На главную страницу

Технологии Документы Консультации Журнал Форум О Фонде


Персоналии Фонда

Цели и задачи

Партнеры

Контакты

Программа Фонда

Документы Конференции


ВЫСТУПЛЕНИЕ В.Л.КОРОЧКИНА НА КОНФЕРЕНЦИИ В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ (31.07.01)
Владислав Леонтьевич Корочкин - Генеральный директор Научно-производственной корпорации НК ltd

Уважаемые коллеги!

Прежде чем изложить предложения, связанные с содержанием Устава и организационными принципами Союза, необходимо сказать несколько слов о целесообразности создания подобной организации. Это вопрос постоянно поднимается на встречах, собраниях, конференциях, как в кулуарах, так и с трибун: "Зачем нужна еще одна организация?".

Задают этот вопрос, как правило, две категории людей. Работники существующих организаций, отношение которых к возможной конкуренции не требует комментариев, и предприниматели, не сумевшие достучаться до существующих организаций, разочаровавшие или готовые разочароваться в них и потому не видящие смысла в увеличении их числа.

Ответ таков: наш Союз - не "еще одна" организация предпринимателей. Он задумывается и создается на новой базе, основывается на новых, нетипичных для современной России подходах.

Предложения, которые я рискну вынести на Ваше обсуждение, исходят из нескольких простых постулатов:

1. Союз должен будет выражать и представлять, проще говоря, лоббировать интересы предпринимательского сообщества вне зависимости от текущей политической конъюнктуры. А отсюда следует простой и не для всех приятный вывод: сам Союз не должен иметь выраженного политического лица. Не должен нести какой-либо политической окраски или придавать своим лидерам характер публичных политиков. Политика - просто не его дело

Это - не наше изобретение. Так действуют объединения предпринимателей во многих странах мира, например, в Соединенных Штатах, где они располагают даже правом законодательной инициативы (пример АСТА). Но их лидеры не становятся при этом политиками…

Может быть, следует поставить "завоевание" права законодательной инициативы как одну из стратегических целей Союза. Может быть, и нет. Но сам Союз задумывается и создается как элемент гражданского общества страны, а не политической системы государства.

2. Союз будет выражать и представлять интересы предпринимателей в целом, что называется, "как таковых". Налоги затрагивают всех, льготы по налогам - только тех, кого они касаются или, по их убеждению, должны были бы касаться. Территориальные, отраслевые различия интересов, противоречия и сложности принципиально должны будут оставаться "внутри" Союза, взаимодействовать и поглощаться в процессе выработки общей точки зрения. И если по какому-то вопросу такая единая точка зрения невозможна (или "пока" невозможна), - в тысячу раз честнее, лучше и полезнее честно признаться в этом самим себе и окружающему миру, чем пытаться "продавить" через организацию свою частную позицию, "приватизировать" авторитет и возможности общероссийского Союза предпринимателей для решения собственных частных проблем, заведомо не являющихся в этом случае проблемой, общей для всех.

3. Не будучи элементом политической системы, Союз не должен пытаться стать и элементом структуры управления, административной системы. Только не будучи частью системы, можно реагировать на любое возможное изменение этой системы, развиваться вместе с ней и даже опережать ее развитие.

Любая сложная система способна развиваться, только когда есть приток энтропии извне. Универсальный принцип функционирования сложных систем почему-то все время забывают действующие политики. Существующая система взаимодействия предпринимателей и государственной власти была сформирована в начале 90-х годов. Самой тогдашней властью. Из людей, во многом близких к партийным кругам и "псевдопредпринимательской", государственно-хозяйственной элите. Возможно, в условиях, когда реальное предпринимательское сообщество отсутствовало, а истинных - не номенклатурных - предпринимателей на достаточно серьезном уровне можно было пересчитать по пальцам, это был единственный способ создать хоть что-нибудь! Но, раз все было заранее определено и расписано, все - связи, деньги, лидеры, вопросы и ответы на них - было известно заранее, потенциала развития просто не существовало.

Сегодня ситуация принципиально иная. Сформировался мощнейший слой нашего общества - слой самых активных, мыслящих, предприимчивых индивидов. Они сумели выжить и развиваться, несмотря на кошмарные условия, на отсутствие элементарной инфраструктуры и ужасающую правовую среду, когда правила игры менялись пять раз на дню, причем, как правило, в интересах отдельных, вполне конкретных игроков. В общественном сознании образ предпринимателя и сегодня связывается не с управлением материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а с необходимостью "решать вопросы" в многочисленных чиновничьих инстанциях и умением находить бреши в запутанном и противоречивом законодательстве. Успех в предпринимательской деятельности и поныне во многом определяется близостью к власти и возможностью добиться для себя и своего бизнеса нужного исключения из правил. Бороться за отделение бизнеса от власти, а власти от бизнеса, прекратить "хозяйственное использование" административного ресурса можно только в том случае, если для начала запретить это самим себе. Уже есть в стране люди, которые могут, умеют и готовы работать, опираясь только на свои силы.

Пусть большинство из них по уровню своего личного благосостояния еще не подходит под критерии определения "среднего класса", как он понимается в Европе или Америке. Но по уровню мышления они уже давно его обогнали. Этим людям ничего не нужно от власти. Они все делают себе сами. И не только себе - уже и стране! Если им не будут мешать. Вот именно это: "чтобы не мешали" - это то самое, чего мы хотим добиться.

Да, мы хотим внести в систему некоторую неопределенность. Энтропию. Борьба с этой неопределенностью может и должна изменить все сложившиеся за десятилетие структурные связи и перевести систему на принципиально новый уровень. Каждый из Вас знает, как трудно проводить даже самые полезные структурные изменения хотя бы на одном своем предприятии, какое напряжение это порождает в коллективе. То же самое будет и здесь, в наших действующих организациях.

Движение гарантирует развитие! Создание нашего Союза независимо ни от чего даст мощнейший импульс развитию отношений предпринимателей и власти!

Но для того, чтобы не останавливаться и не спотыкаться потом, эти принципы должны быть заложены в основу Союза при его создании. Именно поэтому в проекты документов Союза мы хотим изначально заложить некоторые "антибюрократические" и "анти-политические" барьеры. Под ними в первую очередь нужно понимать нормы, препятствующие обособлению формальных лидеров организации и появлению у исполнительных органов Союза собственных административных интересов. Думаю, что уже на этапе обсуждения этих принципов и основанных на них документов мы все хотели бы понять, кто чего ждет от нового объединения. Кто действительно хочет работать для предпринимательского сообщества, для гражданского общества в целом, а кто стремится просто "быть" при предпринимателях (то есть при деньгах) или при государственной власти. Кто готов немедленно начать действовать и не жалеть своего времени и денег, а кто ищет путей для того, чтобы в очередной раз организовать финансирование "программ малого бизнеса", понимая под этим, в первую очередь, свой собственный бизнес.

Проект Устава Союза, к разработке которого уже приступил редакционный комитет - включиться в эту работу может любой представитель организации, решившей войти в состав учредителей нового Союза, - предполагает:

- свободное членство на равных основаниях для любых организаций и объединений предпринимателей.
- три уровня структуры управления:

Съезд Союза;
Президиум;
Секретариат во главе с техническим директором.

Съезд проводится ежегодно. В нем с правом решающего голоса принимают участие представители всех объединений, вошедших в Союз. Главными задачами Съезда станут не "выработка политики" и не "выражение позиции" - хотя это и не исключается, - а оценка деятельности Президиума и секретариата за прошедший год, анализ материалов Ревизионной комиссии и постановка задач на новый срок.

Вы знаете: в истории было только одно государство, совершенно избавленное от коррупции. Это Парижская Коммуна. Должностные лица города Парижа назначались на один день по жребию. Мы предлагаем сформировать Президиум Союза из трех секций: от региональных организаций предпринимателей; от отраслевых организаций и персонально. Предполагается на учредительном съезде жеребьевкой установить очередность и затем ежегодно переизбирать 1/3 состава Президиума. При этом возможность немедленного переизбрания членов Президиума на второй срок исключается. Это избавит нас от "профессиональных политиков" в руководстве Союза. Каждый пришедший в него будет знать, что эта деятельность ни при каких условиях не станет для него постоянной, тем, что называли раньше "освобожденной работой".

Президиум собирается шесть раз в год, один раз в два месяца. Его работой и текущей деятельностью Союза руководит Председатель Президиума, избираемый на эти же два месяца без права непосредственного переизбрания на следующий срок. Тогда фигуры личностей-лидеров не заслонят собой организацию. Ревизионная комиссия должна стать органом не менее значимым, чем Президиум, она отвечает за эффективность работы Секретариата, Экспертного совета и других органов Союза. Едва ли кто-то из Вас может привести пример полезной работы ревизионных комиссий любых организаций - от ЦК КПСС до Счетной палаты РФ. Наша задача - попытаться переломить эту традицию.

Региональные и отраслевые отделения Союза формируются на добровольной основе из числа вступивших в Союз объединений. Их задача - решать на своем уровне задачи, которые "не доросли" до общероссийского уровня, и ставить перед Союзом в целом задачи, которые до этого уровня "доросли". Подчеркиваю, речь идет не о линейном масштабе, а о значимости вопроса. И проблема взаимодействия с сельсоветами может стать общероссийской, и наше дело - вовремя это заметить.

В заключение хотелось бы сказать вот что. Я уже вспоминал Парижскую Коммуну. Энгельс вслед за Морганом писал, что в неантагонистических обществах решения принимались единогласно; демократия как власть большинства - дитя непримиримых противоречий, которые невозможно снять другим путем, без подавления меньшинства. Союз предпринимателей - не место для разрешения противоречий между его членами. Нельзя не закладывать в основу Союза демократические принципы. Однако чем ближе будет выражаемая им позиция к единогласию, тем больше пользы она в конечном счете принесет всем предпринимателям страны.


Владислав Леонтьевич Корочкин - Генеральный директор Научно-производственной корпорации НК ltd
mail@ncseeds.ru
tel: (09656) 7-09-02, 7-06-82, 7-05-82, 7-07-82
fax: (09656) 7-06-02

Консультации юристов Фонда:

01.06-31.08.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.04-31.05.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.03-31.03.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.02-28.02.05 Ответы на вопросы предпринимателей

01.01-31.01.05 Ответы на вопросы предпринимателей

Предыдущие консультации

(c) 2000-2011 Общественный Фонд "Деловая ПЕРСПЕКТИВА". E-mail: ofdp@yandex.ru
Мнение авторов статей и аналитических материалов может не совпадать с мнением Фонда.
Директор сайта Дина Крылова: .


ОПОРА РОССИИ Деловая ПЕРСПЕКТИВА Rambler's Top100 Aport Top 1000 Яндекс цитирования Деловая ПЕРСПЕКТИВА