Текст проекта ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"

Поправки

к проекту Федерального закона

“О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”

№ п/п

Проект закона

Текст поправки

Комментарии

1.

В преамбуле Закона слово "государственной" заменить на "исполнительной". Таким образом, текст преамбулы выглядит следующим образом:

"Настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при проведении федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления государственного контроля (надзора)".

Согласно действующей Конституции в РФ выделяются три ветви государственной власти: законодательная, исполнительная, судебная. Действие норм настоящего закона может относится только к исполнительной власти, поэтому применение столь широко термина, как "государственная" власть является недопустимым.

2.

В статье 2 абзац 3 удалить слова "(ассоциация или союз)".

Таким образом текст абзаца 2 статьи 2 выглядит следующим образом:

" под организацией саморегулирования понимается некоммерческая организация, созданная путем объединения юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) и имеющая своей основной целью обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности членами организации саморегулирования".

Статья 121 Гражданского кодекса РФ под ассоциацией и союзом понимает объединения юридических лиц. Индивидуальные предпринимателя не могут входить в состав ассоциации и союза. Такая формулировка не только нарушает равенство участников гражданского оборота, но и противоречит заявленной в преамбуле закона цели защиты прав как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей. Для целей законопроекта достаточно указать на вид организации как некоммерческой, оставив за участниками оборота право выбирать конкретную организационно-правовую форму.

 

 

3.

В статье 3 после слов: "государственного контроля (надзора) устанавливаются" добавить слова "Федеральными Законами Российской Федерации,".

Текст статьи 3 выглядит следующим образом:

"Организационная структура, функции, полномочия и порядок деятельности органов государственного контроля (надзора) устанавливаются Федеральными законами Российской Федерации, нормативно правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации".

Основные элементы структуры, полномочия, порядок образования органов исполнительной власти в Российской Федерации установлены в Конституции и Федеральных Законах. Акты Президента и Правительства только конкретизируют положения вышеуказанных нормативных актов и регламентируют процедурные вопросы.

4.

В статье 4 абзац 9 изложить в следующей редакции:

"презумпция добросовестности юридического лица (индивидуального предпринимателя), т.е. юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) признает не нарушившим обязательные требования, если по результатам проведения государственного контроля (надзора) не обнаружатся доказательства недобросовестности".

При закреплении принципа добросовестности необходимо четко указать орган, процедуру и момент признания предпринимателя недобросовестным. Без этого, абзац носит лишь декларативный характер.

5.

В статью 6 добавить абзац и следующего содержания:

"Органы государственного контроля (надзора) в рамках компетенции издают обязательные для своих подразделений методические материалы, инструкции, положения, рекомендации по вопросам, связанным с организацией проведения проверок. Изданные нормативные акты не могут противоречить положениям Федеральных Законов, возлагать дополнительные обязанности, изменять порядок, сроки и иным образом регулировать вопросы проведения проверок."

Существующая практика издания ведомственных актов показала, что органы государственного контроля (надзора) берут на себя толкование законодательства, дополняют и усложняют процедуры проведения проверок. Ограничение деятельности данных органов по вопросам регулирования и субъектам, с отношении которых они могут предъявлять требования ведомственных инструкций, является необходимым элементом защиты прав юридических лиц (индивидуальных предпринимателей).

 

6.

В абзаце 2 части 1 статьи 8 исключить слова "документе о принятом".

Текст абзаца 2 ч.1 ст.8 выглядит следующим образом:

"В Решении указывается:".

Смысл данной поправки в закреплении единого для всех органов государственного контроля (надзора) названия документа, являющегося основанием для проведения проверки, - "Решение".

7.

В статью 9 часть 1 добавить абзац 2 следующего содержания:

"Проверка вышестоящим органом государственного контроля (надзора) осуществляется в порядке контроля за деятельностью органа государственного контроля (надзора), проводившего проверку, только при необоснованности выводов, сделанных нижестоящим органом контроля (надзора) по результатам первоначальной проверки, или сомнения в их правильности. На проверки вышестоящих органов распространяются все требования настоящего Федерального Закона".

Федеративное государственное устройство обуславливает построение сложной, многоступенчатой системы исполнительной власти. Для обеспечения защиты прав предпринимателей и повышения ответственности государственных органов контроля (надзора) перед вышестоящими организациями необходимо включение в текст Закона поправки о проведении повторных проверок. Обязательно подчинение порядка проведения повторных проверок настоящему Федеральному закону для проведения единой государственной политики на всей территории и со стороны всех уровней исполнительной власти.

8.

В абзаце 1 части 2 статьи 9 слово "внеочередной" заменить на слово "внеплановый".

Таким образом абзац 1 ч.2 ст.9 выглядит следующим образом:

"При обнаружении в ходе контрольного мероприятия нарушений обязательных требований юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) подлежит внеплановому контролю, предметом которого является исполнение предписания об устранении в технологически обоснованные сроки выявленных нарушений."

В тексте Закона одновременно используется два термина: "внеочередной" и "внеплановый". Необходимость поправки обусловлена требованием применения единообразной юридической лексики. Органы государственного контроля в рамках своей деятельности составляют план проведения проверок, поэтому использование слова "внеплановый" является предпочтительным.

 

9.

В абзаце 1 части 4 статьи 9 слово "внеочередные" заменить на слово "внеплановые".

Таким образом абзац 1 ч.4 ст.9 выглядит следующим образом:

"Внеплановые контрольные мероприятия могут проводиться в случае обнаружения нарушений юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) обязательных требований, которые повлекли или могут повлечь причинение вреда жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу".

См. комментарий к абзацу 1 части 2 стать 9.

10.

В абзаце 1 части 5 статьи 9 слово "внеочередные" заменить на слово "внеплановые".

Таким образом абзац 1 ч.5 ст.9 выглядит следующим образом

"Внеплановые контрольные мероприятия могут также проводиться по заявлениям юридических или физических лиц, публикациям в средствах массовой информации о нарушении юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) их прав и законных интересов, а также при наличии иной документированной информации и (или) вещественных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения."

См. комментарий к абзацу 1 части 2 стать 9.

11.

Абзац 1 части 3 статьи 9 изложить в следующей редакции:

"Перевод на усиленный режим государственного контроля (надзора) производится на срок до 6 месяцев в соответствии с решением руководителя органа государственного контроля (надзора), содержащего основания для перевода. В решении о переводе на усиленный режим контроля устанавливается срок и частота проверок в течение указанного срока. Указанное решение вручается заинтересованному юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в течение трех дней с момента принятия."

Срок, в течение которого юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) находится на усиленном режиме контроля, должен напрямую зависеть от количества и тяжести допущенных нарушений. В связи с чем полагаем, что не может быть одинаков для всех. Возможность установления срока от 1 дня до 6 месяцев позволит проверяемому максимально быстро устранить допущенные нарушения. Указание частоты проверок в течение указанного срока необходимо для административного контроля проверяющего органа за принятым решением, с одной стороны, и для планомерного распределения работ по устранению нарушений со стороны юридического лица, с другой стороны.

 

12.

Абзац 2 части 3 статьи 9 изложить в следующей редакции:

"По истечении срока усиленный режим автоматически прекращает действие, если не вынесено решение о продлении усиленного режима.

Продление срока усиленного режима возможно на основании решения руководителя органа государственного контроля (надзора), принятого в случае не выполнения требований предписаний, вынесенных при проведении проверки. Указанное решение вручается заинтересованному юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в течение трех дней с момента принятия."

Данная поправка необходима для конкретизации положений проекта закона о сроке окончания действия усиленного режима и основаниях для продления усиленного режима. Проверки, проводимые в течение действия усиленного режима контроля, достаточны, чтобы к концу срока у контролирующего органа была полная информация о том, как исполняются предписания. Указание в Законе о необходимости принятия в каждом случае отдельного решения о снятии усиленного режима излишне осложнит саму процедуру. Полагаем необходимым указание в Законе определенных рамок для продления усиленного режима: контролирующий орган не имеет права выходит за рамки им же вынесенных предписаний, т.е. не имеет права на этапе контроля за выполнением вынесенного решения расширять предмет ранее назначенной проверки. Поправка уточнят процедурные сроки вынесения решения о продлении срока усиленного режима.

13.

В абзаце 1 части 6 статьи 9 слово "облегченный" заменить на слово "льготный"; после слов "члены организации саморегулирования," исключить слово "солидарно"; там же заменить "несущие" на "несущей".

Таким образом, абзац 1 ч.6 ст.9 выглядит следующим образом:

"Юридические лица (индивидуальные предприниматели) - члены организации саморегулирования, несущей субсидиарную ответственность за ущерб, причиненный ее членами вследствие несоблюдения обязательных требований, предъявляемых к профессиональной деятельности, являющейся предметом саморегулирования, переводятся на льготный режим государственного контроля (надзора), предусматривающий выборочный государственный контроль (надзор) в отношении членов организации саморегулирования в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Льготный режим государственного контроля (надзора) действует только в сферах, совпадающих со сферой профессиональной деятельности организации саморегулирования".

В тексте Закона одновременно используется два термина: "облегченный" и "льготный". Необходимость поправки обусловлена требованием применения единообразной юридической лексики. Согласно текста закона членам организации саморегулирования предоставляются определенные льготы, т.е. предоставляемые отдельным категориям организаций предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими организациями.

Существующий Гражданский кодекс РФ предусматривает раздельное существование таких видов ответственности, как "субсидиарная" и "солидарная". Создание отдельной организации как объединения юридических лиц и/или предпринимателей по своим целям должна гарантировать выплаты в возмещение причиненного своими членами ущерба, поэтому в данном случае необходимо использовать конструкцию субсидиарной ответственности.

14.

В абзаце 1 части 7 стати 9 слово "облегченный" заменить на слово "льготный"; после слов "а также документов, подтверждающих" исключить слово "солидарную"; после слов "субсидиарную ответственность" исключить слово "членов".

Таким образом, абзац 1 ч.7. ст.9 выглядит следующим образом:

 

 

"Перевод на льготный режим государственного контроля (надзора) осуществляется органом государственного контроля (надзора) по обращению организации саморегулирования и на основании документов, подтверждающих членство в организации саморегулирования, а также документов, подтверждающих субсидиарную ответственность организации саморегулирования за ущерб, причиненный ее членами вследствие несоблюдения обязательных требований, предъявляемых к профессиональной деятельности, являющейся предметом саморегулирования."

См. комментарий к абзацу 1 части 6 статьи 9.

15.

В часть 7 стать 9 вставить абзац 5 следующего содержания:

"Решение о переводе на льготный режим государственного контроля (надзора) или об отказе принимается руководителем органа государственного контроля (надзора) в срок до 30 календарных дней со дня подачи обращения".

Данная поправка необходима в связи с отсутствием в проекте Закона указаний на должностное лицо, ответственное за вынесение соответствующего решения, и срок, в течение которого решение должно быть принято.

16.

В части 8 статьи 9 слово "облегченный" заменить на слово "льготный".

Таким образом, ч.8 ст.9 выглядит следующим образом:

"Решение органа государственного контроля (надзора) о переводе юридического лица (индивидуального предпринимателя) на усиленный режим государственного контроля (надзора), об отказе в переводе на льготный режим или об отмене льготного режима государственного контроля (надзора) должно содержать сведения об обстоятельствах, послуживших основанием для изменения режима государственного контроля (надзора), и указание на обязательные требования, нарушенные юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем)."

См. комментарий к абзацу 1 части 6 статьи 9.

17.

В абзац 2 части 5 статьи 11 после слов "осуществляющего контрольное мероприятие и его (их) подпись" вставить слова "результат проверки".

Таким образом, абзац 2 ч.5 ст.11 выглядит следующим образом:

 

 

"В журнале учета контрольных мероприятий органом государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном контрольном мероприятии, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате начала и окончания проведения контрольного мероприятия, основании и предмете контрольного мероприятия, а также должность, фамилию, имя и отчество лица (лиц), осуществляющего контрольное мероприятие и его (их) подпись, результат проверки".

Данная поправка необходима для непосредственного доступа к данным о результатах проведенных проверок

18.

В части 2 статьи 12 после слов "принять меры к недопущению причинения вреда" исключить слова "в том числе путем приостановления производства (реализации, выполнения) товара (работы, услуги) и (или) отзыва товаров с рынка".

Таким образом, ч.2 ст.12 выглядит следующим образом:

"Если при проведении контрольного мероприятия будет установлено, что товар (работа, услуга) может причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу потребителей, орган государственного контроля (надзора) обязан довести до сведения потребителей информацию об опасном товаре (работе, услуге), способах предотвращения возможного вреда, принять меры к недопущению причинения вреда."

Сама по себе статья носит отсылочный характер. Права, обязанности, меры ответственности установлены нормами других отраслей права (административного, экологического, уголовного и пр.). Выделять из всех видов санкций лишь одну и не описывая при этом процедуры ее применения является неправомерным. Она должна применяться лишь в рамках соответствующей отрасли законодательства за указанное в нем конкретное правонарушение. Существующее содержание части 2 статьи 12 проекта автоматически наделяет контролирующий орган правом применения такой санкции вне зависимости от типа и состава правонарушения и вступает в прямое противоречие с другими отраслями законодательства.

19.

В часть 4 статьи 13 после слов "(экспертиза товаров, документов и т.п.)" вставить слова "а также упущенную выгоду (неполученный доход";там же слово "могут" исключить; там же "учитываться" заменить на "учитываются".

Таким образом, ч.4 ст.13 выглядит следующим образом:

"При определении размера убытков, причиненных юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) неправомерным действием органа государственного контроля (надзора), учитываются расходы юридического лица (индивидуального предпринимателя), относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты его деятельности, а также затраты, которые юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для получения юридической или иной профессиональной помощи (экспертиза товаров, документов и т.п.) и для восстановления нарушенного права, а также упущенную выгоду (неполученный доход)."

Во многих случаях потери от нарушения прав связаны не только с необходимость осуществлять дополнительные расходы, но и с утратой обычных доходов, выгод от осуществляемой деятельности. При этом затраты на восстановление имущественных потерь подчас несопоставимы с потерями от невозможности использования прав. Внесенная поправка соответствует положениям Гражданского кодекса РФ.

20.

В статью 14 вставить абзац 7 следующего содержания:

"не выполнять неправомерные акты и требования органов государственного контроля, не соответствующие настоящему закону и иным нормативным актам, в том числе в случае нарушения периодичности проведения проверок, установленной статьей 9 настоящего закона".

Данная поправка наделяет юридическое лицо (индивидуального предпринимателя) мерами оперативного (досудебного) реагирования на незаконные требования контролирующих органов и одновременно разрешает вопрос, связанный с нарушением со стороны проверяющих органов периодичности проведения проверок.

21.

Часть 2 статьи 15 исключить полностью.

 

Поправка направлена на защиту прав юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на информацию. Контролирующие органы, деятельность которых охватывается настоящим законом, не относятся к правоохранительным, поэтому на законодательном уровне не существует и не может существовать каких-либо ограничений прав предпринимателей на предоставление информации при организации проведения проверок. При подозрении на совершение со стороны юридического лица (индивидуального предпринимателя) действий, содержащих признаки преступления все процедурные вопросы решаются в рамках Закона "Об оперативно-розыскной деятельности", Уголовного кодекса и пр.

22.

В статью 17 вставить часть 6 следующего содержания

“В целях обеспечения эффективной защиты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Российской Федерации создаются Комиссии по досудебному урегулированию споров, связанных с осуществлением государственного контроля (надзора), и по выработке предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы (далее - Комиссии). Комиссии создаются при Правительстве Российской Федерации, при высшем органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Комиссии являются постоянно действующим органом по обеспечению согласования интересов государства, предпринимателей и потребителей.

В рамках Федеральных округов могут быть созданы комиссии при Полномочном представители Президента РФ.

Комиссии состоят из представителей органов исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющих контроль за предпринимательской деятельностью, из объединений предпринимателей и из организаций по защите прав потребителей, которые образуют соответствующие Стороны Комиссии.

В рамках муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, могут быть созданы Комиссии с участием должностных лиц местного самоуправления, объединений предпринимателей и организаций по защите прав потребителей, которые образуют соответствующие Стороны Комиссии.

Основными задачами Комиссий являются:

  • досудебное урегулирование конфликтных ситуаций, возникающих в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также при проведении контрольных мероприятий между предпринимателями и органами исполнительной власти, местного самоуправления, между предпринимателями и потребителями в целях поддержки и развития предпринимательской деятельности;
  • анализ законодательных и иных нормативно-правовых актов по вопросам устранение административных барьеров в области разрешительной практики и контроля, надзора и других вопросов,
  • исследование и обобщение проблем субъектов предпринимательства в области взаимодействия со структурами власти, управления и контроля.

Положения о Комиссиях утверждаются в порядке, определяемом органами государственной власти Российской Федерации, после проведения соответствующих консультаций сторон.

Положения о Комиссиях муниципальных образований утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления, после проведения соответствующих консультаций сторон.”

 

 

Данная поправка законодательно закрепляет механизм досудебного урегулирования конфликтных ситуация и обеспечивает непосредственное участие представителей предпринимателей в вопросах устранения административных барьеров в экономике и улучшения предпринимательского климата.