На главную страницу

Технологии Документы Консультации Журнал Форум О Фонде


Наш адрес: ofdp@yandex.ru

Форум

Ежемесячные транскрипты вопросов и ответов на форуме (за 2004-2005 гг.)




Еженедельные аналитические обозрения (за 2003 г.):

- Правила торговой деятельности

- Регистрация, лицензирование, сертификация

- Налоги и налогообложение

- Бух. отчетность

- Гражд.-правовые отношения

- Трудовые отношения




Консультации

ПРАВИЛА ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ответы на вопросы посетителей форума Фонда "Деловая перспектива"

Вопрос 15)
Александр
По теме: Проверка Милиции

6 марта 2003 г. ОБППР и ИАЗ произвели проверку магазина на основании Закона РФ о Милиции. Результат выявлено нарушение статьи 144 ч. 2 КоАПРФ и составлен протокол на старшего продавца магазина. Дело передано в суд. Можно ли отстоять свои права?

 
Фонд "Деловая Перспектива"

Во-первых, так как мы не знаем подробностей дела в отличие от Вас. То мы можем посоветовать следующее. Обратите внимание – не были ли допущены какие-либо нарушения со стороны работников милиции при составлении Протокола об административном правонарушении:

Ст. 28.2. КоАП РФ:
3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.



Во-вторых,

Согласно ст. 4.1.:
2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно ст. 4.2.:
1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Советуем Вам использовать эти два момента при рассмотрении дела в суде.


Вопрос 14)
Cергей
По теме: Кассовое обслуживание

Уважаемый ВЭД. Если я , как ПБОЮЛ не оплачиваю кассовое обслуживание, какие штрафы начисляются ? И в какой статье это прописано? Конечно налог. Инспектор и кас.мастер требуют, чтобы оплачивалось данное обслуживание - Это им ВЫГОДНО.

Но мне легче заплатить кас. мастеру при починки кассы, нежели платить каждый месяц непонятно ЗА ЧТО.Хотя сейчас такие мастера, которые так и делают (т.е. требуют денеги за их услуги и ссориться с ними не хочется!)

По-моему при работе с кассой и снятии ее, и закрытии ПБОЮЛ налоговики не требуют показать документы о проплате кассового обслуживания и квитанций, или я ошибаюсь?! Все равно каждый год покупается галограмма на кассу, за которую так же нужно платить.

Я понимаю сейчас такое время что за все нужно платить, но если есть возможность не платить,так может ТАК и ДЕЛАТЬ?


 
Фонд "Деловая Перспектива"

Ситуация следующая: Вы заключили договор на кассовое обслуживание. Поскольку Вы не оплачиваете кассовое обслуживание, Вы не выполняете своих договорных обязательств.

Согласно статье 781 ГК РФ:

1. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
2. В случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.

Статья 450. Основания изменения и расторжения договора

1. Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
2. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе
рассчитывать при заключении договора.
3. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или
соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

Таким образом, организация, оказывающая Вам услуги по техническому обслуживанию кассового аппарата может в судебном порядке расторгнуть с Вами договор.

Советуем Вам также внимательно ознакомиться с заключенным договором, скорее всего там содержатся конкретные положения.

Как только Вы расторгните договор о кассовом обслуживании, Ваш кассовый аппарат будет автоматически считаться незарегистрированным.

А в соответствии с законом "О применении контрольно-кассовых машин при расчетах с населением":

Статья 2. Предприятия, которые в соответствии со статьей 1 настоящего Закона должны применять контрольно - кассовые машины, обязаны:

- регистрировать контрольно - кассовые машины;..

Согласно ст. 6 данного закона:

Статья 6. Налоговые органы обязаны:

...налагать штрафы на предприятия, а также на физических лиц, виновных в нарушении настоящего Закона и Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, предусмотренные настоящим Законом, а при повторном нарушении - обращаться в суд с иском о ликвидации данного
предприятия с одновременным приостановлением его деятельности, связанной с денежными расчетами с населением, в том числе в виде
запрещения распоряжаться средствами на его счетах в банках.


 
Вопрос 14)
Надежда
Уточняю про общепит. Когда мы вывешиваем объявление "приносить и распивать свои напитки (спиртные в том числе) в нашем кафе строго воспрещается" - каким документом это подкрепить, есть ли закон какой?

 
Фонд "Деловая Перспектива"
Спасибо за уточняющую информацию. Да, данное требование является правомерным.

В соответствии с «Правилами оказания услуг общественного питания» ( утв. Постановлением Правительства РФ от 15 .08.1997г. №1036, с посл. доп.) :

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания.

2. Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или заказывающий, использующий услуги общественного питания исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2001 N 389) (см. текст в предыдущей редакции)

Под исполнителем понимается организация независимо от организационно - правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги общественного питания по возмездному договору.

5. Исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие).

Таким образом, запрет «приносить и распивать свои напитки (в том числе и спиртные)», как правило поведения для потребителей, установленное той или иной организацией общественного питания, является правомерным.

 
Вопрос 13)
Ольга
Код деятельности.

Могли бы Вы точно написать Код деятельности «Оптово-розничная торговля товарами народного потребления», т.е.цифровое обозночение данной Формулировки,которая указывается при написании заявления на открытие ПБОЮЛ ,заранее спасибо.

 
 
Фонд "Деловая Перспектива"

Сейчас действует ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ :

Схема его построения следующая.

Классификатор состоит из разделов, например - Раздел G. ОПТОВАЯ И РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ; РЕМОНТ АВТОМОБИЛЕЙ, БЫТОВЫХ ПРИБОРОВ И ПРЕДМЕТОВ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ.

Далее идет подраздел. Например, - 51 ОПТОВАЯ И КОМИССИОННАЯ ТОРГОВЛЯ, КРОМЕ ТОРГОВЛИ АВТОМОБИЛЯМИ И МОТОЦИКЛАМИ.

В подразделе уже содержится код конкретной деятельности. К примеру, - 5122 Оптовая торговля пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями.

В заявлении на открытие ПБОЮЛ должен быть указан код конкретной деятельности.

Если Вы укажете адрес Вашей электройнной почты, мы сможем переслать Вам Раздел G. ОПТОВАЯ И РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ; РЕМОНТ АВТОМОБИЛЕЙ, БЫТОВЫХ ПРИБОРОВ И ПРЕДМЕТОВ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ.


 
Вопрос 12)
Светлана
По теме: Относится ли деятельность театральных касс к торговой деятельности?

Относится ли деятельность театральных касс к торговой деятельности? Если относится, то какие документы обязательно должны присутствовать в театральной кассе?

 
Фонд "Деловая Перспектива"
Сейчас действует Государственный стандарт РФ

ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения" (Принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. N 242-ст).

В соответствии с ним:

2. торговля: Вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям.

4 розничная торговля: Торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

64 товар: Любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.


В соответствии с ОБЩЕРОССИЙСКИМ КЛАССИФИКАТОРОМ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ
(утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. N 163) услуги по продаже театральных и т.п. билетов не входят в перечень услуг розничной торговли.

С нашей точки зрения, деятельность театральных касс по продаже билетов не относится к торговой деятельности.

Если Вы имеете в виду деятельность театральных касс в Москве, то действует:

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 4 февраля 2002 г. N 140-РП

О ПОРЯДКЕ ПРОДАЖИ БИЛЕТОВ НА ТЕАТРАЛЬНО - КОНЦЕРТНЫЕ И СПОРТИВНО - ЗРЕЛИЩНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В Г. МОСКВЕ


В целях обеспечения контроля за реализацией билетов на театрально - концертные и спортивно - зрелищные мероприятия в городе Москве и защиты прав потребителей:
1. Установить, что реализация билетов на посещение платных мероприятий, организуемых учреждениями культуры и дополнительного образования спортивной направленности города Москвы, производится по ценам, установленным этими организациями и указанным на билетах, и осуществляется только организациями и (или) предпринимателями без образования юридического лица, имеющими договорные отношения с учреждениями культуры и дополнительного образования спортивной направленности, и в строго определенных договорами местах.
2. Руководителям организаций, указанных в пункте 1 настоящего распоряжения, и предпринимателям без образования юридического лица предусматривать в договорах, предметом которых являются услуги по реализации билетов на театрально - концертные и спортивно - зрелищные мероприятия, условия, запрещающие реализацию билетов по ценам, превышающим установленные, а также ответственность в виде санкций за нарушение условий заключенных договоров.

Также действует,

МОСКВА

МЭР

РАСПОРЯЖЕНИЕ
3 июня 1998 г. N 555-РМ

О КИОСКАХ МОСКОВСКОЙ ДИРЕКЦИИ ТЕАТРАЛЬНО - КОНЦЕРТНЫХ И СПОРТИВНО - ЗРЕЛИЩНЫХ КАСС


Учитывая, что Московская дирекция театрально - концертных и спортивно - зрелищных касс (МДТЗК) относится к структурным подразделениям учреждений культуры и реализует через свои киоски только билеты в театры, концертные залы, цирк и спортсооружения по указанным в них ценам:
1. Москомархитектуре по техническому заданию МДТЗК подготовить и выдать ситуационные планы под размещение киосков дирекции на безвозмездной основе.
2. Москомзему заключить с МДТЗК договоры безвозмездного временного пользования земельными участками под размещение принадлежащих ей киосков.
3. Освободить МДТЗК от оформления городского торгового патента на киоски и оплаты торгового сбора.
4. Комитету по культуре Москвы обеспечить киоски МДТЗК документами, удостоверяющими их принадлежность Комитету.
5. Районным Управам, префектам административных округов запрещается снос или перемещение киосков МДТЗК без согласования с Комитетом по культуре Москвы.
При проведении общегородских мероприятий в случае необходимости перемещение указанных киосков осуществляется по решению городской комиссии.
6. Московской дирекции театрально - концертных и спортивно - зрелищных касс обеспечить надлежащее санитарно - техническое состояние киосков и прилегающих к ним территорий…..

 
 
Вопрос 11)
Виталий
Конфискация товара

Я ЧП без образования юридического лица работаю с применеием ЕНДВ. Во время моего отсутсвия, торговала моя жена по доверенности. Работниками ОБЭП были изьяты аудио CD в связи с отсутствием на них документов. По этому поводу был составлен акт.
Законом РФ от 1 июля 1993 года N 5304-1; в редакции, введенной в действие с 8 апреля 1999 года Федеральным законом от 31 марта 1999 года N 68-ФЗ Ст.11 пункт25) при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность: проводить с участием собственника имущества либо его представителей или уполномоченных им лиц, а при отсутствии таковых - с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений.
То же самое говорится в КОАП Статья 27.8. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов
Статья 27.14. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей
КОАП Статья 26.2. Доказательства пункт 3. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

В связи с этим, считаю что осмотр и конфискация вещественных доказательств были произведены с нарушением вышеперечисленых законов.
Правильно ли я указал свои возражения? Спасибо. Виталий.

 
 
Фонд "Деловая перспектива"
Чт, 17.04.2003 17:11
Re: Конфискация товара

К сожалению, очень мало информации. Невозможно привлечение к ответственности по Закону РФ № 5304-1, т.к. данном Законе ответственность не устанавливается. Его точное название – «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С УПОРЯДОЧЕНИЕМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННУЮ ТОРГОВЛЮ». В настоящее время действует лишь 2 статьи, и в редакции следующих законов: Федеральных законов от 13.06.1996 N 64-ФЗ, от 18.12.2001 N 177-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ).
В Вашем случае необходимо, имея на руках документы, составленные ОБЭПОМ, открыть Кодекс об административных правонарушениях и достаточно тщательно провести анализ по соблюдению процедуры проведения осмотра, изъятия, составления протокола, привлечения к ответственности. Рекомендуем обязательно обратиться в суд и обжаловать действия органа милиции. В жалобе Вам предстоит не только указать номера статей КоАП, но и описать суть несоответствия. Т.е. фактически жалоба – это рассказ, каждый абзац которого завершается ссылкой на норму закона.

Вопрос 10)
Ольга, obra2002@mail.ru
Карточка продавца
Здравствуйте. Прошу ответить на мой вопрос. Рынок находится на территории ТК «Савеловский» СВАО г. Москвы. Сама карточка продавца выглядит в виде картон.листа с узором, на лицевой стороне которой отмечено:СВАО фирма…(фирма арендатор)-фирма продавца…(в данном случаи мое ПБОЮЛ). При проплате за эту карточку в квитанции,которая выписывается,в графе «оплата за…» заполняется «оплата за карточку продавца» и ставится печать на которой такая запись «ДГУП «МТПК МОСРЕГКО?ТОРГ»дирекция по персонификации и учету карточек продавца СВАО» Вместо стоит либо буква П или М неразборчиво. Так вот. Администрация торгового комплекса обязала меня приобретать постоянно карточку продавца и за каждый квартал платится определенная сумма. Правомерно ли это, ведь я уже оплатил свой патент и право на розничную торговлю?Имею ли право отказаться от этой карточки?

Фонд "Деловая перспектива", ofdp@ofdp.ru
В настоящее время действует Постановление Правительства Москвы от 3 июля 2001 г. N 580-ПП «ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ РЫНОЧНОЙ ТОРГОВЛИ В Г. МОСКВЕ И УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАБОТЫ РЫНКОВ» (в ред. постановления Правительства Москвы 16.04.2002 N 284-ПП), согласно преамбуле которого в соответствии с Регламентом Мэрии Москвы (п. 3.2.1), утвержденным распоряжением Мэра Москвы от 09.11.99 N 1260-РМ, и в целях совершенствования нормативно - правового регулирования деятельности рынков города, обеспечения защиты прав потребителей, поддержки предпринимателей, создания условий для пополнения доходной части городского бюджета за счет легализации налогоплательщиков, поддержания должного санитарно - технического состояния, а также борьбы с криминальными проявлениями на рынках города Москвы Правительство Москвы постановляет: 10. Утвердить Положение об автоматизированной системе учета торгующих на рынках г. Москвы и образец карточки продавца (приложение 3). 11. Возложить координацию работы по ведению системы учета торгующих на рынках через карточку продавца на Департамент потребительского рынка и услуг. Таким образом, Вы обязаны приобретать карточку продавца. Необходимые нормативные акты направляем на адрес Вашей электронной почты.


Вопрос 9)
Дима, sergeyzb@mail.ru
Обучение продавцов
Ответьте, пожалуйста, на следующий вопрос. Администрация торгового комплекса г. Москвы в приказном порядке обязала всех продавцов пройти обучение под предлогом повышения квалификации, естественно за деньги, ссылаясь на ст.18 закона г.МОСКВЫ от 09.12.98 г. за №29 о "Торговой деятельности в г.Москве" в соответствии с требованиями пункта 4.2 гост-р-№51305-99"Рознечной торговли. Требования к обслуживающему персоналу",ст.196,212,Трудового кодекса РФ.Постановление правительства Москвы от 03.07.01 №580-ПП. Правомерно ли их требования и в случаи невыполнения предусмотрены ли штрафы, и в каком размере? Администрация ссылаясь на ст.14.4; 5.27 Кодекса РФ об административном правонарушениях от 01.07.2002 г. говорит что штраф будет составлять до 500 МРОТ. Такая практика поборов существует повсей МОСКВЕ,или это новшество конкретной администрации?????

Фонд "Деловая перспектива", ofdp@ofdp.ru
Перечисленные Вами нормативные акты, а в частности Закон г. Москвы № 29, действительно возлагают на предпринимателя обязанность принимать на должности продавцов лиц, имеющих профессиональную подготовку. Представляется возможным привлечение к ответственности по статье 14.4. Административного Кодекса: Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда. Статья 5.27., предусматривающая ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда, в данном случае не применима. В соответствии с нормой Статьи 23.49. органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.8 (в части нарушения правил хранения и реализации продуктов животноводства), 14.2, 14.4 - 14.8, 14.15, частью 3 статьи 14.16, статьей 19.14 (в части реализации, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней или изделий, их содержащих) настоящего Кодекса. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе: 1) главный государственный инспектор Российской Федерации по торговле, его заместители; 2) начальники территориальных управлений государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, их заместители.

В заключение отметим, что законодательство Москвы наделяет Администрацию рынка правом на досрочное расторжения договора аренды торгового места в случае нарушения арендатором требований действующего законодательства.

Вопрос 8)
Семен Семеныч
По ККМ
Сначала ввели какие-то никому не нужные голограммы, за которые надо ежегодно платить в Центрах обслуживания ККМ, в прошлом году какую-то дополнительную сертификацию. на которую я тоже потратил кучу времени и сил, и понес убытки за время простоя. В этом году у нас в Кировской обл. уже заявили, что на ККМ будут вводится дополнительные фискальные модули, естественно, за счет предпринимателей. Может, кто вводит новые правила, тому и платить? Это было бы просто справедливо. Я же не указываю министру в каком костюме ему ходить каждый день и не требую, чтобы он покупал тот костюм, который нравится лично мне. Интересно, как в других странах обстоят дела с ККМ.

Фонд "Деловая перспектива", ofdp@ofdp.ru
А в Москве уже во всю идет экспертимент
См. http://www.ofdp.ru/news/_news210802at235901/full.shtml Увы, Ваш вопрос слишком риторический. Нам всем ясно, кому это выгодно...

Балаянов Алигер
Re: А в Москве уже во всю идет экспертимент
Тот же г-н Лусников публиковал на своем сайте, что отменены санкции за использование неисправных кассовых машин. Значит ли это, что если я не буду выполнять очередные требования "по улучшению ККМ", то ко мне не будут применены штрафные санкции?

Фонд "Деловая перспектива", ofdp@ofdp.ru
Полагаем, что будут применены.
Вопрос. Вступивший в действие с 01 июля 2002 года Административный Кодекс в статье 14.5. предусматривает ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения контрольно - кассовых машин Таким образом, необходимо разграничить два понятия: «неприменение ККМ» и «применение неисправной ККМ». Статья 2 Федерального Закона «Об обязательном применении ККМ…» предусматривает обязанности Предприятий по: регистрации контрольно - кассовых машин; использованию исправных контрольно - кассовых машин для осуществления денежных расчетов с населением; выдаче покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанного контрольно - кассовой машиной чека за покупку (услугу), подтверждающего исполнение обязательств по договору купли - продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием; обеспечению работникам налоговых органов и центров технического обслуживания контрольно - кассовых машин беспрепятственного доступа к контрольно - кассовым машинам; вывешиванию в доступном покупателю (клиенту) месте ценников на продаваемые товары (прейскурантов на оказываемые услуги), которые должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы.

Кроме того, статья 6 Закона предусматривает обязанности налоговых органов по:

регистрации контрольно - кассовых машин, используемых на предприятиях, в соответствии с требованиями настоящего Закона и Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением; осуществлению контроля за соблюдением правил использования контрольно - кассовых машин, за полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях;

проверке документов, связанных с применением контрольно - кассовых машин, получению необходимых объяснений, справок и сведений по вопросам, возникающим при проверках;

проведению проверок правильности выдачи чеков;

наложению штрафов на предприятия, а также на физических лиц, виновных в нарушении настоящего Закона и Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, предусмотренных Законом, а при повторном нарушении - обращаться в суд с иском о ликвидации данного предприятия с одновременным приостановлением его деятельности, связанной с денежными расчетами с населением, в том числе в виде запрещения распоряжаться средствами на его счетах в банках.

Таким образом, в настоящее время у Предприятий, которые в соответствии со статьей 1 Закона должны применять контрольно - кассовые машины, сохраняется обязанность по соблюдению предусмотренных статьей 2 Закона требований, а у налоговых органов - обязанность обращаться в суд с иском о ликвидации юридических лиц, повторно нарушивших требования Закона и Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.

Следовательно, при выявлении налоговыми органами повторных нарушений Закона и Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением у налоговых органов сохраняется право обращаться в судебные органы с исками о ликвидации юридических лиц.

В соответствии с пунктом 7 Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 (далее - Положение), в организациях допускается применение только исправных контрольно - кассовых машин с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти, которые:

а) соответствуют техническим требованиям к контрольно - кассовым машинам;

б) допущены к использованию в соответствии с классификатором контрольно - кассовых машин;

в) имеют в случаях, установленных Комиссией, прикладные программы, допущенные Комиссией к использованию с конкретной моделью контрольно - кассовой машины;

г) оснащены средствами визуального контроля "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание";

д) находятся на техническом обслуживании в центре технического обслуживания контрольно - кассовых машин;

е) зарегистрированы в налоговых органах.

Следовательно, использование предприятиями, в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, контрольно - кассовых машин с нарушением требований, установленных пунктом 7 Положения, должно рассматриваться как осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно - кассовых машин.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.08.99 N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", согласно пункта 4 которого при разрешении споров, связанных с привлечением к ответственности за использование неисправной контрольно - кассовой машины, судам нужно руководствоваться Положением по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением <*>, в пункте 8 которого перечислены признаки неисправной контрольно - кассовой машины.

Вместе с тем отсутствие пломбы либо ее повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной (контрольной) памяти, влечет ответственность за осуществление расчетов без применения контрольно - кассовой машины, а не за использование неисправной контрольно - кассовой машины, поскольку наличие на контрольно - кассовой машине пломбы центра технического обслуживания является обязательным условием допуска контрольно - кассовой машины к применению (часть 4 пункта 7 Положения).

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что при невыполнение «очередных требований по улучшению ККМ» будет признано работой без применения ККМ, а следовательно позволит привлечь к ответственности.

Скептик
Re: Полагаем, что будут применены.
Отсюда логически вытекает, что все решения принятые правительством оплачивает предприниматеот, т.е. несет дополнительные расходы. Тогда вопрос риторический: если правительство примет решение, что все граждане должны иметь двухэтажные отдельные коттеджы, мы все будеим вынуждены это исполнять.

Фонд "Деловая перспектива", ofdp@ofdp.ru
Да еще к тому же содержать карательные органы, которые за этим будут следить:-(( Большинство чиновников в предпринимателе видят преждне всего нарушителя, а не основе благостостояния страны. Пока не вырастет новое поколение, будем до бесконечности усовершенствовать ККМ


Вопрос 7)
Ксения, belka2000@mail.ru
Права и обязанности органов гос.надзора
Как узнать права и обязанности гос.органов надзора (милиции, налог.инспекции, пожарной инспекции, УБЭПа, торг. инспекции)?

Фонд "Деловая перспектива", ofdp@ofdp.ru
Права и обязанности органов гос.надзора закреплены в №134-ФЗ (текст пересылаем) от 08.08.2001 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора). Однако контрольная деятельность не всех государственных органов регулируется данным законом. В ст. 1 данного закона перечислены отношения, связанные с применением отдельных видов контроля, к которым не применяются положения данного закона. Из перечисленных Вами органов, действие упомянутого Закона распространяется на органы торговой инспекции. В частности, данный закон не распространяется на действия сотрудников милиции (орган дознания), их права и обязанности устанавливаются в законе «О милиции». Что касается налоговых инспекций, то есть письмо МНС РФ от 21.12.2001г., которое разъясняет, что положения №134-ФЗ не распространяются не на все отношения, связанные с применением налогового контроля, а именнно на отношения, возникающие при осуществлении налоговыми органами контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, а также контроля за соблюдением законодательства в области производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, связанного с проведением контроля за соблюдением требований и условий действия лицензий (лицензионного контроля). Полностью порядок осуществления налогового контроля регламентирован Налоговым Кодексом РФ. Органы милиции, составляющей которых является подразделение экономической безопасности, в свое деятельности руководствуются Законом от 18 апреля 1991 года N 1026-1 «О милиции» и Федеральным Законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «ОБ ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». Органы пожарной безопасности руководствуются нормами Федерального Закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ». Все указанные органы могут привлекать к административной ответственности. Процедура привлечения, состав административных правонарушений указаны в Административном Кодексе РФ.

Соловей
Re: Права и обязанности органов гос.надзора
Пробовал я бодаться с инспекторами... Разорили в 3 недели. Теперь в кочегарке работаю. Кто сильнее, тот и прав. И не надо на суд кивать, суд на их стороне...


Вопрос 6)
Машкова Светлана
Инспекция
Раз в год мою торговую точку посещает торгинспектор по защите прав потребителей. С завидным постоянством она, ссылаясь на какие-то ГОСТы пишет акты, и штрафует меня на определенную сумму. Причем ее не интересуют сертификаты на товар, которые я ей предъявляю. В частности, она берет, например, погремушку детскую, заявляет, что не видит на ярлыке указания состава пластмассы, из которой она изготовлена, и заносит это в акт. Берет резинку для волос, заявляет, что у меня нет сведений о материале, из которого изготовлена эта резинка, и красителя, которым она покрашена - заносит в акт. Берет любую игрушку, находит какие-то микроскопические заусенцы и тоже заносит в акт. На мой протест, что я обжалую ее действия в суде, инспектор спокойно заявляет, что действует по установленным каким-то правилам и инструкциям, и что мои жалобы не помогут. На прощание ею было заявлено, чтобы я платила поскорее, и сней не ссорилась, так как она может приходить и чаще одного раза в год, а придраться она всегда найдет к чему. Это рэкет на государственном уровне?

Фонд "Деловая перспектива", ofdp@ofdp.ru
Начнем с того, что приходить инспектор имеет право не чаще одного раза в два года, да и то по специальному распоряжению. Процедура назначения, проведения, оформления результатов проверки, Ваши права и обязанности проверяющих органов достаточно подробно изложены в действующем в настоящее время Федеральном Законе от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)» (текст направляем на ваш адрес электронной почты).

Основные требования, предъявляемые к торговле, изложены в Постановлении Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРОДАЖИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ…», согласно пункта 12 которого при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно - сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

Предъявление к продавцу требований, которые должны предъявляться к изготовителю, является незаконным.

Текст указанного постановления также направляем Вам. Пожалуйста, укажите адрес электронной почты, на который можно направить упомянутые в ответе нормативные акты.

Ксения, belka2000@mail.ru
Re: Начнем с того, что приходить инспектор имеет право не чаще
Права и обязанности гос.органов (налог. инспекция, УБЭП, пожарная инспекция, МосКомИмущество) при проверке коммерческих организаций
Машкова Светлана, asweet2002@mail.ru
Re: Начнем с того, что приходить инспектор имеет право не чаще
Буду очень признательна за отправку нормативных актов. Спасибо. asweet2002@mail.ru

Фонд "Деловая перспектива", ofdp@ofdp.ru
Документы отправлены.

Машкова Светлана
Большое спасибо! Вы очень облегчили мне жизнь!

Павел Смоленск
Re: Инспекция

К нам тоже ходят раз в год, осенью. Претензии - нет русского перевода на товар(информации для потребителя). Ссылаются на ГОСТ (не помню номер). Пошел, купил, и правда... по этому ГОСТу проходят в основном отечественные товары. Сейчас делаю некоторые переводы сам.

Машкова
Re: Re: Инспекция

А вы проводите структурный и химический анализ продаваемых товаров?;) Самый легкий путь - налогать санкции на продавцов, обязывать производителей - государству не по зубам. Хотя здравый смысл говорит, что продавцы, это всего лишь последнее звено. А проверки надо осуществлять только производителей. Тогда и с сертификатами и качеством товара все будет в порядке.


Вопрос 5)
Борис
Розничная торговля
Подскажите. Какова ответственность магазина (продавца), если при контрольной закупке обнаружен недовес в заводской упаковке(конкрено сахарный песок, пельмени, соль). Упаковка не нарушена. Товар приходит штучно, а не по весу.

Фонд "Деловая перспектива"
По теме: Согласно Примерных правил работы предприятий розничной торговли (утв. Комитетом РФ по торговле 17.03.1994 года № 1-314/32-9)не подлежат приемке предприятием товары с истекшими сроками годности, хранения, реализации, не соответствующие требованиям к качеству, стандартам (п.13). Т.е. Ваше предприятие должно проверять соответсвие содержания упаковок информации, указанной в сертификатах и сопроводительных документах. Одновременно необходимо руководствоваться нормами, закрепленными в ИНСТРУКЦИИ "О ПОРЯДКЕ ПРИЕМКИ ПРОДУКЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ ПО КОЛИЧЕСТВУ" (утв.Госрарбитржем при Совете Министров СССР 15.06.65 года) или общими нормами Гражданского Кодекса. Если предприятие осуществило приемку продукции и не предъявило поставщику каких-либо требований, считается, что товар поступил в соответствии с требованиями, указанными на маркировке. И все дальнейшие нарушения - это нарушения Продавца. Скорее всего, это нарушение будет квалифицировано по ст.146 или 150.3 КоАП РСФСР. Советуем изменить сложившуюся процедуру приемки товара.

Крылова
Re: розничная торговля
У нас во всем виноват продавец. Призводитель ни за что не отвечает. А обязанность продавца брать качественный товар. Да еще самому расписывать состав продукта, если производитель этого не сделал. С производителем трудно справиться, а продавец вот он. Бери и штрафуй хоть каждый день.

Вопрос 4)
ШАМАН
СЭС давит!

За утверждение перечня товаров СЭС у нас (Киров) берет уже по 450р! И этот перечень я оформляю каждый год, хотя сам перечень не изменяется. А точек у меня 4. За что СЭС деньги дерет, объясните! Логично было бы давть один бессрочный (если ассортимент не меняется). Но тогда что СЭСовские чиновники кушать будут... Но ведь это прямой рэкет на государственном уровне!

Очень прошу прокомментировать.

Фонд "Деловая перспектива"
Действующий в настоящее время Закон № 52-ФЗ "О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" наделяет органы СЭС огромными полномочиями в области утверждения санитарных норм, правил, методик, порядка выдачи заключений. Чуть меньше полномочий у Минздрава. Помимо этого, по разъяснению Минюста ряд актов, издаваемых Главным Санитарным врачом не подлежит юридической экспертизе. Блок нормативных актов огромен и до конца разобраться в нем могут лишь люди каждый день занимающиеся данными вопросами.

Можно предположить два выхода из ситуации:

1) Принятие Кодекса об административных процедурах;

2) Фиксация основных требований и сроков непосредственно в Законах или в Постановлениях Правительства с целью исключения ведомственного нормотворчества.

Первый шаги делаются и в том, и в другом направлениях, однако говорить о ближайшем изменении ситуации, к сожалению, не приходится.

ШАМАН
Re: Действующий в настоящее время Закон

Понятно. Т.е. если они завтра скажут платить 10 000 с точки, я ничего не смогу с этим поделать... Так что, СЭС это отдельная империя, не подвластная минюсту? А все разговоры о государственном рэкете просто трата времени? Вы меня утешили... Придется закрываться. Лучше я грузыиком работать буду на чужого дядю.

Вопрос 3)
Eva
Оформление ценников

Как надо правильно оформлять ценники? Где написано, что надо ставить номер накладной?

Фонд "Деловая перспектива"
Оформление происходит в соответствии с п.19 Постановления Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, а также изданными на основе данного поставления ведомтсвенными нормативными актами.

Полный текс Постановления направлен на Ваш адрес электронной почты. Текс разъяснений приводится ниже.

КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ТОРГОВЛЕ

ПИСЬМО
от 13 марта 1995 г. N 1-304/32-2

О ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ ЦЕННИКОВ НА РЕАЛИЗУЕМЫЕ ТОВАРЫ

В Комитет Российской Федерации по торговле поступают многочисленные запросы о порядке оформления ценников на реализуемые предприятиями торговли товары, так как местные контролирующие органы предъявляют различные требования к их оформлению.

В связи с этим Роскомторг разъясняет, что Правилами продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, утвержденными Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 08.10.93 N 995, предусмотрено обязательное наличие правильно оформленных ценников на реализуемые товары. Одновременно с этим предоставлено право органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга вносить при необходимости с учетом местных условий отдельные дополнения, согласованные с соответствующими органами, в вышеуказанные Правила.

------------------------------------------------------------------
Примечание.
Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.10.1993 N 995 признаны утратившими силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55.
------------------------------------------------------------------
В целях обеспечения единого порядка оформления ценников на реализуемые предприятиями торговли товары Роскомторг рекомендует указывать в них следующие реквизиты: на продовольственные товары:

для весовых товаров - наименование товара, сорт (на товары, имеющие сортность), цену за килограмм или сто граммов;
для товаров, продаваемых в розлив, - наименование товара, цену за единицу емкости или отвеса;
для штучных товаров и напитков, расфасованных предприятиями - изготовителями в бутылки, банки, коробки, пакеты и т.п., - наименование товара, емкость или вес, цену за фасовку.

Что касается товаров, расфасованных непосредственно в предприятиях торговли, наименование товара, вес и цена за фасовку должны быть указаны во вкладыше или на упаковке; на непродовольственные товары:
наименование товара, сорт (для товаров, имеющих сортность), цену за килограмм, литр или штуку;
для мелких штучных товаров (парфюмерия, галантерея и т.п.) - наименование товара и цену.

При этом следует иметь в виду, что особенности реквизитов, необходимых в ценниках на реализуемые населению меховые товары, изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, алкогольные напитки и пиво, предусмотрены в соответствующих Правилах продажи меховых товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.94 N 553 (письмо Роскомторга от 07.07.94 N 1-944/32-4), Правилах продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.94 N 684 (письмо Роскомторга от 29.06.94 N 1-904/32-4), Правилах розничной торговли алкогольными напитками и пивом на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.94 N 1088 (письмо Роскомторга от 29.09.94 N 1-1379/32-3).
------------------------------------------------------------------
Ценники на все виды реализуемых товаров должны быть заверены подписью материально ответственного лица или другого должностного лица, на которое возложены обязанности по формированию цен.

На ценниках и вкладышах все реквизиты должны быть нанесены четко, разборчиво, без исправлений обозначенных реквизитов, штемпельной краской (штампом), чернилами или пастой.

Заместитель Председателя
Комитета РФ по торговле
Н.А. ЛУПЕЙ

Вопрос 2)
Галина
По теме: вопрос

Кто знает, существует ли ограничение торговой наценки на детское питание, хлеб? Какие нормативные документы регулируют этот вопрос?

Что относится к детскому питанию? На основании чего?

Спасибо

Фонд "Деловая перспектива"
Re: вопрос

Здравствуйте, Галина!

Юристы нашего фонда принимают участие в работе Форума ОПОРЫ и именно они подготовили ответ на Ваш вопрос, который размещен на сайте ОПОРЫ.

Галина
Re: вопрос

Простите, но при проверках торговую наценку на детское питание все-таки проверяют. Доказательство тому - на сайте www.gti.volgacity.ru -результаты проверки Котельниковского района в конце октября 2001г. И еще. Во исполнение Постановления Правительства РФ №239 от07.03.95г., в 1998году губернатор издает распоряжение (оно не отменено, но полномочно ли?) о торговых надбавках на детское питание (20%,включая всех посредников). Поэтому-то и пытаемся уточнить, что же относится к таким продуктам; что, кроме надписи "рекомендовано для питания детей с 2-х летнего возраста", служит основанием для отнесения к этой категории.

С признательностью, Галина

Фонд "Деловая перспектива"
Re: вопрос

Здравствуйте, Галина! Как мы и писали ранее правом установления наценок на определенный перечень товаров, в т.ч. продукты детского питания, обладают власти субъектов Федерации. Приведенная Вами ссылка свидетельствует лишь о том, что в Волгоградской области такие ограничений установлены, однако в каждом из 89 субъектов Федерации вопрос решался самостоятельно.

У нас, к сожалению, нет региональных правовых баз, поэтому четко и однозначно сказать Вам действует ли в Вашем регионе такая наценка мы не можем. Если распоряжение Губернатора, как Вы пишите, отменено, значит оно и не действует.

Так же, как мы и писали ранее, обращаем Ваше внимание, что необходимо руководствоваться общероссийским классификатором продукции, но не надписями на коробках. В качестве дополнительного подтверждения приводим выдержку из Налогового Кодекса РФ, в котором установлены льготные ставки НДС для ряда детской продукции:

Статья 164. Налоговые ставки
Коды видов продукции, перечисленных в настоящем пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.

Вопрос 1)
Дания
Розничная торговля в г Москве компьютерными информационными носителями

Помогите! Нигде не могу найти, нужны или нет специальные марки для розничной торговли компакт дисками в Москве, и если нужны, то где их взять?

Фонд "Деловая Перспектива"
Re: розничная торговля в г Москве компьютерными информационными носителями

Здравствуйте, Дания! Письма возвращаются с Вашего адреса.

Фонд "Деловая Перспектива"
Re: розничная торговля в г Москве компьютерными информационными носителями

Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы оправдывается перед МАП России за "маркировочное" Постановление Правительства Москвы №73.

ГУП "Информзащита" может потерять монополию на маркирование аудио-, видео- и компьютерных носителей. [14.11.01]

После окончательного (судебного) поражения Правительства Москвы в борьбе за сохранение обязательного маркирования аудио-, видео- и компьютерных носителей встал вопрос о судьбе Постановления Правительства Москвы №73, которым в ответ на требования прокуратуры и МАП России было серьезно изменено "маркировочное" Постановление №33, а в обращение введены "регистрационные" знаки вместо отмененных "защитных идентификационных".

Судебное постановление по делу Правительство Москвы - МАП России создало реальную угрозу для "регистрационных" знаков, которые вот-вот должны были повторить судьбу своих предшественников.

В сложившейся обстановке Правительство Москвы решило понапрасну не упорствовать. 31.10.01 Заместитель председателя Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы направил в адрес МАП России письмо, в котором заверил антимонопольный орган в том, что Постановление №73 предусматривает исключительно добровольное маркирование продукции и даже добровольное внесение организаций в Реестр распространителей аудио-, видеопродукции, компьютерных информационных носителей. Ранее ГУП "Информзащита" в своих "информационных письмах" настаивало на обязательности указанных требований.

Городские власти сообщили также, что в настоящее время разрабатываются условия проведения открытого конкурса, по результатам которого будут определены организации, уполномоченные наносить московские "регистрационные" знаки на продукцию всех желающих.

Таким образом, организации, имеющие опыт в выполнении технических работ по нанесению каких-либо наклеек на кассеты и диски имеют возможность потеснить ГУП "Информзащита".

За соблюдением правил проведения конкурса (если дело до него дойдет) проследят антимонопольные органы

Постановление № 73 направлено на Ваш адрес электронной почты.

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА