На главную страницу

Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде


Контактные телефоны и адрес Фонда

Форум

Написать письмо юристу Фонда



Налоговая реформа

Налог на прибыль

Единый налог на вмененный доход


Дерегулирование экономики

Маркирование и сертификация товаров и услуг

Защита прав потребителя


Малый и средний бизнес

Порядок возмещения экспортного НДС

Незаконные действия по отношению к предпринимателям

Соц. политика и предпринимательство


Деятельность Фонда

Программа Фонда





Позиция фонда: Налоговая реформа


СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛА

Вопрос - Ответьте, пожалуйста, на вопрос. Освобождаются ли предприниматели без образования юридического лица от уплаты НДС в первые 4 года после их регистрации на основании ст.9 закона от 14.06.95г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства", если они зарегистрированы до 1-го января 2001 года?

Ответ - На Ваш запрос сообщаем. Абзац 2 пункта 1 статьи 9 Федерального Закона РФ от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства" гласит: "В случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации".

Казалось бы, исходя из сказанного, индивидуальные предприниматели, которые с 1 января 2001 года стали плательщиками НДС в соответствии с главой 21 второй части Налогового Кодекса, должны быть освобождены от уплаты этого налога в течение 4 лет с момента регистрации, так как введение для них налога на добавленную стоимость создает менее благоприятные условия, чем были. Однако, такой подход на данный вопрос на наш взгляд является очень поверхностным. Наша точка на этот счет иная.

Индивидуальные предприниматели являются плательщиками НДС согласно ст.143 части второй НК РФ, введенной в действие с 1 января 2001 г. При этом порядок обложения индивидуальных предпринимателей НДС, установленный НК РФ, не создает менее благоприятных условий для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями по следующим основаниям.

Согласно п.1 ст.168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. Таким образом, сумма НДС фактически включается в конечную цену товаров (работ, услуг), предъявляемую покупателям и фактически оплачивается именно покупателем, а не за счет прибыли (результатов хозяйственной деятельности) индивидуального предпринимателя.

Одновременно индивидуальные предприниматели получают право на вычет сумм НДС, которые предъявляются им продавцами и оплачиваются ими при приобретении товаров (работ, услуг), предназначенных для осуществления производственной деятельности или иных операций, облагаемых НДС. Ранее, когда индивидуальные предприниматели не являлись плательщиками НДС, такого права они не имели, и оплачиваемые ими при приобретении товаров (работ, услуг) суммы НДС включались в покупную стоимость этих товаров (работ, услуг).

Также необходимо указать, что в соответствии со ст.145 НК РФ, все налогоплательщики НДС при соблюдении определенных условий имеют право на освобождение от уплаты НДС. И еще одна деталь влияет на решение данного вопроса, дело в том, что многие предприятия и организации по вполне понятным причинам предпочитают покупать товары (работы, услуги), содержащие в своей цене НДС.

Кроме того, включение индивидуальных предпринимателей в число плательщиков налога на добавленную стоимость нельзя рассматривать в отрыве от налоговой реформы, в ходе которой, в частности, одновременно был резко уменьшен подоходный налог, то есть в целом условия для предпринимательской деятельности не ухудшаются. Можно было бы говорить в той или иной степени только о изменении конкурентоспособности цен, применяемых частными предпринимателями на их продукцию (работы, услуги), но не о ухудшении условий их предпринимательской деятельности.

В связи с изложенным не применять положения НК РФ (в частности, ст.143 Кодекса) к индивидуальным предпринимателям нет оснований, следовательно, налогоплательщики - субъекты малого предпринимательства с 1 января 2001 г. должны уплачивать налог на добавленную стоимость в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Таким образом, из данной ситуации вытекает, что вопрос не так однозначен, как кажется на первый взгляд, и окончательно поставить точки над "I" в нем может только арбитражный суд.

В процессе подготовки данной статьи к печати пришло сообщение о том, что Арбитражным судом Камчатской области рассмотрен иск частного предпринимателя Татарник Н.М. к ИМНС по города Петропавловск-Камчатский по аналогичной тематике. Суть данного иска в том, что частный предприниматель просит суд признать недействительным отказ ответчика в предоставлении льготы по НДС. Необходимо сразу заметить, что из материалов, опубликованных в интернете неясно о каких льготах по НДС говорит частный предприниматель, но из его мотивации очевидно, что он ссылается именно на положения статьи 9 Федерального Закона РФ от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства". В иске указано, что статья 143 НК РФ, определяющая индивидуальных предпринимателей плательщиками НДС, создает менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действующими условиями.

Самое интересное, что Арбитражный суд Камчатской области признал данный иск подлежащим удовлетворению, а отказ ИМНС в предоставлении налоговой льготы недействительным. Суд в своем решении пишет, что (цитата) - "НДС, как и любой налог, уплачивается за счет собственности налогоплательщика (ст.8 НК РФ), т.е. с 01.01.01г. индивидуальный предприниматель должен отдавать в виде налога часть своего имущества. Поэтому обложение НДС индивидуальных предпринимателей в целом ухудшает их положение и не должно распространяться на тех предпринимателей, которые зарегистрировались ранее 01.01.01г."

На мой взгляд Арбитражный суд Камчатской области в данном случае ошибся и принял неправильное решение. Во-первых, суд не учел того обстоятельства, что вместе в необходимостью уплачивать НДС в бюджет, предприниматель получает так же и право на вычеты из бюджета НДС, уплаченного своим поставщикам. Но самое главное даже не в этом. Арбитражный суд Камчатской области не учел требования пункта 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.02.2001 года № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ", который (обратите внимание на преамбулу этого документа) ВАС РФ постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения (обратите внимание, всем арбитражным судам Российской Федерации) (далее цитата) - "В силу пункта 1 статьи 56 Кодекса льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах, которое согласно пункту 1 статьи 1 НК РФ состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. В связи с этим впредь до момента введения в действие глав части второй НК РФ судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения".

Что стоит за этой непростой по смыслу фразой? Дело в том, что законодательство России зачастую содержит противоречия и является очень запутанным (это очевидно и ни для кого не является секретом). А что касается налоговых льгот, то в каких только законах не содержатся те или иные налоговые послабления. Например, "Закон об образовании", по своей сути не являясь налоговым законом, содержит положения о налоговых льготах для образовательных учреждений. Или, например, "Закон о печати", также не являясь налоговым законом, тоже содержит ряд налоговых льгот для средств массовой информации. В этот же список входит и "Закон о государственной поддержке малого предпринимательства" и список этот можно было бы продолжить.

Так какой же выход из этой ситуации предлагает Высший Арбитражный суд РФ? Выход очень логичный, справедливый и наверное единственно верный - поскольку НК РФ говорит, что налоговое законодательство РФ должно состоять только из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов, то и все налоговые льготы должны быть прописаны именно в налоговом законодательстве. Но это как бы идеальная ситуация.

На сегодняшний день дело обстоит не совсем так. Почему? Потому, что вторая часть НК РФ (своего рода свод действующих налогов Российской Федерации) содержит пока всего четыре налога, а все остальные налоги действуют не на основании второй части НК, а на основании законов, не являющихся частью Налогового кодекса РФ. Что же делать в этой ситуации? Выход все равно надо было найти. И он был найден. Высший Арбитражный суд решил, что если налоговая льгота прописана в каком-либо пусть даже неналоговом законе, то она действует (т.к. она установлена ЗАКОНОМ), но …. (внимание) только по тем налогам, которые еще не вошли во вторую часть НК РФ. И это правильно, потому что нельзя говорить о налоговых льготах как бы вообще, нельзя говорить о налоговых льготах не говоря о конкретном налоге, а в рамках налоговой реформы, проводимой в стране, все конкретные налоги и все что касается порядка их исчисления и уплаты должно быть прописано не где-нибудь, а именно в Налоговом кодексе и только лишь в нем одном. Поэтому, лично для меня вывод ВАС РФ очень понятен и более того, я его приветствую. Отныне все встало на свои места.

А сейчас вернемся к нашей конкретной теме. Почему я считаю, что Арбитражный суд Камчатской области совершил ошибку? Именно потому, что он не учел вышеизложенные требования ВАС РФ. Раз налог на добавленную стоимость с 01.01.01г. вошел во вторую часть НК РФ, значит, все аспекты применения этого налога должны быть описаны и предусмотрены только в нем. Никакие другие законодательные акты РФ, не являющиеся часть налогового законодательства РФ, но содержащие какие-либо налоговые льготы, не могут быть применены именно с момента включения этого конкретного налога во вторую часть НК РФ. Это касается и "Закона о государственной поддержке малого предпринимательства", отныне он действует только в части налогов, еще не вошедших во вторую часть НК РФ.


С уважением,
директор ООО "Б.Э.Н.Ц." Некрасов Н.В.

Некрасов Николай - экономический обозреватель, профессиональный бухгалтер и аудитор,
журнал "Торговый бизнес Архангельской области"

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА