На главную страницу

Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде


Контактные телефоны и адрес Фонда

Форум

Написать письмо юристу Фонда



Налоговая реформа

Налог на прибыль

Единый налог на вмененный доход


Дерегулирование экономики

Маркирование и сертификация товаров и услуг

Защита прав потребителя


Малый и средний бизнес

Порядок возмещения экспортного НДС

Незаконные действия по отношению к предпринимателям

Соц. политика и предпринимательство


Деятельность Фонда

Программа Фонда





Дерегулирование экономики


Разработка Фонда "Деловая перспектива", посвященная правовой защите предпринимателей. Представлена 10-11 октября 2001 года на Конференции по административным барьерам  в Нижнем Новгороде.

ЦЕНТРЫ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
И МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЕ КОМИССИИ ПО УСТРАНЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ


Итак, власть сделала важный шаг навстречу предпринимательскому сообществу и создала некий инструмент защиты предпринимателями своих прав в виде соответствующего закона. Весь вопрос в том, захотят ли предприниматели этим инструментом воспользоваться. Они могут счесть менее хлопотным для себя договариваться с проверяющими организациями старым надежным способом, - а при таком подходе любые, даже самые прогрессивные законы окажутся бесполезными.


Как известно, зачастую предприниматель не проявляет должной принципиальности в защите своих прав из-за понимания собственной уязвимости и ощущения своего бессилия перед безжалостной чиновничьей машиной. Разобщенность предпринимателей не позволяет им эффективно отстаивать свои интересы и действенно бороться с чиновничьим произволом. Поэтому так велика роль общественных организаций предпринимателей, и так важно, чтобы они строили свою работу на принципах отстаивания общих интересов и взаимодействии друг с другом. Очень важно иметь такие организации «под рукой», т.е. чтобы существовали так называемые Центры правовой защиты, созданные по территориальному принципу. Центры правовой защиты должны оказывать предпринимателям услуги на платной основе, но значительно дешевле, чем юридические конторы. Такие Центры должны содержать базу нормативных документов проверяющих организаций. Эти Центры смогут давать правовую оценку действиям проверяющих органов, а также проводить первоначальный анализ нормативной базы на основании обращений предпринимателей. Если очевидна чрезмерность требований данной нормы и невозможность ее соблюдения при ведении законной предпринимательской деятельности, такие нормы должны пересматриваться вышестоящими инстанциями, вплоть до Межведомственной Комиссии Правительства РФ по ограничению административных барьеров.

Если налицо злоупотребления со стороны лиц, осуществляющих проверки, такие прецеденты должны рассматриваться ведомствами, допустившими злоупотребления, по обращению представителей Центра. При нежелании ведомства пресечь нарушения со стороны своих сотрудников вопрос должен выноситься на заседание территориальной межведомственной комиссии. В состав таких комиссий должны входить помимо ведомств также и представители предпринимательских объединений, учредивших Центр, и потребительских организаций - членов КОНФОП. Последнее условие необходимо для недопущения деятельности потребительских организаций, созданных самими ведомствами для обеспечения соблюдения ведомственных интересов на данной территории, а также псевдопотребительскими организациями, использующими подобный статус в целях получения отступных с предпринимателей. Именно добросовестные общества потребителей могут четко разграничить, где проверяющие организации действуют в интересах потребителей, а где их действия ложатся на плечи потребителей дополнительной удорожанием товаров и услуг.


Необходимость создания институтов правовой поддержки предпринимательской деятельности


Принятие новых Законов из дебюрократизационного блока законопроектов явление само по себе значительное. К сожалению, основная масса предпринимателей, а особенно представителей малого бизнеса, не проводит мониторинга законодательства и зачастую просто не осведомлена о произошедших переменах. В России пока не существует эффективной системы оповещения заинтересованных лиц о столь значительных событиях - ввиду неразвитости институтов самоорганизации бизнеса и невнимания чиновников к проблемам и интересам предпринимателей, порой не заинтересованных в том, чтобы субъекты бизнеса больше пользовались своими правами. Однако непосредственные контакты с предпринимателями позволяют говорить о том, что за прошедший год под влиянием усиления давления контролирующих органов меняется отношение предпринимателей к способам решения своих проблем. Тем, кому удалось обеспечить стабильный, пусть и небольшой, доход для семьи и ощутить себя работодателем, чувство собственной независимости и достоинства не позволяют непрестанно кормить чиновников и заигрывать с ними, - они уже вызывают открытое раздражение.

В этой связи на первый план выходит вопрос создания институтов правовой поддержки предпринимательской деятельности. В малом бизнесе далеко не каждая фирма может позволить себе содержание юриста в своем штате. Деятельность юридических консультаций по сложившейся в России практике воспринимается многими как работа лишь с гражданами по вопросам семейного и гражданского права. Расценки на юридические услуги применительно к предпринимательской сфере, как правило, достаточно велики, и для малого бизнеса часто не подъемны . Частные юридические бюро (конторы) не слишком заинтересованы в сотрудничестве с малыми предпринимателями ввиду их низкой платежеспособности и отсутствия перспективы громких дел. Да и не всякий владелец небольшого магазина, выбирая между взяткой знакомому инспектору и беседой с незнакомым адвокатом, предпочтет второе.

Одной из новых тенденций, характеризующей отношение власти к предпринимательству и развитие права, в настоящее время, является стимулирование создания объединений предпринимателей. В том или ином виде данный вопрос оказался затронутым и в рассмотренном выше Законе, и в готовящихся законопроектах (например, закон о саморегулируемых организациях). Как правило, это объединения, обеспечивающие дополнительную защиту от действий органов власти взамен на полное соблюдение норм действующего законодательства и солидарную ответственность. Выполнение предпринимательскими объединениями и общественными организациями функций в области защиты прав предпринимателей требует определенного уровня правовой подготовленности сотрудников организаций, включение в штат юристов по различным направлениям предпринимательской деятельности. Однако для некоммерческой организации такие затраты чаще всего слишком велики. То есть реализация законных прав представителей малого бизнеса опять оказывается необеспеченной денежными средствами.

Все вышеизложенное наглядно демонстрирует необходимость создания Центров Правовой защиты предпринимателей.


Задачи Центров правовой защиты предпринимателей


В Центрах Правовой защиты предпринимателей должна быть не только доступная стоимость услуг, но и основные функции должны носить специальный, достаточно узкий, характер. Это и участие деятельности Межведомственных комиссий по устранению административных барьеров - наряду с представителями обществ потребителей. Это также и работа с комиссиями по рассмотрению жалоб, создаваемых в территориальных отделениях Министерства по налогам и сборам. Необходимо вводить практику участия в проведении проверок контролирующими органами представителей предпринимательских объединений, налаживать сотрудничество с территориальными организациями по защите прав потребителей, осуществлять защиту прав предпринимателей в судах.

Важным направлением деятельности таких Центров должно быть выявление чрезмерных требований нормативной базы ведомств, осуществляющих государственный контроль и надзор. Если эти требования устарели или делают невозможной нормальную предпринимательскую деятельность в данной сфере, информация о таких положениях нормативной базы должна направляться в органы государственной власти, уполномоченные заниматься совершенствованием нормативной базы ведомств. Сейчас такими функциями наделена Межведомственная комиссия по ограничению административных барьеров при Правительстве РФ, возглавляемая И.Л.Кудриным.

Кроме этого такие Центры могут помогать предпринимателям предотвращать возникновение проблем путем оказания им квалифицированных консультаций по организации с точки зрения соблюдения требований закона к каждому виду деятельности и к финансовой отчетности. Такие центры должны осуществлять правовую экспертизу актов территориальных органов власти в части, имеющей отношение к субъектам предпринимательства.

Выбор организационно-правовой формы Центра правовой защиты не должен оказывать существенного влияние на характер его деятельности и перечень услуг. Однако наиболее оптимальной представляются формы некоммерческих организаций:
- во-первых, иногда Закон содержит прямое указание на то, что дополнительными правами в области защиты прав предпринимателей обладают некоммерческие организации (ст.16 Закона " О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)";
- во-вторых, изначально деятельность Центра будет строиться на более низкой стоимости услуг по сравнению с юридическими бюро (конторами), а соответственно для поддержания высокого качества услуг потребуется дополнительное финансирование со стороны учредителей;
- в-третьих, статус некоммерческой в большей степени защищает от желания использовать организацию для решения коммерческих вопросов учредителями.

Важным, на наш взгляд, является вопрос о возможности членства разного рода учреждений по поддержке малого бизнеса, созданных и финансируемых при поддержке государственной власти. Мы предлагаем не включать их в число учредителей и участников (членов) организаций, выполняющих функции Центра, с целью обеспечения независимости его работы.

Первоначальные заботы, связанные с организацией подобных Центров, могут взять на себя уже действующие на данной территории объединения предпринимателей. Поддержка первых пилотных проектов должна осуществляться на уровне межрегиональных и всероссийских объединений предпринимателей. Такие проекты лучше всего начинать на территории субъектов Федерации, где наблюдается не только большая деловая активность, но имеется положительный опыт объединения.


Деятельность Центров правовой защиты предпринимателей


Основная деятельность Центра правовой защиты, и особенно, первые его успехи должны быть привязаны к данной территории. Удачи на уровне Высшего Арбитражного Суда, Конституционного Суда, Комиссии при Правительстве РФ не смогут обеспечить должный авторитет местного предпринимательского сообщества, так как будут восприниматься скорее как PR-акция, нежели как серьезная заявка работать на данной территории серьезно и долго с малым бизнесом.

Созданные на территории различных административных образований, Центры столкнутся с необходимость поддерживать контакты друг с другом в рамках субъекта Федерации и только в последнюю очередь - в рамках РФ, т.к. решение задач на федеральном уровне требует иных затрат и иной поддержки.
Деятельность Центра правовой защиты можно рассматривать с двух точек зрения:
- функциональной (организация работы, технология защиты прав);
- отраслевой (налоговое, административное, гражданское право), т.к. каждая из отраслей содержит свои принципы хозяйствования и вытекающие из них соответствующие права и обязанности участников.

В рамках настоящей работы основной акцент будет сделан на деятельности Центра правовой защиты как механизма защиты прав юридических лиц и предпринимателей при проведении проверок. Моменты соприкосновения с иными отраслями права будут лишь обозначены. Это также относится и к вопросам судебной защиты, которые связаны с действиями в рамках гражданского и арбитражного процессуального законодательства (представительство, оценка достаточности доказательств, правовое положение участников, обжалование решений суда, проведение дополнительных экспертиз и проч.).


Первым этапом создания и работы Центра правовой защиты является сбор и формирование библиотеки нормативно-правовых актов (в бумажном и (или) электронном виде), связанных с регулированием предпринимательской деятельности. Существующие в настоящее время базы данных ("Консультант+", "Гарант") содержат неполный перечень нормативных актов, особенно это касается всевозможных ГОСТов и САНПиНов. К тому же при работе в рамках субъектов Федерации поднимается целый пласт местного нормотворчества, включая Постановления Глав администраций небольших городов. Это, пожалуй, одно из самых сложных направлений работы.

Статья 7 рассматриваемого Закона предусматривает, что мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжения, указываются "правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке".

Статья 8 вводит понятие "ограничений при проведении мероприятий по контролю", в которой права органов государственного контроля ограничиваются их компетенцией. Однако, нигде не указано, что контролирующий орган предоставляет право предпринимателю ознакомиться с содержанием нормативных актов. Незнание закона, конечно, не освобождает от ответственности, но отсутствие возможности ознакомиться с ним при проведении проверки не дает возможности грамотно защищать свой бизнес. Тем более, что при судебной защите прав к исковому заявлению должны быть приложены доказательства исковых требований. Данный вопрос в рамках крупных городов кажется очень не значительным, особенно для московских предпринимателей, которые могут воспользоваться платными услугами ГОССтандарта по подготовке заверенных копий документов. Но чуть подальше от Москвы проблема приобретает подчас неразрешимый характер.

На практике мы сталкивались с ситуациями, когда при проверке производства ветеринарного препарата в г.Краснодаре проверяющие органы обязали представить полный пакет ГОСТов и САНПиНов, а отказ в предоставлении был расценен как нарушение законодательства. И это при том, что никаких нарушений выявлено не было. Похожая ситуация возникла при сертификации в Алтайском крае, когда предприятие, сертифицирующее продукцию, обязали предъявить в Орган по сертификации комплект нормативно-правовых документов. Можно надеяться на то, что принятие Закона изменит ситуацию, но, скорее всего, основные акценты будут сделаны на сроках и времени проведения проверок, работе организаций саморегулирования, а такой незначительный вопрос останется не затронутым. И помощь предпринимателям в его решении должен оказать Центр правовой защиты.

Совершенствование правовой базы можно осуществлять одновременно с ее анализом. Центр правовой защиты должен стать не только местом помощи предпринимателям, но и инициатором общественной экспертизы принимаемых документов. Полагаем, что не стоит дожидаться формирования практики применения акта, не соответствующего законодательству, т.к. процесс это слишком длительный. В регионах с низкой общественной активностью предпринимателей и отсутствием объединений предпринимателей Центр может выступить не только как представитель, но и как место, вокруг которого разовьется процесс объединения. Данный момент - еще один аргумент для избрания некоммерческого объединения в качестве формы такой организации. Это позволит кооптировать новых членов-предпринимателей, принимавших участие в общественно-значимой работе.

Из двух вышеуказанных функций непосредственно вытекает и самостоятельная работа Центра правовой защиты над разработкой отдельных предложений и даже проектов документов, а также к работе над законопроектами в представительных органах законодательной власти. Данная работа невозможна без сотрудничества с депутатами местных Советов и с общественными объединениями, от которых они избирались. Работа может строиться на основе анализа законодательства и сложившейся правоприменительной практики. Центр не должен брать на себя проведение исследований и опросы предпринимателей, сейчас действует достаточное количество такого рода экспертно-аналитических организаций, постоянно публикующих результаты исследований. Таким образом, Центр правовой защиты стоит организовывать как активного участника жизни предпринимательского сообщества. Только данная линия позволит такой организации стать не просто адвокатом предпринимателя, а превратиться в общественно-значимую структуру.


Принципы взаимоотношений с предпринимателями


Практическая работа с предпринимателями начинается с организации юридических консультаций: рассмотрение обращений, консультации как посредством личного контакта, так и с использованием телефонной и электронной связи. Стоит отдельно рассмотреть вопрос о наличии или отсутствии бесплатных консультаций. С одной стороны, можно отказаться от бесплатных консультаций, установив при этом относительно низкую стоимость услуг Центра правовой защиты по юридическому сопровождению. С другой стороны, можно сохранить возможность бесплатных консультаций в режиме вопросов-ответов общего характера. Однако стоимость услуг, связанных с ознакомлением с конкретной правовой ситуацией, а также по сложным вопросам, особенно в области налогового, таможенного законодательства, лицензирования, по всем видам контроля, не охваченным принятым Законом, имеет смысл сделать лишь несколько ниже уровне сложившихся в регионе цен. Можно установить ежегодные членские взносы, и для их плательщиков предусмотреть значительные льготы.

Выбор направления зависит от цели, ради которой создается Центр правовой защиты. Если основным направлением работы Центра является работа, связанная с устранением административных барьеров, то следует предпочесть второй вариант. Если же Центр правовой защиты рассматривается как Центр всеобъемлющей защиты предпринимателя как такового, тогда лучше остановится на первом варианте развития. Основным источником существования Центра при этом будут членские взносы, а сама его работа будет направлена на увеличение числа учредителей и членов.

Консультации предпринимателей, не связанные напрямую с проверками, сопряжены с разъяснениями по основным пунктам действующей нормативно-правовой базы, имеющим отношение к осуществлению данной деятельности. Опыт работы показывает, что основная часть вопросов, возникающих у предпринимателей, касается порядка уплаты налогов, а налоговый контроль, не является предметом регулирования рассматриваемого Закона. Массовые вопросы, связанные с проверками - удел розничных продавцов и представителей сферы услуг, поэтому необходимо Центру самостоятельно инициировать активную работу с объединениями таких предпринимателей в первую очередь.

Оформление любого торгового места требует получения определенного количества разрешительных документов. Уже на данном этапе, как показал опыт, например, г. Москвы (карточка продавца) и г. Архангельска (талон на право торговли и дополнительно к нему список документов, включающий 10 пунктов), к предпринимателям необоснованно предъявляются повышенные требования по сбору документов. Подчас, перечень представляет собой неоформленный должным образом документ, размещенный на стенде рядом с выдачей разрешений в местных органах власти. Центр правовой защиты должен вести работу по изучению предъявляемых на данной стадии требований к предпринимателям и решать вопросы об их правомерности. Идеальной является ситуация, когда Центр правовой защиты получает от предпринимателя необходимые документы, и уже сотрудник Центра правовой защиты получает разрешение. Данное направление работы позволит избежать предъявления завышенных требований и минимизировать игру чиновников на незнании предпринимателями законодательства.

Имея в распоряжении законодательную и нормативную базу и располагая опытом по участию в разрешении конфликтов при проверках, Центр правовой защиты в состоянии стандартизировать требования, предъявляемые к каждому виду деятельности таким образом, чтобы предприниматель имел мини-инструкции с перечнем прав и обязанностей проверяющих органов, а также необходимый комплект документов, который может быть затребован проверяющими организациями.

Основная работа по защите прав предпринимателей должна основываться на фактическом присутствии представителей Центра правовой защиты при проведении проверок (право закреплено в статье 13 рассматриваемого Закона). Закон достаточно подробно регламентирует как процедуру проведения самой проверки, так и требования к оформлению ее результатов, права и обязанности сторон. Все положения были прокомментированы в предыдущей части брошюры.

Наиболее важен вопрос оперативного реагирования (выезда) на место проведения проверки, что непосредственно связано с наличием связи как таковой и определенного уровня уверенности предпринимателей в эффективности привлечения представителей Центра правовой защиты. Именно поэтому, сопровождая проводимую проверку, Центр правовой защиты автоматически берет на себя обязанность по дальнейшей работе с предпринимателем.

При выявлении в ходе проведения контрольного мероприятия нарушений, проверяющий орган составляет протокол о нарушении (ст.10). В случае привлечения к административной ответственности представитель Центра принимает участие в предусмотренных Административно-процессуальным Кодексом и иными законами процедуре привлечения к ответственности: участие в рассмотрении дел уполномоченным органом, судом, обжалование постановлений.

Часть 2 статьи 11 предусматривает, что "в случае, если при проведении мероприятия по контролю будет установлено, что товар (работа, услуга) может причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу потребителей, орган государственного контроля (надзора) обязан принять меры к недопущению причинения вреда, в том числе путем приостановления производства (реализации, выполнения) товара (работы, услуги) и (или) отзыва товара с рынка …с последующим возмещением затрат за счет виновного лица." Применение данной меры приводит к огромным убыткам. Задача юриста состоит, во-первых, в том, чтобы при незначительном нарушении не допустить в принципе применение такой меры к деятельности предпринимателя. А уж если оно произошло, то обжаловать принятое решение.

Подготовка документов будет более легкой, если Центр правовой защиты ранее оказывал услуги предпринимателю в получении разрешений и в оформлении рабочего места. Своевременное обращение предпринимателей и грамотно выстроенная линия юридической защиты позволит не только отменить процедуры, предусмотренные частью 2 статьи 11 Закона, но и подать исковое заявление о возмещении понесенных убытков по правилам Арбитражного процесса. Состав убытков и новшества, содержащиеся в рассматриваемом Законе, были затронуты выше, в постатейном комментарии.

Оформление доверенности на ведение дел не требует дополнительных денежных затрат для предпринимателя. К тому же, если Центр правовой защиты дал ранее положительное юридическое заключение о соответствии деятельности предпринимателя законодательству, необходимо предусмотреть возможность бесплатного ведения дела. Такого рода положение, включенное в договор, способно привлечь большое количество предпринимателей и одновременно повысить качество их работы.

Параллельно с использованием судебных способов защиты прав предпринимателей наибольший акцент должен делаться на выработку новых и совершенствование существующих методов досудебного урегулирования разногласий с ведомствами, осуществляющими любые виды государственного контроля, в том числе и те, которые не регулируются рассматриваемым законом. Огромная роль в этом отводится правовой защите предпринимателей посредством участия в работе Межведомственных комиссий.


Межведомственные комиссии по ограничению административных барьеров в субъектах Федерации


Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 1998 года № 730 "О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства" определил в качестве основной задачи органов государственной власти при проведении политики развития предпринимательства сокращение административных барьеров. (Приложение - Указ).

Реализация положений Указа и Федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства в РФ субъектами Федерации позволила разработать механизм преодоления административных барьеров, который, среди иных мер, предполагает создание межведомственных комиссий.

В настоящий период на региональном уровне сложилась практика создания и деятельности комиссий, основные положения которой выражаются в следующем:
- комиссии, как правило, создаются при Главных федеральных инспекторах, правительствах, Главах администраций, Мэрах, администрациях республик, краев, областей;
- правовое положение комиссий определяется нормативными правовыми актами субъектов РФ, в которых раскрываются цели, задачи, функции, основные права, процедура деятельности.

К сожалению, цели деятельности комиссий определяются субъектами неоднозначно:
- оказание "содействия развитию и поддержке предпринимательства и координации деятельности органов исполнительной власти, осуществляющих функции по лицензированию, контролю и государственному регулированию"; или:

- выявление и разработка "предложений по устранению административных барьеров, возникающих перед хозяйствующими субъектами, связанных с деятельностью органов контроли и надзора, лицензирования, сертификации, регистрации и иных органов государственного регулирования"; или:

- организация и совершенствование "системы контроля за деятельностью субъектов малого предпринимательства, а также координация деятельности контролирующих органов по вопросам проведения проверок предприятий малого бизнеса".

Деятельность Комиссий имеет совещательную и координационную направленность. Основные права межведомственных комиссий сформулированы следующим образом:
- заслушивать отчеты (информацию) руководителей органов и организаций, деятельность которых может представлять административные барьеры в развитии предпринимательства (в части создания стимулирующих условий для развития малых форм хозяйствования);
- разрабатывать и вносить в установленном порядке по вопросам устранения административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства, предложения по внесению изменений в действующие правовые акты (Республики, края, области);
- готовить и вносить в установленном порядке на рассмотрение Правительства Республики, министерств и ведомств Республики…, администраций городов и районов, государственных органов контроля и надзора проекты правовых актов, предложения об отмене правовых актов, препятствующих развитию малого предпринимательства и ущемляющих законные права и интересы субъектов малого предпринимательства;
- привлекать к работе для получения консультаций, анализа и экспертизы по конкретным вопросам, вынесенным на заседания Комиссии, представителей государственных органов контроля и надзора, консультантов, экспертов, юристов, представителей общественных объединений, предпринимателей, ученых и специалистов и при необходимости формировать временные и постоянные рабочие группы по отдельным направлениям работы Комиссии.
- участвовать в разработке порядка формирования сводных (ежеквартальных, годовых) планов совместных плановых проверок хозяйствующих субъектов контролирующими органами.

Численный и персональный состав комиссии утверждается, как правило, на основании отдельного документа (постановления губернатора, администрации области и т.п.).

Члены комиссии имеют право:
- выносить на ее обсуждение любые вопросы, относящиеся к ее компетенции,
- высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам;
- получать информацию, имеющуюся в распоряжении комиссии;
- голосовать на заседаниях комиссии.

В их обязанности вменяется принимать участие в работе комиссии, но "не делать заявлений и не совершать каких-либо действий от имени комиссии, не имея на это полномочий".

Заседания комиссии проводятся по мере необходимости. Отдельные регионы практикуют совместные заседания комиссии с общественными советами при органах законодательной и исполнительной власти, общественными организациями (союзами, ассоциациями предпринимателей) и структурами поддержки малого бизнеса. Использование активного участия субъектов малого предпринимательства в заседаниях комиссий для защиты интересов в случае пересечения их деятельности с административными барьерами представляется очень важным.

Межведомственные комиссии с целью обобщения информации и выработки обоснованных решений, имеют право создавать рабочие группы, которые дают проблеме правовую оценку с целью максимального снижения затрат, времени и средств субъекта при организации и осуществлении им предпринимательской деятельности.

Для получения от территориальных структур федеральных органов власти необходимой информации в комиссии включаются руководители аппаратов полномочного представителя Президента РФ, руководители территориальных структур.

Решения комиссии в основном носят рекомендательный характер для органов субъекта Российской Федерации, в том числе органов местного самоуправления и ведомств. Однако, в некоторых регионах предусматривается их обязательность. Например, в Воронежской, Нижегородской областях "решения, принимаемые Комиссией в пределах ее компетенции, являются обязательными для органов исполнительной власти ... области". В Положении г.Москвы также определено, что "решения, принимаемые Комиссией в пределах ее компетенции, являются обязательными для отраслевых и функциональных органов городской администрации, территориальных органов управления и районных управ, органов городской контрольно-разрешительной системы".

По результатам рассмотрения вопросов исполнителям даются соответствующие поручения, об исполнении которых они докладывают на очередных заседаниях комиссии. При необходимости на основе решений комиссии готовятся проекты постановлений или распоряжений администрации области.

Важным представляется опыт принятия решений через отработку механизма законодательной инициативы, текущей переписки с отраслевыми министерствами и ведомствами на основе анализа подзаконных нормативных правовых актов органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции, чрез выработку предложений для оптимизации их деятельности.

Однако, за три года, прошедшие со времени выхода Указа Президента РФ и Постановления Правительства, административные барьеры не только не были устранены, но напротив, их стало втрое больше, в том числе и в регионах, где они, согласно отчетам, активно функционируют.

Причина этого кроется в том, что представители бизнеса в этих комиссиях либо представлены незначительно, либо решают какие-то свои задачи, а чаще всего - и то, и другое. В этой связи очень важно делегировать в состав таких комиссий представителей предпринимательского сообщества, которые действительно будут решать общие проблемы предпринимателей. Если в состав таких комиссий будут входить представители Центров правовой защиты, это обеспечит высокий профессионализм в защите интересов предпринимателей. Появится возможность оппонировать представителям ведомств аргументировано, ссылаясь на конкретные прецеденты в нарушениях прав предпринимателей и в избыточности нормативной базы, а также на другие нормы законов.


Выводы:

1. Существенным моментом, влияющим на деятельность комиссии, является факт ограничения сферы этой деятельности региональным уровнем. Практика подтверждает, что результатов по проблемам ликвидации административных барьеров на федеральном уровне добиться сложно.

Однако внимания заслуживает опыт принятия решений через отработку механизма законодательной инициативы, текущей переписки с отраслевыми министерствами и ведомствами на основе анализа подзаконных нормативных правовых актов органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции, через выработку предложений для оптимизации их деятельности.

2. Субъектам малого предпринимательства, общественным объединениям и структурам поддержки малого бизнеса представляется необходимым участвовать в заседаниях комиссий в целях не только защиты нарушаемых или уже нарушенных прав, но и выработки совместных согласованных решений, влияющих на развитие предпринимательства.

Задачи работы в комиссии:

- составление исчерпывающего перечня организаций, допущенных к осуществлению контрольных функций и осуществляющих плановые и иные виды проверок;
- анализ деятельности органов с целью исключения дублирования в работе организаций, выполняющих контролирующие функции;
- разработка соответствующих нормативных правовых актов, устанавливающих порядок проведения проверок;
- ознакомление с результатами проверки;
- обеспечение права предпринимателя обжаловать результаты проверки;
- установление четких полномочий должностных лиц.

По аналогичной схеме будет строиться работа и в комиссиях, создаваемых в структуре Министерства по налогам и сборам РФ.

Вышеизложенное позволяет констатировать, что существующие межведомственные комиссии даже в их нынешнем состоянии можно использовать в качестве площадки для защиты прав предпринимателей. Наиболее сложным станет формирование комиссий. Для обеспечения учета интересов, каждой из сторон комиссии (контролирующие органы, общества защиты прав предпринимателей, общества защиты прав потребителей) должны обладать лишь одним голосом.

За предпринимателем всегда останется право самостоятельного участия в заседаниях для отстаивания своей позиции.

Данная комиссия совершенствует механизм досудебного урегулирования конфликтных ситуаций при осуществлении государственного контроля (надзора). Участие общественных организаций предпринимателей и потребителей во многих случаях позволит избежать дорогостоящего и длительного судебного разбирательства.

Функционирование Комиссий поможет осуществлять общественный контроль за деятельностью ведомств и предотвращать злоупотребления в работе контролирующих органов, а также обеспечит механизм обратной связи между чиновниками и субъектами, в отношении которых принимаются решения, т.е. между всеми сторонами процесса.

Отдельный блок работы Центра правовой защиты - представление интересов предпринимателей в судебных органах РФ. Речь идет не только о защите прав предпринимателей, обжаловании нормативных актов. Целый комплекс гражданско-правовых отношений связывает между собой предпринимательские структуры. В рамках арбитражного процесса решаются вопросы, связанные с налоговым правом, не менее острые для большинства предпринимателей.

Таковы основные точки соприкосновения между работой Центра правовой защиты и работой по защите прав предпринимателей при осуществлении государством контрольных (надзорных) функций.


Указ Президента РФ от 29 июня 1998 г. N 730
"О мерах по устранению административных барьеров
при развитии предпринимательства"


В целях создания условий для развития предпринимательства в Российской Федерации как важного фактора, обеспечивающего экономический рост и занятость населения, постановляю:

1. Определить основными задачами органов государственной власти в Российской Федерации при проведении государственной политики развития предпринимательства в стране:
сокращение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;
уменьшение количества государственных органов, осуществляющих лицензирование предпринимательской деятельности, и регламентирование в полном объеме деятельности по лицензированию вышестоящими органами государственной власти;
четкое разграничение функций по лицензированию, контролю и государственному регулированию между различными органами исполнительной власти.

2. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти, осуществляющим лицензирование отдельных видов деятельности, не допускать сокращения сроков действия выдаваемых лицензий, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Правительству Российской Федерации:
представить в месячный срок предложения по сокращению административных барьеров при организации и осуществлении предпринимательской деятельности;
внести в месячный срок в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект о снижении для индивидуальных предпринимателей и малых предприятий ставок страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
представить в месячный срок предложения о разграничении функций по лицензированию, контролю и государственному регулированию между различными федеральными органами исполнительной власти, а также об устранении дублирования контрольных функций этих органов в отношении субъектов предпринимательской деятельности;
утвердить в 2-месячный срок порядок ценообразования на проведение испытаний продукции и услуг на соответствие обязательным требованиям, установленным федеральными законами, в целях их сертификации.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:
предоставлять в аренду государственное и муниципальное имущество на конкурсной основе преимущественно индивидуальным предпринимателям и малым предприятиям, производство собственной продукции которых составляет не менее 75 процентов общего объема реализуемых ими товаров и услуг;
устанавливать при заключении договоров аренды государственного и муниципального имущества с индивидуальными предпринимателями и малыми предприятиями, производство собственной продукции которых составляет не менее 75 процентов общего объема реализуемых ими товаров и услуг, уровень арендной платы и условия оплаты ими коммунальных услуг, не превышающие соответствующих тарифов и платы, предусмотренных для бюджетных организаций;
обеспечить ведение реестров государственного и муниципального имущества, предоставляемого в аренду;
предоставлять индивидуальным предпринимателям и малым предприятиям, производство собственной продукции которых составляет не менее 75 процентов общего объема реализуемых ими товаров и услуг, рассрочку при оплате ими приобретаемого в порядке приватизации государственного и муниципального имущества.


Президент
Российской Федерации Б.Ельцин


Москва, Кремль
29 июня 1998 года
N 730

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА