На главную страницу

Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде


Контактные телефоны и адрес Фонда

Форум

Написать письмо юристу Фонда



Налоговая реформа

Налог на прибыль

Единый налог на вмененный доход


Дерегулирование экономики

Маркирование и сертификация товаров и услуг

Защита прав потребителя


Малый и средний бизнес

Порядок возмещения экспортного НДС

Незаконные действия по отношению к предпринимателям

Соц. политика и предпринимательство


Деятельность Фонда

Программа Фонда





Позиция фонда: Налоговая реформа

Информация к проведению Круглого стола (26.09.01)

Отчет
о применяемых в Республике Казахстан системах налогообложения субъектов малого предпринимательства, путях их совершенствования и принципиальных отличиях от подобных систем, применяемых в России
(скачать в виде .doc файла)

Учитывая многообразие форм предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса, в настоящее время в Республике Казахстан (далее - РК) субъектам малого предпринимательства на добровольной основе предоставлено право выбора только одного из следующих порядков исчисления и уплаты налогов, а также представления налоговой отчетности по ним:

1) общеустановленный порядок;

2) специальный налоговый режим на основе разового талона;

3) специальный налоговый режим на основе патента;

4) специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.

В отличии от РК в Российской Федерации один и тот же налогоплательщик может быть привлечен к исчислению и уплате налогов по разным системам налогообложения, что вносит путаницу и неразбериху в его взаимоотношения с бюджетом. Так, например, индивидуальный предприниматель по одним видам деятельности может исчислять и уплачивать налоги в общеустановленном порядке, декларируя свой годовой доход, по другим - по упрощенной форме налогообложения на основе патента (при соблюдении определенных условий), а по третьим в обязательном порядке - согласно законодательства о едином налоге на вменённый доход для определенных видов деятельности (далее - ЕНВД).

Специальные налоговые режимы в РК не вправе применять юридические лица (в отличии от юридических лиц в России, применяющих аналогичные налоговые режимы), имеющие филиалы, представительства; отдельно филиалы, представительства; дочерние организации юридических лиц и зависимые акционерные общества; налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделения в разных населенных пунктах. Кроме этого, указанные режимы не распространяются на такие виды деятельности, как производство подакцизной продукции; консультационные, финансовые, бухгалтерские услуги; реализация нефтепродуктов; сбор и прием стеклопосуды; недропользование; лицензируемые виды деятельности, за исключением розничной реализации алкогольной продукции и еще 9 других видов деятельности.

Следует отметить, что в налоговом законодательстве РК предусмотрена очень важная для воспитания законопослушного налогоплательщика норма, согласно которой при переходе на общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов последующий переход на специальный налоговый режим возможен только по истечению двух лет применения общеустановленного порядка.

Также очень важным фактором для эффективного налогового администрирования является то, что в налоговом законодательстве РК четко определен статус субъекта малого предпринимательства (далее - СМП) в целях налогообложения (т.е. к СМП относятся те налогоплательщики, которые отвечают условиям применения специальных налоговых режимов), а также то, что государственная регистрация индивидуального предпринимателя носит явочный характер и заключается в постановке на учет в качестве индивидуального предпринимателя в территориальном налоговом органе по месту жительства физического лица (Закон РК “Об индивидуальном предпринимательстве”).

Специальный налоговый режим на основе разового талона

Если предпринимательская деятельность носит эпизодический характер (менее одного месяца), то физические лица (включая нерезидентов) вправе работать по установленным специальным Перечнем видам деятельности (реализация газет и журналов с рук, бахчевых культур за пределами рынка, семян с нестационарных точек, оказание мелкобытовых услуг и т.п.) на основе разового талона. При этом не требуется государственной регистрации, стоимость талона устанавливается по видам деятельности территориальными налоговыми органами.

В новой редакции Налогового кодекса РК (далее - ННК РК), вступающего в действие с 01.01.2002, предусмотрено увеличения периода применения разового талона до 90 дней в году и установление размера его стоимости местными законодательными органами на основе наблюдений и обследований, проведенных налоговыми органами с учетом особенностей данного вида предпринимательской деятельности (месторасположения, качества и площади объекта извлечения дохода, условий деятельности т.п.).

Таким образом, использование специального налогового режима на основе разового талона предлагается для тех, кто работает от случая к случаю или только решил попробовать себя в бизнесе, и, соответственно, основная нагрузка по исчислению налоговых обязательств снимается с плеч предпринимателя. Обязанность налогоплательщика состоит лишь в том, чтобы заблаговременно, до начала осуществления деятельности внести установленную сумму в бюджет.

Вышеописанный налоговый режим имеет некоторое сходство с применяемой в России системой налогообложения на основе вмененного дохода, однако в части начинающего и самого мелкого бизнеса является более гибким режимом, удобным и понятным для налогоплательщика и местных властей, а также легко контролируемым и администрируемым налоговыми органами. Основная форма контроля - рейдовые проверки и обследования мобильными группами наблюдения.

Специальный налоговый режим на основе патента

Упрощенный налоговый режим с уплатой фиксированного суммарного налога на основе Патента применяется только индивидуальными предпринимателями при соблюдении ими следующих условий:

- осуществляют деятельность, указанную в специальном Перечне видов индивидуальной предпринимательской деятельности, осуществляемых на территории Республики Казахстан (всего 123 четко сформулированных вида деятельности, в отличии от нечетких формулировок 12 видов деятельности по ЕНВД в России);

- осуществляют предпринимательскую деятельность с предельным предполагаемым совокупным годовым доходом не более 15,5 млн. тенге (3,1 млн. руб.) и численностью наемных работников не более 20 человек (в России соответственно 10 млн. руб. и не более 15 человек).

Предприниматели, работающие на основе Патента, имеют право на получение Патента сроком от одного месяца до одного календарного года. При этом они производят уплату фиксированного суммарного налога и освобождаются от ведения учета, представления деклараций по включенным в стоимость патента видам налогов (налог на доходы физических лиц, НДС, единый социальный налог), от применения ККМ (за исключением случаев реализации подакцизных товаров).

Налоговые комитеты по областям и городам Астана, Алматы определяют и утверждают размеры стоимости Патента на каждый вид индивидуальной предпринимательской деятельности отдельно с использованием результатов обследований, проверок, хронометража и других сведений налогового органа. При определении стоимости Патента должны учитываться месторасположение, вид и условия осуществления деятельности, качество и площадь занимаемого помещения, производительность применяемого оборудования, число обслуживаемых мест и другие факторы, влияющие на эффективность работы индивидуальных предпринимателей. При несогласии с утвержденными размерами стоимости Патента Предприниматель имеет право требовать составление расчета стоимости Патента на основе результатов обследований и хронометража, который проводится работником налогового органа в присутствии Предпринимателя.

Таким образом, можно сказать, что действующий в республике в настоящее время специальный налоговый режим на основе патента - это своеобразная форма договора трех сторон: предпринимателя, налогового органа и местной власти, которая может неадекватно отражать отношения налогоплательщика с бюджетом. Указанный режим также можно расценить, как более усовершенствованная форма ЕНВД в России.

В ННК РК предусмотрено, что в случае, если индивидуальный предприниматель, работающий без использования наемного труда, и заявляющий, что предполагаемый ежегодный доход от занятий одним видом деятельности не будет превышать 1 млн. тенге (0,2 млн. руб.), он может использовать специальный налоговый режим на основе патента, т.е. сфера применения данного режима в дальнейшем резко сокращается.

Идеологическая основа патента, предложенного ННК РК, заключается в применении стандартной формы расчетов налоговых обязательств. Причем механизм расчета прост и понятен даже предпринимателю, не обладающему специальными знаниями в области бухгалтерского учета и налогообложения: к заявленному Доходу применяется ставка в размере 3%, а полученная сумма налога делится в равных пропорциях и вносится в бюджет в виде подоходного и социального налогов.

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации

Индивидуальные предприниматели могут осуществлять расчеты с бюджетом на основе упрощенной декларации в случае, если среднесписочная численность наемных работников в совокупности с самим предпринимателем не превышает 15 человек, при этом он осуществляет не более 5 видов деятельности, а доходы не превышают 4,5 млн. тенге в квартал. Для юридических лиц - СМП устанавливаются следующие пределы: 25 человек, 7 видов деятельности и 9 млн. тенге ежеквартального дохода (около 7 млн. рублей в год). В России соответственно - до 15 человек и до 10 млн. руб. в год.

Исчисление налоговых обязательств в данном режиме производится путем применения к полученному доходу шкалы ставок, которая представляет собой сложную прогрессию в виде 3 уровней - для индивидуальных предпринимателей (4, 7, 11%) и пяти - для юридических лиц - СМП (5, 7, 9, 11, 13%).

Суть сложно-прогрессивной шкалы ставок заключается в том, что полученный доход как бы разбивается на части и к каждой из них применяется определенный процент налоговой ставки, после чего по совокупности определяется общая сумма налоговых обязательств.

Привлекательность специального налогового режима на основе упрощенной декларации заключается в том, что он позволяет делать корректировку исчисленных сумм налогов в зависимости от декларированной среднесписочной численности. Так, налоговые обязательства уменьшаются за каждого наемного работника в размере 1,5% от суммы налогов при условии, если среднемесячная зарплата наемного работника не менее 3-х кратного минимального размера месячной зарплаты.

Уплата налога по упрощенной декларации производится равными долями в виде корпоративного подоходного и социального налога до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В России юридические лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от уплаты других налогов, в т.ч. НДС и налога с продаж.

Необходимо также обратить внимание на то, что законодательством РК через шкалу ставок стимулируется рост для поступательного развития от индивидуального предпринимателя к солидному юридическому лицу. Простое сравнение ставок, применяемых для индивидуального предпринимателя с доходом свыше 3 млн. до 4,5 млн., и ставок, применяемых для юридического лица - СМП, несомненно, говорит в пользу изменения организационно-правовой формы с тем, чтобы бывший индивидуальный предприниматель смог остаться в рамках специального налогового режима теперь уже в качестве юридического лица.

Еще одним достоинством специального налогового режима является то обстоятельство, что налоги уплачиваются в бюджет не до начала деятельности, а по окончании налогового периода, то есть квартала. Налоговая отчетность - упрощенная декларация - компактна, а ее заполнение не составляет особого труда для любого предпринимателя. Если предприниматель сомневается в правильности произведенных в упрощенной декларации расчетов, у него есть возможность сверить полученные результаты с данными разработочной таблицы, которая размещена на сайге Министерства госдоходов РК.

Таким образом идеология применения В РК специальных режимов налогообложения СМП направлена, в целом, на сокращение области применения патентных форм налогообложения и на более широкое применение более экономически обоснованных упрощенных форм налогообложения фактических доходов СМП, предусматривающих стимулирование развития малого бизнеса и повышение налоговой культуры граждан.

В практике налогообложения СМП в РК заслуживают особого внимания применяемые формы и методы контроля за налогоплательщиками, применяющими специальные налоговые режимы.

В целях усиления контроля за исполнением налогового законодательства в Республике Казахстан налоговым органам предоставлено Кодексом право проводить рейдовые проверки и Хронометражные обследования субъектов малого бизнеса.

Хронометражные обследования проводятся вне зависимости от проведения других видов проверок и позволяют установить фактический доход налогоплательщика и фактические затраты, связанные с получением дохода.

Российским законодательством налоговым органам не предоставлено право проводить указанные проверки и обследования (вне зависимости от выездной налоговой проверки), что значительно снижает эффективность проведения налогового контроля за налогоплательщиками, уплачивающими единый налог на вмененный доход, а также применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, и, в связи с этим, позволяет выводить из под налогообложения значительные обороты денежных средств.

Для повышения эффективности контроля за деятельностью налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сферах, где расчет между покупателями и заказчиками производится преимущество в наличной денежной форме, налоговыми органами Республики Казахстан производится паспортизация объектов непроизводственной сферы, в том числе предприятий торговли, автостоянок, автозаправочных станций, общественного питания.

В целом по Республике Казахстан на основе данных паспортизации и взаимодействия налоговых органов с другими контролирующими органами составляется (в т.ч. в электронном виде) налоговая карта (карта зарегистрированных объектов (субъектов), юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью).

В связи с этим, при выходе на рейдовые проверки и проведение наблюдения мобильными группами у работников налоговых комитетов имеется необходимая информация о налогоплательщиках (наличие имущества, земельных участков, транспортных средств, количество посадочных мести и т.д.), что позволяет значительно снизить время для проведения документальных, рейдовых и встречных проверок и выявить, в том числе субъекты малого бизнеса, уклоняющихся от постановки на учет в налоговых органах.

Российским законодательством проведение паспортизации субъектов налогообложения и разработка налоговых карт территорий не предусмотрено, вместе с тем данные меры могли бы способствовать значительному усилению контроля за налогообложением СМП.

Как один из методов налогового контроля в Республике Казахстан используется метод налогового администрирования субъектов малого бизнеса через мобильные группы наблюдения.

Мобильная группа наблюдения за соблюдением налогового законодательства (далее - МГН) является оперативной группой территориального налогового комитета за конкретно закрепленной зоне (участке).

Состав МГН включает двух работников налоговых органов.

Для мобильности и оперативного реагирования МГН обеспечиваются транспортными средствами с эмблемами и атрибутикой налоговых органов, другими средствами, включая технические средства для фиксирования (документирования) фактов нарушения действующего законодательства.

МГН в ходе мероприятий выполняет следующие функции:



визуально устанавливает наличие лицензии (в случаях, когда наличие лицензии предусмотрено законодательными актами), наличие (применение) контрольно-кассовых аппаратов с фискальной памятью;

выявляет незарегистрированных в налоговом органе субъектов предпринимательской деятельности путем сопоставления данных налоговой карты с фактическим расположением в данной зоне хозяйствующих субъектов;

визуально устанавливает факты использования объектов в целях предпринимательской деятельности;

оперативно устанавливает данные о регистрации хозяйствующих субъектов.

В российском налоговом законодательстве такой метод налогового администрирования субъектов малого бизнеса не предусмотрен, хотя он и представляется действенным.

В целях создания благоприятных условий развитию малого предпринимательства и повышению эффективности налогового администрирования налоговыми органами Республики Казахстан были приостановлены на период с августа по сентябрь 2000 года проверки субъектов малого предпринимательства (за исключением производства и реализации подакцизной продукции), хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области образования, здравоохранения, науки, искусства, культуры, хозяйств, производящих сельскохозяйственную продукцию.

Во время действия моратория основанием для проведения проверок могли служить только:

требования органов прокуратуры;

проверки по возбужденным уголовным делам;

заявления налогоплательщиков на ликвидацию;

указания Министерства госдоходов РК о проведении тематических проверок по отдельным вопросам.

Также на период с августа по 15.09.2000 были приостановлены проверки наличных денежных средств в кассах предприятий и контрольно-кассовых аппаратов с фискальной памятью.

Основной формой наблюдения за деятельностью хозяйствующих субъектов на период действия моратория была установлена работа мобильных групп налоговых наблюдателей, осуществляющих мониторинг их деятельности и выявление незаконной предпринимательской деятельности.

Через средства массовой информации хозяйствующие субъекты были информированы Министерством госдоходов РК о проведении вышеуказанного моратория.

Данная акция позволила увеличить налоговые поступления за Ш квартал 2000 года. В связи с этим, вновь были приостановлены на период с 16.10.2000 по 31.12.2000 проверки субъектов малого предпринимательства (за исключением хозяйств, производящих сельскохозяйственную продукцию).

Анализ вышеизложенного позволяет сделать вывод о том, что усовершенствованная в ходе практической работы идеология налогообложения СМП в Республике Казахстан отличается определенной последовательностью, сбалансированностью, методологической целостностью и в большей степени, чем в Российской Федерации, направлена в перспективе на воспитание добросовестного, законопослушного налогоплательщика. Учитывая это, ряд принципиальных идеологических моментов и методологических позиций, формирующих механизм налогового процесса применительно к СМП в РК, целесообразно учесть при разработке соответствующих глав проекта П части Налогового кодекса Российской Федерации и методологии налогового администрирования СМП.



Начальник Управления налогообложения малого бизнеса МНС России

А.Н. Мельниченко

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА