На главную страницу

Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде


Контактные телефоны и адрес Фонда

Форум

Написать письмо юристу Фонда



Налоговая реформа

Налог на прибыль

Единый налог на вмененный доход


Дерегулирование экономики

Маркирование и сертификация товаров и услуг

Защита прав потребителя


Малый и средний бизнес

Порядок возмещения экспортного НДС

Незаконные действия по отношению к предпринимателям

Соц. политика и предпринимательство


Деятельность Фонда

Программа Фонда





Депутатский запрос С.В.Иваненко от 26 июня 2000 года


Прокурору г. Москвы
государственному советнику
юстиции II класса
Авдюкову М.А.

Депутатский запрос


О фактах грубого нарушения закона, общественных интересов, прав и свобод граждан в деятельности органов налоговой полиции г. Москвы


Уважаемый Михаил Алексеевич!

Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность всех граждан уплачивать законно установленные налоги и сборы. Отмечая большую значимость налогов для обеспечения жизнедеятельности государства и общества, вместе с тем я хотел бы обратить Ваше внимание на тот факт, что в последнее время ко мне как депутату Государственной Думы часто приходят обращения граждан и общественных организаций по поводу незаконного и необоснованного возбуждения уголовных дел налоговой полицией г. Москвы.

Так, по поступившим ко мне сведениям в качестве основного планового показателя работы оперативных и следственных подразделений УФСНП РФ по г. Москве используется количество возбужденных уголовных дел. Полагаю, что планирование количества уголовных дел, то есть, по сути - планирование уголовного преследования граждан, не только носит антиобщественный характер, но и приводит к многочисленным злоупотреблениям. В погоне за плановыми показателями сотрудники московской налоговой полиции возбуждают уголовные дела даже в тех случаях, когда для этого отсутствуют правовые основания. Характерно, что, расследуя такого рода уголовные дела, сотрудники налоговой полиции не стремятся довести их до суда и склоняют налогоплательщиков к согласию на их прекращение по "нереабилитирующим" основаниям (пункт 4 статьи 5 УПК РСФСР - амнистия, статья 6 УПК РСФСР - изменение обстановки, статья 7 УПК РСФСР - деятельное раскаяние). К большому сожалению, подчиненные Вам территориальные органы прокуратуры, не обладая достаточными специальными знаниями в сфере налогообложения, полагаются на компетентность и добросовестность сотрудников налоговой полиции и санкционируют их действия без должного прокурорского контроля за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел.

Так, как следует из обращения Х (Приложение 1) в отношении него налоговой полицией ХХХХХ округа г. Москвы было возбуждено уголовное дело № ХХХХХ за уклонение от уплаты налогов с предприятий (статья 199 УК РФ). Основанием для возбуждения послужило наличие недоимки по платежам в бюджет, открыто заявленной самой организацией в своей отчетности. Данный факт прямо признается в акте проверки налоговой полиции. Вместе с тем, вопреки мнению налоговой полиции уголовная ответственность по статье 199 УК РФ наступает не за неуплату, а за уклонение от уплаты налогов. Долговая тюрьма действующим российским законодательством не предусмотрена.

В случае возникновения задолженности по налогам недоимка согласно статьям 46, 47 НК РФ взыскивается налоговым органом в бесспорном порядке за счет денежных средств, находящихся на банковском счете организации, или обращается на иное имущество, в том числе с применением залога имущества (статья 73 НК РФ), пени (статья 75 НК РФ), ареста имущества (статья 77 НК РФ).

Из текста статьи 199 УК РФ следует, что уголовная ответственность применяется за "уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом". При этом, "иной способ" в публично-правовой норме не означает произвольного усмотрения следователя. Гражданин может подвергаться уголовному преследованию только за конкретно и однозначно определенные в законе нарушения. Поэтому оборот "иной способ" в статье 199 УК РФ, являясь отсылочным, указывает на те способы совершения нарушений, которые прямо предусмотрены в других нормах уголовного закона (в частности, статьи 189, 195-197 УК РФ и др.).

В связи с этим ссылки налоговой полиции в акте проверки на статью 23 Закона "О федеральном бюджете на 1999 год" и на статью 855 ГК РФ (так называемая, "краснодарская" схема возбуждения уголовных дел) не состоятельны. Данные нормы регулируют частно-правовые отношения, возникающие между банком и его клиентом при исполнении договора банковского счета, и возлагают обязанности на банк, а не на его клиента по очередности списания денежных средств с банковского счета при их недостаточности для исполнения всех платежных поручений клиента. Эти нормы не устанавливают и не могут устанавливать преимущество одних долгов перед другими. В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Конституции в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Несвоевременная уплата любого долга неправомерна и влечет за собой неблагоприятные для должника последствия, но только те последствия, которые прямо предусмотрены законом. В частности, для случаев задолженности по налогам такие последствия определены статьями 46, 47, 73, 75, 77 НК РФ. Уголовной ответственности должника за несвоевременную уплату налогов законом не установлено.

Характерно, что задержка в уплате налогов произошла из-за действий третьего лица: заемщика, просрочившего возврат займов. Причем, как следует из представленных Х документов, он предпринимал все зависящие от него меры для истребования денег от должника, вплоть до обращения в суд. Полагаю, что в условиях, когда кризис неплатежей и нарушение финансовых связей между предприятиями во многом вызваны отказом самого государства платить по своим безусловным долгам (в частности, ГКО - в 1998 г., ОВВЗ - в 1999 г.), попытки привлечения граждан к уголовной ответственности за долги государству должны расцениваться как грубое нарушение прав граждан.

Искусственное придание уголовного статуса деликтам, которые по своему происхождению являются гражданско- и административно-правовыми, способствует многочисленным злоупотреблениям со стороны органов налоговой полиции, а также "околополицейских" структур. Так, как следует из заявления главного бухгалтера У (Приложение 2), к нему обратилась группа неизвестных лиц, которая предложила решить вопрос о задолженности ХХХХХХХХХХХХ через "свои каналы". Несмотря на обращение У в Службу собственной безопасности налоговой полиции, лица, вышедшие на него с таким предложением, до сих пор не установлены.

В связи с тем, что практика незаконного и необоснованного возбуждения уголовных дел налоговой полицией г. Москвы приобретает массовый характер, на основании статьи 18 Конституции РФ, устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием,

прошу:

проанализировать и представить статистические данные о возбужденных налоговой полицией г. Москвы в 1999-2000 г.г. уголовных делах по статьям 198 и 199 УК РФ в разрезе: общее количество возбужденных дел по этим статьям - количество уголовных дел по этим статьям, прекращенных на стадии предварительного расследования по пунктам 1 и 2 статьи 5 УПК РСФСР, - количество уголовных дел по этим статьям, прекращенных на стадии предварительного расследования по пункту 4 статьи 5 и статьям 6, 7 УПК РСФСР, - количество уголовных дел по этим статьям, прекращенных на стадии предварительного расследования по другим основаниям, - количество уголовных дел по этим статьям, переданных для судебного разбирательства, - количество уголовных дел по этим статьям, по которым вынесены и вступили в законную силу обвинительные приговоры (с указанием суда и номера уголовного дела).

рассмотреть вопрос о вынесении представления в адрес Начальника УФСНП РФ по г. Москве об устранении нарушений прав и свобод граждан при возбуждении уголовных дел по статье 199 УК РФ за "иной способ уклонения от уплаты налогов с предприятий".

проверить законность и обоснованность возбуждения налоговой полицией ХХХХХ округа г. Москвы уголовного дела № ХХХХХ, рассмотреть вопрос о наличии события и состава преступления по данному уголовному делу.

Приложения:

Жалоба Х

Заявление У

Всего 2 (два) приложения на 25 (двадцати пяти) листах.

Первый заместитель

руководителя

фракции ЯБЛОКО С.В.Иваненко

01.12.00

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА