На главную страницу

Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде


Контактные телефоны и адрес Фонда

Форум

Написать письмо юристу Фонда



Налоговая реформа

Налог на прибыль

Единый налог на вмененный доход


Дерегулирование экономики

Маркирование и сертификация товаров и услуг

Защита прав потребителя


Малый и средний бизнес

Порядок возмещения экспортного НДС

Незаконные действия по отношению к предпринимателям

Соц. политика и предпринимательство


Деятельность Фонда

Программа Фонда





Позиция фонда: Малый и средний бизнес


ГОТОВИТСЯ II ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МП



Конференция откроется 20 марта в Центре международной торговли. На конференцию выносится одна из самых острых проблем предпринимательской деятельности - преодоление многочисленных административных барьеров. Чего ждут от предстоящей Конференции ее организаторы?

Александр Иоффе, президент Российской ассоциации развития МСП:

"ВЗАИМООТНОШЕНИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РЕГЛАМЕНТИРОВАНЫ"

- Программному комитету конференции предстоит свести воедино все те идеи и предложения, которые выработаны в ходе предварительной работы, а также будут представлены в ходе проведения "круглых столов" по основным направлениям преодоления административных барьеров. В итоговом документе, а также в резолюции Всероссийской конференции мы намерены представить мнения предпринимательской общественности по всему спектру вопросов, связанных с преодолением административных барьеров. Надеюсь, что по итогам Конференции будут даны не только отдельные поручения министерствам и ведомствам, но и приняты постановления правительства РФ, подготовлены законопроекты по ключевым проблемам бизнеса, в частности, по сокращению контрольных функций ведомств в предпринимательской деятельности.

С другой стороны, я не питаю больших иллюзий по поводу того, что будет реализовано все, на чем настаивают предприниматели в ходе многочисленных встреч с представителями исполнительной власти. Во всяком случае, я верю, что в результате совместной работы на этом поле нам удастся выработать хотя бы БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ по преодолению административных барьеров, или, как сейчас принято говорить, по дерегулированию предпринимательской деятельности. Тексты законопроектов, конечно, мы не сможем выработать, но вот базовые принципы сформировать обязаны.

И вот что меня особенно волнует. Это отработка механизма взаимодействия бизнеса и власти. В ходе подготовки Конференции некоторые подходы наметились: совершенно очевидно, что совместная работа возможна, и она может быть полезной. Но в этой работе должна быть системность, если хотите, нужна известная доля бюрократических процедур. Вот, к примеру, создан Совет по предпринимательству при главе Правительства РФ. А каковы его функции, полномочия? Он может высказывать суждения по тем или иным вопросам, но этого явно недостаточно. Необходимо наделить этот Совет экспертными, согласующими функциями. Ни один проект распоряжения или закона, касающийся деятельности предпринимателей, не должен приниматься без согласования и экспертного заключения Совета по предпринимательству. Причем, к этой работе должны быть подключены представители РСПП, Торгово-промышленной палаты РФ, Российской ассоциации развития МСП и другие структуры предпринимательского сообщества. Вот тогда мнение предпринимателей будет учитываться В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ, подкрепленном соответствующими процедурами. Только в этом случае и можно будет сказать, что власть каждодневно, если хотите, рутинно работает с предпринимательским сообществом, а не советуется с ним от случая к случаю, когда ей вздумается. Мнения предпринимателей по всему спектру их проблем, особенно в части преодоления административных барьеров, должны быть услышаны во властных структурах и по каналам взаимодействия бизнеса и власти получен ответ: как воспринята позиция предпринимателей? Какие последуют решения? Что нуждается в дальнейшем обсуждении и проработке? Это и будет реальным взаимодействием бизнеса и власти, что особенно важно сегодня, в ходе прохождения через органы исполнительной и законодательной власти пакета законов по дерегулированию. Иначе мы можем получить результат, прямо противоположный ожидаемому.

Сергей КАТЫРИН, вице-президент Российской ТПП:

"ПРОБЛЕМЫ МП - ЭТО НЕ ТОЛЬКО АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ"

- Свободное развитие малого бизнеса невозможно без преодоления ряда проблем. Социологические опросы показывают: проблему административных барьеров предприниматели ставят на первое место. Всероссийская конференция должна рассмотреть все аспекты и разновидности "барьеров", найти пути их преодоления. В частности, будут обсуждаться вопросы исполнения действующего законодательства и меры по его совершенствованию, технологии упрощения процедур и методы дерегуляции неправомерных норм, взаимодействие с МВД и прокуратурой, снятие административных барьеров на региональном уровне. Нужно рассмотреть возможность принятия закона о защите прав предпринимателей.

Конференция должна нацелить властные структуры на устранение административных барьеров для малого бизнеса, а также показать, что многолетний застой в малом и среднем предпринимательстве - это не только "административные барьеры", но и в значительной степени нерешенные вопросы макроэкономики плюс отсутствие национальной стратегии создания "среднего класса" - оплота экономики и общественной стабильности. В числе проблемных - вопросы сертификации производимых товаров и услуг. Госстандарту при участии Минэкономики с привлечением ТПП РФ еще в феврале 1998 г. было поручено подготовить и представить в правительство предложения по формированию системы аккредитации в сферах деятельности по оценке соответствия установленным требованиям качества и безопасности продукции, процессов и услуг. Предложения были подготовлены, но до сих пор не реализованы.

Обсуждению путей упрощения процедуры сертификации товаров и услуг, усилению взаимодействия объединений предпринимателей с государственными сертифицирующими организациями будет посвящен тематический "круглый стол" - "Проблемы сертификации товаров и услуг", который пройдет в рамках конференции совместно с Госстандартом России.

Виктор ЕРМАКОВ, президент Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса:

"МЫ ДОЛЖНЫ, НАКОНЕЦ, ЗАКРЫТЬ ДИСКУССИЮ НА ТЕМУ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ"

- На предстоящей конференции не будет общих разглагольствований. Из всего спектра тем решено сосредоточить внимание на преодолении административных барьеров. Предметом обсуждения станут 6 ключевых "барьеров": взаимоотношения МП и правоохранительных органов; проблемы регистрации и лицензирования; административные барьеры в аграрном бизнесе; административные барьеры в инвестиционных и имущественных отношениях; Госторгинспекция: стандартный и экологический надзор за деятельностью малого бизнеса; проблемы сертификации и стандартизации. Лично я буду вести "круглый стол" по вопросам регистрации и лицензирования. Чтобы грядущее мероприятие, где ожидается высшее руководство страны, прошло продуктивно, в первый день планируются встречи - "круглые столы" в министерствах, от которых так ли, иначе зависит снятие определенных административных барьеров. Задумано устроить диалоги предпринимателей с руководителями данных структур. Чтобы либо договориться о каких-то совместных позициях (что было бы желательно), либо вынести разногласия (если таковые останутся) на пленарные обсуждения во второй день. Кроме того, в рамках конференции планируются секции по международным организациям. При подготовке конференции внимательно прорабатывается и используется тот пакет по дерегулированию экономики, что внес министр экономического развития и торговли Герман Греф. В оргкомитете по подготовке конференции налажен тесный контакт с его непосредственными разработчиками и, в частности, с руководителем Института национального проекта "Общественный договор" Александром Аузаном. Самое важное на предстоящем форуме - закрыть, наконец дискуссию на тему административных барьеров.

Вениамин КАГАНОВ, директор Института предпринимательства и инвестиций, к.э.н.:

"О ПРОБЛЕМАХ БИЗНЕСА НЕ МЕШАЛО БЫ СПРОСИТЬ У САМИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ"

- Думаю, на конференции пойдет подробный разговор и о природе административных барьеров, и о мерах по их преодолению. Будет сформулирована позиция предпринимателей. Надеюсь, это заставит еще раз и высшую власть, и ведомства понять: неквалифицированная работа в данной сфере вредна и предпринимателям, и государству в целом. Мало об этом заявить - надо предложить какие-то конкретные механизмы. Сейчас много принимается законов, и они нередко противоречивы. Плюс масса взаимоисключающих подведомственных актов. Более того, мы сталкивались с ситуацией, когда 5 разных ведомств могут оштрафовать предпринимателя за одно и то же упущение. Это недопустимо! В нашем Институте пытались как-то проанализировать, какая вообще имеется нормативно-инструктивная база? Оказалось, такой информации нет ни у кого. Не худо бы спросить у самих предпринимателей: что все-таки мешает решать эти проблемы?

С президентом РАРМП Александром Иоффе я возглавляю группу по разработке программных документов к конференции, где мы как раз пытаемся построить эту работу с учетом всех конструктивных предложений в данной сфере. Господа бизнесмены, просим вас, заходите на сайты www.delo.ru и www.smb-support.org. На последнем есть вопросник, заполнив который, вы можете быть уверены: ваши предложения будут учтены при разработке документов.

Мы ведем тему административных барьеров при имущественных отношениях между государством и предпринимателями. Именно такой "круглый стол" планируется провести на конференции совместно с Госкомимуществом, Госстроем и др. Здесь не должно быть ни победителей, ни побежденных. Должен быть баланс интересов между государством и бизнесом. Не следует призывать: давайте откроем малому бизнесу все шлюзы, а там - как получится! Но недопустимо также, чтобы всякие непродуманные циркуляры или же их некачественное исполнение приводили к разрушению рынка, а заодно условий, связанных с развитием предпринимательской деятельности.

Александр РУНОВ, председатель правления Федерального фонда поддержки малого предпринимательства:

"ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ ОСТАНУТСЯ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА СУЩЕСТВУЕТ ГОСУДАРСТВО"

- Программа конференции предусматривает также обсуждение проблемы доступа малых предприятий к кредитно-финансовым ресурсам. Такого "барьера" первоначально озвучено не было. Заявив эту тему в оргкомитете, мы получили "добро" на проведение "круглого стола" по данной проблематике. На первый взгляд, она не слишком броская. И все-таки среди болезненных заморочек у предпринимателей на первом плане - административно-бюрократические барьеры, на втором - налоги и на третьем - кредиты.

У деловых людей стран Западной Европы и США голова тоже порой побаливает от проблем "барьеров" и налогов. Но трудностей с финансово-кредитными ресурсами у них нет. Отсюда вывод: проблемы барьеров будут существовать столько, сколько будет существовать само государство. Можно лишь влиять на их ослабление. А вот вопрос доступа к кредитным ресурсам близок к разрешению и у нас. На заседании "круглого стола" планируется наметить пути, которые позволят если не снять данную проблему вовсе, то максимально приблизить нас к ее разрешению.

Отсутствие ликвидного обеспечения у малого бизнеса и соответствующие инструкции Центробанка не позволяют банкам давать недостаточно обеспеченные кредиты. Кроме того, для предотвращения мошеннических операций на финансовых рынках создан целый ряд более мелких препятствий на пути к заемным средствам. Нужно детально разобраться в этой проблеме, дабы "с водой не выплеснуть ребенка". Поэтому в числе участников нашего "круглого стола" хотелось бы видеть представителей Минфина, Минэкономразвития, МНС, Центробанка, Сбербанка РФ, других банковских структур, а также финансовых и аудиторских компаний - всех заинтересованных организаций.

Александр АУЗАН, президент Института национального проекта "Общественный договор", профессор, д.э.н.:

"ДАННЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТЫ РОЖДЕНЫ ВНЕ ГОСАППАРАТА"

- Почему административные барьеры - главная тема предстоящей конференции? Начну с фактов. По нашим подсчетам, на этих "барьерах" ежемесячно теряется до 18,5 млрд рублей. И это только прямые потери. В результате каждый из нас 10% своего дохода отдает на "жизнь" носителям административных барьеров. Ладно бы имелся какой-то смысл. В действительности же безопасность товаров на рынке это никак не обеспечивает, отсутствие фальшивок - тоже. Скорее наоборот. В 1999 г. фальшивок стало значительно больше, чем было в 1997 г. Выходит почти по Жванецкому: от фармации человек страдает дважды - от болезней и от лекарств. Тут то же самое. Потребитель страдает дважды: от наличия небезопасных для здоровья товаров и от того, что приходится платить за то, что их якобы нет. И еще: "барьеры" интенсивно растут. Понятно: в условиях зарождавшегося рынка не могло быть опыта ни у предпринимателя, ни у регулятора, ни у потребителя. Тут же резко нахлынул "9-й вал" импорта широкого спектра качества. Решили отсечь непотребную продукцию, заборчик как бы поставить. Думаю, тогда это было правильно. Но постепенно временный такой "штакетничек" стал обретать формы фундаментального мощного многослойного заграждения. Именно - многослойного: всякий раз, когда барьер находили неэффективным, вместо того, чтобы изменить принцип регулирования, возводили новый заслон рядом со старым. Теперь у нас есть регистрация, разрешение, лицензирование, сертификация, идентификация, маркирование и Бог весть что еще... Плюс - проверки на рынках. В итоге в долгосрочной правительственной программе возникла установка на то, что сейчас президент В.Путин назвал разбюрократизацией. Принцип такой: всюду, где возможно - свободный вход на рынок. Более всего от барьеров страдает малый бизнес. Большой бизнес платит в ущерб обороту; малый же зачастую вовсе не может возникнуть. Ибо условия известны: сперва заплати, потом работай.

Потребовалась новая система регулирования - замена административным барьерам. Так возник пакет законопроектов, часть которых уже обсуждается в правительстве. Тому, что данные законопроекты рождены вне госаппарата, есть две причины. Первая. Говорят, пусть правительство создаст справедливую систему правил. Но при этом забывают задаться вопросом: в состоянии ли правительство это сделать? На мой взгляд, ответ очевиден. Нет "там" достаточной информационной базы, финансовых, интеллектуальных ресурсов; нет, наконец, и достаточного интереса обеспечить участникам рынка те самые "правила". Вторая причина еще более явная. На "барьерах" жирует масса компаний (созданных при участии "госслужащих"), которые подкармливают многочисленное нищее чиновничество России. Люди фактически должны подрубить сук, на котором сидят... Следовательно, новые эти правила могут возникнуть только извне. Из рынка, из гражданского сектора. Так и было. В разработке законодательного пакета участвовали союзы производителей, ассоциация торговцев, общество потребителей, адвокатура, эксперты - частные и правительственные.

На предстоящей конференции, мне кажется, должен быть сделан следующий шаг. Законопроекты, о которых я говорил, в основном рамочные. Они предполагают множество поправок в законодательстве действующем. А также в правах министерств и ведомств по осуществлению контроля - в тех правах, что они сами себе прописывают в инструкциях. Разумное надо переводить в ранг федерального закона, остальное - исключать из ведомственных циркуляров. Для этого нужно провести новый тур переговоров. Мне импонирует то, что будут "круглые столы" с госструктурами, и то, что обмен идеями и информацией начался задолго до этих "столов".

"Бизнес для всех", №5, 2001,
оригинал см. на странице http://www.businesspress.ru/newspaper/article.asp?mId=3&aId=56815

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА