На главную страницу

Технологии Документы Консультации Журнал Форум О Фонде


Сайт Госдумы

Список и состав Комитетов и Комиссий Госдумы

Правовая база Госдумы



Сайт Совета Федерации

Список комитетов и комиссий Совета Федерации



Сервер органов госвласти РФ

Сайт Президента РФ

Правительство РФ (ссылки на сайты Министерств и ведомств)

Законопроекты и документы

Источник: "Гарант"



ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

П И С Ь М О 
15 сентября 2005 г. N 03-11-02/37

"В ответ на запрос ФНС России от 02.08.2005 N 01-2-02/1086 "О порядке применения некоторых положений статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации"

     В связи с неоднозначным толкованием Минфином  России  и  ФНС  России
(МНС  России)  предусмотренного   статьей   346.27     Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) понятия "розничная  торговля",  ФНС
России просит сообщить позицию Минфина России по следующим вопросам.
     1. Письмами Минфина  России  от  08.02.2005  N 03-06-05-04/29  и  от
03.03.2005  N 03-06-05-04/49  в   адрес   налогоплательщиков   направлены
разъяснения, в соответствии с которыми по смыслу  статьи  346.27  Кодекса
для целей применения системы налогообложения в  виде  единого   налога на
вмененный доход для  отдельных  видов  деятельности  розничной  торговлей
признается    и    оптовая    торговля,    если        она осуществляется
налогоплательщиками за наличный расчет  или  с  использованием  платежных
карт.
     С данной позицией ФНС России не может согласиться, поскольку оптовая
торговля является самостоятельным видом предпринимательской деятельности,
который не предусмотрен пунктом 2 статьи 346.26 Кодекса и, следовательно,
вне  зависимости  от  применяемых  в  процессе  его    осуществления форм
расчетов, не может быть  переведен  на  систему  налогообложения   в виде
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
     Согласно  подпункту  4  пункта  2  статьи  346.26  Кодекса   система
налогообложения в виде единого налога на вмененный  доход  для  отдельных
видов  деятельности  по  решению  субъекта  Российской    Федерации может
применяться в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины
и павильоны с площадью торгового  зала  по  каждому  объекту  организации
торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие  объекты
организации торговли,  в  том  числе  не  имеющие  стационарной  торговой
площади.
     В соответствии со статьей 346.27  Кодекса  под  розничной  торговлей
понимается торговля товарами и оказание  услуг  покупателям  за  наличный
расчет, а также с использованием платежных карт.
     Одним  из  основных  условий,  позволяющих  отнести   осуществляемую
налогоплательщиком  деятельность,  связанную  с  реализацией   товаров, к
деятельности в сфере розничной торговли является  факт  заключения   им с
покупателями договоров розничной купли-продажи.
     Учитывая  данное  обстоятельство,  а  также  принимая  во   внимание
предусмотренное главой 26.3 Кодекса определение  розничной  торговли,  по
мнению   ФНС   России   розничными    продавцами,    и,    следовательно,
налогоплательщиками единого налога на вмененный доход могут  быть  только
те   налогоплательщики,    которые    осуществляют    предпринимательскую
деятельность,  связанную  с  торговлей   товарами   и     оказанием услуг
покупателям за наличный расчет, а также с использованием  платежных  карт
на  основе  договоров  розничной  купли-продажи  (параграф  2    главы 30
Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).
     При этом торговля товарами и оказание услуг покупателям за  наличный
расчет,  а  также  с  использованием   платежных   карт,   осуществляемые
налогоплательщиками-продавцами (поставщиками, производителями) на  основе
договоров поставки (параграф 3 главы  30  ГК  РФ)  либо  на   основе иных
договоров гражданско-правового характера,  содержащих  признаки  договора
поставки, относятся к предпринимательской деятельности  в  сфере  оптовой
торговли, которая не подпадает под  действие  системы   налогообложения в
виде единого налога на вмененный доход.
     2. Согласно направленным  в  адрес  налогоплательщиков  разъяснениям
Минфина России от 11.05.2004 N 04-05-12/26, 30.09.2004 N 03-06-05-06/12 и
от   18.03.2005   N 03-06-05-04/68   предпринимательская    деятельность,
связанная    с    розничной    торговлей     товарами,     осуществляемой
налогоплательщиками с использованием любых форм безналичных расчетов  (за
исключением расчетов с использованием платежных карт), не  подпадает  под
действие системы налогообложения  в  виде  единого  налога  на  вмененный
доход.
     Налогоплательщики,  осуществляющие  розничную  торговлю   товарами и
оказание услуг физическим и юридическим лицам, как за наличный, так и  по
безналичному расчету, привлекаются к уплате единого налога  на  вмененный
доход только в  отношении  результатов  розничной  торговли  за  наличный
расчет и с  использованием  платежных  карт.  Доходы,  полученные  такими
налогоплательщиками от осуществления розничной торговли с  использованием
всех  иных  форм  безналичных  расчетов,   подлежат     налогообложению в
общеустановленном  порядке   или,   по   желанию     налогоплательщика, с
применением  упрощенной  системы   налогообложения   на     основе данных
раздельного учета доходов и расходов (п. 7 ст. 346.26 Кодекса).
     С данной позицией Минфина России ФНС России в целом согласна.
     Вместе с тем  ФНС  России  считает,  что  из  под  действия  системы
налогообложения в виде единого налога на вмененный  доход  для  отдельных
видов  деятельности  должна   быть   выведена   и     розничная торговля,
осуществляемая с использованием так называемой смешанной  формы  расчетов
(расчет за единицу товара, как наличными деньгами, так  и  в  безналичном
порядке), поскольку при применении налогоплательщиками  общеустановленной
системы  налогообложения  в   отношении   доходов       полученных ими от
осуществления  розничной  торговли  с  использованием  безналичной  формы
расчетов возникают проблемы с  определением  налоговой  базы  по   НДС по
товарам, реализованным с использованием смешанной формы расчетов.
     Одновременно   Федеральная   налоговая    служба       сообщает, что
вышеизложенная  позиция  в  течение  2003  -  2004  годов   доводилась до
территориальных  налоговых  органов  и  ее  изменение  может   привести к
необходимости осуществления  налогоплательщиками  перерасчетов  налоговых
обязательств за указанные периоды: времени.

Действительный государственный
советник налоговой службы
Российской Федерации II ранга                               С.Н. Шульгин

     Министерство финансов Российской Федерации рассмотрел ваше письмо от
02.08.2005 г. N 01-2-02/1086 по  вопросу  определения  понятия  розничной
торговли для целей единого налога на вмененный доход для отдельных  видов
деятельности и сообщает следующее.
     По вопросу определения розничной и  оптовой  торговли  при  расчетах
наличными денежными средствами (платежными картами).
     В соответствии со статьей 346.26 главы 26.3 "Система налогообложения
в  виде  единого  налога  на  вмененный   доход   для     отдельных видов
деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по
решению субъектов  Российской  Федерации  на  уплату  единого   налога на
вмененный доход для отдельных видов деятельности  (далее  -  ЕНВД)  могут
переводиться   налогоплательщики,   осуществляющие    предпринимательскую
деятельность в сфере розничной торговли.
     Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса, институты,  понятия  и  термины
гражданского законодательства используемые в Кодексе  применяются  в  том
значении, в котором они используются  в  этой  отрасли  законодательства,
если иное не предусмотрено Кодексом.
     Согласно нормам статьи 346.27  Кодекса  для  целей  применения  ЕНВД
розничная торговля определена как  торговля  товарами  и  оказание  услуг
покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных  карт,
независимо от видов договоров, по которым реализуются товары и услуги.
     В связи с этим в настоящее время для целей применения ЕНВД розничной
торговлей, по нашему  мнению,  правомерно  признать  продажу   товаров за
наличный расчет не только физическим лицам, но и юридическим лицам,  т.е.
независимо  от  вида  договоров,  по  которым  фактически  осуществляется
торговля  товарами.  Поэтому,  в  данном  случае  положения  Гражданского
кодекса Российской Федерации, определяющие розничную и оптовую  торговлю,
на  которые  вы  ссылаетесь  в  письме,  следует  применять     для целей
налогообложения с учетом особенностей редакции действующих норм главы 263
Кодекса.
     В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Федерального закона от 21  июля
2005 года N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные  акты
Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании  утратившими
силу отдельных положений  законодательных  актов  Российской  Федерации",
вступающего в действие с 1 января 2006 года, к розничной  торговле  будет
относиться деятельность по продаже товаров только по договорам  розничной
купли-продажи  (в  том  числе  за  наличный  расчет  и  с  использованием
платежных карт).
     По вопросу различных форм расчетов за товары при розничной торговле.
     Как  указано  выше,   согласно   определению   розничной   торговли,
приведенному в статье 346.27 Кодекса, такой торговлей признается  продажа
товаров за наличный расчет, в том числе с использованием платежных  карт.
Следовательно, операции по реализации товаров с использованием любых иных
форм оплаты, в том числе безналичной оплаты товаров в кредит, к розничной
торговле для целей применения  ЕНВД  не  относятся  и  должны  облагаться
налогами в общеустановленном порядке.
     С 1 января 2006 года в соответствии с Федеральным законом от 21 июля
2005  года  N 101-ФЗ  продажа  товаров  физическим  лицам  по   договорам
розничной купли-продажи будет относиться к розничной торговле  независимо
от формы расчетов. Поэтому реализация товаров в кредит  физическим  лицам
будет облагаться единым налогом.
     Учитывая  изменения,  внесенные  названным  федеральным    законом в
понятие розничной торговли, а также то, что по указанным  вопросам  ранее
Минфином России и ФНС России давались противоречивые разъяснения, считаем
возможным не производить перерасчет налоговых обязательств  за  2003-2005
годы.

                                                            С.Д. Шаталов



   Указ мэра Москвы от 10 февраля 2009 г. N 8-УМ "Об организации регионального государственного контроля (надзора) в городе Москве в 2009 году"

   Указ Президента РФ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», 14 мая 2008 г.

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА