На главную страницу

Технологии Законопроекты Консультации Журнал Форум О Фонде


Контактные телефоны и адрес Фонда

Форум

Написать письмо юристу Фонда



Налоговая реформа

Налог на прибыль

Единый налог на вмененный доход


Дерегулирование экономики

Маркирование и сертификация товаров и услуг

Защита прав потребителя


Малый и средний бизнес

Порядок возмещения экспортного НДС

Незаконные действия по отношению к предпринимателям

Соц. политика и предпринимательство


Деятельность Фонда

Программа Фонда





Предложения предпринимателя В.Л. Корочкина по отмене сертификации услуг розничной торговли (для обсуждения)

К ВОПРОСУ О СЕРТИФИКАЦИИ "УСЛУГ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ"

1. Что подлежит сертификации и на каком основании?

Сертификацией услуг именуется "процедура подтверждения соответствия", посредством которой независимая от исполнителя и потребителя организация удостоверяет в письменной форме, что услуги соответствуют установленным требованиям (прим. 1). Сертификация является обязательной в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ (прим. 2). В данном случае "услуги розничной торговли" отнесены к числу сертифицируемых Перечнем работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации (прим. 3).

Правила сертификации услуг розничной торговли (прим. 4) приняты летом 2000 года. Приложение о 1 к правилам единственной сертифицируемой "услугой" называет "реализацию товара".

В преамбуле указано, что правила разработаны "для проведения обязательной сертификации, предусмотренной Законом РФ "О защите прав потребителей"..., Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"..., Федеральным законом "О качестве и безопасности пищевых продуктов"..., Законом РФ "Об обеспечении единства измерений"..., Федеральным законом "О пожарной безопасности"

Однако из всех перечисленных только Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" устанавливает обязательность сертификации услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами (прим. 5). Ни Закон "О защите прав потребителей", ни Федеральный закон "О санитарно эпидемиологическом благополучии населения" не содержат норм, устанавливающих обязательности сертификации услуг розничной торговли. Сертификация соответствия услуг требованиям пожарной безопасности, сертифик:щия средств измерения осуществляются на основании специальных законов (прим. 6), и ничего специфического именно для розничной торговли не предусматривает. Таким образом, для розничной торговли непищевой продукцией обязательность сертификации установлена не Федеральными законами, а лишь Постановлением Правительства.


2. Что такое "уcлуги розничной торговли"?

Гражданский кодекс РФ определяет оказание услуг как совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности (прим. 7). Он явным образом разграничивает договоры возмездного оказания услуг, с одной стороны, и розничной купли-продажи, с другой (прим. 8). Причем все, что связано в деятельности розничного продавца с "реализацией товаров", с точки зрения Гражданского кодекса входит в содержание договора розничной купли-продажи. За пределами заключения и исполнения такого договора не остается никаких особых "услуг".

Сертификация таких услуг должна фактически являться подтверждением соответствия каким-либо требованиям действий продавца, осуществляемых в рамках договора розничной купли-продажи. В этих условиях продавец вправе оказывать "услуги розничной торговли", то есть заключать и исполнять соответствующие договоры, "только при наличии сертификата" (прим. 9). Сертификат, таким образом, становится специальным разрешением на осуществление определенного вида деятельности, в данном случае - розничной торговли,


3. Сертификация услуг как маскировка лицензирования деятельности.

Изложенное выше может показаться бессмысленной казуистикой. Но дело в том, что такие "специальные разрешения" хорошо известны нашему законодательству. Они именуются лицензиями (прим. 10) и установление лицензирования тех или иных видов деятельности закон считает разновидностью ограничений правоспособности юридических лиц. Относится ли тот или иной вид деятельности к числу лицензируемых, должно определяться только федеральными законами. Следовательно, изобретение искусственного понятия "услуги розничной торговли", введение фактического лицензирования деятельности в области розничной торговли, то есть ограничение граждан и юридических лиц в правах в обход федеральных законов, противоречит Конституции РФ, Гражданскому кодексу (прим. 11), знаменитому Указу "О свободе торговли" (прим. 12).

Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" хорошо это понимает, относя (прим. 13) к лицензируемым видам торговлю, например, драгоценными металлами и камнями (оптовую!), табачными изделиями (оптовую!!), минеральной и питьевой водой (оптовую!!!), зерном и продуктами его переработки (только для государственных нужд), аудиовизуальной продукцией (кроме розничной торговли). Другие Федеральные законы тоже, как правило, устанавливают лицензирование только оптовой торговли (прим. 14).

Лицензирование "всей", то есть в том числе я розничной торговой деятельности требуется Федеральными законами только в нескольких областях -это, например, оружие, автомобили, алкогольные напитки (прим. 15). Но все это - объекты, представляющие значительную опасность как для потребителей, так и для иных лиц.


4. Очевидная "избыточность" контроля в области семеноводства.

Особенно ярко алогичность сертификации в розничной торговле проявляется в торговле семенами.

С одной стороны, введение законодательством (прим. 16) лицензирования "деятельности по реализации партий семян" предполагает получение разрешений на любую торговлю семенами, в том числе и розничную. С другой стороны, реализуемый товар подлежит сертификации (прим. 17). Четкая и недвусмысленная процедура доведения до покупателей информации о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям введена Правительством (прим. 18) и соблюдается. Семеновод-продавец и так "обложен" со всех сторон (в этом он, вообще говоря, приравнен к торговцу оружием или алкоголем).

Примечания:


1) Статья 1 Закона РФ "0 сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 года № 5151-1 (в редакции Федерального закона от 31 июля 1998 года № 154-ФЗ).
2) Пункт 1 статьи 7 Закона.
3) Утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1013.
4) Утверждены постановлением Госстандарта России от 22 августа 2000 года № 61.
5) Пункты 1 и 3 статьи 12 Федерального закона от 2 января 2000 года № 29-ФЗ.
6) Статья 33 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, статьи 14 и 23 Закона РФ "Об обеспечении единства измерений" от 27 апреля 1993 года № 4871-1.
7) Пункт 1 статьи 779.
8) Глава 39 и параграф 2 главы 30 соответственно.
9) Статья 13 Закона РФ "0 сертификации продукции и услуг".
10) Пункт 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ, статья 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25 сентября 1998 года № 158-ФЗ.
11) Пункт 1 статьи 8, пункт 1 статьи 34 Конституции РФ, пункт 2 статьи 1 ГК РФ.
12) Указ Президента РФ от 29 января 1992 года № 65.
13) Статья 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
14) Статья 30 Федерального закона "0 лекарственных средства"- от 22 июня 1998 года № 86-ФЗ.
15) Статья 9 Федерального закона "Об оружии" от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ, статья 7 Федерального закона "0 безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 года No 196-ФЗ, пункт 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей Продукции" от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ.
16) Статья 32 Федерального закона "О семеноводстве" от 17 декабря 1997 года № 149-ФЗ, пункт 1 Положения о лицензировании деятельности по производству и реализации семян сельскохозяйственных растений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20 ноября 1999 года № 1280.
17) Статья 28 Федерального закона, Положение о порядке проведения сертификации семян сельскохозяйственных и лесных растений, утвержденное приказом Минсельхозпрода России от 8 декабря 1999 года № 859.
18) Пункт 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55 в редакции постановления правительства РФ от 2 октября 1999 года № 1104.

E-mail: korochkin@ncseeds.ru

08.12.00

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА