На главную страницу

Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде


Контактные телефоны и адрес Фонда

Форум

Написать письмо юристу Фонда



Налоговая реформа

Налог на прибыль

Единый налог на вмененный доход


Дерегулирование экономики

Маркирование и сертификация товаров и услуг

Защита прав потребителя


Малый и средний бизнес

Порядок возмещения экспортного НДС

Незаконные действия по отношению к предпринимателям

Соц. политика и предпринимательство


Деятельность Фонда

Программа Фонда





Позиция фонда: Налоговая реформа


См. также Комментарий В. Похмелкина к выступлению министра

МИНИСТР РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ Г.И. БУКАЕВ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ДЕПУТАТОВ ГД

Из стенограммы Государственной Думы ФС, 4 апреля 2001 года

О соблюдении прав налогоплательщиков при осуществлении налогового администрирования.

Спасибо, уважаемые депутаты. Сейчас мы с вами переходим к "правительственному часу". О соблюдении прав налогоплательщиков при осуществлении налогового администрирования. Доклад министра Российской Федерации по налогам и сборам Геннадия Ивановича Букаева. Пожалуйста, Геннадий Иванович, на трибуну.

Напоминаю, первым задаст вопрос инициатор - депутат Похмелкин, после этого мы запишемся, и потом пять минут выступления. (Шум в зале.)

Коллеги, пожалуйста, присядьте.

Артур Николаевич, попросите, чтобы депутаты сели.

БУКАЕВ Г. И., министр Российской Федерации по налогам и сборам.

Уважаемый Председатель, уважаемые депутаты! Введение в действие с 1 января 1999 года части первой Налогового кодекса Российской Федерации существенно укрепило права налогоплательщиков при осуществлении налогового администрирования. Связано это прежде всего с законодательным принципом установления прав и обязанностей участников отношений, регулирующим законодательство о налогах и сборах. Кодекс регулирует все стадии налоговых отношений, устанавливает виды взимаемых налогов и сборов, определяет основания возникновения, изменения, прекращения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов, закрепляет права и обязанности налогоплательщиков, налоговых агентов и других участников налоговых отношений.

Основной гарантией соблюдения прав налогоплательщиков является требование, предъявляемое Налоговым кодексом к актам законодательства о налогах и сборах, касающееся как содержания, так и порядка введения их в действие. Согласно кодексу федеральные органы исполнительной власти могут издавать свои нормативные акты только по тем вопросам, которые специально оговорены в Налоговом кодексе и по которому законодатель считает необходимым передать свои права по регулированию налоговых отношений. Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти носят подзаконный характер и не могут изменять или дополнять законодательство по налогам и сборам. Принятие инструкций о порядке исчисления уплаты налогов кодексом не предусмотрено. Изданные МНС России в целях единообразия применения законодательства методологические указания являются обязательными только для подразделений министерства, а для налогоплательщиков носят рекомендательный характер. Таким образом, принятие Налогового кодекса усиливает позицию налогоплательщиков и обязывает налоговые органы постоянно совершенствовать свою работу.

Значительное место в кодексе отводится регламентированию налогового администрирования, которое представляет собой комплекс форм и методов контроля, осуществляемого налоговыми органами. Основными элементами налогового администрирования является контроль за исполнением налогоплательщиками обязанностей по уплате налогов и применение принудительных мер взыскания. Наибольшее количество конфликтов возникает при осуществлении такой формы налогового администрирования, как налоговые проверки. У нас их три вида: камеральные, выездные и встречные. Кодекс ограничивает тремя годами период хозяйственной деятельности, который может быть охвачен налоговой проверкой, а также устанавливает запрет на проведение повторных проверок по одним и тем же налогам за уже проверенный налоговый период. В целях оптимального отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок налоговыми органами используется система, основанная на результатах предварительного анализа всей имеющейся у налоговых органов информации о плательщике.

Особенностью кодекса является наличие большого количества процессуальных норм. Например, в целях обеспечения полноты проверки должностное лицо налогового органа вправе проводить инвентаризацию имущества, производить осмотр территорий, помещений и предметов, привлекать экспертов, истребовать необходимые для проверки документы, изымать по акту у налогоплательщика или иного обязанного лица документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений. При этом процедура совершения всех соответствующих действий в ходе налоговых проверок впервые регламентирована в законодательстве о налогах и сборах, в статьях 90 и 98 кодекса.

При проведении контрольных мероприятий налоговые органы стремятся обеспечить дифференцированный подход, исходя из налоговой истории налогоплательщика. В частности, при решении вопроса о возмещении налога на добавленную стоимость налоговые органы применяют ускоренную проверку в отношении традиционных экспортеров.

Кодекс устанавливает обязательность соблюдения налоговыми органами специального порядка урегулирования спора путем направления налогоплательщику требования об уплате налога. Подробно регламентирована процедура привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Предусмотрено положение о сроках давности привлечения к ответственности и сроках обращения в суд с иском о взыскании налоговых санкций.

Предусмотрен исключительный судебный порядок для взыскания санкций. К сожалению, следует отметить, что это не всегда эффективно при существующей высокой загрузке судебной системы. Так, за 2000 год общее количество споров по жалобам и искам налогоплательщиков к налоговым органам возросло на 20 процентов по сравнению с 1999 годом. Рост исков к налогоплательщикам составил 57 процентов. Вместе с тем практика показывает, что эффективным способом разрешения возникших разногласий может стать механизм досудебного регулирования споров с целью нахождения компромисса между сторонами. Рассмотрение жалоб, поданных налогоплательщиками в административном порядке, позволяет избежать судебных расходов как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны государства. При этом средний по России процент удовлетворения жалоб составляет 34.

К руководителям и должностным лицам налоговых органов, решения, действия или бездействие которых в установленном порядке признаны незаконным, применяются меры дисциплинарного взыскания. Так, в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей к нему могут применяться следующие меры дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.

Так, за 1998 год было вынесено всего 14 дисциплинарных взысканий руководителям управлений Министерства по налогам и сборам по субъектам и их заместителям, один был уволен, а в 2000 году - 71 дисциплинарное взыскание и также один руководитель был уволен. Рост взысканий вызван возрастающими требованиями к профессионализму руководителей министерства в части работы с налогоплательщиками. В результате работы правоохранительных органов в 1998 году в отношении работников налоговых органов было возбуждено 226 уголовных дел, в том числе за злоупотребление должностными полномочиями - 57, за превышение должностных полномочий - 7. В 2000 году возбуждено 228 уголовных дел, 37 - за злоупотребления и 10 - за превышение.

Уровень правовой грамотности и добросовестности налогоплательщиков является важным фактором реализации налоговой реформы. Налогоплательщикам необходимо создавать условия для беспрепятственного получения сведений и документов, а также обоснованных правовых советов по выполнению ими обязанностей по исчислению и уплате налогов. Право налогоплательщиков на информацию увязано с обязанностями налоговых органов. А именно: предоставлять налогоплательщикам по месту их учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков и полномочиях налоговых органов и должностных лиц; предоставлять письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, при этом выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, полученных от налоговых органов, является обстоятельством, исключающим вину в совершении налогового правонарушения; ответы на письменные запросы налогоплательщиков предоставляются бесплатно. Бесплатность является гарантией реализации налогоплательщиком своих прав. Это проявляется, в частности, при проведении налогового контроля, обеспечении бланками, налоговыми декларациями, постановке на учет, снятии с учета и так далее.

В системе создано 44 региональных интернет-сайта, есть федеральный интернет-сайт "nalog.ru" (сегодня, кстати, второй по посещаемости в целом) и 25 собственных изданий - газет и журналов. В ряде регионов введен пробный курс школьной программы "Налоги и налогообложение". В вузах России уже введена специальность - у нас своя появилась - "Налоги и налогообложение".

В отношении периода проведения декларационной кампании можно такие цифры привести: в 2000 году было создано более 10 тысяч консультационных пунктов, осуществлено более 50 тысяч выступлений в СМИ и так далее.

В настоящее время министерство приступило к проведению кампании по информированию налогоплательщиков о 13-процентной ставке налога на доходы, введенной с 1 января. Использоваться будет наружная реклама в 45 регионах.

Реализация положений Налогового кодекса вызывает в настоящее время объективные сложности как у налоговых органов, так и у налогоплательщиков. Рост числа налогоплательщиков, появление новых объектов налогообложения, включение в Налоговый кодекс положений, связанных с регулированием платежей, поступающих в государственные внебюджетные фонды, свидетельствуют о росте объема проводимой налоговыми органами работы.

Следует отметить, что уровень налоговых поступлений в бюджеты в последние годы постоянно увеличивается. Так, за 1998 год в консолидированный бюджет России поступило 525 миллиардов, в федеральный - 193. В 1999 году поступления в консолидированный бюджет увеличились на 70 процентов и составили 891 миллиард, в федеральный поступило 364. И в прошлом году в консолидированный бюджет поступило уже 1,4 триллиона, что в 1,6 раза превышает поступления в 1999 году, и сумма налоговых сборов, поступивших в федеральный бюджет, составила 637 миллиардов. За первые два месяца текущего года в консолидированный бюджет поступило 229 миллиардов рублей, что составляет к уровню прошлого года 157 процентов. Сумма налоговых сборов, поступивших за этот период в федеральный бюджет, составила 126 миллиардов, или, к уровню прошлого года, 154 процента. По предварительным данным, в марте текущего года в федеральный бюджет при задании 69 поступил 71 миллиард.

Основная часть поступлений в консолидированный бюджет в январе - феврале 2001 года была обеспечена четырьмя видами налогов: НДС дал 29 процентов, налог на прибыль - 20, налог на доходы физлиц - 13, акцизы - 15. Поступления от НДС по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 53 процента, от налога на прибыль - на 52, от налога на доходы физических лиц, уважаемые депутаты, - на 70 процентов (плоская шкала работает, пока можем так сказать), акцизы выросли на 49 процентов.

Впервые в этом году министерство контролирует поступление единого социального налога. За первый квартал поступило его 98,7 миллиарда. Это во все три фонда: Пенсионный, медицинского страхования, социального страхования. Много ли это, мало ли? Это на 23 процента больше, чем в прошлом году. При этом, вы знаете, ставка налога с 39,5 процента сократилась до 35,1 процента. Так что налог поступает нормально, мы считаем.

При росте налоговых поступлений удельный вес расходов на содержание налоговых органов по объему налоговых поступлений неуклонно снижается. В 2000 году отношение затрат к поступлениям составило чуть более 1 процента.

В настоящее время не урегулированы многие ситуации, возникающие в отношениях между налогоплательщиками и налоговыми органами. Существуют проблемы применения нормативных правовых актов о налогообложении и сборах, принятых в разное время. Все это напрямую связано с обеспечением полноты и своевременности поступлений.

В условиях нового законодательства важнейшим звеном налоговой реформы становится укрепление системы налогового администрирования при безусловном соблюдении прав и законных интересов налогоплательщиков.

Предстоит большая работа по модернизации налоговых органов. Так, впервые за десятилетнюю историю налоговой службы подготовлена и направлена на утверждение Правительства федеральная целевая программа развития налоговых органов. В указанной программе помимо создания условий для стабильного поступления налоговых сборов впервые в качестве приоритета выдвигается задача изменения работы налоговых органов всех уровней в направлении качественного улучшения обслуживания налогоплательщиков, расширения предоставляемых им услуг при одновременном упрощении исполнения налоговых обязательств.

Федеральная целевая программа развития налоговых органов на 2002-2004 годы предполагает выполнение следующих мероприятий. Разработку концепции комплексной системы налогового образования граждан Российской Федерации и участие в ее реализации. Следующее - упрощение процедур заполнения и подачи деклараций и других документов в налоговые органы, в том числе внесение изменений в действующие формы деклараций с целью облегчения процедуры их заполнения и обработки, разработка легкодоступных для понимания инструкций по заполнению... (Микрофон отключен.)

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, добавьте время.

Заканчивайте, Геннадий Иванович. Пожалуйста.

БУКАЕВ Г. И. Минута.

Обеспечение налогоплательщиков программными средствами, позволяющими формировать и контролировать правильность составления деклараций. Прием налоговыми органами деклараций и других документов в электронном виде - уважаемые коллеги, впервые в России мы эту работу начали. Обработка деклараций в центрах обработки данных, в ЦОДах, позволяет освободить значительную часть персонала налоговых инспекций для более качественной работы. Развитие системы досудебного разбирательства налоговых споров с целью сокращения числа обращений налогоплательщиков в судебные инстанции. Внедрение в практику работы налоговых органов прогрессивных форм и методов информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками с использованием порталов, интернет-сайтов и так далее.

Реализация указанных мероприятий позволит улучшить условия для добровольного исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязательств, обеспечить равные, предсказуемые и единообразные условия для выполнения налоговых обязательств, в значительной степени устранить причины, порождающие коррупцию, и процедуры, создающие условия для нарушения профессиональной этики.

Конечной целью соответствующих законодательных и организационных мероприятий должно стать снижение налогового бремени на честных налогоплательщиков с одновременным усилением государственного воздействия на неплательщиков налогов.

В заключение хочу выразить надежду, что усилия министерства по качественному улучшению обслуживания налогоплательщиков получат вашу поддержку, уважаемые депутаты. В конечном итоге ваши избиратели - наши налогоплательщики.

Благодарю за внимание.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Вы не уходите далеко, вот здесь вот, рядышком пока...

Уважаемые коллеги, запишитесь, пожалуйста, для вопросов.

Покажите список. Ясно.

Так, пожалуйста, Геннадий Иванович, на трибуну.

Первый вопрос - депутата Похмелкина Виктора Валерьевича. Пожалуйста.

ПОХМЕЛКИН В. В. Уважаемый Геннадий Иванович, я благодарю за довольно подробный пересказ положений общей части Налогового кодекса. Может быть, для тех депутатов, которые непосредственно не участвовали в его разработке, это было полезным.

Меня же гораздо больше интересуют конкретные вопросы правоприменительной практики, на которых вы, увы, остановились в гораздо меньшей степени. В связи с этим, будучи ограниченным во времени, так сказать, и в пространстве, задаю один конкретный вопрос. Меня очень интересует, сколько актов налоговых проверок было отменено вышестоящими налоговыми органами по мотивам нарушения сроков, установленных Налоговым кодексом, по мотивам нарушения прав налогоплательщиков, которые гарантированы частью первой Налогового кодекса, и сколько из перечисленных вами должностных лиц налоговых органов были привлечены к ответственности именно за нарушение прав налогоплательщиков, а не по другим основаниям?

Спасибо.

БУКАЕВ Г. И. По первым данным, вернее, по первой части вопроса - сколько чего - есть отчетность, мы ее вам представим персонально, если она вас интересует. А кого мы и как привлекли - цифры я назвал, именно за нарушения в работе с налогоплательщиками. Так что работа идет, и хорошая работа. Налогоплательщик ощущает внимание, которое мы ему уделяем, и еще больше ощутит.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Кислицын, пожалуйста.

КИСЛИЦЫН В. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.

Уважаемый Геннадий Иванович, вот вы сказали, что хорошо сработала плоская шкала налогообложения. Так вот у меня вопрос: где еще она так замечательно работает в мире и сколько средств мы недобрали в результате ее внедрения?

БУКАЕВ Г. И. В мире плоской шкалы, по информации, какую я имею, нет. А как она дальше будет работать... Я думаю, что по итогам полугодия, если будет представлять интерес, мы сделаем более детальный анализ и вам доложим. Но пока цифры такие: по итогам двух месяцев, я уже сказал, на 70 процентов увеличилось поступление налога на доходы физических лиц.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна, ваш вопрос.

ПЛЕТНЁВА Т. В. Геннадий Иванович, у меня к вам два вопроса, если можно.

Первый вопрос в продолжение того, который был уже задан, - о плоской шкале, потому что люди возмущаются: бедные стали платить больше, а богатые меньше. Но то, что она заработала, хорошо.

Ну а вопрос у меня вот какой: а чем же тогда налоговая полиция занималась, когда были, в общем-то, справедливые налоги, но их не платили? Это первый вопрос.

И второй. Вы сказали, что в школе введен новый курс "Налоги и налогообложение". Мне бы хотелось услышать: за счет каких предметов, в каком классе? И кто принимал решение о введении этого курса?

Спасибо.

БУКАЕВ Г. И. Чем занималась налоговая полиция, у вас, наверное, будет время спросить с нового руководителя. Я уж не буду у него кусок отнимать.

Второй момент, насчет учебного курса. Он введен в экспериментальном порядке, и занимается этим Министерство образования по нашему предложению, инициативе. Надо с первого класса растить добросовестного налогоплательщика, чтобы все понимали: надо платить налоги и содержать государство. Вот и всё, такой подход.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Мяки. Пожалуйста, Артур Элденович.

МЯКИ А. Э., фракция "Союз Правых Сил".

Геннадий Иванович, у меня следующий вопрос.

Ко мне неоднократно обращались экспортеры в первую очередь леса, в частности по возврату налога на добавленную стоимость. Постоянно жалобы поступают на налоговую инспекцию: затягивают, задерживают возврат НДС. До каких пор это будет продолжаться, с вашей точки зрения, и что вы делаете в этом направлении?

БУКАЕВ Г. И. Уважаемые депутаты, в мае прошлого года я стоял на этой трибуне, только став министром - всего лишь проработав дня три-четыре, и отчитывался по возврату НДС. Кто-то, наверное, здесь помнит, кто был в зале: ситуация была весьма и весьма серьезная. После этого мы ряд мероприятий провели.

Первое: мы ввели понятие "традиционный экспортер", описали его. Что это такое? Это тот, кто сам производит продукцию, кто давно работает на экспортном рынке и так далее. И я должен сказать, что возврат НДС вернули на места, в инспекции, всё там рассматривается. Я должен сказать, что сегодня возврат примерно 70-80 процентов идет традиционным экспортерам, то есть тем, кто производит продукцию, мы не подорвали экспортный потенциал, там все нормально. А вот есть у нас всевозможные посредники, о которых вы прекрасно знаете. Задача наша сегодня - отбить у них охоту заниматься всяким экспортом, всяким: и лже-, и чем угодно. Вот ими мы занимаемся. Все непросто, потому что доказательная база тоже непростая.

Мы сегодня с судами рассматриваем ситуации, наметился там большой прогресс. По решению судов в прошлом году только по Москве более 5 миллиардов рублей было возвращено экспортерам и так далее. Поэтому работа идет. Я надеюсь на вашу помощь, мы подготовили ряд законодательных изменений по возврату НДС. И как только вы их примете, так мы еще больше лазейку эту закроем. Это задача номер один. А нормальные экспортеры должны вовремя, в срок получать. Я могу сказать: сегодня нефтяникам НДС возвращается практически на второй месяц, не три месяца они ждут, производители черных металлов - то же самое и так далее, и так далее. Так что процесс отрегулирован. Ну, будем регулировать еще.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Золотилин, пожалуйста.

ЗОЛОТИЛИН С. А., Агропромышленная депутатская группа.

Геннадий Иванович, вы частично ответили уже на мой вопрос, а я хотел бы спросить следующее. Какие дальнейшие перспективы, с вашей точки зрения...

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Погромче в микрофон, пожалуйста.

ЗОЛОТИЛИН С. А. Какие дальнейшие перспективы, с вашей точки зрения, у этой системы традиционных экспортеров при возврате НДС? Не будет ли она вдруг так же резко отменена, как появилась? Система-то хорошая, вообще.

БУКАЕВ Г. И. Нет, система будет функционировать, будет расширяться. И мы считаем, что вообще все должны стать традиционными экспортерами, и всё будет в норме.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Свечников. Пожалуйста, Петр Григорьевич. Нет его. Депутат Южаков.

ЮЖАКОВ В. Н. Спасибо.

Уважаемый Геннадий Иванович, наши избиратели и, как вы сказали, ваши налогоплательщики нередко жалуются на встречах (например, в Саратовской области) на то, что часто затруднена реализация их прав на льготы по налогообложению, на социальные вычеты. Затруднена прежде всего потому, что нет внятно определенного механизма их реализации. Ну например, нет перечня документов, необходимых для предоставления вычетов, социальных вычетов, затрат на образование и на лечение. Как бы вы ответили на эти вот жалобы, когда они могут исчезнуть?

Спасибо.

БУКАЕВ Г. И. Вопрос абсолютно правильный. Социальные вычеты и то, что предусматривается система, у налогоплательщиков встретило одобрение. Но, к сожалению, задерживается выход постановления. Ведь чем должны быть определены социальные вычеты? Постановлением Правительства. По социальным вычетам на медицину постановление принято вот буквально днями. Постановление по образованию пока в работе.

Ну, что бы мы рекомендовали нашим налогоплательщикам? Уважаемые налогоплательщики России, собирайте все бумаги, пригодятся. Потом разберемся в конце года. Имеются в виду справки о лечении, всё. Ну вот такая ситуация.

Теперь по льготам. Уважаемые депутаты, всё надо делать, чтобы отменить льготы. Это беда наша! Ведь про Россию говорят, что вот беда то, другое, третье, я бы добавил еще: наша беда - льготы. Вы вот в этом зале со слезами умиления принимаете льготы в отношении кого-то, и зачастую правильно. Но потом наш налогоплательщик всё по-другому извернет. Поэтому по максимуму отменяйте льготы.

Я сторонник чего? Всё должно поступить в бюджет, потом вы из бюджета распределите, кому и сколько положено, и всё адресно придет...

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Последний вопрос.

Любовь Константиновна Слиска, ваш вопрос.

СЛИСКА Л. К., Первый заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "Единство".

Геннадий Иванович, вы знаете, ко мне обращалась исполняющий обязанности координатора Организации Объединенных Наций по чрезвычайной помощи госпожа Макаски вот с такой просьбой. Гуманитарная помощь, которая поступает в Российскую Федерацию, в Чеченскую Республику, в районы Крайнего Севера - вы знаете: это и медикаменты, это и продукты питания, - она тоже обложена налогом на добавленную стоимость, и возврата, конечно, никто не производит. От этого просто исчезает желание помогать России в связи с тем, что ни в одной стране мира такого налога нет. Вот как-нибудь этот вопрос рассматривается, есть ли у вас такая проблема и как скоро вы могли бы ее разрешить?

БУКАЕВ Г. И. Вопрос вы ставите правильно. К сожалению, вот мы всегда так: что-то сделаем хорошее - и тут же что-то упускаем. Это вот как раз упущение - то, о чем вы говорите. Мы сейчас ситуацию прорабатываем и вычислим, каковы здесь объемы оборота, и будем вносить вам, законодателю, поправки. Необходимо это делать обязательно. Это ненормальная ситуация, мы считаем.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Иванович. Присаживайтесь, пожалуйста.

Слово для выступления Похмелкину Виктору Валерьевичу. Пожалуйста.

ПОХМЕЛКИН В. В. Уважаемые коллеги, уважаемый Геннадий Иванович! Очень благостная картина сегодня нарисована министром по налогам и сборам. И очень бы хотелось, чтобы так оно все было и в действительности. Увы, все сказанное разбивается о ту жестокую реальность, которая существует в нашей стране. Выдь на Волгу, а можно и на Каму, а можно и на Дон или на Енисей - и чей стон раздается? Уверяю вас, это стон нашего российского налогоплательщика. И стонет он не только потому, что налоговое бремя непомерно, но и потому, что непомерен произвол налоговых органов. Я утверждаю, что нарушения прав налогоплательщиков носят сегодня массовый характер и носили, к сожалению, и раньше. И связано это не только с несовершенством действующего законодательства. Я как раз считаю, что общая часть Налогового кодекса очень много дополнительных гарантий дала. И кстати, посмотрите, из доклада явствует, что после его принятия бюджетные доходы возросли. Значит, как нас ни пугали, что давайте мы ужесточим положение по отношению к налогоплательщику, иначе будет падение бюджетных доходов, - ничего подобного, как раз наоборот.

Тем не менее нарушения эти действительно существуют, и тому есть несколько важных причин. Я назову по крайней мере четыре идеологических порока, которые сегодня положены, по факту положены, может быть, даже вопреки воле министра, в основу деятельности налоговых органов. И это связано как раз-таки с ущемлением прав налогоплательщиков.

Первое - это принцип: бюджет любой ценой. Вроде как бы благо. Да, давайте наполним казну, а уж, понимаете, такие мелочи, как права налогоплательщика, соблюдение процедур, правил проведения проверок, - это ерунда, поэтому можно трактовать Налоговый кодекс таким образом: установлено два месяца, а мы считаем, что эти два месяца - только фактическое пребывание на предприятии, но не время составления акта; записана бесплатная консультация, а мы будем вводить платные, неважно, главное, чтобы мы любой ценой задавили и получили деньги в бюджет. А на практике все оборачивается диаметрально противоположным образом. Не может быть наполненным бюджет в стране, где задавлен, зажат, запуган налогоплательщик. Как раз наоборот, там, где налогоплательщик уважает себя, уважает государство, он сознательно, не прячась от налогов, платит часть своих доходов в бюджет, и бюджет растет. Поэтому наша общая задача - все-таки сделать так, чтобы налогоплательщик был паритетной фигурой в осуществлении налогового администрирования.

Второе. Вопреки принципиальным, фундаментальным положениям, заложенным в общей части Налогового кодекса, увы, многие должностные лица налоговых органов на практике руководствуются презумпцией виновности налогоплательщиков.

И примеры можно множить. Вот просто конкретно из моей практики. Выступаю на одном совещании, где участвуют руководители многих предприятий. Говорим о содержании налогового законодательства. Замечательно! Сажусь. Следом за мной встает руководитель налогового органа и говорит: ну хорошо, это все теория, а вот теперь - как будет по жизни. А по жизни так, что ничего при комментировании этим высокопоставленным должностным лицом от демократических положений Налогового кодекса не остается. И люди ведь боятся просто, они приходят, жалуются, но они боятся свои фамилии поставить, потому что, не дай бог, завтра им жить с этим налоговым органом, и что будет, и чем это все закончится?

Третье. Да, вот сегодня прозвучало: дифференцированный подход к налогоплательщикам. Правда, Геннадий Иванович, только не в зависимости от налоговой истории, а в зависимости, скажем так, от финансово-экономического и политического веса этого налогоплательщика. У нас есть крупнейшие федеральные компании, ну, не будем всуе поминать высокие имена, но есть такие, к которым одно отношение, а, допустим, к малому предпринимательству отношение совсем другое. Бедного лоточника или индивидуального предпринимателя, мерзнущего на рынке, можно спокойно задавить, задушить, за него некому заступиться, у него нет могучей юридической службы, у него нет выходов олигархических на Правительство или на губернатора соответствующего. И стонут, стонут по всей стране эти люди, несмотря на все наши с вами усилия по либерализации, дебюрократизации законодательства.

И наконец, четвертое. Это, мягко говоря, попустительство по отношению к должностным злоупотреблениям. Ну, смешные цифры мы сегодня услышали, сколько людей наказано и за что. А по отмене актов вообще, так сказать, ничего сказать было невозможно. Я уважаю презумпцию невиновности, в том числе и в отношении должностных лиц налоговых органов, поэтому не буду говорить о конкретных фактах, но разве это не факт?.. Это очевидная совершенно вещь, вот такая картина, представьте: все самые красивые здания во многих регионах и областных центрах - это какие здания? В моей родной Перми это здание налоговой инспекции, это здание налоговой инспекции! Второе, очень показательная картина, когда создаются различные фонды в поддержку налоговых органов с благословения их руководителей. Выходит в дорогостоящей одежде руководитель налоговой службы из дорогостоящей квартиры, которая сотни тысяч долларов стоит, садится в иномарку, едет на свою стотысячедолларовую дачу при скромном рублевом жаловании. А разве не факт, когда с проверкой приходят должностные лица - милые женщины из налоговых органов в дорогостоящих, многодолларовых норковых шубах? Это все видят люди, это все замечают, и это все остается без всякой реакции со стороны уважаемого министерства. Опять же победными реляциями можно отчитываться, но давайте послушаем мы наших избирателей. А, к сожалению, образ налогового инспектора в народном мнении уже близок к небезызвестному образу инспектора ГАИ, ГИБДД, по всем соответствующим параметрам, и это тоже факт. (Микрофон отключен.)

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.

Завершайте.

ПОХМЕЛКИН В. В. ...полностью поломать авторитет налоговой службы и тем самым окончательно увести все налоги в тень. Мне думается, это предмет для серьезного обстоятельного разговора, для нашей законодательной работы по усилению гарантий прав налогоплательщиков, для того, чтобы все-таки наше Министерство по налогам и сборам сделало необходимые выводы.

Спасибо.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Иванович, спасибо всем приглашенным, кто присутствовал на "правительственном часе". На этом мы с сегодняшним девятым вопросом закончили.

Бюллетень № 85 ( 533 ) от 04.04.01

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА