На главную страницу

Технологии Документы Консультации Журнал Форум О Фонде


Сайт Госдумы

Список и состав Комитетов и Комиссий Госдумы

Правовая база Госдумы



Сайт Совета Федерации

Список комитетов и комиссий Совета Федерации



Сервер органов госвласти РФ

Сайт Президента РФ

Правительство РФ (ссылки на сайты Министерств и ведомств)

Законопроекты и документы

Источник: "Гарант"


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 

21 декабря 2004 г. N 820
"О государственном пожарном надзоре"
     Правительство Российской Федерации постановляет:
     1.  Утвердить  прилагаемое  Положение  о  государственном   пожарном
надзоре.
     2.  Установить  предельную   численность   сотрудников   федеральной
противопожарной службы, осуществляющих функции государственного пожарного
надзора, в количестве 21110 единиц.
     3. Министерству Российской Федерации по делам  гражданской  обороны,
чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации  последствий  стихийных   бедствий
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
внести в 3-месячный срок  в  Правительство  Российской  Федерации  проект
федерального закона о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях в части  уточнения  перечня  должностных
лиц органов государственного пожарного надзора.
     4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2005 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации                                          М. Фрадков

                                Положение
                   о государственном пожарном надзоре
   (утв. постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820)

     1. В целях обеспечения пожарной безопасности в Российской  Федерации
должностные лица органов государственного пожарного  надзора  федеральной
противопожарной  службы  (далее  -  органы   государственного   пожарного
надзора), являющиеся государственными инспекторами по пожарному  надзору,
в  порядке,   установленном   законодательством   Российской   Федерации,
осуществляют деятельность по проверке  соблюдения  федеральными  органами
исполнительной   власти,   органами   исполнительной   власти   субъектов
Российской  Федерации,  органами  местного  самоуправления,  юридическими
лицами  и  индивидуальными  предпринимателями  (далее   -   организации),
гражданами Российской Федерации, иностранными  гражданами  и  лицами  без
гражданства (далее - граждане), а также  должностными  лицами  требований
пожарной безопасности.
     2. Основной  задачей  государственного  пожарного  надзора  является
защита  жизни  и  здоровья  граждан,  их  имущества,   государственного и
муниципального имущества, а также  имущества  организаций  от   пожаров и
ограничение их последствий.
     3. К органам государственного пожарного надзора относятся:
     1)  структурное  подразделение  центрального  аппарата  Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий,  в  сферу  ведения  которого
входят вопросы организации  и  осуществления  государственного  пожарного
надзора;
     2) управления  государственного  пожарного  надзора  территориальных
органов Министерства Российской Федерации по делам  гражданской  обороны,
чрезвычайным ситуациям и  ликвидации  последствий  стихийных   бедствий -
региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий;
     3) управления (отделы, отделения) государственного пожарного надзора
территориальных  органов  Министерства  Российской  Федерации  по   делам
гражданской обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации  последствий
стихийных бедствий - органов,  специально  уполномоченных  решать  задачи
гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации  чрезвычайных
ситуаций по субъектам Российской Федерации, и их  территориальные  отделы
(отделения, инспекции);
     4) отделы (отделения, инспекции, группы) государственного  пожарного
надзора подразделений федеральной  противопожарной  службы,   созданных в
целях   организации   профилактики   и   тушения   пожаров   в   закрытых
административно-территориальных образованиях.
     4.   Деятельность   органов   государственного     пожарного надзора
осуществляется на основе подчинения нижестоящих органов  государственного
пожарного надзора вышестоящим.
     5. Органы государственного пожарного надзора руководствуются в своей
деятельности    Конституцией    Российской    Федерации,     федеральными
конституционными  законами,  федеральными  законами,  актами   Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными
договорами   Российской   Федерации,   нормативными      правовыми актами
Министерства  Российской  Федерации   по   делам   гражданской   обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации  последствий  стихийных   бедствий, а
также настоящим Положением.
     6.  Органы  государственного  пожарного  надзора  в     рамках своей
компетенции:
     1)  организуют  и  осуществляют  надзор  за  соблюдением  требований
пожарной  безопасности  федеральными  органами   исполнительной   власти,
органами исполнительной власти субъектов Российской  Федерации,  органами
местного самоуправления, организациями, а  также  должностными   лицами и
гражданами;
     2) проводят в соответствии с законодательством Российской  Федерации
дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях  требований  пожарной
безопасности;
     3)  ведут  в  установленном  порядке  производство   по   делам   об
административных правонарушениях в области пожарной безопасности;
     4)  осуществляют   официальный   статистический   учет     и ведение
государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям;
     5) определяют должностных  лиц  органов  государственного  пожарного
надзора для проведения мероприятий по контролю и для включения  в  состав
комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а  также  комиссий  по
приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов;
     6)   осуществляют    взаимодействие    с       федеральными органами
исполнительной власти, в том числе с органами  государственного  контроля
(надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органами   местного   самоуправления,   общественными     объединениями и
организациями, по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
     7)  рассматривают  обращения  и  жалобы  граждан  и   организаций по
вопросам обеспечения пожарной безопасности.
     7.  Органы  государственного  пожарного  надзора  имеют     печати с
изображением Государственного герба Российской Федерации, штампы и бланки
установленного образца со своим наименованием.
     8.  Осуществлять  деятельность  от  имени  органов  государственного
пожарного  надзора  вправе  следующие   государственные     инспекторы по
пожарному надзору:
     1)  главный  государственный  инспектор  Российской     Федерации по
пожарному  надзору  -  главный   государственный   инспектор   Российской
Федерации по пожарному надзору, пользующийся правами заместителя Министра
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий;
     2)  заместители  главного  государственного  инспектора   Российской
Федерации по пожарному надзору  -  начальник  структурного  подразделения
центрального  аппарата  Министерства  Российской   Федерации     по делам
гражданской обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации  последствий
стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и
осуществления государственного пожарного надзора, и его заместители;
     3) государственные  инспекторы  Российской  Федерации  по  пожарному
надзору - сотрудники  структурного  подразделения  центрального  аппарата
Министерства  Российской  Федерации   по   делам   гражданской   обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации  последствий  стихийных   бедствий, в
сферу  ведения  которого  входят  вопросы  организации  и   осуществления
государственного     пожарного     надзора,         сотрудники управлений
государственного пожарного надзора территориальных  органов  Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий  -  региональных   центров по
делам  гражданской   обороны,   чрезвычайным   ситуациям   и   ликвидации
последствий стихийных бедствий;
     4) главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации
по  пожарному  надзору  и  их  заместители  -  соответственно  начальники
управлений  (отделов,  отделений)  государственного   пожарного   надзора
территориальных  органов  Министерства  Российской  Федерации  по   делам
гражданской обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации  последствий
стихийных бедствий - органов,  специально  уполномоченных  решать  задачи
гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации  чрезвычайных
ситуаций по субъектам Российской Федерации, и их заместители;
     5) государственные  инспекторы  субъектов  Российской   Федерации по
пожарному  надзору   -   сотрудники   управлений   (отделов,   отделений)
государственного пожарного надзора территориальных  органов  Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и  ликвидации  последствий  стихийных  бедствий  -  органов,   специально
уполномоченных  решать   задачи   гражданской   обороны   и   задачи   по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской
Федерации;
     6)      главные      государственные             инспекторы закрытых
административно-территориальных образований по  пожарному  надзору   и их
заместители - соответственно начальники  отделов  (отделений,  инспекций,
групп)  государственного  пожарного  надзора  подразделений   федеральной
противопожарной службы, созданных  в  целях  организации   профилактики и
тушения пожаров в закрытых административно-территориальных  образованиях,
и их заместители;

     7)           государственные           инспекторы           закрытых
административно-территориальных  образований  по  пожарному     надзору -
сотрудники  отделов  (отделений,   инспекций,   групп)   государственного
пожарного  надзора  подразделений  федеральной  противопожарной   службы,
созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров  в  закрытых
административно-территориальных образованиях;
     8) главные государственные инспекторы  городов  (районов)  субъектов
Российской  Федерации  по  пожарному   надзору   и   их     заместители -
соответственно    начальники    территориальных    отделов    (отделений)
государственного  пожарного  надзора  управлений   (отделов,   отделений)
государственного пожарного надзора территориальных  органов  Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и  ликвидации  последствий  стихийных  бедствий  -  органов,   специально
уполномоченных  решать   задачи   гражданской   обороны   и   задачи   по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской
Федерации, и их заместители;
     9) государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской
Федерации по  пожарному  надзору  -  сотрудники  территориальных  отделов
(отделений)  государственного  пожарного  надзора  управлений   (отделов,
отделений) государственного  пожарного  надзора  территориальных  органов
Министерства  Российской  Федерации   по   делам   гражданской   обороны,
чрезвычайным ситуациям и  ликвидации  последствий  стихийных   бедствий -
органов, специально уполномоченных решать задачи  гражданской   обороны и
задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по  субъектам
Российской Федерации.
     9. Государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской
Федерации по пожарному  надзору  и  государственные  инспекторы  закрытых
административно-территориальных образований по  пожарному  надзору  имеют
право:
     1)  осуществлять  государственный  пожарный  надзор  за  соблюдением
требований пожарной  безопасности  организациями,  а  также  должностными
лицами и гражданами;
     2) проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений,
помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в
целях  контроля  за  соблюдением  требований  пожарной     безопасности и
пресечения их нарушений;
     3) требовать представления документов, информации,  образцов  (проб)
продукции, если они относятся к предмету проверки;
     4)    входить    беспрепятственно    в    порядке,     установленном
законодательством Российской Федерации, в  жилые  и  иные   помещения, на
земельные участки граждан при  наличии  достоверных  данных  о  нарушении
требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и
(или) угрозу безопасности людей;
     5)   давать   руководителям   юридических   лиц   и   индивидуальным
предпринимателям,  должностным  лицам  и   гражданам     обязательные для
исполнения  предписания  по  устранению  нарушений  требований   пожарной
безопасности;
     6)   проводить   в    организациях,    выполняющих    проектные    и
проектно-изыскательские  работы,  выборочные  проверки  для   определения
соответствия   разрабатываемой   ими   проектной    и    проектно-сметной
документации требованиям пожарной безопасности;
     7)  приостанавливать  в  порядке,  установленном   законодательством
Российской Федерации,  полностью  или  частично  работу  производственных
участков, агрегатов, эксплуатацию помещений, проведение  отдельных  видов
работ  при  выявлении   нарушения   требований   пожарной   безопасности,
создающего угрозу возникновения пожара и (или) угрозу безопасности людей,
если  это  не  влечет  за  собой  прекращения     функционирования здания
(сооружения) или производства в целом;
     8)   вносить   в   соответствующие   организации   и    представлять
соответствующим  должностным  лицам  в  порядке,  установленном  Кодексом
Российской Федерации об административных  правонарушениях,  представления
об   устранении   причин    и    условий,       способствующих совершению
административных правонарушений в области пожарной безопасности;
     9) участвовать с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору
площадок (трасс) строительства, а также комиссий по  приемке  завершенных
строительством (реконструкцией) объектов;
     10) составлять протоколы,  рассматривать  дела  об  административных
правонарушениях и назначать в соответствии с законодательством Российской
Федерации административные наказания  за  нарушения  требований  пожарной
безопасности.
     10. Главные государственные инспекторы городов  (районов)  субъектов
Российской Федерации по пожарному  надзору  и  их  заместители,  а  также
главные           государственные           инспекторы           закрытых
административно-территориальных образований по  пожарному  надзору   и их
заместители  пользуются  правами,  указанными  в  пункте   9   настоящего
Положения, а также имеют право:
     1)  осуществлять  государственный  пожарный  надзор  за  соблюдением
требований пожарной безопасности органами местного самоуправления;
     2)   давать   руководителям   юридических   лиц   и   индивидуальным
предпринимателям,  должностным  лицам  и   гражданам     обязательные для
исполнения предписания по обеспечению пожарной безопасности  в  отношении
товаров (работ, услуг), снятию  с  производства,  прекращению   выпуска и
приостановке  реализации  товаров  (работ,  услуг),  не   соответствующих
требованиям пожарной безопасности;
     3) вызывать в органы государственного пожарного надзора  должностных
лиц и граждан в связи с находящимися в производстве делами и  материалами
о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки,  документы  и
их копии;
     4) приостанавливать полностью или частично в порядке,  установленном
законодательством Российской  Федерации,  работу  организаций  (отдельных
производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатацию  зданий,
сооружений, помещений, проведение отдельных  видов  работ  при  выявлении
нарушения   требований   пожарной   безопасности,       создающего угрозу
возникновения пожара и (или) угрозу безопасности людей, а также в  случае
невыполнения   этих   требований   при   проектировании,   строительстве,
капитальном ремонте, реконструкции, расширении, техническом переоснащении
организаций, зданий, сооружений и других объектов;
     5)  вносить  в  органы  местного   самоуправления     предложения об
установлении   особого   противопожарного   режима   на   соответствующей
территории;
     6) вносить в органы местного самоуправления предложения о выполнении
мер пожарной безопасности в соответствии с  законодательством  Российской
Федерации;
     7) отменять (изменять) незаконные и  (или)  необоснованные  решения,
принятые нижестоящими государственными инспекторами по пожарному надзору.
     11. Государственные инспекторы  субъектов  Российской   Федерации по
пожарному надзору  пользуются  правами,  указанными  в  пунктах   9  и 10
настоящего Положения, а также имеют право рассматривать  в  установленном
порядке   в   части   соблюдения   требований    пожарной    безопасности
градостроительную  и  проектно-сметную  документацию  на   строительство,
капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение
организаций,  зданий,  сооружений  и  других  объектов  при  обоснованных
отступлениях от действующих  требований  пожарной  безопасности   или при
отсутствии указанных требований.
     12.  Главные   государственные   инспекторы   субъектов   Российской
Федерации по пожарному  надзору  и  их  заместители  пользуются  правами,
указанными в пунктах 9 - 11 настоящего Положения, а также имеют право:
     1)  осуществлять  государственный  пожарный  надзор  за  соблюдением
требований пожарной безопасности органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации;
     2) вносить в  органы  государственной  власти  субъектов  Российской
Федерации  предложения  о  выполнении   мер   пожарной     безопасности в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
     3) вносить в  органы  государственной  власти  субъектов  Российской
Федерации предложения об установлении особого противопожарного режима  на
территориях субъектов Российской Федерации.
     13. Государственные инспекторы  Российской  Федерации  по  пожарному
надзору пользуются правами,  указанными  в  пунктах  9  -  12  настоящего
Положения, а также  имеют  право  осуществлять  государственный  пожарный
надзор  за  соблюдением  требований  пожарной  безопасности  федеральными
органами исполнительной власти.
     14.  Главный  государственный  инспектор  Российской    Федерации по
пожарному надзору и его заместители  наделяются  правами,  установленными
законодательством Российской Федерации, в полном объеме.
     15. Должностным лицам  органов  государственного  пожарного  надзора
выдаются соответствующие служебные удостоверения  и  должностные  печати.
Образцы служебных удостоверений и должностных печатей, а также порядок их
выдачи  определяются  Министерством   Российской   Федерации     по делам
гражданской обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации  последствий
стихийных бедствий.
     16. Должностные  лица  органов  государственного  пожарного  надзора
обязаны:
     1)  своевременно  и  в  полной  мере  исполнять    предоставленные в
соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации   полномочия по
предупреждению, выявлению и пресечению  нарушений  требований  в  области
пожарной безопасности;
     2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные
интересы организаций и граждан;
     3) проводить мероприятия  по  контролю  на  основании  и  в  строгом
соответствии с распоряжениями органов государственного пожарного  надзора
о  проведении  мероприятий   по   контролю   в   порядке,   установленном
законодательством Российской Федерации;
     4) посещать объекты (территории и  помещения)  организаций  в  целях
проведения мероприятий по контролю только во время  исполнения  служебных
обязанностей при  предъявлении  служебных  удостоверений  и  распоряжений
органов государственного пожарного надзора о  проведении  мероприятий  по
контролю;
     5) не препятствовать представителям организаций  присутствовать  при
проведении мероприятий  по  контролю,  давать  разъяснения  по  вопросам,
относящимся к предметам их проверок;
     6) предоставлять  руководителям  юридических  лиц  и  индивидуальным
предпринимателям либо их представителям,  присутствующим  при  проведении
мероприятий по контролю, необходимую информацию;
     7)  знакомить  руководителей  юридических   лиц   и   индивидуальных
предпринимателей либо их представителей  с  результатами   мероприятий по
контролю;
     8) при определении мер, принимаемых по фактам выявленных  нарушений,
учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их  потенциальной
опасности для жизни и здоровья людей, окружающей  среды  и   имущества, а
также не допускать необоснованного ограничения прав и законных  интересов
граждан и организаций;
     9)  доказывать  законность  своих  действий  при  их   обжаловании в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
     10) проводить в ходе мероприятий по контролю разъяснительную  работу
по  применению   законодательства   Российской   Федерации     о пожарной
безопасности;
     11) соблюдать коммерческую и иную охраняемую законом тайну.
     17. Должностные лица органов государственного пожарного  надзора  за
ненадлежащее  исполнение  своих  обязанностей  несут    ответственность в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     18. Правами и обязанностями государственных инспекторов по пожарному
надзору могут быть наделены граждане Российской Федерации, имеющие высшее
или среднее специальное образование,  проходящие  службу  в  Министерстве
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и   ликвидации   последствий   стихийных   бедствий,     аттестованные на
соответствие квалификационным  требованиям,  установленным  Министерством
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий.
     19.    Научно-техническое    обеспечение        деятельности органов
государственного  пожарного  надзора   осуществляется   подведомственными
Министерству  Российской  Федерации   по   делам   гражданской   обороны,
чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации  последствий  стихийных   бедствий
пожарно-техническими   научно-исследовательскими    и    образовательными
учреждениями, создаваемыми в установленном порядке.
     20.   Контроль   (надзор)   за   соблюдением     требований пожарной
безопасности  на  объектах  Министерства  обороны  Российской  Федерации,
Федеральной  службы  охраны  Российской  Федерации,  Федеральной   службы
безопасности Российской Федерации и Службы  внешней  разведки  Российской
Федерации осуществляется  в  порядке,  установленном  положениями   об их
ведомственной пожарной охране, согласованными с  главным  государственным
инспектором Российской Федерации по пожарному надзору.
     21. Настоящее Положение не распространяется на порядок осуществления
контроля (надзора) за  соблюдением  требований  пожарной   безопасности в
лесном фонде Российской Федерации и лесах,  не  входящих  в  лесной  фонд
Российской Федерации, а также на подземных объектах и  при  производстве,
транспортировке,  хранении,   использовании   и   утилизации   взрывчатых
материалов в  организациях,  ведущих  взрывные  работы  с  использованием
взрывчатых материалов промышленного назначения.
     22.  Финансовое  и   материально-техническое   обеспечение   органов
государственного  пожарного  надзора  является  расходным  обязательством
Российской Федерации.





   Указ мэра Москвы от 10 февраля 2009 г. N 8-УМ "Об организации регионального государственного контроля (надзора) в городе Москве в 2009 году"

   Указ Президента РФ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», 14 мая 2008 г.

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА