На главную страницу

Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде


Контактные телефоны и адрес Фонда

Форум

Написать письмо юристу Фонда



Налоговая реформа

Налог на прибыль

Единый налог на вмененный доход


Дерегулирование экономики

Маркирование и сертификация товаров и услуг

Защита прав потребителя


Малый и средний бизнес

Порядок возмещения экспортного НДС

Незаконные действия по отношению к предпринимателям

Соц. политика и предпринимательство


Деятельность Фонда

Программа Фонда





Дерегулирование экономики


5 апреля 2001 г. В Московском Центре Карнеги состоялся семинар

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ В ЭКОНОМИКЕ:
ЗАДАЧИ ДЕРЕГУЛИРОВАНИЯ


Выступивший с докладом на семинаре Президент Института национального проекта "Общественный договор" Александр АУЗАН выделил шесть существующих на сегодняшний день основных барьеров на пути бизнеса: регистрация предприятия, лицензирование деятельности, согласование проектной документации, сертификация, идентификация и маркирование, деятельность различных инспекций.

По мнению докладчика, регистрация бизнеса не является серьезным барьером. Лицензирование представляет собой более сложную проблему. На сегодняшний день насчитывается порядка 215 видов лицензий, и их число растет. Александр Аузан отметил, что согласование проектной документации представляет собой самый тяжелый барьер для любой организации. Основная сложность заключается в противоречии правил различных государственных инстанций. Выход из этой ситуации для предпринимателей один - взятка.

Около 70% товаров на рынке проходят сертификацию, что, по мнению докладчика, чрезмерно. Идентификацией и маркировкой продукции также охвачена достаточно большая часть товаров. Деятельность различных инспекций в большинстве случаев носит характер вымогательства. Это подтверждается тем фактом, что инспекции учащаются в преддверие праздников, и подвергаются им в основном платежеспособные организации.

В своем выступлении Александр Аузан выделил две категории барьеров. Одни влияют на цену продукции, перенося издержки на потребителей. Другие уменьшают доход производителя. По самым скромным подсчетам на существование барьерной системы среднестатистическая российская семья тратит порядка 500 - 570 рублей в месяц.

Барьерная система развивалась с 1993 года. Каждый новый барьер должен был осуществлять функции фильтра, но барьер как фильтр не срабатывал, поэтому появлялся еще один барьер и т.д. По сути барьеры представляют собой возможность получения ренты. С 1997 года барьерная система в России развивалась именно с целью извлечения ренты.

Сегодня на федеральном уровне объявлена политика борьбы с бюрократизацией, однако, в реальной жизни число барьеров увеличивается. И если в конце 90-х годов в возведении новых барьеров лидировали местные органы власти, то сейчас эту инициативу перехватили федеральные власти.

В своем докладе Александр Аузан отметил, что необходима отмена большинства существующих барьеров и, прежде всего, снятие инспекционного контроля. В случае выявления недоброкачественной продукции необходим ее отзыв с рынка. Также важно создание саморегулирующих организаций и системы страхования.

По мнению ведущего научного сотрудника Фонда Карнеги за международный мир Андерса ОСЛУНДА имеет смысл ввести систему патентов вместо всех существующих барьеров. Андерс Ослунд отметил, что ограничение числа инспекций не решает проблему. Гораздо продуктивнее сделать систему такой, чтобы инспекция была возможна только по решению суда. Должна существовать конкуренция между регулирующими органами, равно как и прозрачность общественного контроля.

Заместитель директора Института переходного периода Владимир МАУ считает, что число лицензий необходимо резко сократить. А лицензирование должно быть оформлено как закон. Тогда введение каждой новой лицензии будет затруднительно, так как это будет изменение закона, которое должно проходить через Государственную Думу.

Ведущий семинара, член Научного совета Московского Центра Карнеги Сергей ВАСИЛЬЕВ считает, что необходимо создание лицензионной палаты не только в регионах, но и в федеральных округах. Государство должно устанавливать минимальные стандарты качества продукции, а ассоциации производителей могут вводить более жесткие нормативы.

Краткое содержание семинара подготовил Сергей Сурков, координатор проекта "Экономическая и социальная политика в переходный период".

Оригинал сообщения на странице http://www.carnegie.ru/russian/Pr/2001/inf01-0405.htm

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА