На главную страницу

Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде


Контактные телефоны и адрес Фонда

Форум

Написать письмо юристу Фонда



Налоговая реформа

Налог на прибыль

Единый налог на вмененный доход


Дерегулирование экономики

Маркирование и сертификация товаров и услуг

Защита прав потребителя


Малый и средний бизнес

Порядок возмещения экспортного НДС

Незаконные действия по отношению к предпринимателям

Соц. политика и предпринимательство


Деятельность Фонда

Программа Фонда





Позиция Фонда: Налоговая реформа

- Пояснительная записка к проектам федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Налоговый Кодекс Российской Федерации» и «О едином совокупном налоге на результат хозяйственной деятельности».
- Закон «О едином совокупном налоге на результат хозяйственной деятельности». Проект.
- Закон «О внесении изменений и дополнений в Налоговый Кодекс Российской Федерации». Проект.
- Закон «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете»». Проект.
- Тезисы выступления Г.В.Лебедева.

Пояснительная записка к проектам федеральных законов
«О внесении изменений и дополнений в Налоговый Кодекс Российской Федерации»
и «О едином совокупном налоге на результат хозяйственной деятельности»

(скачать в .doc формате)

Законом «О внесении изменений и дополнений в Налоговый Кодекс Российской Федерации» вносятся изменения в ст. 2, и 3 НК РФ, вводящие максимальный размер совокупного налогового изъятия (налоговый предел) для налогоплательщиков - юридических лиц, в размере 40% от результата хозяйственной деятельности, а также изменения в ст. 18 НК РФ, вводящие уплату единого совокупного налога на результат хозяйственной деятельности в качестве специального налогового режима.

Законом «О едином совокупном налоге на результат хозяйственной деятельности» вводится налог (ЕСН-РХД), базой которого является разница между доходами и расходами налогоплательщика- юридического лица; при этом в расходы не включаются выплаты физическим лицам (в т.ч. заработная плата) и выплаты иностранным физическим лицам. Это дает ……

Любой налогоплательщик имеет право перейти на уплату ЕСН-РХД вместо всех остальных существующих налогов и сборов (за исключением акцизов, таможенных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых), т.е. перейти на специальный налоговый режим, либо остаться в рамках существующей системы налогообложения. При уплате ЕСН-РХД налогоплательщик освобождается от обязанностей по ведению бухгалтерского и налогового учета и переходит на упрощенную систему учета доходов и расходов.

Вносимые законопроекты, будучи принятыми, существенно улучшат условия для производственной и инвестиционной деятельности, уменьшат бремя непроизводительных затрат, которое вынуждена сейчас нести российская экономика, уменьшат возможности коррупции в налоговых органах, с одной стороны, и возможности ухода от налогов с другой. В то же время, эти меры не приведут к резким изменениям в процессе функционирования российской экономики, в частности, принятие законопроектов не ведет к существенному сокращению налоговых поступлений.

Главной проблемой налоговой системы, действующей в настоящее время в России, является ее чрезвычайная сложность и запутанность. В результате этого огромные ресурсы общества, вместо того, чтобы быть использованными в производственной деятельности, тратятся непроизводительным образом на ведение учета, составление отчетности, проведение проверок, «налоговое планирование» и т.д. Невозможность предсказать и просчитать налоговые последствия - основной фактор сдерживающий привлечение инвестиций в реальный сектор. Предлагаемые меры, существенно упрощая процедуры учета и налогового администрирования, высвобождают ресурсы страны для производства реальных благ. В то же время налоговые службы высвобождают значительные силы и средства, которые можно направить на борьбу с криминальными формами ухода от налогов.

Сложность и непрозрачность действующей налоговой системы порождает обширные возможности для коррупции в налоговых и правоохранительных органах. Предлагаемые законопроекты, будучи приняты, резко сокращают поле для коррупции и облегчают правоохранительным органам борьбу с этим злом.

Действующая система учета, во многом унаследованная от советской системы, требует осуществления налогового учета на счетах бухгалтерского учета, совершенно для этого не приспособленного. На практике это приводит к ошибкам, искажениям, вводит в заблуждение пользователей финансовой отчетности и усложняет налоговое администрирование. В соответствии с опытом большинства развитых стран с рыночной экономикой, налоговый учет следует отделить от бухгалтерского (финансового и управленческого). Разные отрасли учета должны вестись по разным правилам, соответствующим реальным нуждам потребителей соответствующей информации. Соответственно должны различаться применяемые системы учетных регистров. При уплате ЕСН-РХД происходит разделение налогового и бухгалтерского учета и облегчается задача перехода на международные стандарты финансового учета.

Закон о ЕСН-РХД полон и замкнут, в нем определены все понятия, процедуры и алгоритмы, необходимые для его применения. Это снижает возможности для злоупотреблений и исключает произвольное трактование со стороны налоговых органов, снижает степень конфликтности отношений между налогоплательщиком и налоговыми органами, ведет к уменьшению количества судебных разбирательств.

Величина суммарной налоговой базы ЕСН-РХД всех предприятий не зависит от цен сделок между ними, т.к. при этом расходы одного предприятия являются доходами другого. Невозможно занизить налоговую базу путем занижения доходов (за исключением экспортных цен) или завышения расходов (именно поэтому расходы по импорту вообще не уменьшают базу ЕСН-РХД).

ЕСН-РХД защищает отечественного товаропроизводителя от чрезмерной конкуренции со стороны зарубежных производителей, вызванной различиями в налоговых режимах, поскольку для плательщиков он эквивалентен введению дополнительной импортной пошлины на все товары и услуги в размере ставки ЕСН-РХД. Это означает, что на практике на уплату ЕСН-РХД будут переходить в основном лица, не импортирующие зарубежные товары, что должно привести к улучшению платежного баланса страны.

Наконец, ЕСН-РХД не является каким-то радикальным новшеством. По своим основным принципам он идеологически близок к действующей в настоящее время упрощенной системе налогообложения малых предприятий. Поэтому его введение не потребует больших издержек по изменению режима работы налоговых служб.

ЕСН-РХД является наиболее подходящей базой для установления максимального размера совокупного налогового изъятия (налогового предела). Суммарная налоговая база ЕСН-РХД по всем предприятиям с большой точностью совпадает с валовым внутренним продуктом страны; соответственно, ставка налога примерно совпадает с долей налоговых изъятий в ВВП. Поэтому установление максимального размера совокупного налогового изъятия, равного ЕСН-РХД, соответствует существующим принципам бюджетного планирования и упрощает его процедуру. В то же время, в отличие от других налогов, учитывающих доходы и расходы предприятий (налог на прибыль, НДС и т.п.), ЕСН-РХД не предусматривает сложных и постоянно пересматриваемых процедур исключения тех или иных видов затрат из налоговой базы. Поэтому максимальный размер совокупного налогового изъятия, устанавливаемый на основе этого налога, будет стабильным и не будет зависеть от политической конъюнктуры.

Величина максимального размера совокупного налогового изъятия (налогового предела), предлагаемая в проекте закона «О внесении изменений и дополнений в Налоговый Кодекс Российской Федерации», равна 40%, что соответствует доле налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в ВВП в … г.

Ставка ЕСН-РХД, предлагаемая в проекте закона «О едином совокупном налоге на результат хозяйственной деятельности» вычисляется следующим образом: из доли налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в ВВП (40%) вычитается доля акцизов (), таможенных платежей (), налогов на добычу полезных ископаемых () и подоходного налога с физических лиц ().

Установление величин максимального размера совокупного налогового изъятия (налогового предела) и ставки ЕСН-РХД в указанных размерах, Означает сохранение налогового бремени и доходов расширенного бюджета на их нынешнем уровне. Таким образом, принятие законов не требует пересмотра бюджета на следующий год, - вносимые законы могут быть приняты и введены в действие уже в этом году.

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА