На главную страницу

Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде


Контактные телефоны и адрес Фонда

Форум

Написать письмо юристу Фонда



Налоговая реформа

Налог на прибыль

Единый налог на вмененный доход


Дерегулирование экономики

Маркирование и сертификация товаров и услуг

Защита прав потребителя


Малый и средний бизнес

Порядок возмещения экспортного НДС

Незаконные действия по отношению к предпринимателям

Соц. политика и предпринимательство


Деятельность Фонда

Программа Фонда





Позиция фонда: Налоговая реформа

ВЫДЕРЖКА
Из стенограммы совещания в Управлении МНС РФ по г. Москве
9 декабря 2002 года.


Тема совещания:
1) Обмен мнениями о предполагаемом порядке применения на территории г. Москвы субъектами рынка моторного топлива требований Федерального закона №110-ФЗ от 24.07.02г., устанавливающего с 01.01.2003г. новый порядок взимания акцизов на нефтепродукты.


Выступили:
9. Первый вице-президент Московской топливной ассоциации Аркуша Е.А.


Я высказываю точку зрения не только МТА, но и Российского топливного союза. Мы очень долго, практически сразу после принятия этого закона, эти вопросы обсуждали и на Московском и региональном уровнях. Если говорить о законе в целом, то, во-первых, мы считаем, что данный закон сконцентрировал все то, против чего боролась длительное время наша налоговая служба. Она стеной стояла против переноса акцизов с производителя на реализацию именно из-за того, как мы понимаем, что были сложности по осуществлению контроля и сейчас они усиливаются многократно. Во-вторых, по ее инициативе и по основаниям сложности осуществления контроля розничный рынок был переведен на уплату единого налога на вмененный доход, который сейчас исчезает, со всеми недостатками возвращается прежняя система налогообложения и к ней прибавляется уплата акциза. Как нам представляется, обсуждаемый закон должен быть изменен и переведен на совершенно иную систему налогообложения. По нашему мнению для сохранения дорожных фондов необходимо принять схему, используемую многими зарубежными странами: следует ввести единый акциз, зависящий от объема peaлизaции, часть из которого будет уплачиваться в региональный бюджет, а другая в федеральный. Необходимость в этом возникнет сразу после введения измененной главы НК в действие, так как налоговые органы поймут, что собрать акциз по прописанной в законе схеме будет весьма затруднительно. Это вводная часть моего выступления.

Что касается конкретно закона. Для меня ясно, что первое юридическое лицо в цепочке поставщиков, оприходовавшее товар, автоматически становится плательщиком акциза. Поэтому либо никто в цепочке не должен получать свидетельство, либо все должны получать свидетельство. Другой альтернативы нет, поскольку любой другой вариант приводит к многократной уплате акциза, что в условиях рыночной ситуации просто невозможно. Все разговоры о розничной цене в 12, 15 ,20 рублей/литр - это не совсем правильно. Наверняка, цена увеличится из-за арифметического увеличения цены акциза, но при рынке цена не может разниться в 3-5 рублей. Даже разница в 30 коп/литр в настоящее время приводит к резкому перетоку клиентов между АЗС. Все понимают, что нефтяные компании через свои сбытовые структуры обеспечат минимизацию цен по своим сетям AЗC. Поэтому свидетельство получает либо только первое звено, либо все.

Наверное, у налоговых органов и без властных структур хватит сил, чтобы заставить большинство участников рынка получить свидетельство. Мы не видим другой альтернативы помимо той, что в цепочке все должны пoлyчaть свидетельство. И к этому необходимо стремиться. Но для этого необходимо внести в закон целый ряд изменений, чтобы сделать его выполнимым. Эти моменты можно разделить на три части.

Первое - это касается свидетельства. Нам представляется, что сама классификация видов деятельности на рынке не совсем правильна: свидетельство на производство, на оптовую, оптово-розничную и розничную деятельность противоречат Гражданском Кодексу. На деталях этого противоречия я не буду останавливаться. Наше предложение: оставить только три вида деятельности производство, оптовая и розничная реализация. Тот, кто хочет заниматься оптово-розничной деятельностью - должен получить два отдельных свидетельства.

Второе - касается собственности. Во всех высказываниях выступающих, в том числе и представителей налоговых служб, прозвучали выводы о том, что в законе допущены юридические нарушения в части ограничения дееспособности участников рынка в зависимости от их отношения к собственности. Действительно, необходимо признать, что для производства и розничной торговли субъекты рынка должны быть владельцами каких-то мощностей не только на основании прав собственности, но и на всех иных правах, предусмотренных Конституцией РФ и Гражданским Кодексом РФ. То, что касается деятельности в области оптовой торговли, то здесь участник рынка, чтобы не выпасть из сложившейся цепочки, должен получать свидетельство просто по заявлению, не обладая собственностью ни на каких законных правах. Такое положение сложилось в стране, оптовик на сегодняшний день может ничем не обладать, но работать на рынке на вполне законных основаниях. Но свидетельство при этом он должен получать, как звено торговой цепочки.

Третье - это авансово-зачетная схема, какие документы и как они должны представляться. Или счета-фактуры, или реестры счетов-фактур, как это фигурирует в подготовленных поправках МНС и передано в Правительство РФ и Госдуму для дальнейшего обсуждения и принятия- все равно они вступают в прямые противоречия с самими методологическими установками Налогового Кодекса, являются трудно реализуемым новшеством и при своем применении приведут к возникновению ряда конфликтов между субъектами рынка. Помимо этого, в реализации авансово-зачетных схем участвует как бы третье лицо-покупатель, продавец, а также и налоговый орган, где покупатель состоит на налоговом учете. Участие в процессе реализации нефтепродуктов, как нам представляется, третьего лица не совсем правильно. Мы бы считали, что право на налоговый вычет должно обосновываться документами самого налогоплательщика, подтверждающими факт реализации нефтепродуктов, по которым был уплачен акциз. При этом производство вычетов не должно увязываться с получением налогоплательщиком подтверждающих отметок у каких-то третьих лиц. Налоговые вычеты у продавца должны производиться при представлении в налоговые органы следующих документов: договора с покупателем, имеющим свидетельство и реестр счетов-фактур на реализованные нефтепродукты. А дальше налоговые органы должны контролировать покупателей. Это коротко те изменения, которые мы предлагаем к внесению в закон.


Кроме того, есть ряд предложений по тем нормативным документам, вышедшим из недр МНС РФ в виде приказов, которые тоже должны быть поправлены с учетов возможного принятия поправок в закон. Это касается вопросов отношения к собственности, места уплаты акцизов. Если поправки будут приняты, то основная часть препятствий для введения закона будет ликвидирована. При этом появятся другие проблемы, связанные с возвратом прежней системы налогообложения. Почему мы перешли на единый налог? Потому что по прежней системе было достаточно сложно контролировать полноту уплаты налогов. в сегодняшней ситуации проблема контроля усложняется многократно, поскольку цена акциза с одной АЗС составляет 30-60 тысяч долларов в месяц. Мы опасаемся, что появится много желающих уйти от уплаты этого налога, используя законные и незаконные схемы оптимизации. Это приведет к возникновению неодинаковых условий работы на рынке для pазличных его участников. Мы подготовили предложения и готовы их вручить руководителям Управления МНС РФ по г. Москве.


ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:

Участники совещания единодушно поддержали выдвинутое в ходе дискуссии предложение о pacшиpении в законе оснований для выдачи свидетельства участникам рынка на право производства операций с нефтепродуктами. После каждого выступления участника дискуссии заместитель начальника Управления МНС РФ по г. Москве Глинкин А.А. пытался ответить на поставленные участниками вопросы.. Если вопросы касались непосредственой деятельности УМНС по г. Москве и его территориальных подразделений, то ответы Глинкина А.А. можно принять в качестве приемлемых разъяснений по возможному разрешению ситуаций, которые могут возникнуть между налоговыми службами и налогоплательщиками при реализации 22 главы Налогового Кодекса РФ. По заверениям руководства УМНС в деятельности налоговых служб Москвы будет создан режим наибольшего блогоприятствования для налогоплательщиков с целью создания условий для запуска в работу системы взимания акцизов.

По проблемам, зависящим от позиции МНС РФ, ответы отличались общими рассуждениями и пожеланиями.

Записал исполнительный директор МТА Г.П. Сергеенко
9 декабря 2002 года.

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА