Текст проекта ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"

Поправки

к проекту Федерального закона

“О лицензировании отдельных видов деятельности”

№ п/п

Проект закона

Текст поправки

Комментарии

1.

Статья 2 вставить абзац 10 следующего содержания:

"объект - здание, сооружение, а также оборудование и иные технические средства, с помощью которых осуществляется лицензируемый вид деятельности."

Понятие "объект" - одно из базовых для данного законопроекта, поэтому оно должно быть вынесено в статью 2 "Основные понятия".

2.

Абзац 1 статьи 5 изложить в следующей редакции:

"В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с полномочиями и федеральными законами."

Предложенный разработчиками текст статьи 5 проекта законопроекта наделяет Президента правом формировать полномочия Правительства РФ, однако данные вопросы регулируются исключительно на уровне Федерального закона.

3.

В абзац 3 статьи 5 после слов "лицензирование конкретных видов деятельности" вставить слова "и устанавливает их компетенцию".

Таким образом, абзац 3 статьи 5 выглядит следующим образом:

"определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности и устанавливает их компетенцию;"

Полагаем необходимым на уровне решений Федерального Правительства очень четкое описание компетенции в отношении каждого из федеральных органов исполнительной власти в области лицензирования, чтобы исключить ведомственное нормотворчество.

4.

Абзац 4 статьи 5 исключить полностью.

 

В настоящем Федеральном законе должно быть проведено разграничение (по видам деятельности) полномочий органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровне.

5.

Статья 5 вставить абзац 4 следующего содержания:

"устанавливает полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих лицензирование".

Распределение полномочий исполнительной власти между Федерацией и субъектов Федерации осуществляется в рамках Конституции и принимаемыми в соответствии с ними федеральными нормативными актами. Полагаем необходимым внесение данной поправки в целях ограничения расширенного толкования исполнительными органами субъектов Федерации своих прав.

6.

Статья 5 вставить абзац 5 следующего содержания:

"координирует деятельность лицензирующих органов в Российской Федерации".

Данная поправка логически вытекает из декларируемого в преамбуле статьи единства экономического пространства.

7.

В часть 1 статьи 6 вставить абзац 8 следующего содержания:

"аннулирование лицензии;"

Данная поправка исправит допущенную техническую ошибку в тексте законопроекта.

 

8.

В часть 1 статьи 6 вставить абзац 9 следующего содержания:

"выдача дубликата лицензии"

Данная поправка исправит допущенную техническую ошибку в тексте законопроекта.

9.

В часть 2 статьи 6 вставить абзац 2 следующего содержания:

"Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие предусмотренные настоящей статьей полномочия, определяются в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации и соответствующем основам конституционного строя Российской Федерации и установленным федеральным законом общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти".

Данная поправка является логическим продолжением статьи 5, закрепляющий порядок определения органов и полномочий Федеральной власти, полномочий органов исполнительной власти в области лицензирования. В поправке заложен принцип, в соответствии с которым на уровне субъекта Федерации будет определен лицензирующий орган.

10.

В часть 2 статьи 7 вставить абзац 4 следующего содержания:

"Уведомление направляется (вручается) лицензиатом лицензирующему органу не позднее трех дней с момента начала осуществления лицензированного вида деятельности на территории данного субъекта. Требовать от лицензиата предоставления иных документов не допускается".

Данная поправка решает процедурные вопросы, которые оказались не затронутыми в законопроекте.

11.

В часть 2 статьи 7 вставить абзац 5 следующего содержания:

"В случае, предусмотренном абзацем 2 части 2 настоящей статьи, если деятельность лицензиата связана непосредственно с местом нахождения объекта, в котором или с помощью которого будет осуществляться лицензируемый вид деятельности, лицензиат обязан получить лицензию на право осуществления деятельности у лицензирующих органов субъекта Российской Федерации по месту нахождения объекта."

Данная поправка решает процедурные вопросы, которые оказались не затронутыми в законопроекте.

12.

В статью 8 вставить абзац 3 следующего содержания:

"Срок действия лицензии устанавливается Положением о лицензировании конкретного вида деятельности".

Данная поправка решает процедурные вопросы, которые оказались не затронутыми в законопроекте.

13.

В абзаце 6 части 1 статьи 9 исключить слова "копии учредительных документов и".

Таким образом, текст абзаца 6 ч.1 ст.9 выглядит следующим образом:

 

"копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридического лица;"

Данная поправка соотносится с текстом законопроекта "О государственной регистрации юридических лиц". Вышеуказанный законопроект предоставляет право государственным органам бесплатно использовать любые данные из единого государственного реестра юридических лиц, закрепляет ответственность за отказ от предоставления таких данных и нарушение срока их предоставления, в связи с чем отпадает необходимость повторного предоставления в органы исполнительной власти комплекта учредительных документов.

 

 

14.

Абзац 8 статьи 9 изложить в следующей редакции:

"Если у лицензирующего органа возникла необходимость ознакомиться с документами, содержащимися в регистрационном деле Единого Государственного реестра юридических лиц, он самостоятельно направляет соответствующий запрос в орган, осуществивший регистрацию юридического лица, на условиях и в порядке, предусмотренном Федеральным Законом "О государственной регистрации юридических лиц".

См. комментарий к абзацу 6 ч.1 ст.9

15.

В абзаце 11 статьи 9 удалить текст от слов "В целях настоящего" до "лицензируемый вид деятельности"; там же после слов "осуществляться лицензируемый вид деятельности" вставить слова "Положения о лицензировании конкретных видов деятельности должны содержать закрытый перечень документов, формирующих сведения об объекте;".

Таким образом, текст абзаца 11 статьи 9 выглядит следующим образом:

"сведения об объекте, в котором или с помощью которого осуществляется лицензируемый вид деятельности. Положения о лицензировании конкретных видов деятельности должны содержать закрытый перечень документов, формирующих сведения об объекте;"

Данная поправка выводит из статьи 9 определение "объекта", т.к. оно вынесено в содержание статьи 2 настоящего законопроекта. Поправка указывает нормативный акт, в котором должны содержаться все требования к объекту для исключения возможности различного толкования положений закона в субъектах Федерации.

16.

Абзац 12 статьи 9 изложить в следующей редакции:

"иные документы, справки и заключения, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности предусмотрено соответствующими Федеральными законами и Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности".

Данная поправка устанавливает закрытый перечень нормативных актов, в тексте которых может быть установлен список дополнительных документов.

17.

В абзаце 1 части 2 статьи 9 слово "шестидесяти" заменить на "тридцати".

Таким образом, текст абзаца 1 ч.2 ст.9 выглядит следующим образом:

"Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами".

Поправка сохраняет срок рассмотрения предоставленных документов, указанный в действующем законе. Тридцать дней - достаточный срок для принятия решения по надлежащим образом подготовленным документами соискателя.

18.

В абзац 5 части 2 ст.9 после слов "с указанием причин отказа." вставить слова "По требованию соискателя лицензии лицензирующий орган обязан предоставить в течение трех дней надлежащим образом оформленные и заверенные печатью лицензирующего органа копии результатов проведенных исследований, экспертиз, анализов, послуживших основанием для отказа в выдаче лицензии."

Таким образом, текст абзаца 5 ч.2 ст.9

"Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии с указанием причин отказа. "По требованию соискателя лицензии лицензирующий орган обязан предоставить в течение трех дней надлежащим образом оформленные и заверенные печатью лицензирующего органа копии результатов проведенных исследований, экспертиз, анализов, послуживших основанием для отказа в выдаче лицензии."

Данная поправка описывает процедуру получения документации, необходимой для ведения дела в судебных органах при обжаловании решения об отказе в выдаче лицензии. Одновременно поправка позволит избежать ряда судебных дел, т.к. в предоставленных лицензирующим органом документах будут видны ошибки, допущенные соискателем, что позволит ему устранить их и вновь ходатайствовать о получении лицензии.

19.

В часть 4 статьи 9 вставить абзац 2 следующего содержания:

"При обжаловании в административном порядке соискателем лицензии отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии соискатель лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы. Порядок проведения независимой экспертизы и ее оплаты должны быть определены в Положениях о лицензировании конкретных видов деятельности."

Процессуальное законодательство регламентирует вопросы проведения независимой экспертизы только в рамках судебного заседания. Данная поправка защищает интересы соискателя при обжаловании в административном порядке.

20.

В абзаце 3 статьи 10 слова "территориально обособленных объектов" заменить на "объектов, с помощью которых осуществляется лицензируемый вид деятельности."

Таким образом, текст абзаца 3 ст.10 выглядит следующим образом:

"наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения (с указанием объектов, с помощью которых осуществляется лицензируемый вид деятельности) - для юридического лица;"

В текст законопроекта включено понятие "объект", понятие "территориально обособленный объект" - не описано в рамках законопроекта. Гражданский Кодекс дает возможность образовывать филиалы и представительства, Налоговый Кодекс для целей налогообложения ввел понятие "обособленного подразделения организации". Вводить еще один термин для целей лицензирования полагаем не только нецелесообразным, но и не соответствующим вышеуказанным Кодексами.

21.

Статью 11 изложить в следующей редакции:

"1. В случаях:

а) реорганизации юридического лица, изменения его наименования или места нахождения;

б) изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя;

в) приобретения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем прав на объект, в котором или с помощью которого будет осуществляться вид деятельности, ранее прошедший лицензирование;

г) приобретения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем прав на объект, в котором или с помощью которого будет осуществляться незаконченный цикл вида деятельности, ранее прошедшего лицензирование, -

лицензиат (его правопреемник) обязан в течение пятнадцати дней подать заявление о переоформлении лицензии с приложением документов, подтверждающих указанные события.

Течение срока, установленного частью 1 настоящей статьи начинается со дня государственной регистрации изменений или со дня государственной регистрации прав на имущество или со дня приобретения прав на объект в случаях, когда государственная регистрация прав не предусмотрена Федеральным законом.

2. В случае реорганизации юридическое лицо - правопреемник- вправе осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии, но не более чем в течение шести месяцев со дня государственной регистрации произошедшей реорганизации.

В случае изменения наименования и (или) места нахождения юридического лица либо изменения имени и(или) места жительства индивидуального предпринимателя юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности на основании ранее выданной лицензии до получения переоформленной лицензии.

Переоформление лицензии осуществляется в течение десяти дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления с приложением документов, подтверждающих указанные изменения.

4. В случаях, предусмотренных п.п. "в" и "г" настоящей статьи, до получения переоформленной лицензии, лицензиат не вправе использовать объекты для осуществлении лицензируемой деятельности.

Переоформление лицензии осуществляется в течение тридцати дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления с приложением сведений об объекте, предусмотренных абзацами 11 и 12 ч.1 ст.9 настоящего закона.

5. Лицензирующий орган обязан уведомить лицензиата о переоформлении лицензии.

Выдача переоформленной лицензии производится в течение трех дней после представления лицензиатом документа, подтверждающего внесение сбора за переоформление лицензии".

6. При переоформлении лицензии лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий.

7. За переоформление взимается лицензионный сбор в размере 100 рублей, который зачисляется в соответствующие бюджеты."

Данная поправка учитывает все события, связанные с переоформлением лицензии, часть из которых не вошла в законопроект. Предусмотрено, что переоформление лицензии будет происходить во всех случаях реорганизации юридических лиц, а не только при преобразовании, т.к. в соответствии с нормами гражданского права при преобразовании происходит передача прав в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом.

Поправка закрепляет полностью процедуру и срока переоформления лицензии, что отсутствовали в предлагаемом тексте законопроекта.

22.

Включить в текст законопроекта ст.12 "Дубликат лицензии" следующего содержания:

" В случае утраты лицензии лицензиат обязан в течение пятнадцати дней подать заявление о выдаче дубликата лицензии в орган, осуществивший лицензирование данного вида деятельности.

Одновременно с заявлением необходимо представить документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за выдачу дубликата лицензии.

За выдачу дубликата лицензии взимается сбор в размере 100 рублей, который зачисляется в соответствующие бюджеты.

Выдача дубликата лицензии осуществляется в течение десяти дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления.

До получения дубликата лицензии лицензиат вправе осуществлять лицензируемую деятельность на основании выданной лицензирующим органом справки о приеме заявления о получении дубликата.

Требовать от лицензиата представления иных документов, кроме заявления, не допускается."

В представленном законопроекте выдача дубликата лицензии приравнена к переоформлению лицензии. Однако полагаем, что по своей природе это различные действия. Переоформление лицензии непосредственно связаны с событиями, тем или иным образом меняющими зафиксированные в лицензии данные. Выдача дубликата лицензии не является юридически значимым действием, т.к. потеря подлинника лицензии не означает автоматическую отмену действующего разрешения на осуществление лицензируемого вида деятельности.

23.

Статью 12 считать статьей 13

 

 

24.

В часть 1 статьи 13 после слов "в пределах их компетенции" вставить " в формах, порядке, сроках, указанных в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности."

Таким образом, текст ч.1 ст.13 выглядит следующим образом:

"Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции, " в формах, порядке, сроках, указанных в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности."

В проекте закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" лицензионный контроль не включен в сферу применения. Данная поправка определяет нормативный акт, в рамках которого должны решаться на Федеральном уровне все вопросы, связанные с осуществлением лицензионного контроля.

25.

Статью 13 считать статьей 14.

 

 

26.

В абзаце 1 части 1 статьи 14 после слов "выявления лицензирующими органами" вставить слова "при проведении проверки"; там же после слов "требований и условий" вставить "ответственность за которое предусмотрена нормами Уголовного Кодекса РФ".

Таким образом, текст абзаца 1 ч.1 ст.13 выглядит следующим образом:

"Лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами при проведении проверки неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, ответственность за которое предусмотрена нормами Уголовного Кодекса РФ".

Поправка конкретизирует основания для принятие решения о приостановлении действия лицензии и включает отсылочные нормы к Уголовному кодексу РФ для устранения разнообразного толкования оценочного термина "грубое".

27.

Включить часть 6 в статью 14 следующего содержания:

"В случае прекращения лицензируемого вида деятельности лицензиат вправе отказаться от лицензии, уведомив лицензирующий орган в письменной форме в течение трех дней с момента принятия решения.

При отказе от лицензии лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий.

С момента внесения записи в реестр лицензия теряет юридическую силу и подлежит возврату в выдавший ее лицензионный орган.

В случае возобновления вида деятельности лицензиат обязан получить лицензию в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона."

Данная поправка решает процедурные вопросы, которые оказались не затронутыми в законопроекте

28.

Статью 14 считать статьей 15.

 

 

29.

Статью 15 считать статьей 16.

 

 

30.

Включить абзац 4 в статью 16 следующего содержания:

"Взимание иных сборов, платежей, не указанных в тексте настоящего закона, не допускается".

Поправка содержит прямой запрещает на введение каких-либо дополнительных сборов.

31.

Статью 16 считать статьей 17.

 

 

32.

Статью 17 считать статьей 18.

 

 

33.

Включить в текст законопроекта статью 19 следующего содержания:

1. Лицензирующие органы в случае совершения противоправных действий, в том числе превышения компетенции (должностных полномочий), а также в случае противоправного бездействия несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

О мерах, принятых в отношении должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации, лицензирующие органы обязаны в месячный срок сообщить юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю), права и законные интересы которого нарушены.

2. При определении размера убытков, причиненных юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) неправомерным действием (бездействием) лицензирующего органа учитываются расходы, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), на финансовые результаты деятельности, затраты , которые произведены или должны будут произведены для получения юридической и иной помощи (экспертиза товаров, документов и т.п.), а также упущенную выгоду (неполученный доход."

Во многих случаях потери от нарушения прав связаны не только с необходимость осуществлять дополнительные расходы, но и с утратой обычных доходов, выгод от осуществляемой деятельности. При этом затраты на восстановление имущественных потерь подчас несопоставимы с потерями от невозможности использования прав. Внесенная поправка соответствует положениям Гражданского кодекса РФ.