На главную страницу

Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде


Контактные телефоны и адрес Фонда

Форум

Написать письмо юристу Фонда



Налоговая реформа

Налог на прибыль

Единый налог на вмененный доход


Дерегулирование экономики

Маркирование и сертификация товаров и услуг

Защита прав потребителя


Малый и средний бизнес

Порядок возмещения экспортного НДС

Незаконные действия по отношению к предпринимателям

Соц. политика и предпринимательство


Деятельность Фонда

Программа Фонда





Запрос депутата ГД А. Мельникова в МНС


Министру Российской Федерации
по налогам и сборам
Букаеву Г.И.

Депутатский запрос


Уважаемый Геннадий Иванович!

В мой адрес обратился ряд малых и средних предприятий-экспортёров, в связи с нетерпимой ситуацией, сложившейся в области возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) при экспорте товаров за пределы стран-участников СНГ.

Согласно статье 3 действующего в настоящее время Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" по данному виду налога "объектом налогообложения являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг", а в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 "от налога на добавленную стоимость освобождаются экспортируемые товары, как собственного производства, так и приобретённые...".

Порядок применения упомянутого Закона в этой части содержится и в подпункте "а" пункта 12 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", согласно которому от налога освобождаются товары, экспортируемые за пределы государств-участников СНГ. Пунктом 22 той же Инструкции также установлен перечень документов, которые предъявляются экспортёром в налоговые органы в обязательном порядке для обоснования льгот по налогообложению экспортируемых товаров и возмещению из бюджета сумм экспортного НДС.

Однако, на практике, даже при получении от экспортёра всех правильно оформленных документов, подтверждающих, согласно указанным выше документам, правомерность возмещения данному предприятию НДС, налоговые инспекции не считают своей обязанностью исполнять требования действующего законодательства и отказываются возмещать сумму НДС под различными надуманными предлогами.

В неофициальных беседах сотрудники налоговых инспекций заявляют представителям экспортёров о существовании различных негласных распоряжений своего "высшего руководства" о том, чтобы категорически не допускать возмещения НДС по экспорту, даже если экспортёр и имеет на это законное право.

Предприятиям-экспортерам намекают на то, что вопрос возмещения НДС лучше не поднимать и "не портить отношения" с налоговыми органами. Некоторые, "особо старательные" инспекции не только отказывают экспортёрам в возмещении экспортного НДС, но и принимают решения о принудительном (фактически вторичном) взыскании с предприятий суммы НДС, уже уплаченной в бюджет при производстве (или приобретении) товара, реально отгруженного за пределы СНГ. Особой дискриминации в этом вопросе подвергаются малые и средние предприятия, тогда как крупные экспортёры каким-то образом "договариваются" с территориальными налоговыми органами и находят пути решения вопроса возмещения НДС.

К сожалению, подобная ситуация, сложившаяся по всей Российской Федерации, в том числе и в Москве, крайне отрицательно сказывается на условиях деятельности малого и среднего бизнеса в сфере экспорта товаров и услуг, значительно ухудшает их финансовое положение. Невозможность возмещения НДС заставляет экспортёров формировать экспортные цены с учётом действующих ставок НДС, что делает их продукцию (особенно не сырьевые товары) неконкурентоспособной на внешних рынках по сравнению с продукцией других стран, где возмещение НДС является одним из способов государственного поощрения экспорта. Всё это в итоге значительно снижает экспортные возможности малых и средних предприятий.

К тому же, сложившаяся на сегодняшний день практика решения налоговыми органами вопроса возмещения экспортного НДС в "индивидуальном порядке" ведёт к усилению зависимости малых и средних предприятий-экспортёров от того или иного чиновника и создаёт почву для коррупции и развития всякого рода "серых" схем.

В связи с вышеизложенным, прошу Вас ответить на следующие вопросы:
- Какова на сегодняшний день сумма задолженности бюджета по возмещению НДС перед всеми предприятиями-экспортёрами и отдельно перед малыми и средними предприятиями?
- Чем руководствуются территориальные инспекции Министерства по налогам и сборам, не исполняя своевременно и в полном объеме требования Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" в части возмещения НДС предприятиям-экспортёрам и чем объясняется сложившаяся ситуация?
- Какие меры по скорейшему исправлению данного положения намерено предпринять Министерство РФ по налогам и сборам, в том числе с учётом введения в действие второй части Налогового кодекса РФ?

Ответ прошу представить в порядке, определённом федеральным Законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Депутат
Мельников А.Ю.
Фракция "ЯБЛОКО"
Комитет по бюджету и налогам
Подкомитет по налогам

02.12.00

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА