На главную страницу

Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде


Контактные телефоны и адрес Фонда

Форум

Написать письмо юристу Фонда



Налоговая реформа

Налог на прибыль

Единый налог на вмененный доход


Дерегулирование экономики

Маркирование и сертификация товаров и услуг

Защита прав потребителя


Малый и средний бизнес

Порядок возмещения экспортного НДС

Незаконные действия по отношению к предпринимателям

Соц. политика и предпринимательство


Деятельность Фонда

Программа Фонда





Дерегулирование экономики


ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО
У правительства появилась новая игра

В каждой избушке - свои погремушки. И каждый новый кабинет министров в нашем отечестве не становится исключением из этого правила. Всякий раз, оказавшись у руля, очередное правительство извлекает из Большого экономического словаря некий термин, принимает его ни щит и несет к светлым вершинам в туманную даль. Так было с либерализацией и монетаризмом, приватизацией и акционированием, и стабилизацией и усилением государственного контроля. Теперь ведомство Грефа, наверное, для того, чтобы придать деятельности Правительства Касьянова более осмысленный вид, вытащило из сундука еще одно волшебное словцо. Прозвучав в президентском послании Федеральному Собранию, оно обещает стать знаковым - по крайней мере, на ближайший год. Это слово - дерегулирование.

В русском языке такого слова нет. Это - неудачная калька с английского, означающая ослабление роли государства в регулировании экономики. Заместитель же министра экономического развития и торговли Александр Маслов и вовсе предельно конкретизирует то, что имели в виду авторы концепции дерегулирования российской экономики: ее дебюрократизацию.

Для того, чтобы переломить неблагоприятную экономическую ситуацию, считают разработчики новой концепции, России нужны инвестиции. Инвестиционный климат в нашей стране настолько суров, что зарубежные инвесторы ставят его по степени рискованности на 32-е место в мире. Впрочем, в известной мере - это прогресс, после дефолта 98-го Россия замыкала вторую сотню. Наш рейтинг поднялся, по мнению разработчиков, во многом благодаря политической и социальной стабильности, эффективной правовой и правоприменительной системе. совершенствованию систем налогообложения, валютного и таможенного регулирования. Главным барьером на пути крупномасштабных финансовых вливаний в российскую экономику, считают разработчики, стала ее забюрокраченность, несвобода от административных барьеров.

Авторы концепции предлагают объявить мораторий на введение новых административных барьеров, создаваемых правительством, - таких как введение сертифицирования услуг в розничной торговле, регистрации пищевых продуктов. Тем более что практической пользы от этого мало. По данным авторитетной Brand Protection Group, в 2000 году российский потребительский рынок был на 60 процентов наполнен подделками. Хотя Госстандарт требует сертифицировать 80 процентов номенклатуры товаров, примерно треть их - это откровенный брак.

Преодоление барьеров, сооружаемых чиновниками, требует от бизнеса постоянных финансовых вливании, которые, в конце концов, ложатся на себестоимость товаров и услуг. По данным исследований, проводившихся учеными МГУ имени Ломоносова, в 2000 году каждая российская семья теряла по 500-550 рублей ежемесячно, компенсируя затраты производителей на вынужденные скачки с препятствиями. За 9 месяцев прошлого года суммарные расходы граждан на оплату бюрократической составляющей (162 млрд рублей) практически сравнялись с суммой расходов государства на обслуживание госдолга за тот же период (166 млрд рублей).

Разработчики намерены дать российской экономике больше свобод. А для этого - упростить процедуру регистрации предприятий, ограничить число проверок со стороны госорганов одной в два года и резко сократить количество лицензируемых видов деятельности. Надо сказать, эти реформы на назрели уже давно. В Гражданском кодексе настолько четко и детально прописаны виды деятельности и правила поведения для всевозможных ООО, ОАО и ЗАО, что совершенно отпала нужда в таких учредительных документах, как, например, устав предприятия. Что касается ограничения числа проверок (не чаще одной в два года, как это предлагает Минэкономразвития), то здесь сторонникам дебюрократизации изменяет логика. Если, по их мнению, нет нужды ежегодном визите на предприятие пожарного и милиционера то отчего она возникает еще через год? А если проверки госорганов все же необходимы, то почему бы не проводить их раз в квартал или чаще? Авторам концепции не достало смелости ответить на главный вопрос, нужны ли предпринимателям надсмотрщики от государства и принципе?

С особенным запалом авторы идеи атакуют еще одну болезненную для предпринимателя процедуру - лицензирование. В России это - особая статья, статья дохода и расхода в одном лице. Дохода - для коррумпированных госчиновников, расхода - для предпринимателей и остального населения России. Количество лицензируемых видов деятельности. по мнению разработчиков концепции, нарастает лавинообразно. Согласно закону о лицензировании, таких видов 215. Действуют, впрочем, другие законодательные акты, вводящие дополнительно еще 125 лицензий. Практика дробления одного вида деятельности на подвиды вызвала к жизни необходимость получать лицензии на 500 разновидностей бизнеса (для сравнения: в Нидерландах лицензируются 8 видов деятельности, в Австрии - 28, в Великобритании - 38).

Минэкономразвития предлагает внести поправки в законопроект "О лицензировании отдельных видов деятельности", связанные с их резким сокращением. Критериев необходимости лицензирования, с точки зрения авторов, должно быть два: невозможность регулирования иными методами и опасность данного бизнеса для жизни и здоровья. Разрабогчики рассчитывают довести число лицензируемых видов до 63.

Что касается идеи дебюрократизации отечественной экономики, то она, конечно же, выше всяких похвал. Наверное, она нравится и тем, против кого нацелена скорее всего, им она ничем не грозит. Впрочем, как утверждает заместитель министра зкономического развития и торговли РФ, Александр Маслов, в процессе будут максимально задействованы рыночные и общественные институты. Что это означает на практике, покажет ближайшее будущее. Представим, однако, что все получилось: рядовые чиновники, беспрестанно понукаемые чиновниками высокого ранга, послушно срубили сучья, на которых прежде удобно сидели. Некого регистрироватъ, проверять и лицензировать. Стало быть, "кем работать мне тогда, чем заниматься?". Надеяться, что сокращенных чинуш в благодарность за прошлые разных размеров услуги примут действующие частные структуры, наивно. Ценность рядового чиновника как раз и состоит в способности эти услуги и оказывать. Нет способности - нет ценности. Выходит, в случае успешной дебюрократизации страна получит солидное подразделение безработных, которых все одно придется кормить. Впрочем, авторы концепции так далеко не заглядывают. Им, похоже, интересен процесс. В результативность которого не обязательно верить.

Константин ДАНОВ
"Общая газета", №14 (400), 5 - 11 апреля, стр. 11

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА