
|

Позиция фонда: Налог на доходы организаций
СТАВКИ СДЕЛАНЫ НАВСЕГДА
Правительство продолжает торговаться с депутатами
Почти сенсационное заявление сделал первый замминистра финансов Сергей
Шаталов. Он согласился, что надо снизить ставку налога на прибыль с 35 до 25% при
отсутствии всяких льгот. Однако пока налоговая реформа в России идет совсем
другим путем - налоговая нагрузка на экономику заметно не снижается, все сводится
к переписыванию законодательства, перераспределению действующих льгот.
Бюджетный комитет Госдумы ведет многотрудную подготовку ко второму чтению
важнейших глав Налогового кодекса - о налоге на прибыль предприятий и
организаций. Целую неделю главой занимался профильный подкомитет, а затем
принципиальные разногласия с правительством рассматривали на заседании
комитета.
Поиск компромисса был мучительным. Представители правительства укоряли
депутатов: своими поправками они удваивают выпадающие доходы бюджета.
Законодатели возмущались: "Положите на стол расчеты". Представители
правительства удерживали депутатов от раздачи льгот - их выторговывание для
отдельных отраслей, структур, групп стало увлекательнейшей частью работы над
налоговым законодательством.
Спорили: надо ли отдавать часть налога в муниципалитеты? Если нет, то не
распоясаются ли окончательно "зарвавшиеся регионы"? Договорились: 10 процентов
налога пойдет в федеральный бюджет, 20 - в региональные и 5 - в муниципальные
(местные). Шла большая дискуссия о праве регионов предоставлять организациям
льготы по налогу. Договорились предоставлять, но с ограничением. С каким именно,
решат позже.
Обсуждали льготы для СМИ. Договорились освободить от налога на прибыль
печатные периодические издания. Какие именно - районные, городские, - пока не
решили. Критерий освобождения решили уточнить позже. "Поручите это мне!" -
предложил зампредседателя комитета Сергей Штогрин. Пообещал обговорить льготы
для прессы на встрече с первым замминистра печати.
Упорно пробивалась льгота для средств, направляемых "организациями сферы
материального производства" на инвестирование села, орошение земель, закупку
племенного скота, сельхозтехники. Решили на 50% освободить эти средства от налога.
К закупкам племенного скота приравняли и перечисление денег в избирательные
фонды кандидатов, избирательных блоков и объединений - им тоже решили дать
налоговое послабление на 50%. Ну и так далее (спорных вопросов было много, и не
только по льготам).
После заседания в комментарии "Известиям" Сергей Шаталов согласился, что было
бы правильно отменить все льготы и снизить ставку налога: "На мой взгляд, ставка
налога на прибыль могла бы составить 25% при отсутствии всех льгот". Почему же
правительство не выходит в парламент с таким замечательным предложением?
Оказывается, "пока эта идея не проходит" в правительстве и вряд ли будет поддержана
Госдумой.
С этим нетрудно согласиться: конечно, правительство и депутаты не поддержат.
Гораздо выгоднее сидеть на раздаче льгот, чем создавать равные для всех прозрачные
правила игры, снижать налоговую нагрузку, стимулировать развитие производства.
По словам Шаталова, в отмене льгот и снижении ставки налога заинтересован средний
бизнес. Еще бы - ведь у его представителей в отличие от магнатов (олигархов) нет
"доступа к телу" и влияния, необходимых для получения эксклюзивных послаблений.
"Льгота, квота, крыша и маржа" - так оценил несколько лет назад известный
журналист сущность нашей экономики. Такой она остается и поныне. Вот почему
настоящая налоговая реформа у нас еще не началась.
Любовь КИЗИЛОВА, "Известия" от 04.06.2001, cтраница: 4
|