 2 ФЗ от 31 июля 1998 года N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" под вмененным доходом подразумевается потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый … на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций. Но данные по определению вмененного дохода в данном проекте закона г. Москвы, в соответствии с требованием федерального закона, не были представлены к первому чтению.

Во-вторых, согласно статье 5 п. 2 "сумма единого налога рассчитываются с учетом … повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, которые определяются в зависимости от:

места осуществления предпринимательской деятельности внутри населенного пункта (центр, окраина, транспортная развязка и другие); удаленности места осуществления предпринимательской деятельности от транспортных развязок; удаленности места осуществления предпринимательской деятельности от остановок пассажирского транспорта; качества предоставляемых услуг; сезонности; суточности работы; качества занимаемого помещения; производительности используемого оборудования; возможности использования дополнительной инфраструктуры; инфляции; количества видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиками." Однако данные корректировочные показатели, которые являются существенными для г. Москвы, не учтены в данном рассматриваемом проекте закона г. Москвы. Учтены только 2 из 13 показателей.

Также, согласно Письму Правительства РФ (от 7 сентября 1998 г. N 4435п-П5) "В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" направляются рекомендуемые формулы расчета суммы единого налога, а также перечень рекомендуемых их составляющих. (Указанные материалы разработаны Минэкономики России совместно с Минфином России, Госналогслужбой России и ГКРП России с учетом предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации.) Однако ни один из показателей, рекомендуемых в данном письме не был использован при составлении проекта закона г. Москвы "О едином налоге на вмененный доход для предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой на рынках через стационарные и нестационарные торговые места". Например, не учтены рекомендуемые формулы расчета суммы единого налога, а также перечень рекомендуемых из составляющих. Согласно Письму Правительства РФ, "расчет суммы единого налога на вмененный доход производится в соответствии с Федеральным законом "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Закон) и основывается на определении значения базовой доходности определенного вида деятельности, физических показателей и повышающих (понижающих) коэффициентов, отражающих степень влияния различных факторов на результат предпринимательской деятельности.

При выборе физических показателей, характеризующих определенные виды деятельности, следует исходить из того, что валовой доход организации (предпринимателя) и прогнозируемый на его основе вмененный доход должен зависеть от выбранного физического показателя и от количества его единиц. Выбор этих физических показателей может быть осуществлен либо исходя из экспертной оценки результатов предпринимательской деятельности, либо на основании анализа статистических данных. При этом на протяжении всего налогового периода должен быть обеспечен эффективный контроль за количеством единиц выбранного физического показателя.

Рекомендуемые формулы расчета суммы
единого налога на вмененный доход


М = C х N х D х E х F х J
V = M х 0,2
М - сумма вмененного дохода;
V - сумма единого налога на вмененный доход;
C - базовая доходность на единицу физического показателя;
N - количество единиц физического показателя;
D, F, J, E - повышающие (понижающие) коэффициенты;
0,2 - ставка единого налога на вмененный доход (20%).

При определении суммы единого налога для организаций (предпринимателей) рекомендуется использовать следующие повышающие (понижающие) коэффициенты:

D - учитывающий особенности подвидов деятельности (таблица 1);
E - учитывающий особенности ведения предпринимательской деятельности в различных группах регионов (таблица 2);
F - учитывающий особенности ведения предпринимательской деятельности в зависимости от типа населенного пункта (таблица 3);
J - учитывающий особенности ведения предпринимательской деятельности в зависимости от дислокации предприятия (таблица 4).

Для исчисления суммы единого налога на вмененный доход могут быть использованы следующие методы расчета.

Метод А - основан на обработке существующей статистической информации о результатах хозяйственной деятельности организаций (предпринимателей), осуществляющих определенные Законом виды деятельности.

Метод Б - основан на обработке информации налоговых органов о фактически поступивших суммах налоговых платежей от организаций (предпринимателей), осуществляющих определенные Законом виды деятельности, и данных статистического учета.

Метод В - основан на использовании рекомендуемых показателей базовой доходности единицы физического параметра и повышающих (понижающих) коэффициентов в соответствии с таблицей 1.

При необходимости и в зависимости от имеющейся информации может применяться сочетание указанных методов.

Метод А

1. По данным государственных органов статистики определяется величина прибыли (убытков) от реализации, полученной организациями (предприятиями), осуществляющими определенные Законом виды деятельности. (Если, в соответствии с Законом, единый налог на вмененный доход применяется только к субъектам малого предпринимательства, следует исключить из расчета результаты хозяйственной деятельности крупных и средних предприятий.)

2. Полученный результат следует скорректировать с учетом сумм налога на добавленную стоимость (НДС) с коэффициентом досчета - 1,12.

3. Далее полученный результат следует скорректировать с учетом объемов нерегистрируемого товарооборота для каждой сферы деятельности. (Так например, по данным Госкомстата России, нерегистрируемый оборот в сфере розничной торговли составляет около 50%.)

4. Величина базовой доходности на единицу физического показателя определяется путем деления полученного результата на количество единиц выбранного физического показателя.

Пример исчисления базовой доходности
для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих
деятельность в сфере розничной торговли


Для примера расчета использованы данные Госкомстата России по зарегистрированным предприятиям за 1996 год, сформированные на основе формы N 2 бухгалтерской отчетности, и по объемам торговых площадей и численности работающих на малых предприятиях на 1 ноября 1994 года.

Исходные данные:

1. По полному кругу организаций
Количество организаций единиц 98032
Количество убыточных организаций единиц 42644
Количество прибыльных организаций единиц 55388
Прибыль (убыток) от реализации млрд. руб. 15
Убыток, полученный убыточными организациями от реализации млрд. руб. 5682

2. По крупным и средним организациям
Количество организаций единиц 16812
Количество убыточных организаций единиц 7457
Количество прибыльных организаций единиц 9355
Прибыль (убыток) от реализации млрд. руб. -373
Убыток, полученный убыточными
организациями от реализации млрд. руб. 3238

3. По малым предприятиям
Торговая площадь тыс. кв. м 7816
Численность занятых человек 687000

1. Определение объема прибыли, полученной малыми предприятиями от реализации

Показатель "прибыль (убыток) от реализации" выбран, поскольку представляется более достоверным в отличие от занижаемого предприятиями в большей степени показателя "прибыль (убыток) отчетного периода".

1.1. Величина прибыли от реализации, полученной прибыльными малыми предприятиями, складывается из прибыли от реализации полного круга организаций, убытков, полученных крупными и средними организациями, и убытков, полученных убыточными малыми предприятиями.

Убыток от реализации малых предприятий определяется как разница между убытком от реализации, полученным убыточными организациями полного круга, и убытком от реализации, полученным убыточными крупными и средними организациями: 5682 - 3238 = 2444 млрд. руб.

Величина прибыли от реализации, полученной прибыльными малыми предприятиями: (15 + 373 + 2444) х 1,12 (поправка на НДС) = 3171,8 млрд. руб.

1.2. Прибыль от реализации на одно прибыльное малое предприятие

Количество прибыльных малых организаций определяется как разница между количеством прибыльных организаций полного круга и количеством прибыльных крупных и средних организаций: 55388 - 9355 = 46033 единиц.

Прибыль от реализации на одно прибыльное малое предприятие составит:
3171,8 млрд. руб. / 46033 = 68,9 млн. руб. в год или 5,74 млн. руб. в месяц (в ценах 1996 года).

По оценке Госкомстата России, не регистрируемый оборот в сфере розничной торговли в 1996 году составлял около 50%, в связи с чем прибыль от реализации должна быть увеличена в 2 раза, что составит 11,5 млн. руб. в месяц на одно прибыльное малое предприятие в среднем по Российской Федерации.

1.3. Определение базовой доходности 1 кв. м торговой площади

По переписи малых предприятий, проведенной Госкомстатом России (включает малые предприятия, не представляющие сведения в налоговые и статистические органы), на конец 1994 года было зарегистрировано 419 тыс. малых предприятий в сфере общественного питания и торговли, при этом 40% от общей численности составляли предприятия розничной торговли (около 168 тыс. предприятий). Занимаемая ими торговая площадь составила 7816 тыс. кв. м.
Торговая площадь, занимаемая одним малым предприятием в сфере розничной торговли, в 1995 году в среднем составила:
7816 тыс. кв. м / 168 тыс. = 46,5 кв. м.

Таким образом, базовая доходность на 1 кв. м за один месяц составила:
11,5 млн. руб. / 46,5 кв. м = 0,24 млн. руб. на кв. м (в ценах 1996 года).

Для определения базовой доходности в ценах 1998 года необходимо полученный результат скорректировать на инфляционную составляющую (в период с 1996 по 1998 годы она составит приблизительно 24%), тогда базовая доходность на 1 кв. м составит 0,3 тыс. рублей в месяц.

Аналогичным образом можно рассчитать базовую доходность на одного работающего.

Источники информации (отчетные данные Госкомстата России за 1996 год)
Группировка полного круга организаций, получивших прибыль и убыток (том 1).
Уровень рентабельности (убыточности) активов полного круга организаций (том 3).
Уровень рентабельности (убыточности) реализованной продукции полного круга организаций (том 2, часть 1).
Бухгалтерская отчетность полного круга организаций (том 4).
Группировка крупных и средних организаций, получивших прибыль и убыток (том 1).
Уровень рентабельности (убыточности) реализованной продукции крупных и средних организаций (том 2, части 1, 2).
Бухгалтерская отчетность крупных и средних организаций (том 3).

Метод Б

1. Для расчета величины базовой доходности используются данные Госналогслужбы России о поступивших налоговых платежах от организаций (предпринимателей), осуществляющих определенные Законом виды деятельности.

2. Указанные данные корректируются с учетом нерегистрируемого оборота и оценок уклонения от налогообложения. Указанные оценки могут быть сделаны путем сравнительного анализа сумм поступивших налоговых платежей по однотипным организациям (предпринимателям), действующим в приблизительно равных условиях.

3. Полученная величина должна быть уменьшена на сумму фактически уплаченных налогов, освобождение от которых не предусмотрено Законом, и увеличена в 5 раз.

4. Величина базовой доходности определяется делением полученного показателя на численность занятых в данной сфере деятельности либо на количество единиц другого физического показателя.

Метод В
Предлагается принять рекомендуемые физические показатели, базовую доходность и предельные значения повышающих (понижающих) коэффициентов, определенные экспертным путем, с учетом данных, представленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, указанные в таблице 1.

Таблица 1
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ,
БАЗОВАЯ ДОХОДНОСТЬ И КОРРЕКТИРУЮЩИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ

Укрупненные сектора деятельности
Физические показатели, характеризующие данный вид деятельности
Базовая доходность единицы физического показателя рублей на единицу в год
Корректирующий коэффициент подвидов деятельности
Корректирующие коэффициенты по месту деятельности
A
B
C
D
E
F
J
Розничная торговля,
осуществляемая через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади
Общая площадь, используемая в хозяйственной деятельности
(кв. м)
36000
1 - 2
0.5 - 3
0.2 - 1
1 - 2



Таблица 2

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ КОРРЕКТИРУЮЩИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ,
УЧИТЫВАЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ ГРУППАХ РЕГИОНОВ


Типы регионов по величине доходов на душу населенияСостав группКорректирующие коэффициенты
1.г. Москва, Ямало - Ненецкий автономный округ2 - 3
2Тюменская область, Республика Саха (Якутия),Камчатская область, Магаданская область, Мурманская область, Сахалинская область, Ханты - Мансийский автономный округ, Корякский автономный округ 1,2 - 1,9
3Республика Карелия, г. Санкт - Петербург, Чукотский автономный округ, Хабаровский край, Амурская область, Таймырский автономный округ, Республика Хакасия, Красноярский край, Иркутская область, Свердловская область, Кемеровская область, Томская область, Приморский край, Эвенкийский автономный округ1 - 1,2


Таблица 3

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ КОРРЕКТИРУЮЩИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ,
УЧИТЫВАЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА


Тип населенного пунктаКорректирующие коэффициенты
столичные регионы0,9 - 1


Таблица 4

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ КОРРЕКТИРУЮЩИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ,
УЧИТЫВАЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДИСЛОКАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ


Градация дислокацииКорректирующие коэффициенты
центр населенного пункта, базовые магистрали, территории вокзалов, аэропортов 1,5 - 2
"среднее кольцо" населенного пункта 1,2 - 1,6
окраинные районы1 - 1,4
пригородные районы 1 - 1,4
промышленные районы 1 - 1,5
спальные районы1,1 - 1,4


Изложенные в данном Письме Правительства РФ показатели также необходимо учесть в рассматриваемом проекте закона г. Москвы.

Ввиду того, что данные недостатки проекта закона являются существенными, проект закона необходимо вернуть для повторного рассмотрения в первом чтении для приведения его в соответствие с федеральным законодательством.

19 декабря 2000 года

Общественный Фонд "Деловая Перспектива"

21.12.00

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА