На главную страницу

Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде


Контактные телефоны и адрес Фонда

Форум

Написать письмо юристу Фонда



Налоговая реформа

Налог на прибыль

Единый налог на вмененный доход


Дерегулирование экономики

Маркирование и сертификация товаров и услуг

Защита прав потребителя


Малый и средний бизнес

Порядок возмещения экспортного НДС

Незаконные действия по отношению к предпринимателям

Соц. политика и предпринимательство


Деятельность Фонда

Программа Фонда





Позиция фонда: Налоговая реформа

Доклад Первого заместителя Министра Российской Федерации по налогам и сборам В. В. Гусева

Практика применения части второй Налогового кодекса Российской Федерации: влияние на наполнение бюджетной системы, работу налоговых органов и положение налогоплательщиков
.

В настоящее время в Российской Федерации проводится масштабная налоговая реформа, целями которой выступают: снижение налогового бремени на добросовестных налогоплательщиков, выравнивание условий налогообложения, упрощение налоговой системы и сокращение количества налогов.

Реализация поставленных целей, создание справедливой системы налогообложения напрямую связаны с принятием в полном объеме Налогового кодекса Российской Федерации.

С 1 января этого года введены в действие четыре главы части второй Кодекса, регулирующие порядок взимания налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц и единого социального налога.

Принятые главы основываются на нормах части первой Кодекса, в частности это положения о составе налогоплательщиков, порядке определения налоговой базы и других элементов налогообложения.

В соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации планами первоочередных мероприятий федеральными органами исполнительной власти разработано более 40 нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию положений Налогового кодекса,

Министерством по налогам и сборам подготовлены и в установленном порядке доведены до налогоплательщиков и налоговых органов формы расчетов, налоговых деклараций; а также методические рекомендации о порядке исчисления и уплаты новых налогов.

Министерством на постоянной основе обобщается практика применения Кодекса и регулярно доводятся разъяснения по наиболее актуальным вопросам,

Рост числа налогоплательщиков, появление новых объектов налогообложения, включение в Налоговый кодекс положений, связанных с регулирование платежей, поступающих в государственные внебюджетные фонды, а также сосредоточение полномочий по контролю за поступлением указанных платежей в налоговых органах свидетельствует о значительном (количественном и качественном) возрастании объемов проводимой налоговыми органами работы.

Следует отметить, что уровень налоговых поступлений в бюджеты в последние годы увеличивается.

За период со дня вступления в действие части второй Налогового кодекса, то есть за январь-август 2001 года в консолидированный бюджет страны поступило 1 233, 9 млрд. рублей, что составляет 137,5% к соответствующему периоду прошлого года.

Распределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы в январе-августе было практически равнозначным: в федеральный бюджет было перечислено 49,6% от поступлений в консолидированный бюджет, в бюджеты территорий - 50,4%.

Три четверти поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет за прошедший период было обеспечено четырьмя видами налогов: налогом на прибыль (27,8%), НДС (22,6%), акцизами (11,8%) и налогом на доходы физических лиц (12,5%).

Налог на добавленную стоимость по сравнению с общим объемом его поступлений в консолидированный бюджет за 8 месяцев прошлого года вырос на 25,4% и составил 279,3 млрд. рублей.

Поступления акцизов в консолидированный бюджет за прошедший период текущего года составили 145,9 млрд. рублей, или 152,5% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Налога на доходы физических лиц поступило за 8 месяцев т.г. 154,6 млрд. рублей, или 150,9% к уровню соответствующего периода прошлого года.

Единого социального налога за 8 месяцев т.г. поступило 386,52 млрд. руб. Темп роста поступивших средств за указанный период текущего года по сравнению с поступлениями страховых взносов в фонды за этот же период прошлого года составил 126,5%.

Вместе с тем, применение отдельных положений Налогового кодекса вызывает объективные сложности как у налоговых органов, так и у налогоплательщиков. Итоги работы 8 месяцев текущего года обозначили первоочередные проблемы по методологии новых налогов, решение которых связано с совершенствованием законодательства.

Например, Кодексом введен институт освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость. Однако, порядок возврата налогоплательщиков на обычную систему налогообложения не установлен.

Не определены особенности исчисления НДС при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) в рамках совместной деятельности и доверительного управления имуществом.

Наличие разных систем налогообложения привело к тому, что не установлен конкретный порядок применения налоговых вычетов для субъектов малого предпринимательства при приобретении и реализации товаров (работ, услуг) для тех периодов, когда они переходят на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, а также возвращаются к общеустановленной системе.

Осуществлен переход на взимание косвенных налогов со странами СНГ по принципу страны назначения, но не предусмотрен механизм налогообложения товаров (работ, услуг), реализуемых во взаимной торговле между Российской Федерацией и Республикой Беларусь после 1 июля 2001 года.

Наличие в Кодексе подобных пробелов и противоречий является причиной возникновения множества конфликтных ситуаций.

Особого внимания заслуживает проблема применения нулевой ставки и. возмещения НДС.

Согласно законодательству экспортеры не уплачивают налог на добавленную стоимость в бюджет при реализации продукции на экспорт и получают возмещение из бюджета сумм налога, уплаченного поставщикам.

Контроль за обоснованным возмещением входного налога на добавленную стоимость, уплачиваемого поставщикам материально-технических ресурсов, использованных при производстве и реализации экспортной продукции, выдвигается в разряд приоритетных государственных задач.

Налоговыми органами в ходе контрольной работы выявлены основные типовые схемы, применяемые недобросовестными налогоплательщиками для неправомерного возмещения НДС по операциям от экспорта:

- представление в налоговые органы сфальсифицированных документов, подтверждающих реализацию товаров на экспорт;

- под одну реальную отправку экспортного .товара через комиссионера предъявляются документы на возмещение (зачет) одних и тех же сумм входного налога на добавленную стоимость из бюджета несколькими комитентами;

- вывозится продукция по заниженным ценам, хотя при этом искусственно через цепочку нескольких перепродавцов завышается входной налог на добавленную стоимость;

- создаются фирмы-однодневки для проведения разовых сделок на крупные суммы возмещения входного налога на добавленную стоимость. Реальной уплаты в бюджет сумм налога на добавленную стоимость по таким операциям не производится.

В соответствии с действующим законодательством экспортер не несет ответственности за своих поставщиков. При наличии документов, подтверждающих факт реального экспорта, у налоговых органов нет формальных оснований для отказа в возмещении даже в том случае, если все материалы указывают на мошеннический характер операции. Законодательством не предусмотрено продление сроков принятия решений по возмещению сумм налога на добавленную стоимость даже при возбуждении уголовных дел. Более того, в соответствии с нормами Налогового кодекса при нарушении установленных сроков возмещения на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты.

Поскольку законодательство напрямую не связывает обязанность государства по возмещению налога на добавленную стоимость при экспорте с фактом уплаты налога на добавленную стоимость поставщиками и производителями, арбитражными судами принимаются решения о возмещении экспортерам суммы названного налога при отсутствии его реального поступления в бюджет.

Существующая ситуация позволяет недобросовестным налогоплательщика уходить от налогообложения и необоснованно изымать из бюджета значительные денежные средства.

Так, только в Москве в 2000 году эта сумма составила около 3 миллиардов рублей.

По сравнению с прошлым годом суммы возмещения НДС выросли более чем в 3,7 раза и составили по состоянию на 1 сентября 136,2 млрд. рублей против 36,4 млрд. рублей в январе-августе 2000 года.

В качестве мер, направленных на защиту финансовых интересов государства, предлагается рассмотреть возможность внесения в Кодекс изменений и дополнений, предусматривающих:

возмещение (зачет, возврат) сумм налога, уплаченных налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг), использованных для производства и реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, только после представления налогоплательщиком документов, подтверждающих уплату в бюджет сумм налога поставщиками;

увеличение сроков проверки документов, подтверждающих правомерность применения ставки 0 процентов - и возмещения НДС, для проведения дополнительных контрольных мероприятий.

Серьезные проблемы в сфере налогообложения акцизами нефтепродуктов связаны с реализацией некачественных автомобильных бензинов, изготовленных на АЗС и нефтебазах кустарным способом путем смешения "безакцизного" прямогонного бензина, приобретаемого ими нелегальными путями, с высокооктановыми добавками.

Для пресечения возможности уклонения от налогообложения автомобильных бензинов, полученных с использованием технических и прямогонных бензинов и усиления контроля за производством и оборотом этих товаров, необходимо включение всех видов бензина, в том числе технического и прямогонного, в перечень подакцизных товаров. Реализация этой меры позволила бы в значительной степени снизить экономическую заинтересованность недобросовестных производителей в нелегальном производстве автомобильных бензинов с использованием некачественного сырья.

Еще большие трудности с поступлением в бюджет акцизов по нефтепродуктам возникнут в случае, если на законодательном уровне будет положительно решен широко дискутируемый в настоящее время вопрос о переносе уплаты налогов, связанных с реализацией нефтепродуктов, из сферы производства в сферу потребления.

В настоящее время благодаря ограниченному и практически стабильному количеству налогоплательщиков по нефтепродуктам, установлен действенный контроль по вопросам полноты, правильности и своевременности уплаты ими акцизов в бюджет.

Механизм уплаты налога в сфере потребления создаст неограниченные .возможности нелегального получения "безналогового" бензина, что неизбежно породит различного рода злоупотребления на рынке бензина. Покупатели же в сфере потребления бензина любыми способами будут скрывать факты получения подакцизных нефтепродуктов: либо путем их неоприходования, либо оплаты за наличный расчет, либо использования поддельных документов, фиктивных адресов, вымышленных названий организаций, ложных паспортных данных и т.д., - в результате чего установить конечного потребителя продукции и его местонахождение не удастся даже в ходе оперативно-розыскных мероприятий.

Требуется срочное внесение поправок в Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”, связанных с включением в указанный закон норм, регламентирующих маркировку алкогольной продукции региональными специальными марками. В связи с исключением указанных норм из главы 22 Налогового кодекса у налоговых органов нет оснований для предъявления требований к налогоплательщикам об обязательной маркировке алкогольной продукции указанными марками и, соответственно, для взимания авансовых платежей по акцизам.

Необходимо внести изменения и в сроки представления налоговой декларации. Это вызвано тем, что установленный срок уплаты акцизов (не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным) может наступить раньше, чем срок представления декларации, например, если в месяце 31 день, а основанием для записи в лицевом счете плательщика причитающихся к уплате в бюджет сумм акцизов являются данные налоговой декларации.

Практика применения главы “Налог на доходы физических лиц” показывает, что изменение законодательства о налогообложении физических лиц, имеет и положительные, и отрицательные стороны.

К положительным факторам можно отнести:

снижение налоговой нагрузки физических лиц, т.е. отказ от прогрессивного налогообложения в зависимости от полученной суммы дохода и введение единой минимальной ставки в размере 13 процентов практически по всем видам доходов;

упрощение порядка расчета налога (введение фиксированных стандартных налоговых вычетов, отмена страховых взносов в Пенсионный фонд в размере 1%).

Все это в значительной степени упрощает работу бухгалтеров организаций и способствует уменьшению ошибок в исчислении налога налоговыми агентами.



Имеется достаточно широкий спектр налоговых льгот и вычетов, предоставляемых физическим лицам и уменьшающих их налоговую базу. Более того, по мнению Министерства, целесообразно расширить сферу применения социально направленных льгот. Например, включить в круг лиц, имеющих право на получение стандартного налогового вычета, такие категории как физические лица, пострадавшие вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, военнослужащие, выполнявшие интернациональный долг в Республике Афганистан и продолжающие военную службу.

Для стимулирования инвестирования доходов граждан возможно рассмотреть вопрос о том, чтобы не определять материальную выгоду в случае предоставления физическим лицам займов (кредитов) на льготных условиях для приобретение жилья на основании законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В части совершенствования данной главы, создания баланса прав налогоплательщиков и налоговых органов, предлагается предусмотреть возможность предоставления социальных и имущественных налоговых вычетов источником выплаты дохода в течение налогового периода.

В настоящее время эти налоговые вычеты предоставляются только при подаче налоговой декларации. С одной стороны, прерогатива предоставления социальных и имущественных вычетов налоговыми органами способствует концентрации учета льгот, получаемых физическими лицами. С другой стороны - значительно увеличивает нагрузку налоговых органов, что требует дополнительных финансовых и трудовых затрат. Это положение приведет к тому, что в 2002 году более 13 млн. налогоплательщиков будут вынуждены обратиться в налоговые органы с налоговыми декларациями для возврата налога в связи с их правом на получение социальных и имущественных налоговых вычетов. Сумма возврата составит порядка 20 млрд. рублей. Такой порядок создает определенные трудности и для граждан, так как указанными вычетами они смогут воспользоваться только через год.

Кроме того, право предоставления стандартного налогового вычета в размере должно быть предоставлено любому налоговому агенту, а не только работодателю. Согласно действующей редакции Кодекса с выплат физическим лицам, в том числе неработающим пенсионерам, инвалидам, производимым по разовым гражданско-правовым договорам, удерживается налог со всей суммы выплаты без предоставления стандартных вычетов, для получения которых необходимо подать декларацию по окончании налогового периода. То есть налогоплательщик своевременно не получает стандартные вычеты, если организация не является для него работодателем.

Следует возложить обязанность по налогообложению материальной выгоды по выданным физическим лицам заемным средствам на налогового агента, а не налогоплательщика. Практика показывает, что значительно высокая ставка налога на доход в виде материальной выгоды и отсутствие, зачастую, должной сознательности налогоплательщика своевременно и добросовестно исчислять налог с такой материальной выгоды, затрудняет налоговый контроль и приводит к потерям бюджета.

В связи с установлением ставки налога на прибыль в размере 24% и с учетом действующего зачета по налогу на доходы физических лиц, ставка налога на дивиденды, выплачиваемые физическим лицам, составит только 6 процентов. Это повлечет создание новой схемы ухода от налогообложения в виде оплаты труда дивидендами.

В связи с чем предлагается установить ставку налога по этому виду дохода в размере 13 процентов.

Введение единого социального налога позволило обеспечить унификацию налоговой базы для уплаты взносов во все фонды, установить единый порядок ее определения для налогоплательщиков и снизить общий размер отчислений в фонды.

Применение на практике главы 24 Кодекса вызывает у налоговых органов ряд проблем, которые можно объединить в два крупных блока:

- значительное увеличение налоговой отчетности;

- несовершенство законодательства по этому налогу, в первую очередь касающегося определения объекта налогообложения и налоговой базы.

Налоговые органы ежемесячно проводят, работу по приему от налогоплательщиков расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу и осуществляют их камеральные проверки. Ведут 9 лицевых счетов по каждому налогоплательщику в отдельности, в том числе 4 лицевых счета по уплате налога в фонды и 5 лицевых счетов по задолженности плательщиков по страховым взносам в фонды, включая Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

Расчеты по авансовым платежам по единому социальному налогу как правило представляются налогоплательщиками на бумажных носителях, что значительно увеличило документооборот. Например, в налоговых инспекциях г. Москвы нагрузка по приемке расчетов по авансовым платежам на одного работника, занимающегося единым социальным налогом, каждый месяц в среднем составляет свыше 2000 расчетов.

Дополнительную нагрузку испытывает и налогоплательщик, который ранее отчетность в фонды сдавал ежеквартально.

Таким образом, ежемесячное представление расчетов по авансовым платежам неоправданно загружает и налоговые органы и налогоплательщиков.

По мнению МНС России, целесообразно перейти на квартальную отчетность. Для этого следует признать отчетным периодом по единому социальному налогу квартал, сохранив обязанность уплаты ежемесячных авансовых платежей.

В настоящее время выплаты в пользу работников, производимые за счет средств, остающихся у организаций после уплаты налога на прибыль, единым социальным налогом не облагаются.

В результате возникают проблемы не столько налогового, сколько социального характера, так как работники подразделений, которые содержатся за счет прибыли, не могут рассчитывать на адекватное по сумме полученных ими доходов пенсионное и медико-социальное обеспечение.

Такую же социальную значимость имеет ситуация, при которой единым социальным налогом облагаются безвозмездные выплаты, производимые благотворительными и иными некоммерческими организациями в пользу физических лиц, а также гранты, предоставляемые международными и иностранными организациями.

Министерство полагает необходимым исключить из Кодекса соответствующие нормы.

Существующие сложности в налоговом администрировании во - многом объясняются тем обстоятельством, что налоговая система Российской Федерации находится в стадии формирования. Полнота правового регулирования налоговых отношений будет достигнута с введением в действие в полном объеме части второй Кодекса, которой устанавливаются порядок исчисления и уплаты федеральных налогов и сборов, принципы налогообложения по региональным и местным налогам и сборам, а также специальным налоговым режимам.

Кодекс является законом прямого действия и не допускает регулирование элементов налогообложения подзаконными актами. Права и обязанности участников отношений закреплены законодательно. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти носят подзаконный характер и не могут изменять или дополнять законодательство.

Данные положения относятся к основным началам законодательства о налогах и сборах и призваны гарантировать стабильность условий предпринимательской деятельности.

В условиях нового законодательства важнейшим звеном налоговой реформы становится укрепление системы налогового администрирования при безусловном соблюдении прав и законных интересов налогоплательщика.

Предстоит большая работа по модернизации налоговых органов. Впервые в качестве приоритетов выдвигается задача изменения работы налоговых органов всех уровней в направлении улучшения обслуживания налогоплательщиков при одновременном упрощении исполнения налоговых обязательств.

Конечной целью соответствующих законодательных и организационных мероприятий должно стать снижение налогового бремени на честных налогоплательщиков с одновременным усилением государственного воздействия на неплательщиков налогов.

Прошу Вас, уважаемые депутаты, поддержать усилия Министерства в этой работе.

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА