На главную страницу

Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде


Контактные телефоны и адрес Фонда

Форум

Написать письмо юристу Фонда



Налоговая реформа

Налог на прибыль

Единый налог на вмененный доход


Дерегулирование экономики

Маркирование и сертификация товаров и услуг

Защита прав потребителя


Малый и средний бизнес

Порядок возмещения экспортного НДС

Незаконные действия по отношению к предпринимателям

Соц. политика и предпринимательство


Деятельность Фонда

Программа Фонда





Позиция фонда: Налоговая реформа


ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ В СТРАНЕ: ТЕНДЕНЦИИ

Направления, по которым ведется работа по реформированию экономики, представляются верными. Однако их практическая реализация оставляет желать лучшего. Основным бедствием наших реформ является недостаточная решительность при их проведении, принятие половинчатых мер, которые не позволяют достичь желаемых результатов при верном общем направлении. Отсюда может возникать ошибочная иллюзия о неэффективности предлагаемых решений.

Это особенно наглядно иллюстрирует анализ реформ налогового законодательства.

Положительным фактором стало введение Нового налогового кодекса как закона прямого действия, не предполагающего инструктивного механизма. Но редакция закона вызывает затруднения даже у специалистов вследствие ребусности изложения и многочисленных отсылок к другим статьям. Закон прямого действия предполагает такую степень подробности и простоты изложения, которая делает его доступным для понимания и не нуждающимся в дополнительных разъяснениях. Этого нельзя сказать о новом НК.

С 1 января 2001 г. в сфере налогообложения произошло три важнейших положительных изменения: налог на доходы физических лиц уменьшился до 13% и налоги с оборота упали с 4% до 1% (налог на содержание жилфонда отменен), и была введена регрессивная шкала по единому социальному налогу.

Плоская шкала по налогу на доходы - это позитивный фактор с точки зрения инвестиционной привлекательности и легализации крупных доходов. Но высокие доходы, к сожалению, получает небольшой процент населения. Доходы основной части населения и прежде не подпадали под прогрессивный подоходный налог. Поэтому это важное для экономики решение не стало ощутимым для большинства граждан.

Снижение налогов с оборота с 4% до 1% - серьезное позитивное изменение, это уменьшило налоговый пресс на производственные, обрабатывающие, неторговые предприятия, увеличило конкурентоспособность отечественных товаров. Однако, налог с продаж (тоже налог с оборота) вырос до 5%, что стало особенно ощутимым для розничной торговли и сферы услуг. Взимание налога с продаж одновременно с НДС (налога с той же налогооблагаемой базой) не применяется нигде в мире, это - негативный фактор, препятствующий выводу экономики из тени. Заверения в его отмене с 2004 г. позволяют надеяться на начало хотя бы с этого времени процесса легализации теневого предпринимательского сектора. Введение ЕСН (единого социального налога) фактически означало унификацию налоговой базы, что само по себе хорошо. Но отчетность по нему еще более усложнилась: теперь бухгалтерам приходится сдавать отчеты не только в фонды, но и в налоговую инспекцию. Высокий порог не позволяет воспользоваться регрессивной шкалой ЕСН даже таким крупным предприятиям, как "КамАЗ" и "АвтоВАЗ. Есть сообщения, что правительство планирует внести на рассмотрение Госдумы РФ ряд поправок в этот налог, снижающих порог действия регрессивной шкалы. Необходимо значительное снижение пресса единого социального налога для легализации выплат огромного количества заработных плат. При этом несомненно будет наблюдаться еще более значительный рост поступлений в бюджет по этому налогу, который уже удивил многих по итогам первого квартала. При существующем пороге для многих компаний полная уплата этого налога все еще означает если и не мгновенную смерть, то постепенное умирание бизнеса.

Недавно принятая Госдумой глава о налоге на прибыль наряду с положительными моментами также содержит ряд положений, вызывающих жесткую критику. Так, если будет принят переход на метод начислений налогов по факту отгрузки товара потребителю (а не по оплате), то пострадает, прежде всего, малый бизнес, который не имеет накоплений для предварительной уплаты налога.

Очень важное заявление сделал первый замминистра финансов Сергей Шаталов. Он согласился, что надо снизить ставку налога на прибыль с 35 до 25% при отсутствии всяких льгот. Такое решение будет создавать равные для всех прозрачные правила игры, снижать налоговую нагрузку, стимулировать развитие производства. Однако пока налоговая реформа в России идет совсем другим путем - налоговая нагрузка на экономику заметно не снижается, все сводится к переписыванию законодательства, перераспределению действующих льгот. Несмотря на некоторый рост налоговых платежей, говорить о начале выхода российского бизнеса из тени пока не приходится. Основная масса предпринимателей по-прежнему не доверяет действиям власти в налоговой сфере и ждет от нее более четких сигналов.

Увеличение с нового года срока возврата НДС экспортерам с 10 дней до 3 месяцев создало некоторые проблемы экспортерам.

Хорошей новостью для налогоплательщиков стало известие о подписании президентом закона, вносящего изменения в НК и создающего благоприятный налоговый режим для физических лиц - участников рынка ценных бумаг.

Курс на снижение тарифов импортных пошлин и работа над Таможенным Кодексом, соответствующим нормам ВТО, представляется очень позитивным фактом. Отрадно также то, что Правительство в июне подняло вывозную ставку таможенной пошлины на сырую нефть и нефтепродукты до 30,5 евро за тонну, которая - по непонятным причинам, на фоне благоприятной ценовой конъюнктуры, - во втором полугодии 2000 года была снижена с 34 до 22 евро за 1000 кг.

Положительным моментом в последних действиях государства является их направленность на диалог с предпринимательством и привлечение общественных предпринимательских организаций к отдельным этапам разработки законов по снятию административных барьеров. Участие общественных организаций предпринимателей и потребителей в постоянно действующих межведомственных комиссиях при органах исполнительной власти станет эффективным механизмом дебюрократизации. К функциям таких комиссий предполагается отнести досудебное урегулирование споров по результатам государственного контроля и надзора. Также с их помощью можно осуществить анализ нормативной базы контролирующих ведомств с целью выявления тех норм, которые противоречат здравому смыслу и подлежат отмене.

Но есть ряд проблем, которые реформы по дерегулированию незаслуженно обходят вниманием.

Это, прежде всего, проблема марок с учетной информацией к знакам соответствия (введенных в действие инструкцией о порядке маркирования…) от 17 марта 1999 г и Порядок учета, хранения и продажи марок с учетной информацией к знаку соответствия от 31 марта 1999 г).

Изначально марки с учетной информацией планировались как механизм отслеживания товаров от импортера до конечного продавца. Однако введенные позже в счета-фактуры обязательные поля "ГТД" отслеживают эту связь лучше, так как действуют не на момент конкретной операции, а в течение пяти лет. Марки, в отличие от пункта в счетах-фактурах, добавляет к цене каждого изделия компьютерной и бытовой техники 1 доллар США, которые идут не в госбюджет, а коммерческой фирме, что кажется странным.

Налицо дублирование регулирования, сопровождающееся очевидным для всех фактом получения баснословной прибыли производителем марок, причем зарубежным.

Следующей проблемой является создание новых административных барьеров во время борьбы с ними. Ярким примером здесь может служить постановление правительства № 265 от 5.04.01г.

И наверно это непоследовательность в действиях отдельных министерств, что вместо регулирования приводит к хаосу. Основным примером здесь могут служить распоряжения ГТК в начале года, когда в течение нескольких месяцев они то издавались то приостанавливались то отменялись следующими. Все это привело к очень тяжелой ситуации с импортом и соответственно со всем импортнозависимым бизнесом.

Поскольку Дума завершает работу над законом о валютном регулировании, предполагающем либерализацию ряда внешнеэкономических операций, приятно было услышать от президента, что он разделяет эти подходы.

Принята очень важная, 17-я глава Гражданского кодекса, которая дает право оборота и залога земли несельскохозяйственного использования пользователь своей земли, имеющий право запускать ее в оборот. Ускорение начала земельной реформы представляется необходимым.

Большая надежда возлагается на начавшуюся реформу судебной системы. Это важнейший фактор создания в стране эффективной экономики и формирования законопослушного менталитета граждан. Необходимо, чтобы торжество закона пришло на смену принципу "кто сильнее, тот и прав" на смену торжеству силы - не только физической, но и силы денег и связей - над законом.

Наибольшее значение имеет вовлечение общества в процесс преобразований в стране. Тот факт, что общественное движение набирает силу, общественные организации, действующие на одном и том же поприще, консолидируются и налаживают диалог с властью, позволит обеспечить обратную связь во взаимоотношениях общества и власти.

Управляющая Фондом - Крылова Дина Владимировна

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА