На главную страницу

Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде


Контактные телефоны и адрес Фонда

Форум

Написать письмо юристу Фонда



Налоговая реформа

Налог на прибыль

Единый налог на вмененный доход


Дерегулирование экономики

Маркирование и сертификация товаров и услуг

Защита прав потребителя


Малый и средний бизнес

Порядок возмещения экспортного НДС

Незаконные действия по отношению к предпринимателям

Соц. политика и предпринимательство


Деятельность Фонда

Программа Фонда





Позиция фонда: Малый и средний бизнес


ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ВЛАСТЬЮ

"Круглый стол" РАРМП и редакции газеты "Бизнес для всех"

Особая актуальность вынесенной на обсуждение за "круглым столом" проблемы взаимодействия бизнеса и власти диктовалась целым рядом обстоятельств. Во-первых, тем, что власть реально проявила интерес к предпринимательству и его проблемам и пошла на диалог, по крайней мере, с крупным бизнесом, имея целью способствовать решению проблем, затрагивающих интересы всех групп предпринимателей. Во-вторых, власть инициировала разработку целого пакета законодательных мер по регулированию предпринимательской деятельности, и эти меры восприняты позитивно предпринимательским сообществом. В-третьих, предприниматели проявляют готовность к взаимодействию с властью и интерес к большей степени организованности, консолидированности своих собственных рядов, без чего трудно чувствовать себя полноправным и сильным партнером заведомо сильной и сплоченной власти. Ведущий заседание "круглого стола" президент РАРМП Александр Иоффе так обозначил рамки обсуждаемой проблемы: взаимодействие бизнеса и власти в условиях ведущихся реформ.

ЧИНОВНИКИ И БИЗНЕСМЕНЫ

А.Иоффе: Процесс консолидации бизнеса в интересах рыночных преобразований явно активизировался. Образован Совет по предпринимательству при председателе Правительства РФ. Публичной информации о деятельности Совета не было, но кое-что известно о прошедших заседаниях. Правда, ситуация, когда Совет по предпринимательству возглавляет премьер, а его замом является министр, выглядит как нонсенс. Но если следовать истине, идея создания Совета предпринимателей родилась на Всероссийском съезде представителей МП, однако в Совете ни малый, ни средний бизнес не представлены вовсе. И, вероятно, не скоро они там появятся. Должен сказать, я уже 10 лет возглавляю Общественно-экспертный совет по МП при мэре и правительстве Москвы, и за эти годы было много предложений ввести в состав Совета представителей администрации г.Москвы. С точки зрения тактической, это выглядело даже вполне разумным, мол, налаживаем взаимодействие предпринимательской общественности и власти. Но нас всегда останавливала возникающая абсурдность ситуации: если чиновник участвует в принятии решения, которое противоречит каким-то распоряжениям власти, с него могут и спросить. Да он и по должности обязан отстаивать интересы власти, а у общественного органа предпринимателей иная цель - лоббирование интересов бизнеса.

Реплика с места: Но участие чиновников в экспертной деятельности Совета, наверняка, обеспечило бы принятие более взвешенных решений.

А.Иоффе: Дело не в том, что принимаются взвешенные решения или не очень взвешенные. А в том, чтобы они шли максимально на пользу предпринимательству, отражали бы его корпоративные интересы.

Елена Николаева, советник Главного управления внутренней политики Президента РФ: Как раз в трехсторонней комиссии не хватает сильного звена в лице работодателей. Если такая ситуация останется дальше, при обсуждении нового Трудового законодательства, трудно ожидать принятия взвешенного решения по этому очень важному вопросу.

А.Иоффе: На третьем съезде РАРМП мы записали дополнение в устав: Ассоциация является объединением работодателей. Я четырежды направлял письмо с просьбой включить РАРМП в состав трехсторонней комиссии. И что же: мне даже не ответили. Но дело тут не в наших амбициях, а в том, что становится неясным, кто же реально будет лоббировать во властных структурах интересы предпринимателей? Если это сделают крупные промышленники и финансисты, представленные в руководстве нынешнего Российского союза Аркадия Вольского, мы будем это только приветствовать. Недавно Аркадий Вольский высказал сожаление по поводу того, что малый и средний бизнес никак не объединятся. Из этого заявления можно сделать вывод, что А.Вольский не рассматривает сектор МП как составную часть лоббируемого им предпринимательского сообщества. Но даже если РСПП сосредоточится только на консолидации крупного предпринимательства, это тоже будет не плохо. Ну а малый и средний бизнес должен искать свои способы и формы консолидации, в том числе с помощью использования возможностей Российской торгово-промышленной палаты, нашей Российской ассоциации развития МСП, многих региональных объединений предпринимателей. То, что мы за 10 лет не сумели толком объединиться, - весьма огорчительный факт. Понятно: у каждого из миллиона действующих в России МП - свои частные проблемы: надо деньги зарабатывать, а зарабатываются они трудно. Но объективно малый бизнес - это же большая сила. Однако заявить так: да, мы - сила, мы едины - так заявить пока мы не можем, и такой мощной консолидированной силы у нас нет.

Олег Второв, председатель Совета Общества купцов и промышленников России: Мне кажется, есть смысл поискать ответы на все эти вопросы в истории Российского предпринимательства, особенно на рубеже XIX и XX веков. Вопрос взаимодействия бизнеса и власти тогда тоже стоял довольно остро. Объединения предпринимателей начали появляться в России, когда они стали осознавать себя экономической и политической силой. К началу XX века таких объединений в России было уже порядка 150-ти. В основном это биржевые комитеты в губерниях и на ярмарках - Нижегородской, Макарьевской и др. Назовем еще 15 полуказенных комитетов торговли и мануфактур, 3 купеческие управы, 27 постоянно действующих Съездов промышленников и торговцев. По своему назначению они сравнимы с нынешними объединениями предпринимателей. Вот что писал Глава Съездов представителей промышленности и торговли Н.Авдаков в 1911 году:

"Наша организация, с одной стороны, путем заседаний, совещаний и докладов разрабатывает те общественные меры, которые в нее поступают, и в то же время имеет постоянные сношения с правительственными учреждениями, которые обращаются к нашей организации, черпают сведения, просят нашего мнения и совета. Таким образом устанавливается живая связь через посредничество организации с правительственными учреждениями, связь, которая необходима для правильного освещения и решения вопросов".


И вот через сто лет после этого мы, предприниматели, как в потемках, ищем контакт с властью для того, чтобы предложить ей механизмы выхода из экономического и политического кризиса. Должен сказать, отношения бизнеса и власти и тогда не были безоблачными. В царской России т.н. третье сословие не допускалось в правительственные структуры, не было предпринимателей ни в Госсовете, ни в Губернском корпусе. И только после Манифеста 1905 года и выборов в первую Госдуму третье сословие хлынуло во власть. Рябушинский, Коновалов, Гучков и другие лоббировали интересы крупной и средней буржуазии, а некоторые даже создавали политические партии, консолидируя в них силы предпринимателей. Правительство Керенского уже на 80% состояло из крупных предпринимателей.

Вопрос: Что можно использовать из прошлого опыта для консолидации предпринимателей сегодня?

О.Второв: Общество купцов и промышленников России совместно с национальным фондом "Российская деловая культура" предлагают разработать "Систему поощрения российских предпринимателей" на базе прошлого опыта. Нам представляется целесообразным ввести указом президента России звания "коммерции-советник 3-го, 2-го и 1-го класса", а также "действительный коммерции-советник".

Основными критериями на соискание вышеуказанных званий должны являться: достаточная продолжительность периода, в течение которого человек занимается предпринимательством; исправная уплата налогов; отсутствие компромата (связи с криминалом); активное участие в общественной жизни города, области, страны. Наконец, предприниматели, имеющие ранг коммерции-советник 2-го, 1-го классов и действительных коммерции-советников, должны учитываться администрацией городов, районов, областей как кадровый резерв на государственные должности.

ЧТОБЫ УСЛЫШАЛА ВЛАСТЬ

А.Иоффе: Сообщение О.Второва наводит на философскую, в известном смысле, мысль о том, в каком обществе мы хотим жить, каков предпочтителен для нас принцип взаимоотношений с властью? То ли это отношения партеналистского типа - с жесткой регламентацией взаимоотношений, то ли система лоббирования через политические партии и демократические процедуры, когда предпринимательское сообщество направляет во власть своих представителей.

Дина Крылова, управляющая Межрегиональным общественным фондом "Деловая перспектива" по защите прав предпринимателей: Я вижу свою задачу в том, чтобы донести до власти реальное положение вещей в малом бизнесе. Проблема в том, что власть отождествляет с крупным капиталом все предпринимательство, хотя крупный капитал и мелкий бизнес - это большая разница. И лоббироваться должны по-разному. В частности, мы не ратуем за какие-то преимущества для отдельных групп бизнесменов. Но мы ратуем за то, чтобы население в целом получало возможность беспрепятственно заниматься бизнесом, свободно выходить на рынок.

Малый бизнес снимает с государства заботу о своем трудоустройстве и уже за одно это заслуживает лоббирования. Это в интересах всего общества. Общественные объединения малых предприятий даже более важны, чем структуры типа РСПП для крупного, поскольку они обеспечивают представительство в структурах власти большого количества мелких и средних предприятий. Важно только, чтобы лидеры общественных объединений были реальными носителями интересов МП.

Е.Николаева: Мои профессиональные обязанности в том и состоят, чтобы осуществлять взаимодействие с общественными объединениями предпринимателей. Я готова работать со всеми, кто желает быть услышанным. Но вот с каким парадоксом я столкнулась: все готовы ругать власть и с удовольствием это делают, но никто не готов конкретно решать ту или иную проблему. Например, в Топливном союзе жалуются на то, что монополии душат МП, но о конкретных фактах, способах решения проблемы говорить не хотят. Я предлагаю проанализировать ситуацию на уровне какого-либо региона, привлечь ТВ и пр. Но упираюсь в стену. И из всего этого я делаю вывод для себя: значит, здесь имеет место "пиаровская" акция для тех структур, которые желают только отрекламировать себя, не более того, а по делу они самодостаточны и не хотят ни с кем портить отношения.

Д.Крылова: Возможно, люди боятся репрессий со стороны властей. Ведь ситуация может измениться не в лучшую сторону.

Е.Николаева: Общественные объединения призваны отстаивать интересы предпринмателей, но они должны также проявлять взвешенный подход во взаимоотношениях с властью.

О.Второв: Дело в другом. Система нынешней власти такова, что с ней трудно выстроить нормальные взаимоотношения. Вот простая ситуация: чтобы отреставрировать небольшой дом, требуется пройти предварительно десятки инстанций и в каждой получить визу. Что делать? Очевидно, надо менять систему взаимоотношений с властью.

Д.Крылова: У нас сильно коммерциализирована власть. Каждое ведомство издает огромное количество инструкций и подзаконных актов, по которым каждый предприниматель должен платить ведомствам деньги. Для предпринимателя это непосильно, и он вынужден как-то уходить от поборов. Легче всего уйти от налогов - от взяточников избавиться он никак не может. В конечном итоге эти поборы выливаются в удорожание товаров, снижение прибыли, сужение потребительского спроса, и общество становится заложником этой ситуации.

Е.Николаева: Надо реально смотреть на вещи: все враз изменить невозможно. Но взяться и решить типичную для какого-либо вида бизнеса проблему вполне реально. Сейчас самый эффективный путь взаимодействия бизнеса и власти - активное участие общественных профессиональных объединений в разработке проектов документов, касающихся именно этой области деятельности. Я призываю представителей таких объединений обращаться к нам с реально проработанными предложениями, проектами документов, поправками к существующим правовым актам, которые можно было бы внести на рассмотрение на разных уровнях власти.

А.Иоффе: Я согласен с тем, что очень многие представители малого и среднего бизнеса склонны больше жаловаться, чем настойчиво добиваться решения своих проблем. Но и власти преподали немало уроков явного нежелания их замечать. Трудно представить, что любовь возникнет сразу, как говорят, "с первого взгляда". Но любовь может быть и результатом длительного "ухаживания". Если мы увидим, что власть не намерена и дальше отмахиваться от наших проблем, мы охотно двинемся ей навстречу. Кстати, то, что делает сейчас Герман Греф, мне кажется интересным. Он, например, предложил резко ограничить список лицензируемых видов деятельности, и мы его охотно в этом поддерживаем. Но не распухнет ли вновь список лицензируемых видов деятельности в ходе рассмотрения документа?

Е.Николаева: Сейчас освобождение от лицензирования тех видов деятельности, где это абсурдно, вполне реально. В конце месяца положение в малом и среднем бизнесе планируется обсудить на заседании правительства РФ. Так что сейчас самое время всем нам дать свои предложения и тем самым добиться какого-то сдвига.

А.Иоффе: Я и мои колеги готовы поработать в этом направлении.

НУЖНА КОНСОЛИДАЦИЯ

Вопрос: Здесь находится представитель Российского союза промышленников и предпринимателей. Хотелось бы узнать: произошел ли какой-то прорыв после встречи президента РФ с предпринимателями?

Александр Цигичко, руководитель экономического управления Российского союза промышленников и предпринимателей: Сейчас, как следствие этой встречи, у нас начались внутренние преобразования. Традиционная структура: съезд - правление - вице-президенты - президент - дополнена новым органом - Бюро правления, в которое вошли большинство крупных предпринимателей, принимавших участие во встречах с президентом. Перераспределяются функции, пересматривается порядок избрания руководящих органов в т.ч. президента РСПП, формирование рабочего аппарата. В конце февраля намечается провести расширенное заседание правления, на котором будут обсуждены предложения по изменениям в уставе. Вообще встреча с президентом РФ дала импульс для налаживания взаимодействия крупного бизнеса и власти.

Но наш Союз и, в частности, сам Аркадий Вольский не отгораживается от малого и среднего бизнеса. Мы готовы обсуждать вопрос, как помочь организоваться малому бизнесу, как ему оформить свое представительство в нашем Союзе. Индивидуальных членов из этой сферы бизнеса у нас много.

Олег Хлынин, вице-президент Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса: Представительство малого предпринимательства организационно уже оформилось. Проблема в том, что у этого представительства не сложилось четкой системы взаимоотношений с властью. Из выступления Елены Николаевой видно, что сейчас надежда на такое взаимодействие есть. Но каким может быть механизм этого взаимодействия? Именно такой механизм нужно отработать в первую очередь.

Андрей Поденок, президент Московской ассоциации предпринимателей: Выработка такого механизма должна осуществляться на федеральном уровне. Опыт же взаимодействия с властью на региональном и муниципальном уровне у нас уже есть. В административных округах Москвы, например, существуют Советы предпринимателей при префектах. Префект имеет право наделить такую организацию правами, которые позволяют, если в этом возникает необходимость, противостоять любому чиновнику. А взаимоотношения по защите прав конкретных предпринимателей внутри самой общественной организации лучше всего выстраивать по такому принципу: ты мне платишь членские взносы, а я решаю твои проблемы. Если я со своим аппаратом хорошо их решаю, то у меня будет много членов. Если же я решаю их плохо, то предприниматель уйдет в другую организацию.

Илья Хандриков, руководитель Гильдии производителей профессиональной одежды Российской ТПП, генеральный директор ООО "Формика": Мне кажется, что за последние годы у нас начался процесс деградации институтов власти, ответственных за малый бизнес. Вспомним первую программу развития малого предпринимательства, которая была принята в 1994 году. Она предусматривала, кстати, что к 2000 году будет создано 3,5-4 млн малых предприятий, на которых будет занято не менее 40 млн человек и производить они будут около 40% ВВП. Прошло 6 лет, в ГКРП сменялись чиновники и начальники, потом он был ликвидирован, появилось МАП РФ. Что сделано? Количество малых предприятий по сравнению с 1994 годов не выросло, а даже уменьшилось на 20 тысяч. И неясно: задачи, которые были поставлены в первой программе, как ориентир, сохраняются, или мы вообще отказываемся от них? Если они сохраняются, то подходы к их решению должны быть другими.

А.Цигичко: Мы стараемся отслеживать тенденции, складывающиеся в малом бизнесе. Но это очень трудно. Статистика настолько бедная и непоследовательная, что ее бессмысленно анализировать. В результате малый бизнес остается неизученным как явление. Какую роль он играет в развитии хозяйства страны? Вы говорите, что произошло сокращение числа малых предприятий. Может, это происходит из-за того, что начался подъем в экономике, оживают крупные предприятия и на них возвращаются люди? Хорошо это или плохо? На все эти вопросы пока трудно найти ответы.

А.Иоффе: В заключение дискуссии хочу коснуться двух тем. Я считаю, что государство просто обязано, и в этом несомненно заинтересовано бизнес-сообщество, провести реформирование системы статистического и экономического учета. Необходимы тотальные и регулярные экономические переписи всех хозяйствующих субъектов, а между ними - отдельные мониторинги. Ведь сейчас никто не имеет достоверных данных для анализа тенденций и в малом бизнесе, и в экономике вообще. По-моему, власть и не хочет ничего знать. Что такое предприятие малого бизнеса? По закону, если в уставном фонде 26% государственных средств - это уже предприятие не сферы малого бизнеса. Если исчез фонд, учредивший МП, малое предприятие тоже выпадает из статистики. Таких предприятий-"невидимок" только в Москве несколько десятков тысяч. В результате у нас есть учет крупного бизнеса, кое-как учитывают малые, а между нами - масса никак не учитываемых предприятий, которые де-факто относятся к малому бизнесу. Это может исправить сплошная экономическая перепись.

Еще проблема - взаимодействие самих общественных объединений предпринимателей между собой. Часто оно тоже у нас не отлажено. В результате единой позиции не складывается по важным вопросам. Наглядный пример тому - ситуация с законом "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".

Ближайшие несколько месяцев будут очень важны для правильного выстраивания взаимоотношений с властью предпринимательских объединений. Правительство будет вносить в Государственную Думу проекты законов, подготовленных Германом Грефом. Здесь нам надо активно подключиться к их обсуждению и доработке, оказать максимальную поддержку реформаторским усилиям правительства. Качество этих документов во многом предопределит темпы развития сектора малого и среднего предпринимательства.

Запись вели Валерий РОМАНЮК, Леонид САВЧЕНКО

"Бизнес для всех", №4, 2001,
оригинал см. на странице http://www.businesspress.ru/newspaper/article.asp?mId=3&aId=54664

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА