На главную страницу

Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде


Контактные телефоны и адрес Фонда

Форум

Написать письмо юристу Фонда



Налоговая реформа

Налог на прибыль

Единый налог на вмененный доход


Дерегулирование экономики

Маркирование и сертификация товаров и услуг

Защита прав потребителя


Малый и средний бизнес

Порядок возмещения экспортного НДС

Незаконные действия по отношению к предпринимателям

Соц. политика и предпринимательство


Деятельность Фонда

Программа Фонда





  Связаться с нами:

  тел.: 725-8150

  факс: 775-8802

  e-mail: hot@ofdp.ru

Налоговая реформа

Отдельным улучшением в сфере налогообложения нельзя побудить предприятия к выходу из тени. Государство должно предпринять целый ряд мер, создающих для работы "в белую". Но главное условие: доверие к правительству, убежденность в том, что налоговые доходы идут на благие цели, а не разворовываются из бюджета...



Выдержка из приказа налоговой полиции (09.12.02)


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
ОБ ОСНОВАХ ОРГАНИЗАЦИИ И ФОРМАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ РАБОТЫ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Приказ от 9 декабря 2002 г. N 525

Деятельность федеральных органов налоговой полиции по осуществлению индивидуальной профилактики включает:
- выявление лиц, подлежащих профилактике;
- изучение этих лиц и источников негативного воздействия на них;
- прогнозирование индивидуального поведения объекта профилактики;
- проверку объекта профилактики по оперативным учетам;
- постановку объекта на соответствующий профилактический учет;
- планирование мер индивидуальной профилактики;
- непосредственное профилактическое воздействие;
- проверку результатов проведенных профилактических мероприятий. Подробнее...

Из первых уст (23.12.02)


ВЫДЕРЖКА
Из стенограммы совещания в Управлении МНС РФ по г. Москве
9 декабря 2002 года


Тема совещания:
1) Обмен мнениями о предполагаемом порядке применения на территории г. Москвы субъектами рынка моторного топлива требований Федерального закона №110-ФЗ от 24.07.02г., устанавливающего с 01.01.2003г. новый порядок взимания акцизов на нефтепродукты. Подробнее...

"Круглый стол" РАРМП и газеты "Бизнес для всех" (07.10.02)


УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МП: PRO & CONTRA

"Круглый стол" РАРМП и газеты "Бизнес для всех"

Дина КРЫЛОВА, управляющая общественным фондом "Деловая перспектива", руководитель комиссии ОПОРы по законодательству и налогообложению:

Этот закон ругают больше, чем он того заслуживает. Ведь теперь многие предприниматели, по их словам, получают возможность работать "в белую". Их устраивает то, что вместо единого социального налога они теперь будут платить взносы в Пенсионный фонд, а это вдвое меньше. Расширен круг расходов, которые можно будет сразу списывать. Конечно, нас всех не устраивает низкий "потолок" по обороту. Его удалось поднять с 10 только до 15 млн рублей - Минфин и Госдума полагают, что это уже много, а предприниматели - что ничтожно мало. Такой "полоток" не соответствует реалиям нынешнего малого бизнеса и может быть отнесен лишь к микробизнесу. И самое главное, это не дает развиваться малым предприятиям в условиях стабильной налоговой системы: малое предприятие быстро преодолевает "потолок" и вынуждено снова переходить на обычную систему налогообложения.

Журнал "Отечественные записки", №4, 2002 (20.08.01)


НАЛОГИ: ФИЛОСОФИЯ И ПРАКТИКА
Номер журнала посвящен различным аспектам налогообложения

Содержание:

- Налоги Российской Федерации
- С. Синельников-Мурылев. О налогах с любовью <фрагмент>
- Структура налоговых органов РФ
- К. Бендукидзе. Налоги - за услуги. Список огласить <фрагмент>
- А. Долгин. Прагматика налогообложения <фрагмент>
- Теоретические сведения о практических налогах
- Е. Шкребела. За двумя зайцами... <фрагмент> (об опасности попыток найти универсальное решение вопроса налогообложения малого предпринимательства)
- Налогообложение малого бизнеса
- Н. Зарубина. Этика предпринимательства в русской культуре <фрагмент> Подробнее...

Новости законодательства (16.07.01)


"ЭТО ИДЕАЛЬНАЯ СХЕМА ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ!"
В ближайшие дни президент должен подписать два налоговых закона, которые могут оказать серьезное влияние как на экономику в целом, так и на формирование федерального и региональных бюджетов в 2003 году. Речь идет о реформе налогообложения малого бизнеса и компенсационных мерах, направленных на возмещение потерь регионам в связи с отменой с 1 января 2003 года налога на пользователей автодорог. О возможных последствиях этих нововведений законодателей корреспонденту Ъ ГАЛИНЕ Ъ-ЛЯПУНОВОЙ рассказал заместитель председателя комитета Совета федерации по бюджету ОЛЕГ ЧИРКУНОВ.

- Как будет работать новая система уплаты топливных акцизов?

- Система лицензирования нужна для того, чтобы акцизы на ГСМ платились в том регионе, где этот бензин потребляется. Далее...

Новости законодательства (03.07.01)


ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" принятый Гос. Думой в третьем чтении.


ГЛАВА 26 (2). УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Статья 346 (11). Общие положения

1. Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения (далее в настоящей главе – общий режим налогообложения), предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой. Далее...

Из рекомендаций III Всероссийской конференции представителей малых предприятий (23.04.01)


НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В целях совершенствования действующей системы налогообложения субъектов малого предпринимательства необходимо осуществить ряд следующих первоочередных мер:

2.1. Безотлагательно отменить с 1 января 2002 года действие ФЗ №198, касающегося уплаты в 2002 году единого социального налога плательщиками единого налога на вмененный доход и индивидуальными предпринимателями.

2.2. Обеспечить доработку и принятие не позднее ноября 2002 году и введение в действие с 2003 года законодательства по налогообложению субъектов малого предпринимательства, направленное на реальное стимулирование малого предпринимательства в России. Проводить работу над законодательством в постоянном сотрудничестве власти с объединениями предпринимателей. Гарантировать стабильность разрабатываемой системы налогообложения для малого предпринимательства в течение ближайших 5 лет. Далее...

Внесено в Правительство РФ (12.04.01)


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Статья 1. Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации. 2000, 32, ст. 3340; № 1 ст. 18; № 33 ст. 3413,3421, 3429; № 49, ст. 4554, 4564) следующие изменения и дополнения... (текст законопроекта в формате rtf)

Интервью Л. Бажана с С. Штогриным о налоговой реформе в "Российской газете" (12.04.01)


НАЛОГИ - КАК ГАЙКА С БОЛТОМ
Недокрутишь - плохо, перекрутишь - потеряешь
Cегодня законодатели дорабатывают 2-ю часть Налогового кодекса РФ, многие положения которой непосредственно затрагивают кошельки граждан. Что их ждет? Об этом мы беседуем с заместителем председателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам РФ Сергеем ШТОГРИНЫМ, отвечающим за вопросы налогового законодательства.

- Сергей Иванович, как в целом продвигается налоговая реформа?

- Судя по поступлению налогов в бюджетную систему страны и по динамике развития бизнеса, реформа, в общем, развивается в правильном направлении. Далее...

Ведущие СМИ о малом бизнесе (28.02.01)


ВЯЛЫЕ ПОПЫТКИ СПАСТИ МАЛЫЙ БИЗНЕС
Непосредственным поводом для совещания в Кремле стало открытое письмо ОПОРы (официально объединение малого бизнеса) , которое на прошлой неделе Путину лично вручил лидер думской фракции "Единство" Владимир Пехтин. В этом письме ОПОРа посетовала на то, что, хоть президент и обещал на прошлогоднем Госсовете содействовать развитию малого и среднего бизнеса, на практике политика государства свелась к ужесточению налогового бремени на малых предпринимателей. В письме и была описана ситуация, в которую попали предприниматели после введения ЕСН.

"Власть вынуждает предпринимателей уходить в тень, - говорит "Ведомостям" Валерий Лесников, председатель профсоюза среднего и малого бизнеса Псковской области, - но они работали открыто и хотят продолжать работать". Письму ОПОРы предшествовали волнения предпринимателей почти во всех российских регионах, была проведена даже всероссийская акция протеста и направлена жалоба в Конституционный суд. Далее...

Малый бизнес почти убит? (27.02.01)


МАЛЫЙ БИЗНЕС ПОЧТИ УБИТ?
Проблемы малого и среднего бизнеса рассматривались 27 февраля на совещании в Кремле под руководством В. Путина

Президент вернулся к проблемам малого бизнеса, обсуждавшимся на декабрьском Госсовете. Он созвал в Кремль членов экономического блока правительства и повторил им, что в России нет условий для развития малого бизнеса. На этот раз Путин гораздо резче критиковал правительство - ведь с декабря положение малого бизнеса ухудшилось.

В декабре, как известно, Госсовет одобрил Концепцию развития малого бизнеса - было сказано немало хороших слов о том, что на мелких предпринимателях держится рыночная экономика и государство не должно им мешать.

А уже в январе мелкий бизнес обложили дополнительными налогами, после чего многие владельцы парикмахерских и мини-пекарен стали подумывать о возвращении «в тень». Подробнее...

Статья К.В.Всеволожского и В.Л.Корочкина (19.02.01)


НАКОНЕЦ-ТО ВВЕДЕН ПЕРВЫЙ «СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ» ИЛИ
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕДИНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЛОГА


Главой 8.1 Налогового кодекса с 31 января 2002 года введен Единый сельскохозяйственный налог. Некоторые проблемы, порожденные его введением, требуют незамедлительного осмысления.

Бумажное бремя, которое несут предприниматели, усугубится. Главой 81 вводится один - единый - налог. По этому налогу налогоплательщиком составляется и представляется декларация (пункты 2 и 3 статьи 346.10). Однако от обязанности представлять бухгалтерскую и иную предусмотренную законодательством о налогах и сборах отчетность - то есть всю (!) отчетность, включая материалы по налогам, не подлежащим уплате, - налогоплательщик не освобождается (пункт 4). Декларация по единому налогу добавляется к ранее существовавшей отчетности, а не заменяет хотя бы часть ее! Таким образом, система управления сельскохозяйственным предприятием не упрощается, а усложняется! Вместо того, чтобы уменьшить непроизводственный штат сотрудников бухгалтерии всем перешедшим на данный налог потребуется его срочно расширять!

И, наконец, сложнейшая проблема связана с возможной коллизией налоговых режимов. Далее...

"Круглый стол" РАРМП и газеты "Бизнес для всех" (18.02.01)


НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА И МАЛЫЙ БИЗНЕС

С введением новаций в Налоговый кодекс, а также ряда законопроектов из "пакета Германа Грефа" в малом бизнесе возникла новая ситуация. В очередной раз проигнорированы предложения предпринимательской общественности, в очередной раз обещанное снижение налогового бремени обернулось его ужесточением. Предлагаемый проект новых глав Налогового кодекса имеет не стимулирующую, а фискальную направленность и не может служить адекватной заменой тем льготам, которых малые предприятия были лишены.

Дина КРЫЛОВА, управляющая Межрегиональным общественным фондом "Деловая перспектива", руководитель комиссии по законодательству и налогам ОПОРы: Мы принимали активное участие в разработке материалов Госсовета, давали свои предложения и по госполитике поддержки МП в целом, и по налоговой политике в частности. Слышали самые оптимистические заверения в том, что наша позиция воспринята, а мы услышаны и что в самое ближайшее время все ветви власти, засучив рукава, начнут совместно с нами улучшать ситуацию в малом бизнесе. Нас убедили, что все понимают значимость и социальную роль малого бизнеса в нашем государстве, когда люди снимают с государства всю ответственность за свое трудоустройство и трудоустройство тех людей, которым они предоставляют рабочие места. И вот что мы в результате имеем после Нового года. Далее...

Программа "Однако" о реформе налогообложения


Крупнейшим из подарков, преподнесенных отечественной экономике, была, бесспорно, вступившая в силу с 1 января глава 25-я Налогового кодекса России. Новая глава Налогового кодекса под названием "Налог на прибыль" содержит три крупных новшества. Во-первых, ставка налога уменьшена с 35 до 24%, но при этом прекращено действие всех льгот по данному налогу. Во-вторых, налог на прибыль компания должна уплачивать не после получения денег за свою продукцию, а сразу после ее отгрузки. Наконец, для исчисления этого налога поверх привычной бухгалтерии вводится специальный налоговый учет. Александр Привалов, ОРТ, 24 января 2002 года

«О едином совокупном налоге на результат хозяйственной деятельности»


- Пояснительная записка к проектам федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Налоговый Кодекс Российской Федерации» и «О едином совокупном налоге на результат хозяйственной деятельности».
- Закон «О едином совокупном налоге на результат хозяйственной деятельности». Проект.
- Закон «О внесении изменений и дополнений в Налоговый Кодекс Российской Федерации». Проект.
- Закон «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете»». Проект.
- Тезисы выступления Г.В.Лебедева.

Статья Г.Осипова "Как отмыть экономику. Бизнес замер в ожидании решений власти"


Оптимизация налогов уже принесла реальные плоды: резко увеличились налоговые сборы. Но в правительственном пакете законопроектов на эту осень, который находится в Думе, не видно нескольких обещанных ранее документов. В том числе: о либерализации порядка перехода на регрессивные ставки единого соцналога, о саморегулируемых организациях (СРО), об организации страхового дела в России и т.д

Идея "отбеливания" экономики лежит в основе всей правительственной экономической программы. С чем согласен и бизнес, ожидающий от государства понятных и однозначных правил игры. Газета "Известия"

Программа Круглого стола "Налогообложение малого бизнеса: практика применения, проблемы и перспективы" в Госдуме (26.09.01)


26 сентября 2001 года в Государственной Думе прошел Круглый стол "Налогообложение малого бизнеса: практика применения, проблемы и перспективы". Вел заседание член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Алексей Мельников.

В слушаниях приняли участие заместитель председателя Госдумы Ирина Хакамада, заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Задорнов, заместитель Председателя Комитета по бюджету и налогам Сергей Шторгин и другие депутаты, представители Правительства РФ, от общественных организаций - Управляющая Фондом "Деловая перспектива" Дина Крылова, а также предприниматели из различных регионов России. См. также:
Информация к проведению Круглого стола (26.09.01)
Отчет о применяемых в Республике Казахстан системах налогообложения субъектов малого предпринимательства, путях их совершенствования и принципиальных отличиях от подобных систем, применяемых в России (26.09.01)

Доклад Первого заместителя Министра Российской Федерации по налогам и сборам В. В. Гусева (21.09.01)


Практика применения части второй Налогового кодекса Российской Федерации: влияние на наполнение бюджетной системы, работу налоговых органов и положение налогоплательщиков

В настоящее время в Российской Федерации проводится масштабная налоговая реформа, целями которой выступают: снижение налогового бремени на добросовестных налогоплательщиков, выравнивание условий налогообложения, упрощение налоговой системы и сокращение количества налогов.

Реализация поставленных целей, создание справедливой системы налогообложения напрямую связаны с принятием в полном объеме Налогового кодекса Российской Федерации.

Рекомендации Парламентских слушаний (21.09.01)


С введением в действие части второй Налогового кодекса РФ был сделан важный шаг по дальнейшему реформированию налоговой системы России. Произведено снижение налоговой нагрузки на доходы физических лиц, с введением единого социального налога унифицированы правила уплаты обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды, а также снижена совокупная ставка таких платежей и введена регрессивная шкала налоговых ставок. Реализован ряд мер по повышению социальной направленности налогообложения (например, в части социальных налоговых вычетов). При этом, в условиях общего снижения налогового бремени поступления в бюджет продолжают увеличиваться. В целом практика применения новых налоговых норм в 2001 году показала, что часть вторая Налогового кодекса РФ является дееспособным документом, создающим реальную основу для построения в России стабильной и эффективной налоговой системы.

"Наша налоговая революция глазами иностранцев" (18.07.01)


Вчера газета "The Moscow Times" провела для журналистов и представителей иностранных компаний, ведущих свой бизнес в России, семинар, посвященный реформе налога на прибыль. На встрече выступали представители международной компании "Артур Андерсен", одна из услуг которой на рынке - бизнес-консалтинг. Они рассказали об изменении условий ведения бизнеса в России в связи с проведенной реформой налога на прибыль, а также проанализировали новые возможности налогового планирования. Статья О.Костенечук, О.Тарабриной в газете "Время МН", 18 июля № 123 (734)

Интервью А.Михайлова "Недостаточно подвести к воде "коня" экономики" (16.07.01)


- Алексей Юрьевич, можно ли говорить о том, что налоговые новации последнего времени создают реальную базу для экономического роста? В частности, закон о налоге на прибыль?

- Изменения в налоге на прибыль носят достаточно революционный характер. Резко, в полтора раза, снижена ставка и отменены все льготы по налогу на прибыль. Я не уверен, что это хорошо и что это будет стимулировать экономический рост. Налог на прибыль - это тот самый налог, который связан с доходами, с помощью которого вообще имеет смысл государству что-либо стимулировать или дестимулировать. Никакие другие налоги на эту роль просто не подходят: ни налог на имущество, ни налог на добавленную стоимость. Даже таможенные платежи и то имеют в этом отношении очень ограниченное значение: только по товарам, связанным так или иначе с мировыми рынками. А с помощью налога на прибыль государство могло бы проводить определенную инвестиционную политику, стимулируя инвестиции в тех или иных отраслях или в тех или иных формах и т.д. Государство на сегодняшний день полностью отказалось от использования этого инструмента. То есть теперь у нас возобладала чисто либеральная точка зрения, согласно которой, чем меньше ставка, тем лучше, а все льготы излишни и отменяются. Хотя именно они делают его стимулирующим налогом. Интервью У.Оздемирова.

Интервью М.Задорнова радио "Эхо Москвы" (03.07.01)


М. ЗАДОРНОВ - Да, ставка налога на прибыль снижена с нынешних 35% до 24%, на 11%. При этом отменены все льготы, а я честно скажу, что сейчас, например, сельскохозяйственные предприятия не платили налог на прибыль, предприятия по производству лекарственных средств, и еще десятки исключений. Многие крупные холдинги уходили от уплаты налога на прибыль, создавая практически дочерние предприятия в ЗАТО – закрытых административных образования, в некоторых регионах, там пропуская потоки с крупными льготами. Чем руководствовались? Тем же, когда устанавливали ставку подоходного налога 13% для всех – вроде бы ее уменьшили до средней, но реально сбор увеличился. Не так сильно, как об этом говорит правительство, но в реальном выражении он вырос минимум на 15-20%. Наш подход здесь тот же самый: мы устанавливаем более низкую ставку, примерно на уровне средней, т.е. эффективной ставки налога на прибыль, тот, кто платил раньше меньшую сумму, уходя через льготы, уже не сможет этого сделать и будет платить. Расширится налоговая база, т.е. как бы та сумма, которая легально облагается, и за счет этого сборы возрастут, не смотря на снижение ставки. Вот такая логика. Кстати, вы зря насчет налога на прибыль так сказали. Как раз налог на прибыль вышел по итогам 5 месяцев на первое место как доля в доходах государства. Всегда это был НДС, теперь НДС чуть-чуть уступает налогу на прибыль. Прибыль сейчас – главная составляющая доходов государства.

Николай Некрасов, профессиональный бухгалтер и аудитор, директор ООО "Б.Э.Н.Ц.", отвечает на Ваши вопросы (03.07.01)


Вопрос - Ответьте пожалуйста на вопрос. Освобождаются ли предприниматели без образования юридического лица от уплаты НДС в первые 4 года после их регистрации на основании ст.9 закона от 14.06.95г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства", если они зарегистрированы до 1-го января 2001 года? Статья Н.Некрасова

Интервью с депутатом ГД П.Шелищем "Пора крупным предприятиям делиться с малыми" (02.07.01)


...Хорошо известно, что даже незначительное снижение налогового бремени дает эффект в виде роста объемов производства. Тут несколько аспектов. Во-первых, должен быть законодательно ограничен предел налоговой нагрузки - не больше какой-то доли от оборота предприятия может быть обращено в налоги. Во-вторых, принципиально важный вопрос - это соотношение двух видов налогов. Есть налоги от результатов деятельности - НДС, налог на прибыль. Туда же относятся все налоги на зарплату. И есть налоги на условия деятельности - налог на имущество, на пользование недрами, землепользование, плата за трудовые ресурсы. Будучи депутатом, я еще 6 или 7 лет назад слушал послание президента Ельцина, в котором говорилось: мол, надо менять структуру налоговой нагрузки от преимущественного обложения результатов деятельности на обложение условий деятельности, дабы стимулировать более эффективное использование ресурсов - земли, основных фондов, рабочей силы. Это, на мой взгляд, абсолютно правильная позиция, но, к сожалению, до сих пор ничего практически не изменилось. Интервью У.Оздемирова

Россия - гигантский оффшор и страна миллиардеров (25.06.01)


Но не стоит переоценивать последние налоговые новшества, а тем более говорить об их революционном характере. Несмотря на восторги многих наблюдателей, нововведения вряд ли заметно повлияют на рост инвестиций в производство и снизят отток капитала. Причина тому опять-таки в сложившейся структуре современной российской экономики и установившихся в ней законах и правилах. Как известно, еще совсем недавно правительство рассыпалось восторгами по поводу введения 13%-й "плоской" шкалы подоходного налога, предполагая, что это повлечет за собой массовый выход из "тени" крупных доходов граждан. Как и следовало ожидать, согласно последним данным, о действительно крупных доходах заявило всего несколько сот человек. Комментарии, похоже, излишни. Россияне, получившие более или менее крупные доходы даже сравнительно честным путем, ни в коем случае не торопятся посвящать в это родное государство, скромно претендующее всего лишь на 13%. Причем делается это совсем даже не из жадности. "Черные" схемы процветают потому, что предприятия и предприниматели по-прежнему не доверяют государству и опасаются показывать ему реальные обороты и реальные доходы. Статья М.Легуенко из Утро.ру, 25.06.01

Занимательная арифметика. Налоговая дискуссия обостряется (19.06.01)


На парламентские слушания, посвященные последствиям изменения налогового законодательства, выплеснулась дискуссия о снижении налога на прибыль, которую начали правительство и депутаты в пятницу. Выяснились досадные расхождения в данных правительства.

Напомним, что правительство и Минфин договорились о снижении ставки налога на прибыль и отмене льгот. О вреде льгот, создающих неравные условия и почву для коррупции, говорилось давно. И вот через год после начала налоговой реформы законодатели и правительство решили покончить с таким подходом. Статья Л.Кизиловой из газеты "Известия", 19.06.01

Лед тронулся. Правительство и депутаты решились на снижение налогов (18.06.01)


После длительного совещания у премьер-министра Михаила Касьянова стало известно о согласии правительства снизить ставку налога на прибыль с одновременной отменой льгот. Налоговая реформа начала выходить из тупика

Посланники доброй воли министр экономразвития Герман Греф и первый замминистра финансов Сергей Шаталов пришли в Госдуму прямо с совещания у премьера. Они появились в пятницу на заседании бюджетного комитета Госдумы в восьмом часу вечера. Их готовы были ждать до упора: слухи о возможном снижении ставки налога на прибыль витали в кулуарах. Интрига заключалась в том, какие конкретно предложения окажутся в портфеле представителей правительства, - по образному выражению главы бюджетного комитета Александра Жукова, оставалось развернуть "конфетку". Статья Л.Кизиловой из газеты "Известия", 18.06.01

Проблема двух наказаний за одно налоговое нарушение (13.06.01)


Не секрет, что Налоговый кодекс в статье 122 содержит штрафную санкцию, предусматривающую наказание налогоплательщиков штрафом в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Необходимо так же акцентировать внимание уважаемых читателей на немаловажном аспекте - за какие правонарушения применяется эта 20%-ная санкция? Обратите внимание, в 122-й статье содержится одновременно два критерия - (первое), за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате неправильного исчисления налога, (второе) или других неправомерных действий (бездействия)... Статья Н.Некрасова из журнала "Торговый бизнес Архангельской области"

Деловой климат в стране: тенденции (06.06.01)


Направления, по которым ведется работа по реформированию экономики, представляются верными. Однако их практическая реализация оставляет желать лучшего. Основным бедствием наших реформ является недостаточная решительность при их проведении, принятие половинчатых мер, которые не позволяют достичь желаемых результатов при верном общем направлении. Отсюда может возникать ошибочная иллюзия о неэффективности предлагаемых решений...

Мал сбор, да дорог (01.06.01)


Уже осенью Госдума должна одобрить еще одну главу Налогового кодекса (НК) - о государственной пошлине. Если это произойдет, то число налогов и сборов в стране может резко сократиться. Впрочем, подобное решение ударит по финансовым интересам многих министерств и ведомств. Поэтому, как будет выглядеть окончательная версия новой главы НК, еще не ясно. Статья К.Пальшина, "Известия", №94 (25932) от 30.05.2001

Споры о порогах. Единый социальный налог немного подправят (30.05.01)


Налоговый аппетит в министерствах разыгрался не на шутку. Вслед за положенными в основу бюджета на будущий год налогами на прибыль и на недра ведомства подбрасывают все новые законодательные инициативы. Одна из них - обновленный единый социальный налог. Только полного единства между госорганами по нему пока не наблюдается.

...Большинство поправок к единому социальному налогу носят по сути технический характер. Так, может быть введена общая для налога "платежка". Сейчас же бухгалтеры вынуждены заполнять 9 таких документов. Правда, правила платежей между социальными фондами еще в полной мере не унифицированы. Так что с этой поправкой, возможно, придется и повременить. Статья К.Пальшина, "Известия", №91 (25929) от 25.05.2001

Плюсы и минусы налоговых нововведений (10.05.01)


Вступление в силу с начала этого года четырех глав второй части Налогового кодекса (акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, НДС) преподносилось представителями правительства как серьезный шаг в сторону послабления налоговой нагрузки на предпринимателей. Судя по итогам первого квартала 2001 года, ситуация не столь однозначна. По сравнению с прошлогодними показателями доля налогов в ВВП даже возросла - с 9,8% до 10,8%. В абсолютных цифрах налоговые поступления в федеральный бюджет составили 196 млрд. рублей, задание выполнено на 105%. Усам Оздемиров

Радостная новость для налогоплательщиков (08.05.01)


По роду своей деятельности я пристально слежу за движениями, происходящими в российской арбитражной практике, связанной с исчислением и уплатой налогов. Это очень интересное и главное полезное занятие с профессиональной точки зрения. Ничто не вечно под луной - говорит народная мудрость, так и арбитражная практика находится в постоянном движении. С первого взгляда может показаться, что вся обозреваемая масса арбитражных дел, очень напоминает хаотичное движение множества пчел вокруг улья. Почему возникает такое впечатление? Потому, что порой разные суды, рассматривающие очень схожие обстоятельства разных налогоплательщиков, принимают совершенно противоположные решения. Или другой случай, направленность решений похожих судебных процессов может совпадать, но существенно различается их мотивация. Все это многообразие судебных решений, именно в их огромной массе и называется арбитражной практикой. Некрасов Николай - экономический обозреватель, профессиональный бухгалтер и аудитор, журнал "Торговый бизнес Архангельской области", № 15 2001

Министр по налогам и сборам Г.И. Букаев отвечает на вопросы депутатов (04.05.01)


МЯКИ А.Э. Ко мне неоднократно обращались экспортеры в первую очередь леса, в частности по возврату налога на добавленную стоимость. Постоянно жалобы поступают на налоговую инспекцию: затягивают, задерживают возврат НДС. До каких пор это будет продолжаться, с вашей точки зрения, и что вы делаете в этом направлении?

БУКАЕВ Г. И. Уважаемые депутаты, в мае прошлого года я стоял на этой трибуне, только став министром - всего лишь проработав дня три-четыре, и отчитывался по возврату НДС. Кто-то, наверное, здесь помнит, кто был в зале: ситуация была весьма и весьма серьезная...

Освобождение от уплаты НДС. Практика (25.04.01)


Налоговики незаконно напрягают предпринимателей налогами лишь потому, что существует налоговый план, а по существу, план продразверстки, по которому нужно во что бы то ни стало собрать якобы на общеэкономические нужды минимально необходимую сумму. Михаил Лусников, юрист

Виновата продразверстка, до сих пор держащая в плену законодателей. Ответ на письмо Владимира (25.04.01)


Многие предприниматели и юридические лица обращались в налоговые органы с письменным заявлением об освобождении от налога на добавленную стоимость с 1 января 2001 года. На подобные требования Инспекция МНС отвечала, что такая льгота может быть получена налогоплательщиком не ранее апреля. Обоснованность отказа вызвала у нас сомнения. Леонтьева Галина Владимировна, Генеральный директор ЗАО "Архангельская консультационная компания", журнал "Торговый бизнес Архангельской области", № 16 2001

Об НДС. Консультации для деловых людей (24.04.01)


На сегодняшний день ни для кого не новость, что начиная с 1-го января 2001 года благодаря вступлению в действие 2-й части Налогового Кодекса все частные предприниматели, так же как и юридические лица стали налогоплательщиками налога на добавленную стоимость. Однако, в то же время статья 145 второй части НК содержит условия при которых все категории налогоплательщиков имеют право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость. Причем, за два дня до вступления в действие (а именно 29 декабря 2000 года) в текст 145 статьи НК были внесены очень существенные изменения, которые позволяли налогоплательщикам (обратите внимание, не только частным предпринимателям, но в том числе и юридическим лицам) получать это освобождение в налоговых органах начиная с первого дня нового 2001 года. Некрасов Николай - экономический обозреватель, профессиональный бухгалтер и аудитор, журнал "Торговый бизнес Архангельской области", № 15 2001

Письмо в адрес Фонда (24.04.01)


Недавно один мой знакомый предприниматель послал свою главбухшу в ГНИ ... одного из административных округов г. Москвы на предмет освобождения его малого предприятия от обязанностей плательщика НДС. По выручке - вполне проходит. Там ей рассказали, какую форму заполнить и какие документы собрать. Между прочим, их список существенно расширен по сравнению с требуемым НК (в НК требуются лишь документы подтверждающие размер выручки). Но это полбеды. После милой беседы о документах ей очень толсто намекнули, что если заявление об освобождении от обязанностей плательщика НДС будет подано, в течение пары- тройки месяцев следует непременно ожидать налоговой проверки с участием налоговой полиции. Вот так. Простенько и со вкусом. Владимир

Из тени в свет? Несмотря на либерализацию налогов, бизнесу невыгодно становиться прозрачным (23.04.01)


Правительство потихоньку снижает налоговое бремя. Возможность привлечения инвестиций напрямую увязана с прозрачностью и репутацией бизнеса. Эти два условия заставляют предпринимателя все чаще задавать себе вопрос: что выгоднее - по-прежнему оставаться в тени или все же выходить на свет божий.

По данным Госкомстата, доля теневого сектора в торговле достигает 61% добавленной стоимости, на транспорте - 20% , в строительстве - около 13%. В среднем в российской промышленности на долю теневой экономики приходится чуть менее 8% добавленной стоимости. "Ведомости", 23.04.01

Как освободиться от уплаты НДС? (20.04.01)


- В налоговой инспекции очень большие очереди для подачи заявления об освобождении от обязанностей плательщика НДС, а мне срочно нужно уезжать в командировку. Могу ли я подать соответствующее заявление по почте?

- Позиции Минфина РФ и Министерства РФ по налогам и сборам по вопросу освобождения от обязанностей плательщика НДС не совпадают... Комментарий юриста М.Лусникова, 17.04.01

В.Похмелкин: Букаев не понимает остроту проблем (19.04.01)


... - Вопрос, интересующий многих, о слушаниях, состоявшихся в Государственной Думе по вашей инициативе и касающихся проблем налогового администрирования.

- Это был Правительственный час, на который я пригласил министра по налогам и сборам г-на Букаева, по вопросу соблюдения прав налогоплательщиков при осуществлении налогового администрирования. На мой взгляд, проблема кричащая, очень много допускается нарушений этих прав должностными лицами налоговых органов. Увы, сообщение г-на Букаева показало... "Демократический Выбор", номер 14 (246)

Предложения правительства созвучны инициативам Фонда. В ближайшее время может быть отменен налог с продаж (16.03.01)


В ближайшее время может быть отменен налог с продаж, сообщает "Интерфакс".

Об этом заявил на заседании расширенной коллегии Минфина первый замминистра финансов Сергей Шаталов. Лента.ру, 16.04.01

Отмена налога с продаж будет возможна только в 2003-2005 годах (16.03.01)


Отмена налога с продаж возможна только в 2003-2005 году. Об этом сообщила руководитель департамента налоговой политики и совершенствования налогового законодательства Министерства по налогам и сборам Наталья Аристархова. Кроме того, по ее словам, с 2002 года будет полностью отменен налог на пользователей автодорог, который сначала 2001 года снижен с 2,5% до 1%. Прайм-ТАСС 16.03.01

Предложения М. Лусникова по налоговому законодательству (02.03.01)


Мне представляется, что одним из первых должно быть внесено изменение в статью 145 Налогового кодекса РФ, регламентирующую порядок освобождения организаций и индивидуальных предпринимателей с небольшой выручкой от обязанностей плательщиков налога на добавленную стоимость...

Налоговый тупик (01.03.01)


С точки зрения налоговой реформы и, вообще, перспектив экономического развития общество зашло в идеологический тупик. Об этом говорили предприниматели на последнем "круглом столе" Фонда "Деловая перспектива", прошедшего 26 февраля. Возможно, честная выплата налогов полностью и не лишит предприятие рентабельности, но есть угроза потери конкурентноспособности. В частности, при нашем правовом нигилизме сразу возникают вопросы: кто начнет все платить первым? А почему именно я? Репортаж У. Оздемирова.

Предложения Фонда по изменению налогового законодательства (28.02.01)


Общественный Фонд "Деловая перспектива" предлагает в качестве первоочередных мер по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства внести следующие изменения в действующее налоговое законодательство:

1. Изменить регрессивную шкалу единого социального налога, применяя ее к более низким размерам налоговой базы. К налоговой базе с каждого работника нарастающим итогом предлагается применять следующие ставки...

Налоговая инспекция (27.02.01)


Просим дать официальное разъяснение в отношении налогового периода для плательщика НДС. В налоговом кодексе, на наш взгляд, недостаточно ясно описано его определение.

Налоговый период для плательщиков налога на добавленную стоимость установлен статьей 163 Налогового кодекса" РФ (с изменениями и дополнениями, внесенными в него Федеральным законом от 29.12.2000 года, № 116-ФЗ в зависимости от месячной суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), определяемой исходя из всех оборотов по реализации товаров ( работ, услуг), как облагаемых, по любой из действующих ставок, применяемых в соответствии со статьей 164 НК РФ, так и не облагаемых, но признаваемых реализацией товаров ( работ, услуг) в соответствии со статьями 39, 146 НК РФ... (Из журнала "Торговый БИЗНЕС", 04/71 22 января - 4 февраля 2001 года)

Госдума приняла закон о введении в действие II части НК и внесении изменений в ряд законодательных актов о налогах (22.02.01)


Госдума приняла с учетом президентских поправок закон "О введении в действие части II Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах". Этот закон был принят Госдумой 24 ноября 2000г., одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000г. и отклонен президентом РФ 29 декабря 2000г. В соответствии с поправками президента, из закона исключена статья о введении муниципального налога на прибыль организаций в размере до 5%. Этот налог должен был компенсировать отмененный оборотный налог на содержание ЖКХ и социальной сферы. Однако законодатели не успели ввести его до 1 декабря 2000г., и потому он не вступил в силу. Таким образом, в налоговом законодательстве остается норма о добровольности введения этого налога законодательными собраниями субъектов РФ. РБК, 22.02.01

Индивидуалов заставляют платить НДС (20.02.01)


Статья 145-я Налогового кодекса предусматривает возможность для организации или индивидуального предпринимателя освобождение от НДС, если их обороты в течение трех предшествующих месяцев в совокупности не превысили одного миллиона рублей. Вторая часть НК вступила в силу с 1 января 2001 года. А значит, налогоплательщик, придя в инспекцию до 20 января и представив документы по своим оборотам за октябрь-декабрь, мог рассчитывать на освобождение. Но этого не произошло.... Статья Р. Сикорского

Проблемы, появившиеся у предпринимателей, в связи с введением Налогового Кодекса (16.02.01)


...Начиная с 1 января 2001 года НДС, единый социальный налог надо сдавать ежемесячно. Раньше малые предприятия предоставляли в налоговые инспекции декларации по НДС ежеквартально. Сейчас этой льготы для малых предприятий нет.

"Независимая Газета": Президент критикует налоговиков (14.02.01)


"Как зовут вашего налогового инспектора? - Его не зовут, он сам приходит..." Видимо, Путин таким образом решил немного смягчить атмосферу, которая сложилась в Кремлевском дворце съездов после критики, прозвучавшей во вторник в адрес налоговых служб на Всероссийском совещании налоговых органов и Федеральной службы налоговой полиции.

В.Путин: 13-процентная ставка подоходного налога - это "всерьез и на годы вперед" (13.02.01)


"Мы пошли навстречу предпринимательскому сообществу и рассчитываем на его ответные шаги", - сказал В.Путин...

Издержки налоговой революции (13.02.01)


Система налогообложения, действующая в нашей стране, по-прежнему остается объектом наибольшего внимания и причиной для беспокойства предпринимателей. И это несмотря на реформы, которые, по мнению политиков - депутатов Госдумы и членов правительства, - уже привели к резкому снижению налогов. Однако предприниматели, особенно те, кто занят в сфере малого и среднего бизнеса, совершенно не удовлетворены ходом проводимых реформ. Сокращение на несколько процентов оборотных налогов или отчислений с заработной платы в социальные фонды проблем малых предприятий не решают. Сегодня речь должна идти о кардинальном снижении ставок налогов для предприятий, работающих в малом и среднем бизнесе...

М.Моторин: Говорить об отмене налога с продаж пока рано (11.02.01)


РБК: Говорить об отмене налога с продаж будущего года пока рано - заявил РБК заместитель министра финансов РФ Михаил Моторин. Как известно, Конституционный суд страны 31 января с.г. назвал противоречащим Конституции РФ существующий порядок взимания налога с продаж. КС предложил законодателям исправить существующий порядок, в противном случае, этот налог должен прекратить свое существование с 1 января 2002 года...

Предложения по реформированию системы налогообложения, внесенные предпринимателем Б.В. (для обсуждения) (25.12.00)


...Сложившаяся ныне система формирования себестоимости зачастую приводит к тому что предприятие, имея убыток по результатам отчетного периода, платит налог на прибыль! Это происходит потому, что давным давно сформированный перечень относимых на себестоимость затрат удобен для налоговых инспекций и виртуален для налогоплательщиков, несущих реальные затраты, намного превышающие нормы отнесения. И речи пока пока не идет о создании такой системы формирования себестоимости, в которую входят даже взятки чиновникам разных уровней (как в Швейцарии, где учитываются, правда, взятки только чиновникам других стран). Пока... Но реалии нашей жизни должны быть отражены в себестоимости в полном объеме...

Средний класс на низких налогах вырастет как на дрожжах (25.12.00)


...Я считаю, что основной упор надо сделать на подоходный налог. Чтобы получать по нему значительные отчисления, просто необходимо отменить все налоги с фонда заработной платы. Работодателю выгодно полностью показывать высокую реальную зарплату и относить ее на себестоимость, т.к. подоходный налог при начислении зарплаты вычитается уже с самого работника. Простые расчеты подтверждают, что абсолютная величина поступлений в бюджет от одного только подоходного налога при полностью показанной заработной плате в несколько раз превысит все вместе взятые налоговые отчисления с фиктивных зарплат. Реальную прибыль занижают при малейшей возможности даже в самой цивилизованной стране, а вот подоходный налог, особенно с зарплат, дает бюджету стабильно высокие поступления.... Статья Д.Крыловой

Предложения предпринимателя В.Г.Алексеева по кардинальному изменению налогообложения предприятий (для обсуждения) (09.12.00)


Ставки базовых налогов, позволяющих предприятиям осуществлять расширенное вопроизводство и начать постепенный вывод финансовых потоков из тени, должны составлять следующие величины..

Налоговой реформе не достает здравого смысла (24.10.00)


Тема Налогового кодекса и предпосылок для выхода предприятий малого и среднего бизнеса "из тени" стала предметом бурного обсуждения на заседании дискуссионного клуба Фонда "Деловая перспектива", состоявшемся 24 октября.

Стенограмма выступления Вице-президента и Управляющей Общественным Фондом "Деловая перспектива" Крыловой Д.В. на Парламентских слушаниях "Государственная политика в области развития предпринимательства в РФ" (10.10.00)


Большой проблемой для нашей страны является то, что огромное количество предпринимателей работает в сфере теневой экономики. И очень важно сделать так, чтобы были экономические предпосылки для того, чтобы это предпринимательство из тени вышло. Бесполезно пытаться заставить предпринимателей выйти из тени какими-то репрессивными методами. Это только еще больше загонит их в теневой бизнес. Это должно стать экономически выгодно. И мы считаем, что такие предпосылки можно создать. Но существующая налоговая система в нашей стране создает предпосылки как раз для обратного...

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА