На главную страницу

Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде


Контактные телефоны и адрес Фонда

Форум

Написать письмо юристу Фонда



Налоговая реформа

Налог на прибыль

Единый налог на вмененный доход


Дерегулирование экономики

Маркирование и сертификация товаров и услуг

Защита прав потребителя


Малый и средний бизнес

Порядок возмещения экспортного НДС

Незаконные действия по отношению к предпринимателям

Соц. политика и предпринимательство


Деятельность Фонда

Программа Фонда





Позиция Фонда: Налоговая реформа

- Пояснительная записка к проектам федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Налоговый Кодекс Российской Федерации» и «О едином совокупном налоге на результат хозяйственной деятельности».
- Закон «О едином совокупном налоге на результат хозяйственной деятельности». Проект.
- Закон «О внесении изменений и дополнений в Налоговый Кодекс Российской Федерации». Проект.
- Закон «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете»». Проект.
- Тезисы выступления Г.В.Лебедева.

Тезисы выступления Г.В.Лебедева:
(скачать в .doc формате)

Как Вы наверное знаете, во время майской встречи Владимира Владимировича Путина с руководством РСПП, Президент поддержал идею введения «налогового предела», т.е. ограничение максимальной величины всех налоговых изъятий, и поручил РСПП проработать этот вопрос и подготовить соответствующие предложения. С конца мая и по настоящее время в РСПП работала рабочая группа под руководством К.А.Бендукидзе, которая собиралась с частотой примерно один раз в 2 недели. Предложенные и разосланные Вам проекты - предварительные результаты работы этой группы. Хотелось бы обратить Ваше внимание на следующие основные предложения этих законопроектов:

1. База для исчисления «налогового предела». Поскольку «налоговый предел» должен ограничивать всю совокупную величину всех налогов и сборов, то основными требованиями к его базе являются предельная простота расчета, отсутствие каких-либо неясностей или двусмысленностей. Мы назвали эту базу «результатом хозяйственной деятельности» предприятия. На рабочей группе были рассмотрены разные варианты - прибыль предприятия, выручка, добавленная стоимость (так, как они определены в Налоговом Кодексе). В итоге дискуссий в качестве базы была выбрана разница между всеми доходами и расходами предприятия, считаемая аналогично упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства (ФЗ № 222-ФЗ от 29.12.95 и Приказ Минфина РФ от 22.02.96 № 18). Основными причинами выбора этой базы в отличие от выручки, прибыли и НДС была ее нейтральность к слияниям/разделениям предприятий, их производственной структуре и степени ветрикальной интеграции, а также чрезвычайная простота учета и однозначность. Эта система была дополнительно упрощена, в частности, за счет включения в доходы всех поступлений на счет юрлица, включая займы и вклады в уставный капитал. Важно отметить, что поскольку с самого начала «налоговый предел» рассматривался как право предприятия (а не обязанность), то простота и однозначность были важнее бухгалтерской и экономической «точности». Не будет ничего страшного если порог «налогового предела» будет выше среднего уровня существующего налогового бремени.

2. Единый совокупный налог на результат хозяйственной деятельности (ЕСН-РХД). Если «налоговый предел» вводится, то совершенно естественно позволить предприятиям - если они того захотят - платить только сам этот налоговый предел вместо всего множества ныне существующих налогов и сборов. Впрочем, в ходе проработки этого вопроса на рабочей группе акцизы, таможенные платежи и налог на добычу - в силу их регулирующих и защитных функций - были выделены. Соответственно в предложеном Вам проекте ЕСН-РХД заменяет все налоги и сборы юридического лица, за исключением акцизов, таможенных платежей и налога на добычу полезных ископаемых (и, конечно, не заменяет налоги с физических лиц, удерживаемые предприятием как налоговым агентом). Важно отметить, что исчисление и уплата всех названных налогов и платежей не требует специального (бухгалтерского) учета, расчета прибыли, добавленной стоимости или иных сложных показателей.

3. Ставки «налогового предела» и ЕСН-РХД. Ставка «налогового предела» должна примерно соответствовать доле в ВВП всех поступлений в расширенный бюджет за исключением налогов с физ.лиц. В связи с сохранением акцизов, таможенных платежей и налога на добычу при переходе на уплату ЕСН-РХД ставка ЕСН-РХД должна быть меньше ставки «налогового предела» на долю в ВВП поступлений в расширенный бюджет, собираемых через акцизы, таможенные платежи и налог на добычу. Это общие принципы определения ставок. Конкретные цифры, приведенные в проектах носят предварительный и приблизительный характер. Кроме того, нужно отметить, что подход рабочей группы состоял в том, что лучше завысить ставки налогов, но сохранить простоту их исчисления и отчетности.

4. Режим ЕСН-РХД. ЕСН-РХД предлагается вводить как специальный налоговый режим в соответствии со ст.18 НК (с внесением в нее необходимых изменений). Это позволяет с одной стороны - полностью определить все формы учета и отчетности в законе о ЕСН-РХД, сделать закон законом прямого действия, полным и замкнутым. С другой стороны, это позволяет освободить соответствующие предприятия от необходимости вести иной налоговый и бухгалтерский учет, высвободить соответствующие трудовые и прочие ресурсы для производительной деятельности.

5. Бухгалтерский учет. Проект предполагает освобождение предприятий, перешедших на уплату ЕСН-РХД, от обязанности вести бухгалтерский и налоговый учет, за исключением учета доходов и расходов в соответствии с ЕСН-РХД. Естественно, собственники предприятия могут обязать менеджмент вести бухучет по российскому законодательству или в соответствии с международными стандартами. Однако вопросы бухгалтерского учета перестают быть делом государства и государственных органов.

6. Уплата ЕСН-РХД на единый счет. Проект предполагает, что уплата ЕСН-РХД осуществляется на единый для всех плательщиков счет в федеральном казначействе. Распределение поступающих сумм по бюджетам субъектов федерации и муниципальных образований не является деятельностью налогоплательщика. Такое распределение должно осуществляться уполномоченными государственными органами в соответствии с законом о бюджете на очередной год и другим законодательством. Этот подход служит не только усилению федеральной власти и укреплению единства страны, но и высвобождает ресурсы налогоплательщиков для производительной деятельности и развития экономики.

7. Уклонение от налогообложения. Рабочая группа исходила из того, что ЕСН-РХД должен существенно упрощать и облегчать жизнь честным налогоплательщикам, но ни в коей мере не лицам, уклоняющимся от налогообложения. Именно поэтому платежи нерезидентам не считаются расходом и не уменьшают налогооблагаемую базу. Конечно, при этом и добросовестные налогоплательщики, импортирующие сырье и комплектующие, скорее всего не станут переходить на уплату ЕСН-РХД. Но рабочая группа считала, что лучше пусть область применения закона будет меньше, но сам режим не будет использоваться для незаконного вывоза капитала, отмывания денег и пр. Заметим, что база ЕСН-РХД по всем предприятиям, осуществляющим его уплату, не зависит от цен сделок между ними (расходы одного предприятия являются доходами другого), что практически делает невозможными «серые» схемы уклонения от налогов. Конечно, такие криминальные схемы как занижение экспортных цен или перечисление денег по субдоговору фирме-«однодневке» возможны в любой системе налогообложения, но борьба с ними - задача скорее правоохранительных органов, чем налогового законодательства.

8. Взаимодействие предприятий работающих в разных системах: одно - в общей системе налогообложения, а другое - в режиме ЕСН-РХД. Эта часть пока не до конца проработана и нуждается в дальнейшей шлифовке. Например, ЕСН-РХД заменяет все налоги, включая НДС. Поэтому и платежи предприятиям работающим по ЕСН-РХД, и платежи от таких предприятий должны считаться включающими НДС. Возможно, это потребует внесения изменений в какие-то нормативные акты, регулирующие порядок учета НДС предприятиями работающими по общей системе налогообложения. Возможны и другие вопросы. На данном этапе, повторим, эта часть пока проработана не до конца.

9. Добровольность перехода на ЕСН-РХД. Наконец, необходимо обратить особое внимание, что переход на уплату ЕСН-РХД, равно как и применение норм о «налоговом пределе» в представленных проектах носит исключительно добровольный характер. Таким образом принятие этих законов в принципе не может разрушить никакой существующий бизнес - каковы бы ни были ставки «налогового предела» и ЕСН-РХД. Соответственно, при первоначальном принятии этих законов для обеспечения доходов бюджета ставки могут быть несколько завышены. Есть мнение, что значительная часть мелких предприятий будет готова перейти на режим ЕСН-РХД даже при небольшом увеличении налогового бремени, поскольку сможет существенно сэкономить на издержках по ведению налогового и бухгалтерского учета, отчетности, и связанных с ними других издержках.

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА