На главную страницу

Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде


Контактные телефоны и адрес Фонда

Форум

Написать письмо юристу Фонда



Налоговая реформа

Налог на прибыль

Единый налог на вмененный доход


Дерегулирование экономики

Маркирование и сертификация товаров и услуг

Защита прав потребителя


Малый и средний бизнес

Порядок возмещения экспортного НДС

Незаконные действия по отношению к предпринимателям

Соц. политика и предпринимательство


Деятельность Фонда

Программа Фонда





Дерегулирование экономики


КИСЛОРОДНЫЙ ПАКЕТ ДЛЯ БИЗНЕСА
Степан Павловский

Не исключено, что к концу этого года предпринимателям в России станет легче дышать

Владимир Путин на днях уверил предпринимателей, что правительство вот-вот доработает пакет законопроектов, направленных, по официальной формулировке, на "дерегулирование предпринимательской деятельности". Речь идет о реформе отношений государства и бизнеса. Корреспондент "МН" попросил рассказать о подготовленных законопроектах Павла КУЗНЕЦОВА, заместителя руководителя Рабочего центра экономических реформ при правительстве РФ. Сотрудники центра были в числе разработчиков этих законопроектов.

- Из каких законов состоит внесенный в правительство пакет?

- Законопроекты разделены на три группы. Это - новый порядок регистрации юридических лиц, новые правила лицензирования отдельных видов деятельности, а также регламентация контроля государства над бизнесом. Последнее направление касается многочисленных проверок, которые устраивают различные госорганы частным предприятиям.

Все это, если можно так выразиться, полупакет. Остальные законопроекты будут внесены позднее. Это законы, касающиеся государственного регулирования стандартов качества.

- Давайте по порядку. В чем смысл изменения процедуры регистрации предприятий?

- Ныне эта процедура достаточно сложна. Смысл в том, чтобы сделать ее чисто уведомительной, а не разрешительной, как сейчас. Чтобы предприятие не собирало кучу бумаг. Чтобы учредительные документы не проверялись на предмет соответствия законодательству. Дело в том, что на этой стадии все равно невозможно установить, насколько чистоплотно учреждаемое предприятие. Уставы у всех примерно одинаковые, учредительные документы сделаны как под копирку. Таким образом, регистрационный барьер давно превратился в средство для вымогательства взяток с предпринимателей, и мы его предлагаем устранить.

- Как выглядит регистрация в новом законе?

- Предприятие регистрируется простым внесением в государственный реестр. Снимается и еще одна проблема. Сейчас после регистрации фирмы предприниматель обязан срочно ставить ее на учет в кучу разных органов - в налоговую инспекцию, внебюджетные фонды, в органы статистики. Это тоже время и деньги. Новый законопроект бремя этих забот возлагает на регистрирующие органы. Их чиновники сами должны рассылать все документы в перечисленные организации.

- Надо полагать, лицензию теперь будет получать так же просто?

- С лицензиями более сложная история. С середины 90-х годов у нас действует закон о лицензировании отдельных видов деятельности. Когда закон создавался, список тех видов деятельности, для осуществления которых необходимо получение лицензии, был маленьким. Благодаря поправкам он стал расти и в нынешней редакции достиг гигантских размеров. Всего лицензируемых занятий, если принять во внимание различные министерские инструкции, которые бесконечно дробят и расщепляют их виды, выходит около 2000! К примеру, туризм, оказывается, бывает внутренний и внешний. И на каждый нужна отдельная бумажка.

Идея такова. Сократить список лицензируемых видов деятельности до разумных пределов. Вводятся критерии, по которым и определяют, какие виды деятельности должны лицензироваться. Новый перечень жестко фиксируется в законе. Сейчас он содержит чуть больше 70 лицензируемых видов. Точнее сказать сложно, поскольку в настоящий момент идет утверждение списка и разные ведомства лоббируют в этом вопросе свои интересы.

- А в чем их интерес?

- Для каждого из них лицензирование - это кормушка. Все министерства и комитеты что-то лицензируют. Это хороший побочный доход, как правило в форме фондов, существующих при данном ведомстве.

- Но ведь ничто не гарантирует новый список от постепенного пополнения, коли есть лобби.

- В законопроект заложено противоядие: плата за лицензию теперь не будет попадать в руки лицензирующего органа. Эти деньги пойдут в бюджет, а не во внебюджетный фонд какого-либо министерства. Таким образом подрывается финансовая основа интереса чиновника к лицензированию.

- Посмотрим на проблему с другой стороны. Каким образом государство будет теперь контролировать рынки нелицензируемых видов деятельности?

- Они должны регулироваться более мягкими методами госконтроля. Например, сертификацией продукции или министерской аккредитацией, как высшие учебные заведения. Кстати, вторая часть пакета преследует цель конкретизировать стандарты качества продукции и сделать их более внятными, чтобы с их помощью контролировать деятельность производителей товаров. Также предполагается принять закон о саморегулируемых организациях, которые на некоторых рынках способны частично взять на себя контрольные функции и действовать более эффективно, чем государство.

- Что это за организации?

- Есть ряд рынков, на которых стандарты трудно установить. Их невозможно формализовать каким-либо законом. Как правило, это рынки, где большое значение имеет репутация производителя. На этих рынках создаются сообщества бизнесменов, которые определяют правила игры и тем самым частично берут на себя функции государства. Из зарубежных аналогов можно привести, скажем, ассоциации виноделов, которые имеют на рынке гораздо больше влияния, чем любой государственный орган.

- Теперь перейдем к одному из самых болезненных вопросов - к проверкам...

- Подготовлен законопроект "О порядке проведения государственного контроля при производстве товаров и их реализации". Основная его цель - дать бизнесменам гарантии, что их не будут инспектировать слишком часто. В отличие от двух законов, о которых мы говорили, это ноу-хау. Закон создавался с нуля. Поэтому с юридической точки зрения он пока сыроват. Его будут дорабатывать. К тому же за ним тянется самый длинный шлейф изменений в другие законы, которые регламентируют деятельность государственных контрольных органов. Внести в них правильные изменения - гораздо большая проблема, чем вычистить сам закон о проверках. А они должны быть внесены. Это позволит как-то рационализировать и ограничить число проверок предприятий контрольными органами.

- Допустим, пожарную инспекцию можно уговорить приходить не чаще раза в год. Но как регламентировать визиты силовых органов? Они ведь могут заявиться в любой момент - достаточно "сигнала".

- Согласен. К сожалению, проверки силовыми органами очень трудно формализовать. И пока, на мой взгляд, это слабое место законопроекта.

- Когда мы получим эти новые законы?

- Пессимистичный сценарий: первая часть пакета вступит в силу с начала будущего года. Оптимистичный - с середины нынешнего.

Материал подготовлен в сотрудничестве с Высшей школой экономики

"Московские новости", #05 (1073), 30 января - 5 февраля 2001

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА