На главную страницу

Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде


Контактные телефоны и адрес Фонда

Форум

Написать письмо юристу Фонда



Налоговая реформа

Налог на прибыль

Единый налог на вмененный доход


Дерегулирование экономики

Маркирование и сертификация товаров и услуг

Защита прав потребителя


Малый и средний бизнес

Порядок возмещения экспортного НДС

Незаконные действия по отношению к предпринимателям

Соц. политика и предпринимательство


Деятельность Фонда

Программа Фонда





Позиция фонда: Малый и средний бизнес


По поручению рабочей группы по подготовке Госсовета по государственной политике развития и поддержки малого и среднего бизнеса в РФ Фонд "Деловая Перспектива" в рамках комиссии ОПОРы по законодательству и налогам разработал принципы государственной политики в области малого предпринимательства и концепцию по совершенствованию системы налогообложения. Данные документы направлены в рабочую группу.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ
(скачать в .doc формате)

Подготовлено Общественным Фондом «Деловая перспектива» в составе:
Управляющая Фондом Крылова Д.В.
Юридический советник Фонда Ларионова Н.И.
Эксперт Фонда, Зампред российского отделения
Международной Фискальной Ассоциации Толкушкин А.В.


I. Налоговая политика в отношении малого предпринимательства.

1. Как известно, разумная налоговая система должна отвечать следующим требованиям (по Адаму Смиту): соразмерность и посильность налогов, удобство времени и способа их сбора, определенность и заданность размеров налогов, эффективность налогов (соотношение поступлений по налогу с затратами на его администрирование). Система налогообложения малого бизнеса в нашей стране не отвечает этим требованиям и не служит инструментом стимулирования развития рынка, а выполняет исключительно фискальную функцию.

2. Малому бизнесу, в отличие от среднего и крупного, нельзя отводить фискальную роль. Налогоплательщик из него еще должен сформироваться, а на первом этапе малое предпринимательство - это, прежде всего:
- самозанятое население, снявшее с государства заботу о своем трудоустройстве;
- источник новых рабочих мест, оплачиваемых лучше, чем в госсекторе;
- источник возрастающего спроса на менеджеров;
- база для увеличения спроса на инвестиции;
- важнейший фактор создания платежеспособного спроса;
- мобильный поставщик на рынок новых товаров и услуг.

3. Малый бизнес - это тот сектор экономики, в котором стратегия налогообложения должна быть направлена на легализацию доходов, а не на фискальный контроль. Такой подход позволит увеличить количество легальных субъектов малого бизнеса, создаст стабильность его работы. Повышение его доли в бюджетных поступлениях может быть лишь результатом и свидетельством разумной налоговой политики.

4. Следует уточнить критерии отнесения бизнеса к малому и среднему. Для малого бизнеса, несомненно, следует принять альтернативную систему налогообложения.

II. Проблемы в малом предпринимательстве в связи с принятием Налогового Кодекса.

1. Налоговый Кодекс (НК) в нынешнем виде не способствует развитию малого бизнеса, а создает дополнительные проблемы. Прежде всего, он не является понятным и исчерпывающе подробным, - каковым положено быть закону прямого действия, - что вынуждает нести дополнительные расходы на бухгалтеров. Для малого бизнеса предпочтительнее несколько большие отчисления с меньшим объемом отчетности, чем меньшие отчисления при огромной отчетности. Принятие НК породило увеличение объема отчетной документации в сфере малого бизнеса. В итоге это создает трудности и бизнесу, и МНС и приводит к низкой эффективности налогов. В частности:
а) предусмотрена ежемесячная отчетность по НДС для предпринимателей, освобожденных от обязанностей плательщика НДС, что отнимает много времени у предпринимателей и налоговых инспекторов при отсутствии поступлений по данному налогу; б) обязательна ежемесячная отчетность по авансовым платежам по единому социальному налогу (кроме ПБОЮЛ, находящихся на упрощенной системе и не имеющих наемных работников).

2. Необходимо предусмотреть для МБ даже не ежеквартальную, а ежегодную отчетность, значительно сократив при этом ее объем. Важно детализировать вопрос отчетности в НК и исключить возможность появления инструктивных писем МНС, которые способствуют усложнению отчетности.

3. Надо ввести уведомительный порядок освобождения от обязанностей плательщика НДС при упрощенной системе налогообложения, т.к. налоговые инспекции часто не выдают разрешения в предусмотренные законом сроки. Статья 145, пункт 6 НК устанавливает автоматическую процедуру перехода к уплате налога на добавленную стоимость для тех налогоплательщиков, выручка от реализации товаров (работ, услуг) которых превысит установленные ограничения. Т.е. законодательство допускает механизм самостоятельного перехода к обязанностям плательщика НДС, и порядок освобождения от этих обязанностей должен быть аналогичным. Предлагается изложить статью 145 Налогового кодекса РФ с прежним названием в следующей редакции (см. Приложение 1).

4. В связи со снижением ставок по налогу на прибыль целесообразно снизить максимальную ставку по единому социальному налогу (ЕСН) до 30%, чтобы избежать скрытой выплаты зарплат из прибыли. Кроме того, высокий (с точки зрения МБ) порог регрессии по ЕСН ведет к сокрытию истинных размеров выплачиваемых зарплат. Рассматриваемое Правительством предложение по снижению порога доступа к регрессивной шкале - при средней зарплате сотрудников за предыдущий год не менее 30 000 руб. - все еще не позволит легализовать выплаты заработной платы в малом бизнесе. Это означало бы необходимость сначала в течение года полностью показывать такой уровень зарплат и платить столь высокий ЕСН, прежде чем получить доступ к регрессивной шкале, - что в большинстве случаев непосильно для малого бизнеса. Целесообразнее обеспечить возможность доступа к регрессивной шкале не по итогам года, а в случаях, когда текущая среднемесячная зарплата предполагает среднюю годовую зарплату сотрудника в размере не менее 30 000 руб. (т.е. превышает 2 500 руб. в месяц). Тогда легализация зарплат будет предполагать одновременное снижение выплат по ЕСН.

5. Применение упрощенной системы налогообложения, на которую налогоплательщик может перейти добровольно, и единого налога на вмененный доход (ЕНВД), на который налогоплательщика могут перевести принудительно (при соблюдении определенных условий), показало, что добровольность перехода на ЕНВД и от ЕНВД - к обычной системе является абсолютно необходимой. В регионах этот налог часто рассматривают как бюджетообразующий и устанавливают слишком высокие, часто непосильные размеры платежей. Возможность добровольного выбора системы налогообложения сделает такое завышение невыгодным для регионального бюджета. Условия перехода должны быть оговорены в рамках НК.

6. Налоговое бремя по ЕНВД для налогоплательщиков с примерно равным уровнем доходов может значительно различаться по регионам, а также внутри одного региона (субъекта РФ). Необходимо стремиться к законодательному обеспечению равных условий ведения бизнеса и одинаковой фискальной нагрузки для всех участников данного сегмента рынка. На региональном уровне по ЕНВД должны определяться только: льготы, налоговые платежи в пределах, установленном НК, порядок и сроки уплаты. Наиболее сложные вопросы - базовая доходность и коэффициенты - должны устанавливаться Федеральным законом.

7. ЕНВД исключает платежи во внебюджетные фонды, поэтому необходимо решить вопрос социальной обеспеченности работников. При упрощенной системе налогообложения этот вопрос решен, т.к. предприниматели вносят платежи по Единому социальному налогу за себя и своих работников.

8. Необходимо одновременно с новой главой НК внести изменения также и в 1-ую часть НК (ст.18), определив ЕНВД не как специальный режим, а как альтернативный вид налогообложения, четко определив основные понятия по нему, в частности, объекты и субъекты налогообложения.

9. При переходе на уплату ЕНВД следует отменить применение контрольно-кассовых машин, т.к. фискальный контроль при ЕНВД не предусмотрен.

10. Субъекты малого бизнеса зачастую не могут автоматически уменьшать цену своей продукции на 20% при получении освобождения от уплаты НДС, что приводит к отказу от работы с ними иных субъектов бизнеса. Должна быть предусмотрена возможность добровольного принятия на себя обязательства плательщика НДС, оставаясь при этом в рамках ЕНВД.

11. Налоговый Кодекс сохранил необходимость предоставления отчетности в Пенсионный Фонд и Фонд социального страхования, а также самостоятельной разбивки и перечисления налога в четыре фонда. Первоначально планировалось, что предприниматели будут перечислять налог по одному отчету на один расчетный счет, а уже государственные органы самостоятельно его перераспределят. Это надо осуществить.

III. Снижение налогового бремени.

1. Необходимо создать условия для устранения перекоса экономики в сторону сырьевой. Снижение налогового бремени на весь бизнес с обеспечением финансирования социальной сферы за счет экспорта природных ресурсов.

2. Отмена оборотных налогов.

3. Снижение уровня НДС.

4. Для розничной торговли - необходима отмена либо НДС, либо налога с продаж, т.к. оба эти налога одновременно нигде в мире не применяются.

5. Авансовые платежи по всем налогам должны быть отменены.

6. Распространить возможность подачи исков в пользу неопределенного круга лиц на проведение мероприятий по налоговому контролю.

7. Нужна максимальная формализация деятельности налоговых органов. Не следует оставлять на усмотрение инспекторов параметры, которые тем или иным образом связаны с расчетом налоговых платежей.

8. Необходимо вести самую активную борьбу с административными барьерами, т.к. они фактически создают параллельную налоговую систему, по которой невозможно не платить, и сокрытие происходит в области официального налогообложения. Необходимость в этой связи осуществлять неучтенные наличные платежи делает невозможной предоставление достоверной отчетности. Поэтому ужесточение налогового контроля в условиях еще не устраненных административных барьеров делают предпринимательство опасным и разорительным занятием.

Приложение 1:

1. Организации и индивидуальные предприниматели автоматически освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей, без учета налога и налога с продаж, не превысила в совокупности один миллион рублей, а также, если претендующие на освобождение от уплаты НДС налогоплательщики в течение указанных трех календарных месяцев не выписывали своим покупателям (заказчикам) счета-фактуры с выделенным в них налогом на добавленную стоимость.

2. Освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика действует до первого числа квартала, в котором выручка от реализации товаров (работ, услуг) превысит ограничение, предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи, а также - до дня, в который налогоплательщик выпишет своему покупателю (заказчику) счет-фактуру с выделенным налогом на добавленную стоимость.

3. Налогоплательщики, начиная с 1-го числа квартала, в котором имело место такое превышение, или со дня выписки счета-фактуры с выделенным налогом на добавленную стоимость, утрачивают право на освобождение и уплачивают налог на общих основаниях.

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА