На главную страницу

Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде


Контактные телефоны и адрес Фонда

Форум

Написать письмо юристу Фонда



Налоговая реформа

Налог на прибыль

Единый налог на вмененный доход


Дерегулирование экономики

Маркирование и сертификация товаров и услуг

Защита прав потребителя


Малый и средний бизнес

Порядок возмещения экспортного НДС

Незаконные действия по отношению к предпринимателям

Соц. политика и предпринимательство


Деятельность Фонда

Программа Фонда





Дерегулирование экономики


НАША ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА - СОВМЕСТНАЯ РАБОТА С ВЛАСТЬЮ!

Год назад в этом же зале был организован Круглый стол, который назывался "Бизнес и власть". За это время произошли очень существенные перемены в системе взаимоотношений бизнеса и власти. Я понял, что нам нужно наладить контакты с власть держащими. Мы робко спрашивали чиновников: "А можно ли организовать Совет по предпринимательству при губернаторе?" И вот теперь уже существует Совет при губернаторе, а также подобные советы при мэре города Архангельска, в административных округах и в районах области.

Год назад на конференции было решено участвовать в выборах. Что мы имеем на сегодняшний день? Созданы комиссии по инвестициям, собственности и предпринимательству в областном Собрании депутатов, одноименная комиссия создана в городском Совете, то есть, мы сами становимся властью. Конечно, если бы мы сами более консолидировано подошли к выборам, то в них результат был бы более серьезным. Только вчера я узнал, из выступления предпринимателя из Коноши, что 9 предпринимателей прошли у них на выборах. Это здорово! Но соперничество предпринимателей в отдельных округах не позволило нам выступить еще более достойно. Тем не менее, прогресс налицо.

Год назад мы очень сильно переживали, прислушается ли власть к скромным общественным организациям предпринимателей. Прислушались. На сегодняшний день они не только слушают нас, но и сотрудничают в законодательной работе. На подпись к губернатору поступил первый закон, разработанный нашей комиссией, - об инвестиционном налоговом кредите. И законодательная работа будет продолжаться. Впереди закон об улучшении развития Архангельской области, закон о государственных гарантиях по займам на инвестиционные цели. Большой интересный закон об инвестиционной деятельности в Архангельской области, ну и, конечно, изменения в законе о государственной поддержке малого предпринимательства. Наша главная задача - совместная работа с властью! Это возможно, реально, и она взаимно полезна.

Основная задача сегодня - выработка механизма взаимодействия бизнеса и власти. В ходе подготовки конференции некоторые заметили, что в этой работе должна быть системность, и даже бюрократичность. Объясню почему. Вот, например, создан Совет по предпринимательству при губернаторе, а каковы его реальные функции и полномочия? Вот господин Тестов здесь говорил, что выполняют поручения статистики. Надо выполнять поручения не статистики, а предпринимателей. В выступлении прозвучало, что Совет по предпринимательству бился прямо за единый вмененный налог, хватит врать-то, палец о палец не ударили! Нашелся еще один человек, который с Лениным бревно на субботнике носил.

Одной из основных наших задач является кадровое укрепление Совета по предпринимательству при Губернаторе области и наделение его некоторыми экспертными и согласующими полномочиям. По той простой причине, что ни один закон, ни одно распоряжение администрацией области не должно приниматься без согласования с указанным Советом. И действовать администрация должна в обязательном порядке через данный Совет, который должен быть подключен к отделам по предпринимательству области, всем департаментам областной администрации, а также к предпринимательским структурам.

Являясь депутатом областного Собрания, иногда задаю вопрос чиновнику областной администрации - молчание надолго. А все потому, что ты с бумажкой не обратился. Когда бумагу дашь, тогда все, пожалуйста. Поэтому без бюрократии здесь никуда не денешься.

Мнения предпринимателей по всему спектру их проблем, особенно по преодолению административных барьеров - одна из насущных во властных структурах. Поэтому по каналам взаимодействия бизнеса и власти должен быть получен ответ, а как же восприняты позиции предпринимателей и какие последуют решения.

Если оценивать государственную политику последних лет в области предпринимательства, то иного слова, как провал и подобрать сложно. Вспомните 1994 год, когда все говорили, что в России наконец-то принята Программа развития малого предпринимательства, которая предусматривала к 2000 году создание до 3,5 - 4 миллионов малых предприятий с общей численностью около 40 миллионов человек.

Одно время в 1994 году количество малых предприятий составляло 907 тысяч. Сегодня их число составляет 879,3 тысячи с численностью 7 миллионов человек, по данным Госкомстата на 1 января 2001 года. В таких условиях приходится нам существовать. Программа не реализована, ничего не изменилось, а положение малых предприятий только ухудшилось. И что самое интересное, в результате реализации этой Программы появилось большое количество людей, которые делают вид, что работают, соответственно, не безвозмездно, на благо предпринимателя. Вот это и называется провал.

В последнее время все наше общество преобразовалось в предпринимательское. Мы превратились в малые, крупные и частные предприятия как по основному месту работы, так и по совместительству. Многих обстоятельства заставили торговать просто сигаретами. Посмотрите на врачей, которые занимаются торговлей лекарств по принципу сетевого маркетинга, учителей, которые занимаются репетиторством, инженеров, которые занимаются частным извозом, военные части, сдающие своих солдат на сельскохозяйственные работы. Я уже не говорю, что у нас нет государственного общественного питания, бытового обслуживания, государственной торговли. Выходя на улицу, горожане на каждом шагу сталкиваются с предпринимателями и от того, как поставлен бизнес, и особенно малых предпринимателей, зависит настроение тысяч людей.

Еще один - момент очень интересный, если бы благополучие предпринимателя оценивалось по количеству принятых законов и нормативно-правовых актов, то Россия была бы вне конкуренции.

Но, увы, это количество, вопреки законам диалектики, не перешло в качество. По данным, например, правового управления аппарата Государственной Думы, 1710 основных законов, в том числе законов СССР и РСФСР, издано 12 федеральных конституционных законов, помимо этого, 1800 Указов Президента, более 6 тысяч постановлений правительства, около 1,5 тысячи ведомственных актов инструкций и разъяснений - в общей сложности набирается 11 тысяч нормативных актов. Как этим многообразием пользоваться, не очень понятно. На сегодняшний день создано огромное количество государственных структур, занимающихся поддержкой предпринимательства. Что, вопросы из-за этого решаются?! Нет, потому что нет системы. Вот эту систему нам и надо выстраивать. Предприниматели существуют, несмотря на обилие структур, которые ими занимаются и пытаются их регулировать, на обилие нормативных актов. Я уверен, что одним из векторов развития на сегодняшний день, является нормальное функционирование отделов по предпринимательству областной Администрации, которые на текущий момент, по моему мнению, работают под лозунгом прекрасной фразы "Русского радио"- "Я не тормоз, я медленный газ". Очень важно, чтобы такая структура была подотчетна не только руководителям области, но и контролировалась институтами гражданского общества, нормально действующая, с хорошим составом реальных предпринимателей, а не посаженых отцов Совета предпринимательства при губернаторе.

Я остановлюсь на Программе поддержки предпринимателей коротко, потому что ее на сегодняшний день нет. То, что предлагает "Форпост" в виде Программы развития предпринимательства на 2001 год свидетельствует о бездеятельности. Просили Николая Васильевича Годиева размножить Программу, но, видимо, стыдно было человеку размножать. На сегодняшний день Фонд "Форпост" потребляет только то, что производит, это тоже старое остаточное от коммунистической деятельности. Его обобщение показало, что изжил себя человек на этом посту. Ничего принципиально нового предложить не может. Деятельность его организации придерживается совершенно других принципов. Фонд, существующий на деньги, отпущенные на развитие предпринимательства, существует сам для себя. Где у нас Программа развития малого предпринимательства на 2002 год? Я бы заострил на этом внимание по одной простой причине - под эту Программу выделяются бюджетные деньги. Сейчас началась работа над формированием бюджета 2002 года. Если нет на сегодняшний день, и не будет к сентябрю Программы по развитию предпринимательства на 2002 год, то забудьте, пожалуйста, что будут выделены деньги под развитие предпринимательства, фермерского хозяйства в Онежском районе, на создание новых рабочих мест, на создание единого информационного пространства.

В Программе нужно, на мой взгляд, очень четко определить, что содержат другие существующие в этом году программные направления: финансовое и бюджетное положение, чтобы понять, куда вкладывать. Очень простой вопрос для всех предпринимателей, что откладывается на развитие моего производства, как работают деньги, вложенные в программу по развитию предпринимательства. Деньги нужно вкладывать:

1. В финансово-кредитную, инвестиционную поддержку на основании платности, срочности и возвратности. На этом заработает и бюджет области, и предприниматели. По одной простой причине, что здесь можно говорить о снижении процентной ставки, а не такой, которую дают коммерческие банки.

Для того чтобы получить банковский кредит, предприниматель часто должен закладывать собственную квартиру. Вопрос очень серьезный. Я был с Комитетом по имуществу администрации области: много имущества - куда деть не знают.

2. Вкладывать деньги в формирование инфраструктуры поддержки предпринимательства, при этом предпочтение отдавать созданию финансово-кредитных институтов, таких, как инвестиционные, венчурные фонды, учреждениям, занимающимся вопросами правового и кадрового обеспечения. Обязательно вкладывать в создание единого информационного пространства, которое, как воздух, необходимо предпринимателю.

Очень внимательно ознакомился с предложениями предпринимателей Иванова и Скородумова. Я считаю, что это очень деловой и правильный подход, и их схема, с учетом серьезной доработки, может стать основой Программы развития и поддержки предпринимательства.

3. Комплексное объединение правовых и законодательных актов в Архангельской области в органах местного самоуправления в области регулирования малого предпринимательства. Необходимо срочно отменить акты, которые препятствуют развитию предпринимательства области. Необходимо внести изменения в областной закон о государственной поддержке малого предпринимательства.

И, безусловно, стоит подумать над тем, чтобы 2002 год объявить годом малого предпринимательства Архангельской области.

Дмитрий ТАСКАЕВ,
предприниматель, председатель комиссии по инвестициям и предпринимательству области, депутат Архангельского областного Собрания

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА