На главную страницу

Технологии Документы Консультации Журнал Форум О Фонде


Персоналии Фонда

Цели и задачи

Партнеры

Контакты

Программа Фонда

Документы по ОПОРе


Конференция "Бизнес и власть" Центрального федерального округа

Малый бизнес готовится к "маленькой" революции

С самого начала рыночных реформ власть не особо баловала своим вниманием малый и средний бизнес. Конечно, время от времени с высоких трибун звучали правильные слова о необходимости его поддержки, но это было привычным элементом предвыборных кампаний, своего рода ритуалом. Между тем, бюрократия приобретала все большую силу, а класс мелких и средних предпринимателей хирел на глазах. Поэтому настойчивость, с которой в последнее время исполнительная власть проталкивала в Думе нужные бизнесменам "средней руки" законы, не могла не вызвать у них определенного оптимизма.

Осознав, что только вместе они - сила, представители малого и среднего бизнеса решили взять курс на создание единой общероссийской общественной организации. По этому поводу высказали свое мнение члены оргкомитета и участники конференции представителей малых и средних предприятий Центрального федерального округа "Бизнес и власть: стратегия взаимодействия в XXI веке".

Дина Крылова, управляющий Фонда защиты прав предпринимателей "Деловая перспектива":

Работа сессии Госдумы в этом году дала с точки зрения предпринимателей конкретные результаты в виде закона о защите прав предпринимателей и новой редакции закона о лицензировании, значительно сократившей лицензируемые виды деятельности. Мы видим, что дан старт снижению налогового бремени на предпринимателей. Таким образом, наблюдается политическая воля к реальным реформам в этой сфере. Весь этот год предпринимательские объединения работали в тесном контакте с рабочей группой по подготовке законопроектов, и в ходе этого диалога и власть, и бизнес в значительной мере улучшили мнение друг о друге. Мы увидели чиновников, которые действительно работают на благо общества. С другой стороны, представители власти увидели предпринимателей, которые меньше жалуются и больше выступают с конструктивными предложениями. И более всего нас порадовало то, что наши предложения зачастую ложились в основу концепции обсуждаемых законов.

В процессе этой работы мы увидели, что набор предпринимательских объединений достаточно случайный. Многие ценные наработки региональных организаций остались за рамками процесса. Будучи разобщенными, не имея своего информационного ресурса, предпринимательские организации лишены возможности "транслировать" свой положительный опыт на всю страну, предложить какие-то эффективные решения. Со временем мы поняли, что нам надо объединить усилия. Для того, чтобы эффективно заработали уже принятые законы, нужны усилия и власти, и предпринимателей. Власть одна не справится с проблемой чиновничьего произвола. А предприниматели часто вынуждены идти на поводу у чиновников, чтобы не подвергать риску свой бизнес. Для того, чтобы разрушить эти препоны, нужно гласное обсуждение. Чиновник, преступающий закон, более всего боится огласки. Поэтому мы предложили такой механизм решения назревших проблем, как трехстороннюю комиссию, в состав которой входят представители власти, предпринимательских объединений и потребительских организаций.

Для того, чтобы предприниматели наконец стали платить налоги и вышли из тени, недостаточно просто принять какие-то законы. Надо реально освободиться от поборов. Платить и поборы, и налоги одновременно они не могут. Только выработав совместную стратегию, обмениваясь опытом и информацией, мы можем действительно эффективно работать. Нам необходимо создать центр, куда будет стекаться эта информация, где мы можем координировать наши общие усилия.


Владимир Егоров, министр правительства Москвы:

Сегодня все еще приходится констатировать отсутствие государственной политики по отношению к малому и среднему бизнесу. Через необдуманную либерализацию экономики мы по существу убили отечественное производство. Мы провозгласили своей целью создание собственников и получили "олигархов". Эти "олигархи" создали такую финансовую инфраструктуру, которая способствует оттоку капитала за рубеж. Мы должны были понимать, что крупные собственники - это интернациональные компании. Они не работают на внутренний рынок. На него работают именно представители малого и среднего бизнеса.

Мы сегодня говорим о необходимости создания общественной структуры, которая по настоящему пыталась бы лоббировать интересы малого бизнеса, защищать его. Известно, что в стране зарегистрировано более 2 тысяч общественных организаций. До тех пор, пока власть не захочет услышать эти организации, вряд ли их существование имеет какой-то смысл. Нам нужно восполнять пробелы в законодательстве. Пока не принят закон об общественных организациях, взаимодействие общественных организаций и власти будет бесплодным. Мы давно говорим, что у нас нет основополагающего закона - о предпринимательстве, о малом и среднем бизнесе. Пока мы не определимся, что такое на самом деле малый бизнес и средний бизнес, что такое микропредприятие, мы так и будем блуждать в потемках. Мы долго говорим об особом налоговом режиме для малого бизнеса. Михаил Касьянов давно обещал включить во вторую часть Налогового кодекса отдельную статью для малого предпринимательства, но до сих пор ее нет.

Если мы действительно задаемся целью, как говорит Путин, повышать благосостояние общества, то приоритетным направлением должна стать поддержка именно малого и среднего бизнеса. Если же мы будем и дальше заниматься "созданием собственника", то существующее расслоение общества лишь усугубится. Очевидно, что это путь к катастрофе.


Владлен Максимов, председатель координационного совета профсоюза предпринимателей "Лига свободы":

Полтора года назад федеральная власть впервые за время реформ заявила, что ситуация с малым и средним бизнесом глубоко ненормальна и что он нуждается в защите государства. Тогда же был определен основной враг мелких и средних предпринимателей - бюрократия, постоянно увеличивающая свои контролирующие, регулирующие функции. Сегодня можно констатировать, что была проявлена удивительная для России последовательность, и все эти заявления не стали свидетельством очередной быстротечной кампании. Но, вместе с тем, к большому сожалению, приходится констатировать еще и то, что реального сдвига в печальном положении малого и среднего бизнеса не произошло. Беспрецедентное и наглое давление на него коррумпированной бюрократии продолжается, а кое-где и усиливается.

Наиболее вопиющая ситуация сложилась на региональном уровне. В последние годы усилились псевдопредпринимательские структуры, единственной задачей которых является представлять малый и средний бизнес в коридорах исполнительной власти. Деятельность эта сама по себе специфическая и является бизнесом, причем не связанным с финансовыми рисками. Структуры эти, как правило, создавались сверху, и большей частью возглавляются чиновниками. Средства они черпают в лучшем случае из грантов, а в худшем и более распространенном - из региональных бюджетов. Польза от этих номенклатурных "защитников" предпринимателей за редчайшими исключениями абсолютно не соответствует тем ресурсам, которые они сосредоточили в своих руках, находясь на этой тучной, благодатной ниве. Главное для них не поссориться с властью.

Сегодня, впервые за время реформ, ставят вопрос о создании общероссийской, общефедеральной структуры, созданной самими предпринимателями. Нетрудно предвидеть пессимизм коллег: мол, предприниматели - люди особенные, индивидуалисты, будут ли они этим заниматься? Дело в том, что всем заниматься этим и не надо. Уверен, если 10% предпринимателей, чувствуя за собой моральную поддержку всего российского малого и среднего бизнеса, будут тратить 3 дня в месяц на организованную борьбу с коррумпированной бюрократией, мы за год сделаем в отношениях с российским чиновничеством революцию, в хорошем смысле этого слова.


Владимир Маслаков, координатор "Круглого стола бизнеса Москвы":

Общество относится к предпринимателю в полном соответствии с тем, как предприниматели сами себя чувствуют и ведут по отношению к обществу. В начале 1990-х, когда в один день при удачной сделке можно было стать миллионером, считалось нормальным явлением, когда мы с компаньонами покупали калькуляторы для налоговой инспекции, газовые пистолеты для МВД, потому что в бюджете не было денег. И честно говоря, тогда нас уважали. Потом как-то вошло в привычку, что дыры в законах мы затыкаем деньгами. Приходилось платить, чтобы получить от чиновников нужные разрешения. Поэтому не надо удивляться тому, что общество к нам относится как к представителям теневого бизнеса, на которых можно элементарно наехать самому мелкому чиновнику. По-моему, этот период в истории российского бизнеса уже закончился. Мы все стали требовать к себе уважения. Мы готовы жить по законам, тем более, что власть делает многое для того, чтобы эти законы нас устраивали.

Если власть предлагает нам о чем-то договариваться, она исходит из того, что эти договоренности будут обязательны для обеих сторон. Если у нас 2000 объединений предпринимателей, надо провести 2000 переговоров? Это бессмысленно. Во всем мировом бизнес-сообществе эти проблемы решаются в рамках корпоративной этики. Кстати, первыми кодексы этики и стандарты поведения возникли в новых для нашей экономики отраслях. Если мы будем уделять этому достаточно внимания, это будет самый главный шаг в формировании имиджа предпринимателя.


Сайт Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
http://www.cstpp.ru/index.files/v5s.htm

Консультации юристов Фонда:

01.06-31.08.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.04-31.05.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.03-31.03.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.02-28.02.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.01-31.01.05 Ответы на вопросы предпринимателей

Предыдущие консультации

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА