На главную страницу

Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде


Контактные телефоны и адрес Фонда

Форум

Написать письмо юристу Фонда



Налоговая реформа

Налог на прибыль

Единый налог на вмененный доход


Дерегулирование экономики

Маркирование и сертификация товаров и услуг

Защита прав потребителя


Малый и средний бизнес

Порядок возмещения экспортного НДС

Незаконные действия по отношению к предпринимателям

Соц. политика и предпринимательство


Деятельность Фонда

Программа Фонда





Дерегулирование экономики


Замечания и пожелания по проекту, пожалуйста, присылайте по адресам:
hot@ofdp.ru и pokhmelkin@duma.gov.ru




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона “Об административных
процедурах, внесенному депутатами Государственной Думы

Острейшими проблемами, препятствующими нормальному социально-экономическому развитию нашей страны, продолжают оставаться административный произвол и коррупция в исполнительных органах государственной власти и местного самоуправления. Граждане, индивидуальные предприниматели, коммерческие и некоммерческие организации пока мало защищены в отношениях с чиновником, отсутствуют надежные гарантии их равноправия, властные структуры в значительной мере сращены с определенными финансово-промышленными группами, пользующимися незаслуженными льготами и преимуществами, в то время как другие представители бизнеса находятся в положении изгоев.

Одной из важнейших причин сохранения подобного положения является закрытость исполнительных структур, непрозрачность и нерегламентированность процесса подготовки и принятия управленческих решений, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц. В настоящее время существует множество различных законодательных и подзаконных актов, регулирующих различные виды административной деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц. Однако эти акты зачастую противоречат друг другу и не выдерживают никокой критики с точки зрения беспробельности процедуры, обеспечения надежных гарантий прав граждан и организаций, антикоррупционной направленности. Поэтому они не только не противодействуют, а зачастую способствуют бюрократизму, волоките, беззаконию, должностным злоупотреблениям.

Между тем во многих странах с развитой рыночной экономикой достаточно эффективно действуют комплексные нормативные акты, устанавливающие общие принципы деятельности чиновников по рассмотрению заявлений граждан и организаций, а также универсальные административные процедуры. Потребность в подобном законе для России явно актуализировалась. В связи с этим подготовлен и вносится в Государственную Думу настоящий проект Федерального закона “Об административных процедурах”.

Основные цели, которые авторы законопроекта преследовали при его подготовке, сводятся к следующим:

унификация и универсализация условий и порядка рассмотрения и разрешения органами исполнительной власти всех уровней заявлений о предоставлении, удостоверении, регистрации или приостановлении (прекращении) определенных правомочий организаций и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и тем самым осуществление систематизации законодательства, регулирующего эти отношения;

обеспечение полной открытости, публичности, прозрачности для общественного контроля всех управленческих действий, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;

установление надежных гарантий от административного произвола;

предупреждение коррупции и других должностных правонарушений;

рационализация работы государственного аппарата.

Законопроект состоит из шести разделов, объединяющих 16 глав и 91 статью. В соответствии с традициями подготовки кодифицированных актов в проекте по существу выделяются общая и особенная части.

Обшая часть определяет предмет, состав и основные начала законодательства об административных процедурах, круг участников соответствующих правоотношений, их права и обязанности, основные понятия и термины, используемые в тексте, общие условия рассмотрения административных дел. Кроме того, регулируются институты представительства, доказательств, процедурных сроков и административных расходов.

Особенная часть проекта регламентирует различные стадии рассмотрения и разрешения административных дел: подачу и принятие заявлений, подготовку дела к рассмотрению, проведение административного заседания, вынесение и оформление решений, пересмотр решений при их обжаловании, исполнение решений.

Предполагается, что федеральный закон об административных процедурах должен охватить очень широкий круг заявлений, рассматриваемых органами исполнительной власти. Общим критерием для них является наличие в таком заявлении волеизъявления гражданина или организации получить, удостоверить или зарегистрировать какие-то свои правомочия: приобрести определенный статус, заняться какой-либо деятельностью, получить материальное благо или освободиться от имущественных затрат и т.п. Во всех этих случаях, с одной стороны, необходимо защитить заявителя от недобросовестности, корыстолюбия и непрофессионализма чиновника, а с другой - предупредить возможность коррупционного сговора между заявителем и соответствующим должностным лицом.

В то же время в проекте содержится перечень отношений, не относящихся к предмету регулирования законодательства об административных процедурах. Эти отношения отличаются существенной спецификой и, как правило, уже сейчас подробно регламентированы специальными федеральными законами. К ним, в частности, принадлежат, отношения в сфере приватизации государственного и муниципального имущества, налоговые отношения и некоторые другие.

В законопроекте сформулированы и последовательно реализованы фундаментальные принципы, которые, по мнению авторов, должны определять основы взаимоотношений исполнительной власти и граждан.

Первое. Равенство всех участников отношений, регулируемых законодательством об административных процедурах. У власти не должно быть “любимчиков” и “пасынков”. В связи с этим проект имеет четко выраженную антиолигархическую направленность.

Второе. Качественное изменение ситуации, при которой решающее значение в регламентировании административных процедур имеют подзаконные акты. В проекте закреплено положение о недопустимости принятия и применения нормативных правовых актов, ухудшающих положение граждан и организаций по сравнению с настоящим законом. Установлено, что подзаконные акты могут приниматься только в случаях, прямо предусмотренных законами. Также определены конкретные критерии несоответствия нормативных актов, имеющих различную юридическую силу.

Третье. Открытость, публичность рассмотрения административных дел, максимальная информированность населения о правилах и практике их рассмотрения. Это ключевое положение. Действующее законодательство, регламентирующее отдельные административные процедуры, имеет зияющие пробелы именно в части порядка подготовки и принятия решений. Данный проект эти пробелы восполняет, вводя и подробно регламентируя институт административного заседания, в рамках которого проходит открытое рассмотрение заявления, оцениваются все обстоятельства и доказательства, выносится и объявляется мотивированное решение.

Вместе с тем гражданину предоставляется право отказаться от достаточно сложной процедуры, если его заявление не требует особо тщательного изучения. Такой отказ, однако, не допускается по делам, где имеет место имущественный интерес заявителя с тем, чтобы предовратить келейную противоправную договоренность заявителя и чиновника.

Четвертое. Презумпция добросовестности заявителя и принцип экономии усилий гражданина. Административные процедуры должны быть выстроены таким образом, чтобы это было максимально удобно заявителю, а не должностным лицам, призванным такое заявление рассматривать. На этом основании проект закрепляет положение об освобождении заявителя от бремени доказывания тех обстоятельств, которые могут быть установлены самим органом, рассматривающим административное дело.

Пятое. Недопустимость передачи полномочий по рассмотрению и разрешению административных дел полностью или частично коммерческим организациям. Сегодня такая практика распространена довольно широко, что приводит к удорожанию для гражданина и государства соответствующих процедур и стимулирует либо прикрывает коррупционные устремления.

Принятие федерального закона “Об административных процедурах” требует внесения изменений и дополнений в целый ряд законов и иных нормативных правоых актов. Поэтому в заключительных положениях проекта предусмотрено, что эти акты впредь до приведения их в соответствие применяются только в части, не противоречащей настоящему закону.

Реализация положений законопроекта на практике не повлечет серьезных дополнительных расходов из бюджета. Более того, за счет унификации разрозненных сегодня административных процедур, упорядочения рассмотрения различных административных дел, можно будет существенно сократить управлеческий аппарат органов исполнительной власти и тем самым уменьшить бюджетные ассигнования на их содержание.

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА