На главную страницу

Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде


Контактные телефоны и адрес Фонда

Форум

Написать письмо юристу Фонда



Налоговая реформа

Налог на прибыль

Единый налог на вмененный доход


Дерегулирование экономики

Маркирование и сертификация товаров и услуг

Защита прав потребителя


Малый и средний бизнес

Порядок возмещения экспортного НДС

Незаконные действия по отношению к предпринимателям

Соц. политика и предпринимательство


Деятельность Фонда

Программа Фонда





Позиция фонда: Налоговая реформа

Программа Круглого стола

Информация
к проведению 26.09.2001 в Государственной Думе круглого стола
"Налогообложение малого бизнеса: практика применения, проблемы и перспективы"

(скачать в виде .doc файла)

На сегодняшний день понятие субъекта малого предпринимательства дано в Федеральном законе от 14.06.95 № 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”. Данное определение базируется на ограничениях по средней численности работников коммерческой организации в зависимости от отрасли (промышленность, строительство, торговля, общественное питание и т. д.) и доле участия в уставном капитале сторонних организаций. К субъектам малого предпринимательства отнесены также и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).

Несмотря на то, что данным законом предусматривалась разработка особого порядка постановки на учет субъектов малого предпринимательства, в нормативных документах этот особый статус не получил отражения. Нет понятия малого предпринимательства и в Налоговом кодексе РФ. При этом в законах, регулирующих правовые основы ведения и применения упрощенных систем налогообложения (Федеральный закон от 29.12.95 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” и Федеральный закон от 31.07.98 № 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности”) определены критерии, позволяющие применять указанные системы юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В случае применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности - это ограничение по численности (15 человек) и валовой выручке (100000 МРОТ или на сегодняшний день 10 млн. руб. в год), в случае уплаты единого налога с вмененного дохода - это вид деятельности и (преимущественно) ограничение по численности.

Принятые налоговыми органами меры позволили обеспечить в 2000 году поступление единого налога на вмененный доход в консолидированный бюджет в сумме 10,8 млрд. рублей, что составляет 226,3 % к уровню поступлений за 1999 год, за первое полугодие 2001 года - 8,5 млрд. рублей или 180,0 % к соответствующему периоду прошлого года. При этом основная доля поступлений данного налога (около 60 %) получена от индивидуальных предпринимателей.

Удельный вес поступлений единого налога в консолидированном бюджете за 2000 год возрос на 0,3 пункта по сравнению с 1999 годом и составил 0,8 % (за первое полугодие 2001г. - 1,0%).

Наибольший объем поступлений единого налога за 2000 год обеспечили Управления МНС России по Краснодарскому краю (1067,4 млн. рублей). Нижегородской области (688,7 млн. рублей), Ростовской области (581,9 млн. рублей), Свердловской области (355,5 млн. рублей). Воронежской области (265,1 млн. рублей).

В соответствии с установленными Федеральным законом от 31.07.98 № 148-ФЗ нормативами большая часть единого налога зачисляется в региональные бюджеты и составляет значительную долю в доходах этих бюджетов (Краснодарский край - 5,9 %; Ростовская область - 5,3 %; Нижегородская область - 4,8 %; Воронежская область - 4,6 %).

По состоянию на 01.01.2001 плательщиками единого налога на вмененный доход являются 136,0 тысяч организаций (4,8 % от общего количества, состоящих на налоговом учете) и 1336,0 тысяч индивидуальных предпринимателей (31,7 % от состоящих на налоговом учете), что составляет, соответственно 139,8 % и 145,0 % к уровню 1999 года, при этом абсолютный рост числа плательщиков единого налога составил по организациям - 39,0 тысяч и по индивидуальным предпринимателям - 414,0 тысяч.

По состоянию на 01.01.2000, 01.07.2000 и 01.07.2001 единый налог на вмененный доход введен, соответственно в 69, 77 и 85 регионах. Не приняты законодательные акты о едином налоге в 5 регионах, в том числе в г. Москве, Калининградской области; Корякском и Таймырском автономных округах и Чеченской Республике.

В девяти субъектах Российской Федерации на уплату единого налога переведены только индивидуальные предприниматели (Брянская, Костромская, Курская, Курганская, Тамбовская, Тюменская, Читинская области, Удмуртская и Чувашская Республики).

Как показала практика применения за истекшие два с половиной года законодательства о едином налоге на вмененный доход рост поступлений данного налога достигнут, прежде всего, за счет легализации предпринимательской деятельности, а также вывода доходов из теневого сектора экономики. Применение указанной системы налогообложения позволило минимизировать потери бюджета, возникающие при сокрытии (занижении) налогоплательщиками налогооблагаемой базы, а также необоснованном завышении затрат, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, упростить учет доходов и расходов от осуществляемой деятельности; снизить налоговую нагрузку, связанную с возложенной на налогоплательщиков обязанностью уплачивать большинство действующих налогов таких, например, как НДС, единый социальный налог, налог на доходы (прибыль), налог с продаж и т.д.

Одним из серьезных недостатков регионального законодательства является то, что установленная по видам деятельности базовая доходность в ряде случаев не имеет экономического обоснования, и, в связи с этим, не соответствует реальным результатам предпринимательской деятельности.

Во многих регионах значения показателей базовой доходности, оказывающие основное влияние на величину базы налогообложения, установлены для отдельных категорий налогоплательщиков либо в значительно завышенных, либо в заниженных размерах, что приводит к неравенству условий их налогообложения в этих регионах и, как следствие, к нарушению целостности единого экономического пространства в Российской Федерации.

Кроме того, в региональном законодательстве о едином налоге на вмененный доход не всегда учитываются специфические особенности деятельности индивидуальных предпринимателей, такие как осуществление деятельности самостоятельно либо с привлечением наемных работников, режим их работы и периодичность осуществления деятельности, а также возможность временного прекращения деятельности. Одновременно с этим не принимается во внимание, что большинство индивидуальных предпринимателей занимаются мелким и малодоходным бизнесом и не могут быть приравнены по размерам базовой доходности к юридическим лицам и предпринимателям, использующим в своей деятельности труд наемных работников.

Негативным моментом налогового режима, основанного на едином налоге на вмененный доход, является и то, что индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог на вмененный доход освобождены от уплат единого социального налога, как в части собственных доходов, так и по производимым ими выплатам в пользу наемных работников, в результате - проблемы у этих работников с пенсионным обеспечением, выплатами пособий по временной нетрудоспособности и т. п.

Что касается результатов применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства, то по состоянию на 01.01.2001 в консолидированный бюджет поступило платежей от налогоплательщиков, применяющих упрощенную данную систему, в сумме 3,9 млрд. рублей, что составляет 179,3 % к уровню поступлений за 1999 год, за первое полугодие 2001 года - 2,7 млрд. рублей или 160,0 % к соответствующему периоду прошлого года. Основная доля поступлений платежей от применяемой упрощенной системы (84 %) получена от организаций.

По данным налоговой отчетности за первое полугодие текущего года упрощенную систему применяют 55,3 тысяч организаций и 113,6 тысячи индивидуальных предпринимателей.

Удельный вес поступлений указанных платежей в консолидированном бюджете за истекший год и первое полугодие т.г. составил всего 0,3 %.

Наибольший объем поступлений платежей по упрощенной системе за 2000 год обеспечили Управления МНС России по г. Санкт-Петербургу (400,1 млн. руб.), г. Москве (248,6 млн. руб.). Пермской (182,5 млн. руб.) Челябинской области(141,8 млн. руб.) и Краснодарскому краю (127,7 млн. руб.). .

Основной целью введения в 1996 году упрощенной системы налогообложения являлось максимальное упрощение действующего на тот период для субъектов малого предпринимательства порядка исчисления и уплаты налогов, ведения учета и отчетности.

Однако, практика применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы за истекшие пять лет показала, что, несмотря на предоставленное им право добровольного перехода на эту систему, особой популярности среди налогоплательщиков данные налоговый режим не приобрел и, прежде всего, из-за жестких ограничений в ее применении (численность работающих, совокупный размер валовой выручки и др.), невозможность применения льготы по налогу на прибыль, отнесение входного НДС на затраты, необоснованного завышения, в ряде случаев. годовой стоимости патента, а также слабой популяризации этой системы среди налогоплательщиков.

Индивидуальные предприниматели также не проявляют интерес к данной системе из-за того, что уплачиваемая годовая стоимость патента не освобождает их от уплаты прочих налогов и сборов, как у юридических лиц (НДС, налога с продаж) и, следовательно, не оказывает существенного влияния на изменение их налоговой нагрузки.

Есть неувязка упрощенных налоговых режимов и с общеустановленным порядком налогообложения (в связи с введением новых глав специальной части Налогового кодекса РФ). Например, те субъекты хозяйственной деятельности, которые работают по упрощенной схеме, при направлении прибыли, оставшейся после налогообложения, на выплату дивидендов, вынуждены с этих сумм удерживать налог на доходы физических лиц в размере 30%, в то время как юридические лица, применяющие общеустановленную систему налогообложения, имеют возможность засчитывать сумму налога на прибыль в счет уплаты налога на доходы физических лиц.

.Совершенно ненормальным является применение разных режимов налогообложения одним и тем же налогоплательщиком, что вносит путаницу и неразбериху в его взаимоотношения с бюджетом. Так, например, индивидуальный предприниматель по одним видам деятельности может исчислять и уплачивать налоги в общеустановленном порядке, декларируя свой годовой доход, по другим - по упрощенной форме налогообложения на основе патента (при соблюдении определенных условий), а по третьим в обязательном порядке - согласно законодательства о едином налоге на вменённый доход для определенных видов деятельности.

Распространение на территории каждого конкретного субъекта Российской Федерации того или иного упрощенного налогового режима зависит от того, какую налоговую нагрузку для желающих применять" эти режимы устанавливает местная власть. В Санкт-Петербурге, например, для юридических лиц более популярна упрощенная система налогообложения, которая практически совсем не используется индивидуальными предпринимателями. Совершенно обратная картина в г. Москве. По состоянию на 01.07.2001 в Москве и Санкт-Петербурге количество зарегистрированных организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, составляет 1,8 и 13,5 тыс. соответственно (при этом средний размер налога на одну организацию за указанный период составил 70,9 и 22,6 тыс. руб. соответственно); количество индивидуальных предпринимателей - 32,1 и 1,2 тыс. соответственно (при этом средний размер налога на одного индивидуального предпринимателя составил 1,7 и 3,3 тыс. руб. соответственно)

Анализ действующей последние три года практики налогообложения субъектов малого предпринимательства, в том числе с применением упрощенных систем налогообложения, многочисленные нестыковки в нормативных и законодательных актах, отсутствие целостности законодательных актов, регулирующих налогообложение малого бизнеса, непоследовательность и несбалансированность упрощенных систем налогообложения, отсутствие единой методологии в определении базовой доходности свидетельствует о необходимости серьезного реформирования применяемых систем налогообложения малого бизнеса.

Основная цель разработки новых специальных режимов налогообложения СМП, по мнению МНС России, должна быть направлена, в целом, на сокращение области применения патентных форм налогообложения и сохранения их только для начинающего, малодоходного и плохо контролируемого малого бизнеса, а также на более широкое применение более экономически обоснованных упрощенных форм налогообложения фактических доходов развивающихся СМП, что предусматривает стимулирование легального развития малого бизнеса как основы среднего класса, воспитание и повышение налоговой культуры граждан.

В настоящее время МНС России ведется работа по подготовке проекта нового раздела специальной части Налогового кодекса Российской Федерации "Специальные налоговые режимы" применительно к малому бизнесу с учетом опыта стран СНГ и зарубежных стран по данному вопросу. В данном разделе предусматривается установить 3 вида упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства:

1) налогообложение на основе разового талона;

2) налогообложение на основе патента;

3) налогообложение на основе упрощенной декларации. Введение указанной системы предусматривает упрощение процедур и форм налогообложения начинающего бизнеса и стимуляцию перехода СМП на более совершенные формы налогообложения при увеличении масштабов развития их легального бизнеса.

Возможность применения СМП первых 2-х видов упрощенной системы налогообложения ставится в зависимость от видов, масштабов и сроков предпринимательской деятельности, а 3-го вида (кроме того) - отчисленности работающих, в т.ч. привлекаемых наемных работников. При этом, к СМП в целях налогообложения предполагается отнесениетехорганизаций и индивидуальных предпринимателей, которые отвечают условиям применения вышеперечисленных видов налогообложения.

Основные положения по применению первых 2-х видов упрощенной системы налогообложения на основе разового талона и на основе патента заключаются в следующем:

1. Налогообложение на основе разового талона применяется физическими лицами (в т.ч. нерезидентами), деятельность которых носит эпизодический характер и осуществляется в общей сложности не более 90 дней в году.

Перечень видов деятельности, форма и порядок выдачи разовых талонов, а также их минимальная стоимость устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации.

Конкретная стоимость разового талона является фиксированным платежом и устанавливается местными органами власти по видам деятельности на основе наблюдений и обследований финансовыми и другими органами за размером дохода физического лица с учетом месторасположения, вида и условий осуществления деятельности и т.п. Оплата разового талона заменяет уплату налога на доходы физических лиц и иных установленных законодательством налогов и сборов.

Физические лица, осуществляющие эпизодическую деятельность на основе разового талона без применения наемного труда освобождаются от ведения учета доходов и расходов, оплачивают стоимость разового талона по месту осуществления деятельности с зачислением суммы оплаты в местный бюджет.

2. Налогообложение на основе патента применяется индивидуальными предпринимателями при отсутствии наемных работников и при условии, если годовой совокупный размер их валовой выручки от осуществляемой деятельности не превышает 500 тысяч рублей.

Патент выдается индивидуальному предпринимателю на срок не менее одного месяца в пределах одного календарного года и заменяет уплату совокупности иных установленных законодательством налогов и сборов за исключением единого социального налога и ряда других специально поименованных в Налоговом кодексе налогов и сборов.

Годовая стоимость патента по каждому виду деятельности устанавливается законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации исходя из размера ставки налога не более 10% и потенциально возможного чистого дохода по каждому виду деятельности, скорректированного в зависимости от условий осуществления того или иного вида деятельности (места осуществления, сезонности, используемого оборудования ит. д.). Платаза патент зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в размерах 20% и 80% соответственно

Перечень видов деятельности,на которые распространяется упрощенная система налогообложения на основе патента конкретный порядок определения годовой стоимости и выдачи патентов, а также их минимальная стоимость по видам деятельности устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации.

Начальник Управления налогообложения малого бизнеса МНС России А. Мельниченко

Программа Круглого стола

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА