На главную страницу

Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде


Контактные телефоны и адрес Фонда

Форум

Написать письмо юристу Фонда



Налоговая реформа

Налог на прибыль

Единый налог на вмененный доход


Дерегулирование экономики

Маркирование и сертификация товаров и услуг

Защита прав потребителя


Малый и средний бизнес

Порядок возмещения экспортного НДС

Незаконные действия по отношению к предпринимателям

Соц. политика и предпринимательство


Деятельность Фонда

Программа Фонда





Позиция фонда: Налоговая реформа

РЕКОМЕНДАЦИИ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ "Практика применения части второй Налогового кодекса Российской Федерации: влияние на наполнение бюджетной системы, работу налоговых органов и положение налогоплательщиков"

С введением в действие части второй Налогового кодекса РФ был сделан важный шаг по дальнейшему реформированию налоговой системы России. Произведено снижение налоговой нагрузки на доходы физических лиц, с введением единого социального налога унифицированы правила уплаты обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды, а также снижена совокупная ставка таких платежей и введена регрессивная шкала налоговых ставок. Реализован ряд мер по повышению социальной направленности налогообложения (например, в части социальных налоговых вычетов). При этом, в условиях общего снижения налогового бремени поступления в бюджет продолжают увеличиваться. В целом практика применения новых налоговых норм в 2001 году показала, что часть вторая Налогового кодекса РФ является дееспособным документом, создающим реальную основу для построения в России стабильной и эффективной налоговой системы.

В то же время, анализ споров между налоговыми органами и налогоплательщиками, возникающих в правоприменительной практике, а также предложения, поступающие от организаций и индивидуальных предпринимателей, позволяют сделать вывод о необходимости дальнейшей работы в области корректировки норм законодательства о налогах и сборах, в том числе и глав 21-24 Налогового кодекса РФ.

Одной из проблем, имеющих серьезное значение как для государства, так и для налогоплательщиков, является вопрос возмещения сумм налога на добавленную стоимость по экспортным операциям. Налоговые органы обращают внимание на большие объемы так называемого лжеэкспорта, которые приводят к значительным потерям бюджета. В то же время, многие налогоплательщики считают ситуацию, связанную с неоправданным затягиванием сроков возврата НДС экспортерам, неприемлемой и не позволяющей в полной мере реализовать нормы главы 21 в части возврата (зачета) сумм НДС по экспорту. В связи с этим, очевидно, необходимо комплексное решение данной проблемы, которое, с одной стороны, учитывало бы интересы государства и снижало возможности фиктивных экспортных операций (в том числе путем ужесточения ответственности за предоставление недостоверных сведений), и, с другой стороны, предусматривало бы существенное упрощение процедуры возмещения для добросовестных экспортеров.

Кроме того, в свете решений, принятых в текущем году в части налога на прибыль организаций, а также учитывая провозглашенные принципы налоговой реформы, возможно рассмотрение вопроса о снижении ставки НДС с одновременным существенным сокращением либо полной отменой действующих налоговых преференций.

В рамках части второй Налогового кодекса РФ с 1 января текущего года была введена в действие глава 22, определяющая порядок исчисления и уплаты акцизов. Предусмотренные в ней нормы о введении института акцизных складов были призваны уменьшить налоговое бремя на производителей и создать стимулы для увеличения на рынке доли высококачественной продукции, а также снять существующие региональные границы для движения алкогольной продукции. Однако, в силу того, что Правительством Российской Федерации не были своевременно приняты меры по правовому урегулированию соответствующих мероприятий, реализация данных норм на практике была в значительной степени затруднена, что не позволило в полной мере реализовать поставленные задачи.

Негативные последствия имеет в настоящее время и неопределенность, сложившаяся в связи с внесением изменений в главу 22 в части маркировки алкогольной продукции специальными региональными марками и иной маркировкой. Для решения сложившейся ситуации необходимо ускорить принятие соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

Определенной корректировки требуют и нормы главы 23, описывающие порядок налогообложения доходов физических лиц. Необходимо рассмотреть вопрос о смягчении налогового режима в отношении ссуд (ипотечных кредитов), получаемых гражданами для улучшения своих жилищных условий на строительство (приобретение) жилья, поскольку к категории налогоплательщиков, имеющих в соответствии с законодательством право на получение льготного займа (кредита) относятся социально незащищенные слои населения, не имеющие возможности уплачивать проценты по заемным средствам. Кроме того, требует решения и проблема налогообложения выигрышей по лотереям, поскольку введение 35-процентной налоговой ставки по данному виду доходов вызвало резко негативную реакцию населения.

Возникают споры между налогоплательщиками и налоговыми органами по вопросам применения положений о режиме налогообложения по страховым операциям. В первую очередь это относится к проблематике определения облагаемого дохода по договорам медицинского страхования. Требует решения вопрос налогообложения выплат, осуществляемых садоводческими и иными подобными объединениями граждан наемным работникам. Существуют и иные проблемы в области налога на доходы физических лиц, решение которых позволит в более полной мере реализовать принцип справедливости налогообложения.

В то же время необходимо отметить, что уже в течение 2001 года были сняты отдельные вопросы в данной сфере. Так, решена проблема налогообложения срочных пенсионных вкладов, вызывавшая в первые месяцы значительное количество обращений пенсионеров. Вступил в действие федеральный закон, уточняющий порядок уплаты налога в отношении выигрышей в казино. Таким образом, имеет место оперативное законодательной регулирование вопросов налогообложения.

Серьезную работу следует провести в отношении единого социального налога. Позитивные новации в области налогообложения фонда оплаты труда, такие как снижение совокупной налоговой нагрузки и введение регрессивной шкалы налоговых ставок, являются недостаточными и реформирование в данной области должно быть продолжено. В первую очередь необходимо рассмотреть вопрос о дальнейшем снижении предельной ставки социального налога, поскольку установленный в настоящее время уровень является чрезмерно высоким, не позволяя кардинально решить вопрос о легализации заработной платы. К первоочередным можно также отнести и меры по облегчению доступа налогоплательщиков к пониженным налоговым ставкам. Следует снизить пороговую величину налоговой базы в среднем на одного работника, являющуюся условием применения регрессивной шкалы и составляющую в настоящее время 50 000 рублей. Соответствующие законодательные нормы должны быть приняты уже в этом году с тем, что бы с учетом положений статьи 5 части первой Налогового кодекса РФ они могли вступить в силу с 1 января следующего года.

С целью повышения эффективности регрессивной шкалы налоговых ставок целесообразным представляется также снижение предельного размера выплат, с которого начинаете” понижение ставок, например, с ныне действующего 100 000 рублей до 75 000 рублей.

Вопрос о налогообложении благотворительных и иных некоммерческих организаций по выплатам, производимым ими безвозмездно в пользу физических лиц, и также в отношении грантов, предоставляемых физическим лицам, также подлежит обсуждению. Требует уточнения и порядок исчисления и уплаты единого социального налога организациями, в состав которых входят обособленные подразделения.

Важным с точки зрения социальной направленности налогообложения является вопрос о корреляции льгот для инвалидов и их права на государственное пенсионное обеспечение. Учет требований пенсионного законодательства приводит и к необходимости рассмотрения вопроса сочетания единого социального налога и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, в составе которого уплачиваются платежи в государственные внебюджетные фонды. Существуют и иные вопросы, требующие внимания законодателя.

В целом, подводя итоги обсуждения практики применения части второй Налогового кодекса РФ. можно отметить, что нормы четырех глав данного документа сыграли положительную роль в развитии налоговой системы России. Однако, основные направления налоговой реформы, определенные с принятием н введением в действие данного законодательного акта, должны найти более четкое отражение путем уточнения положений Кодекса в направлении дальнейшей либерализации и упрощения налоговой системы, а также улучшения налогового администрирования.

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА