На главную страницу

Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде


Контактные телефоны и адрес Фонда

Форум

Написать письмо юристу Фонда



Налоговая реформа

Налог на прибыль

Единый налог на вмененный доход


Дерегулирование экономики

Маркирование и сертификация товаров и услуг

Защита прав потребителя


Малый и средний бизнес

Порядок возмещения экспортного НДС

Незаконные действия по отношению к предпринимателям

Соц. политика и предпринимательство


Деятельность Фонда

Программа Фонда





Позиция фонда: Малый и средний бизнес

ЧИНОВНИКИ ДЛЯ ГРАЖДАН ИЛИ ГРАЖДАНЕ ДЛЯ ЧИНОВНИКОВ?
Круглый стол в Фонде «Деловая перспектива»

31 января 2001 года состоялась встреча предпринимателей и экспертов Фонда «Деловая перспектива» с депутатом Государственной Думы, членом фракции «Яблоко», секретарем «Яблока» по идеологии Сергеем Митрохиным.

Управляющая Фондом Дина Крылова открыла заседание, рассказав о деятельности Фонда и вкратце обрисовав проблемы предпринимателей. Она отметила, что по мнению предпринимателей, «ЯБЛОКО» не уделяет должного внимания защите прав бизнесменов, несмотря на серьезнейшие проблемы, возникшие у малого и среднего бизнеса с приходом новой власти.

Большинство проблем связаны не с самим бизнесом, а с преодолением всевозможных препятствий, созданных старыми и недавно принятыми законами. Несмотря на объявленную налоговую реформу, налоговый пресс на предпринимателей практически не ослаб и не дает возможности развивать свое дело. Всё это ведет к уменьшению числа малых и средних предприятий, оскудению потребительского рынка, сокращению рабочих мест.

В последнее время предприниматели отмечают усиление активности государственных чиновников всех мастей, от «силовиков» до пожарников, которые правдами и неправдами обирают бизнесменов, выполняя ведомственные «планы по валу».

Сергей Митрохин отметил, что руководство «Яблока» готово заниматься проблемами предпринимателей. К сожалению, ввиду малочисленности фракции в Госдуме сейчас нет депутата, который бы персонально курировал только эту тематику, но депутаты «готовы посвятить этому столько сил и энергии, сколько нужно для помощи предпринимателям». Митрохин попросил участников встречи вооружить фракцию соответствующей информацией, четко сформулированными позициями, чтобы «Яблоко» озвучило проблемы предпринимателей с различных трибун. По его мнению, на ближайшем Центральном Совете партии было бы очень хорошо принять специальное постановление по малому и среднему бизнесу. Возможна координация усилий партии и бизнесменов по проведению всевозможных общественных акций.

Митрохин также обратил внимание на необходимость участия предпринимателей в законодательной работе. Эти предложения, в т.ч. по отдельным главам Налогового Кодекса, надо оформить в виде концепции необходимых поправок и передать во фракцию «Яблоко». Это пожелание, высказанное ранее членом Попечительского Совета, депутатом Госдумы Алексеем Мельниковым, уже реализуется "Деловой перспективой".

Фонду известно большое число случаев вымогательства денег у предпринимателей, которые зачастую не готовы раскрывать свои имена и названия фирм в прессе. Поступающая информация позволяет сделать вывод, что за последние полгода система чиновничьего гнета приобрела чудовищный характер. Коммерциализация власти настолько сильна, что чиновников уже не интересует простая взятка. Они хотят коммерциализировать каждый час своей работы.

Симптоматичен случай, произошедший с предпринимателями, которые импортируют вино. Для продления лицензии на импорт алкогольной продукции, им была нужна простая справка из налоговой инспекции о том, что они заплатили все налоги, но им её не давали в течение полутора месяцев. Каждый раз - новые отговорки: заболел сотрудник, зависла программа, мы не можем дать распечатку. И указывали на пачку аналогичных заявок. Если же данная фирма до середины февраля не продлит лицензию, то им надо будет заново сертифицировать акцизный склад, что обойдется немалую сумму. Таким образом, налоговая инспекция подталкивает предпринимателей на поиск всевозможных «подходов», далеко не безвозмездных.

Еще хуже обстоит дело с возвратом экспортного НДС компаниям-экспортерам, особенно по экспорту в СНГ. По просьбе одного из предпринимателей, член Попечительского Совета Фонда, депутат Госдумы Алексей Мельников, уже направил запрос по этому поводу в Министерство РФ по налогам и сборам. Пришел пространный ответ, что возврат экспортного НДС «в основном» происходит. Однако, опыт большого количества фирм свидетельствует об обратном - официально ничего невозможно получить даже с судебным решением на руках. В налоговой инспекции предпринимателям говорят, что суммами на эти цели не располагают, и поэтому надо обращаться в казначейство. Но когда они приходят в казначейство, им говорят, что и у них денег нет. Существующая ситуация является откровенно криминальной потому, что есть «специальные» коммерческие фирмы, которые организуют возврат НДС за 30-50% от суммы.

Описанные случаи по отдельным проблемам отражают общее явление - искусственно создаются препоны для того, чтобы вынудить предпринимателей платить взятки.

Еще одна казуистическая проблема возникла в новом году. 2 декабря 2000 года вышло Постановление №914 Правительства РФ «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость». Теперь даже сами налоговые органы не знают, как правильно вести книгу покупок. Неясно, какую страну и какой номер ГТД необходимо вписывать в графе №6 «Страна происхождения товара, номер ГТД», если счет-фактура состоит из большого количества позиций товара, и по этим товарам есть своя страна происхождения и свой номер ГТД. Следует ли это понимать, что на каждую позицию товара должна быть выписана отдельная счет-фактура? Совсем не понятно, как подшивать счета-фактуры по частичной оплате товара. К головотяпству вышестоящих органов можно было бы привыкнуть и приспособиться, если бы за неправильное оформление налоговых документов не грозил денежный штраф.

Во II-ой части НК убраны все упоминания о малом предприятии, в результате чего все они поставлены в очень тяжелое положение. Если раньше они имели право платить НДС раз в квартал и имели гарантии правительства, что в течение четырех лет после регистрации условия по малому бизнесу не будут ухудшаться, то теперь они вынуждены платить НДС раз в месяц, что уменьшает объем инвестиций в собственный бизнес и увеличивает трудозатраты на бухучет. Чтобы корректно сдать НДС, нужно свести баланс предприятия, а такой объем работы требует привлечения дополнительных бухгалтеров. Не стоит забывать и о бешеных очередях в налоговых инспекциях. Такая же участь постигла ПБОЮЛов (предпринимателей без образования юридического лица), которые до этого года не платили НДС.

Теперь у предпринимателей «болит голова» за то, пройдет ли поставка оплаченного товара до до окончания текущего месяца или нет. Ведь если товар будет поставлен только в следующем месяце, то нельзя будет при перечислении НДС за прошедший месяц принять в зачет НДС поставщика. Таким образом, придется перечислить в бюджет НДС не с разницы, а со всей суммы платежа. То, какими муками для предпринимателя оборачивается возврат из бюджета переплаченных сумм, уже говорилось выше.

С одной стороны, правительство пытается либерализировать экономику, а с другой - нормотворчество отдельных ведомств только увеличивает административные барьеры. В марте пройдет Всероссийская конференция «Преодоление административных барьеров в малом бизнесе», в подготовке которой Фонд принимает активное участие.

Сергей Митрохин сказал, что проблема дерегулирования, ликвидации избыточных административных проблем хорошо известна депутатам фракции, и она была поставлена «яблочниками» во время их недавней встречи с президентом РФ Владимиром Путиным. «Чем больше барьеров - тем больше почвы для коррупции», - отметил депутат. На встрече с президентом обсуждались проекты законов, созданных Министерством экономического развития и торговли РФ, т.н. законы Грефа, которые могли бы серьезно облегчить жизнь предпринимателей. «Яблочники» считают, что Путину необходимо способствовать их принятию Госдумой.

«Разумеется, что только этих законов недостаточно, потому что бюрократические препоны рассыпаны по множеству законов», - отметил Митрохин. Нужно провести тщательную инвентаризацию законодательства на предмет удаления всех мешающих ведению цивилизованного бизнеса преград.

Но есть подозрение, что чиновники никогда не будут бороться сами с собой. Случай с Павлом Бородиным показал, что власть будет стоять насмерть, не сдавая «своих». Противостоять чиновничьему гнету можно лишь сильным общественным давлением.

По мнению Митрохина, защита прав предпринимателей - одна из основных задач, которые должен ставить перед собой Президент, но решать имеющиеся проблемы не так просто, как мурыжить НТВ. Для их решения требуется воля, характер и напряженные усилия.

Сергей Митрохин попросил предпринимателей-москвичей внести предложения по двум пунктам: 1) что можно сделать, чтобы помочь предпринимателям во всей России? 2) что нужно сделать в Москве?

По мнению предпринимателей, московское правительство помогает лишь ограниченному числу "своих" предпринимателей. Особо активных бизнесменов-общественников пытаются "купить" должностью, помещениями и др., так, чтобы активистам стало невыгодно выступать с критикой существующего порядка вещей.

Дерегулирование экономики все же - самый легкий путь, а серьезное ослабление налогового бремени - гораздо более сложный. Иллюзия налогового послабления и экономического роста за счет рост цен на нефть плюс усилившееся давление силовых структур всех видов на бизнес, ведут к очень плачевным результатам.

Предприниматели отметили, что государство ведет себя как неэффективный менеджер. Вместо сокращения затрат на государство, наращивают цену, которую граждане вынуждены платить за существование этого государства. К тому же, если высшие чиновники страны всерьез хотят что-то изменить, то все их благие порывы гаснут в среднем чиновничьем звене.

Никакой налоговой революции, о которой так много говорили демократы, в т.ч. и «яблочники», не произошло. По мнению всех участников встречи, предпринимателю неважно, сколько налогов он НЕ платит - 42% или 35%. Все равно, он ходит под статьей Уголовного Кодекса, поэтому уровень налогов должен быть реальным.

Митрохин попросил предпринимателей высказать свое мнение о том, какие налоги надо снижать в первую очередь и какими по величине они должны быть, чтобы предприниматели считали разумным их выплачивать в полном объёме: «Всё снизить сразу в десятки раз не получится. Какая основная точка приложения сил?"

Предприниматели нашли чрезвычайно важным законодательно вывести из-под налогообложения все затраты на развитие производства. Депутат сказал, что вычеты, либерализация затрат всегда было одним из пунктов программы «Яблока» и этот пункт он всячески поддерживает.

Второй и очень важный момент, - налоги на фонд оплаты труда. Один из аспектов теневой экономики - уход от уплаты социальных налогов ввиду их абсолютной неприемлемости. Ни один нормальный предприниматель не будет платить 83 копейки налогов за 1 рубль зарплаты сотрудников (учитывая всю совокупность налогов). Из этого вытекает два принципиально важных момента.

Во-первых, социальные налоги, необходимо сделать минимальными, а платить пенсии нынешним пенсионерам надо из доходов бюджета, которые значительно возрастут, когда экономика выйдет из тени.

Во-вторых, в России невыгодно быть промышленным предприятием. В стране существуют уникальная вещь - две различные схемы налогообложения - для торговых компаний и промышленных. Нонсенс этого явления заключается в том, что для промышленных предприятий она значительно менее выгодна. Промышленные предприятия платят налог с оборота, в то время как торгующие компании, которые практически ничего не производят, платят налог с дохода. В результате промышленным предприятиям оборот показывать невыгодно, поэтому и развиваются такие схемы, как с давальческим сырьем и прочими неудобными и ненужными как для экономики, так и для самих предпринимателей схемами.

Необходимо централизовывать финансовые потоки, потом определять центр затрат и туда вкладывать деньги. Сейчас же финансы распыляются и исчезают в неведомом направлении. Государство должно уметь управлять своими финансовыми потоками и собирать все налоги в Федеральном Казначействе, минуя другие налоговые инстанции.

По данным некоторых экспертов, 50-70% предприятий России находится в тени. В легкой промышленности на «свету» - лишь 30%.

В России предпринимателями считаются лишь олигархи. По статистике, 200 предприятий России дают 70% ВВП, а весь малый бизнес - лишь 11%. Нет стимулов для его развития. Количество малых предприятий на 2000 год находится на уровне 1994 года, тем более, что тогда было на 20,000 предприятий больше. Это - провал ПОЛИТИКИ государства в области поддержки малого бизнеса.

По мнению представителя консалтинговой фирмы, идет монополизация рынка средне-крупным и крупным бизнесом. У них сейчас некоторый подъем - ведется активное строительство, открываются различные производства. Разница в положении малого и крупного предпринимательства не может не удивлять и не настораживать.

Предприниматели затронули еще не мало кричащих проблем, которые требуют решения. Сергей Митрохин подчеркнул, что готов служить посредником между Фондом и фракцией и ждет от них идей по поправкам в действующие законы и внесенные в Думу законопроекты. Эти вопросы решено было обсудить на следующем Круглом столе.

Главная идея, высказанная предпринимателями, - это необходимость отказаться от декларирования политики в интересах государства, т.к. фактически это сводится к выражению интересов чиновников, выступающих от имени этого самого государства. Политика должна проводится в интересах граждан страны.

С. Митрохин согласился с тем, что лозунг о сильном государстве, провозглашенный В. Путиным, должен был серьезно подкорректирован. Сильное государство не может служить самоцелью, иначе в реальности вместо сильного государства получается сильный, ничем не ограниченный чиновник. По его мнению, правильная формула - «сильное государство для своих граждан». Чиновники должны работать на благо граждан, а не граждане - на благо чиновников.

Наталия Демина, 12.02.01

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА